Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-правовые формы предпринимательства



2015-11-20 741 Обсуждений (0)
Организационно-правовые формы предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах, избираемых предпри­нимателем свободно, но не произвольно. Последнее обуслов­лено следующими объективными обстоятельствами:

— требованием соответствия форм организации предпри­нимательства действующему законодательству;

содержанием избранной предпринимательской дея­тельности;

наличием или отсутствием надлежащего количества Капитала для реализации предпринимательского проекта и т. п.

Предпринимательская деятельность осуществляется по-средством определенных организационных структур — предприятий.

Предприятие — хозяйственное звено, которому свой-ственны следующие черты:


Таблица 10.1. Сравнительная характеристика классической и инновационной моделей предпринима­тельства

 

Поведение предпринимателя Классическая (приростная) модель предпринимательства Инновационная модель предпринимательства
Цель предпринимательской деятельности Максимизация прибыли Оптимизация потенциала прибыльности
Средства достижения цели Использование подходов, получен­ных на основе предыдущего соб­ственного опыта Использование новых, нетрадиционных ресурсов и их комбинаций, новых систем управления, заинтересованности и т. п.
Вариантность действий Одновариантность с учетом прошлого опыта Многовариантность, творческий поиск перспектив
Отношение к риску Минимизация риска Осознанный риск с балансированием совокупности вариантов риска
Реакция на изменения в экономической среде Реакция на те изменения, которые уже произошли, стали фактом Стремление предвидеть возникновение проблем и умение найти средства при­способления к ним (если их появление нельзя предупредить) и применение превентивных мер для упреждения нежелательных последствий или мини­мизации убытков от их реализации
Система стимулов Стимулирование стабильности и эффективности Стимулирование творчества, новатор­ства, инициативы

Предпринимательство в рыночной экономике


— наличие единого имущества, необходимого для осу­ществления определенного экономического процесса, что обособляет его экономически;

— технологическая обусловленность ресурсов (для про­изводства хлеба необходимы иные средства производства и работники, нежели для производства швейных изделий);

— определенное место в системе общественного разделе­ния труда (специализация, кооперирование, комбинирова­ние, интеграция);

— определенное место в социуме.

В зависимости от формы организации предприятий раз­личают:

— индивидуальные (единоличное владение);

— общества, товарищества, партнерство;

— корпорации.

Индивидуальные предприятия находятся в собственно­сти одного лица, принимающего на себя не только финансо­вый риск, но и исключительную ответственность за управ­ление. Предприниматель одновременно является и соб­ственником, и работником, и бухгалтером, и управленцем.

Преимущества индивидуальных предприятий:

— экономическая свобода выбора сферы деятельности, объемов производства, направлений использования доходов и т. п.;

— оперативность;

— непосредственная заинтересованность в производи­тельном труде, эффективном распределении и использова­нии дохода;

— низкие организационные издержки.
Недостатки индивидуальных предприятий:

ограниченность финансовых возможностей внедрения Достижений НТП, новейших форм организации труда;

ограниченная возможность организации отдыха и т. п. Общества (партнерства) — форма организации, основан­ная на: общем (долевом) формировании юридическими или физическими лицами уставного капитала; распределении прав и ответственности в зависимости от доли в уставном капи-тале и места в структуре управления обществом (рис. 10.5).


 



Глава 1 о

Рис. 10.5. Виды обществ

Юридическое лицо — это деловое предприятие, имею­щее собственный устав, счет в банке, прошедшее процедуру официальной регистрации.

Полное общество — объединение физических и (или) юридических лиц с целью осуществления совместной хо­зяйственной деятельности на основе соглашения между ними. Полное общество не является юридическим лицом, его члены сохраняют самостоятельность, но несут неограни­ченною солидарную ответственность по обязательствам не только имуществом предприятия, но и своим собственным имуществом.

Эта форма применяется там, где преобладает интеллекту­альный труд (брокерские, аудиторские, адвокатские фирмы).

Общества с ограниченной ответственностью основа­ны на ответственности, которая ограничивается только иму­ществом предприятия, и предприниматель не несет ответ­ственности своим собственным имуществом. Эта форма бо­лее распространена, поскольку ей присущ меньший уровень риска.

Смешанные общества (коммандитные) — объедине­ния нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной деятельности на основе договора. Они состоят из действительных членов (комплементариев), несущих пол-


предпринимательство в рыночной экономике

ную (неограниченную) ответственность по обязательствам общества, и членов-вкладчиков (коммандистов), отвечаю­щих по обязательствам товарищества только своими вкла­дами (ограниченно).

Преимущества обществ над индивидуальными (еди­ноличными) предприятиями:

— расширение финансовых возможностей;

— возрастание доверия со стороны кредитных учрежде­ний;

— возрастание эффективности вследствие обмена опытом и распределения функциональных обязательств.

Недостатки обществ:

— обострение противоречий между интересами участни­ков общества;

— разногласия при выработке единой стратегии;

— разногласия при принятии управленческих решений.
Корпорация (акционерное общество) — форма объедине­
ния капиталов участников акционерного общества (АО).

Она свидетельствует о внесении капитала в форме покуп­ки акций и предоставляет акционеру право получать часть дохода АО в форме дивидендов и принимать участие в управ­лении обществом. Акционерные общества бывают закрыты­ми (ЗАО) и открытыми (ОАО). Различие между ними состо­ит в том, что первые не выпускают акции или выпускают их без права свободной купли-продажи, а вторые (ОАО) — вы­пускают акции, свободно продающиеся и покупающиеся.

Преимущества акционерных обществ:

— значительно лучшие условия привлечения финансо­
вых ресурсов;

меньший риск банкротства (при ограниченной ответ­ственности);

сравнительно большая устойчивость;

эффективный менеджмент и маркетинговое обслужи­вание.

Недостатки акционерных обществ:

организация и ликвидация АОтребует значительных затрат;


Глава 1 о

— разногласия в интересах участников АО усложняют эффективное управление;

— сложная организационная структура управления по­рождает бюрократизацию.

В современной рыночной экономике активизируется роль объединений предприятий (рис. 10.6).

Картель — соглашение (гласное или негласное) между независимыми предприятиями по проведению единой цено­вой политики, распределению рынков сбыта, согласованию условий обмена патентами, лицензиями и т. п. Производ­ственная деятельность картельным соглашением не регла­ментируется.

Синдикат — форма объединения предприятий, произво­дящих однородный продукт, что предполагает сохранение производственной самостоятельности при потере права на самостоятельный сбыт продукции. Созданная совместная


предпринимательство в рыночной экономике

структура занимается реализацией товаров, а доходы рас­пределяются по удельному весу каждого предприятия в реа­лизованной продукции.

Трест — форма объединения, предполагающая потерю юридической и экономической самостоятельности как в производстве, так и в реализации. Трест несет полную от­ветственность всем своим имуществом за результаты хозяй­ственной деятельности всех предприятий, входящих в его состав. Доля каждого предприятия определяется пакетом акций; пропорционально этой доле определяется и доход.

Концерн — объединение многих промышленных, финан­совых, торговых предприятий, формально сохраняющих свою самостоятельность, но фактически подчиненных фи­нансовому контролю и руководству главной фирмы, отве­чающей за хозяйственную деятельность объединенных предприятий в пределах пакетов акций каждого из них.

Конгломерат — многоотраслевое объединение, возник­шее на основе интенсивной экспансии головной фирмы в многочисленные, мало связанные между собой отрасли эко­номики путем скупки пакетов акций других предприятий.

Черты конгломерата:

— отсутствие отраслевого ядра;

— изменение собственника предприятия при стабильных производственных программах;

— неизменность экономических благ, предлагаемых на рынок;

— ведущая роль банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих стратегию поглощения и подчинения посредством интенсивной спекулятивной дея­тельности.

Диверсификаты — многоотраслевые корпорации, объе­диненные системой участия, производственной корпораци-ей, патентно-лицензионными соглашениями, совместными производственными и научно-исследовательскими програм­мами, единой системой финансирования. Черты диверсификата: наличие отраслевого ядра; объединение смежных отраслей;


Глава 1 о

— внедрение принципиально новых видов деятельности
и их результатов — продуктов;

— вспомогательная роль банков и других финансово-
кредитных учреждений.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) — организа­ционная форма объединения крупных промышленных фирм с банковскими структурами, где каждый член-участник самостоятельно решает собственные задачи, не пренебрегая при этом интересами группы. Координацион­ную деятельность может осуществлять банк или промыш­ленное предприятие.

Функции ФПГ:

— аккумуляция финансовых ресурсов;

— создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности;

— надлежащий контроль за эффективным использовани­ем финансовых ресурсов;

 

— содействие развитию научно-исследовательских раз­работок;

— межотраслевое перераспределение ресурсов.

Система участия

Для выявления степени зависимости предприятий, обра­зующих корпоративный капитал, от главной (материнской) компании используют критерий системы участия. По дан­ной системе предприятия, входящие в состав корпорации (холдинга), могут иметь следующие формы:

отделения (при условии, что 95—100 % акций при­
надлежат материнской компании);

дочернего предприятия (доля участия материнской
компании составляет 50—95 %);

филиала (удельный вес материнской компании состав­ляет 25—50%);

ассоциации (участие материнской компании в капита­ле составляет 10—25 %).

Кроме рассмотренных организационно-правовых форм предприятий и их объединений, существуют и другие кри-


предпринимательство в рыночной экономике

теории классификации. В частности, в зависимости от формы собственности, предприятия делят на:

— частные (основаны на собственности отдельных граж­
дан с правом использования наемного труда);

_ коллективные (основаны на собственности трудового

коллектива, кооператива, другого уставного общества, об­щественной или религиозной организации);

— государственные (основанные на общегосударственной
или коммунальной собственности).

Среди коллективных форм предпринимательства наибо­лее распространенной является кооператив.

Кооператив — объединение граждан с целью общего производства и сбыта продукции, закупок и потребления экономических благ, строительства, использования жилья и т. п.

Черты кооператива:

— является юридическим лицом;

— объединяет усилия для решения общих задач;

— равноправность членов в решении хозяйственных про­блем.

Недостаток кооперативной формы — ограниченность из-за необходимости согласования интересов членов коопе­ратива.

Государственное предприятие — предприятие, основ­ные средства которого находятся в государственной соб­ственности, а руководство назначается государственными органами или работает по контракту. Государственные пред­приятия общегосударственной собственности наиболее рас­пространены в отраслях:

-обеспечивающих национальную безопасность; -непривлекательных для частного предприниматель­ства, но имеющих стратегически важное значение для страны;

- естественных монополиях (с целью упреждения воз­никновения частной монополии).

Коммунальные предприятия чаще всего являются соб­ственностью власти административно-территориальных об­разований.


Глава 10

Формы государственных предприятий:

— с неделимым имуществом и полной принадлежностью его государственной собственности (унитарные предприятия);

— контролируемые государством посредством контроль­ного пакета акций (корпорации с правом принятия решения государством);

— с долей государственной собственности в уставном ка­питале меньшей нежели 50 %, где представители государ­ственных органов осуществляют интересы государства.

10.4. Классификация предприятий по размеру. Малый бизнес. Новые виды предпринимательской деятельности

По уровню концентрации и централизации производ­ства и капитала предприятия делят на малые (мелкие), средние и большие (крупные).

Термин "концентрация" означает сосредоточение, нако­пление, насыщенность, объединение.

Концентрация производства — процесс все большего сосредоточения производства на крупных предприятиях.

Концентрация капитала — процесс возрастания объе­ма капитала за счет превращения части чистого дохода в ка­питал (капитализации части чистого дохода).

Централизация капитала — процесс добровольного объединения капиталов (акционирования) или поглощения одними капиталами других, вследствие чего происходит укрупнение производства.

Показатели уровня концентрации производства:

— численность занятых;

— объемы производства;

— объем товарооборота;

— оборот капитала;

— удельный вес предприятия на товарном рынке;

— наличие или отсутствие конкуренции;

— наличие или отсутствие внешнего контроля.


Предпринимательство в рыночной экономике

Наиболее распространенными критериями определения масштабов предприятий (крупные, средние или мелкие) ми­ровой практикой признаны:

— объем каптала;

— численность занятых;

— объем выпуска.

Законодательства разных стран устанавливают свою ко­личественную и качественную оценку отнесения предприя­тий к тому или иному типу.

Вместе с тем не следует отождествлять крупное, среднее и мелкое производство с делением предприятий на анало­гичные типы. В основе деления предприятий на отмеченные выше типы лежат количественные показатели, в основе деления предпринимательства качественные характе­ристики.

Выбор типа предприятия в значительной мере зависит от отрасли, избранной для осуществления предпринима­тельской деятельности.

Масштабы предпринимательской деятельности опре­деляются научно-технической и производственной специа­лизацией, кооперацией, интенсивностью интеграционных процессов.

Классификация предприятий по указанным выше крите­риям имеет важное значение для выбора организационно-правовой формы.

Главной организационной формой для крупного пред­приятия является акционерное общество (АО).

Преимущества крупного производства в сравнении с мелкими:

— технические и технологические преимущества, обу­словленные значительно лучшими условиями для исполь­зования достижений НТП;

— экономия от масштаба производства, комбинирования и занятости;

— сравнительно высокая устойчивость и стабильность
(даже в условиях тяжелого финансового положения круп­
ные предприятия, как правило, не ликвидируются, а толь­
ко меняют собственника и структуру управления;


Глава 1 о

— большие возможности использования кредита;

— преимущества в сфере обращения (закупка ресурсов оптом стоит дешевле), издержки по транспортировке, хра­нению и реализации больших партий товаров ниже в расче­те на единицу продукции.

Средние предприятия занимают промежуточное поло­жение между малыми и крупными. Их значительно мень­ше, нежели мелких, но больше, чем крупных. Они специа­лизируются на обслуживании тех сегментов рынка, которые не выгодны или в силу определенных причин не заняты крупными или мелкими предприятиями. Их ассортимент не очень многообразен, но устойчив, в связи с тем, что спе­циализированные рынки в меньшей степени зависят от конъюнктурных колебаний экономики.

Двойственная роль средних предприятий:

— создают конкурентную среду для крупных предприя­тий;

— являются промежуточной ступенькой к монополиза­ции;

—- наибольшее количество именно средних предприятий попадает под процесс поглощений;

— средние предприятия стремятся занять монопольное
(олигополистическое) положение в определенных сегментах
рынка.

Малые предприятия законодательно чаще всего опреде­ляются численностью занятых на них работников с учетом специфики сфер, отраслей и видов экономической деятель­ности.

В Украине действующее законодательство к малым отно­сит предприятия, число занятых на которых не превышает:

— в промышленности и строительстве — 200 человек;

— в других отраслях производственной сферы — 50;

— в науке и научном обслуживании — 100;

— в отраслях непроизводственной сферы — 25;

— в розничной торговле — 15 человек.

В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес занятых в среднем и мелком предпринимательстве со­ставляет 50—70 %, а их доля в ВВП — 50—60 %. Малых


Предпринимательство в рыночной экономике

предприятий там очень много. Именно на основе малых предприятий возникли средние и крупные.

В современной экономике Украины мелкое предприни­мательство не приобрело значения, свойственного рыноч­ным системам, формировавшимся эволюционно. Развитие его в Украине требует государственного содействия и под­держки.

Черты мелких предприятий:

— большое количество;

— гибкость (способность быстро реагировать на конъюн­ктурные изменения в экономике);

— неустойчивость (в США ежегодно становятся банкро­тами три из пяти вновь созданных фирм).

Функции малых предприятий:

— оперативно реагируют на изменение экономической конъюнктуры;

— корректируют состав экономики в соответствии с из­менениями в структуре вкусов, потребностей, предпочтений и т. п.;

— расширяют рамки экономической свободы, руковод­ствуясь в своей деятельности экономической целесообраз­ностью, а не решениями управленческих органов (государ­ственных или кооперативных);

— обеспечивают развитие конкуренции;

— способствуют ослаблению монополизма;

— создают дополнительные рабочие места;

— насыщают рынок экономическими благами при отсут­ствии значительного стартового капитала;

быстро возмещают затраты и восстанавливают (вос­производят) способность вновь инвестировать;

являются основой для формирования среднего класса;

активны в инновационной деятельности. Смешанная экономика комбинирует различные типы предприятий и разные их организационно-правовые формы на основе принципа экономической целесообразности, со­держание которой определяется минимизацией затрат и максимизацией прибыли.


Глава 10

Опытным путем установлено, что валовые затраты на единицу продукции минимизируются при достаточно высо­ких объемах производства в таких отраслях, как газоснаб­жение, электроэнергетика, водоснабжение (естественные монополии), а также металлургия, автомобильная промыш­ленность и т. п.

Малое предпринимательство наиболее распространено в высокорисковых сферах деятельности, а также там, где мас­совое производство нецелесообразно.

Переход к инновационной модели предприниматель­ской деятельности рождает новые ее формы:

— венчурное предпринимательство (бизнес);

— инжиниринг;

— лизинг;

— технопарки;

— торговые сети;

— франчайзинг и др.

Венчурное предпринимательство осуществляется в сфере финансирования высокотехнологичных, как прави­ло, с высокой степенью риска, проектов с целью получения максимальной прибыли.

по размеру венчурные компании небольшие и средние.

Организационно-правовая форма, свойственная им, — партнерства (общества).

Занимаются они целевыми инженерными разработка­ми, производствам и внедрением инноваций. Венчурные компании выполняют роль инвесторов долгосрочных науко­емких проектов с привлечением рискового капитала.

Партнеры венчурной компании:

— профессионалы в сфере предпринимательской и управ­ленческой деятельности;

— институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и т. п.);

— частные лица.

Управленцы вкладывают незначительную часть инвести­ций (1 %), но принимают на себя полный риск по управле­нию компанией. Институциональные и частные инвесторы обеспечивают финансирование и рискуют своими инвести-


предпринимательство в рыночной экономике

циями. Таким образом осуществляется принцип венчурного предпринимательства по распределению риска. Руковод­ство получает около 20 % прибыли, а инвесторы — 80 % .

По оценкам американских экономистов, 15 % венчурных компаний обречены на полную потерю рискового капитала; 30 % — обеспечивает очень скромную прибыль.

Зато 30 % венчурных фирм за несколько лет перекрыва­ют прибылью инвестированный капитал в 30-кратном, а иногда и в 200-кратном размере1.

Инжиниринг — система предоставления услуг фирмой-консультантом фирме-клиенту во время строительства про­мышленных и прочих объектов (рис. 10.7).


Глава 1 о

платежей. Срок аренды имущества определяется от 40 д0 90 % продолжительности обычного периода эксплуатации объектов, сдаваемых в аренду.

Арендованные объекты, как правило, покупаются ли­зинговой компанией по просьбе арендатора1. Лизинговые компании предъявляют к арендаторам те же требования, что и банки при предоставлении кредитов. Но ассортимент их услуг значительно шире: предоставление инженерно-консультационных услуг; послереализационное обслужи­вание; обучение персонала по обслуживанию оборудования и пр.

Эта форма предпринимательства очень удобна для мел­ких и средних предприятий, имеющих ограниченные фи­нансовые возможности.

Технопарки — одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм венчурного предпринима­тельства. За образец создания технопарка, как правило, принимают модель научно-производственного центра на базе Стенфордского университета в Калифорнии, в котором сосредоточены приблизительно 3 тыс. средних и малых электронных фирм, где работает 190—200 тыс. человек.

Пути возникновения технопарков:

— объединение сотрудников университетских и научно-исследовательских центров, стремящихся коммерциализи­ровать результаты своих научно-исследовательских разра­боток;

— создание научно-техническим персоналом крупных компаний, оставивших корпорацию с целью иметь свое соб­ственное дело. Как правило, корпорация не только не сопро­тивляется, но и содействует этому процессу, рассчитывая на сотрудничество в случае успеха;

— переход существующих фирм под эгиду технопарка с целью получения определенных льгот (условий кредитова­ния, аренды помещений для научных исследований, кон­структорских разработок и т. п.).

1 Арендатор — юридическое или физическое лицо, покупаю­щее право использовать имущество арендодателя на протяжении определенного времени за установленную договором плату.


предпримательство в рыночной экономике

Торговая сеть — два или больше магазинов, находящих-под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу заку­пок и сбыта, и, возможно, аналогичное архитектурное оформление.

франчайзинг — наиболее распространенная форма инте­грации малого и крупного предпринимательства в области

сбыта.

Сущность франчайзинга состоит в том, что главная круп­ная компания (франчайзер) подписывает соглашение с ма­лыми и средними независимыми предприятиями (франчай­зи) о предоставлении им исключительного права продаж ее вещественных товаров (или услуг) под торговой маркой компании-франчайзера.

Для получения прав фирма-оператор (франчайзи) осу­ществляет первоначальный взнос в пользу головной компа­нии (франчайзера), а потом уплачивает ежемесячные взно­сы. В этом состоит сходство франчайзинга с арендой при условии, что во временное пользование продается право ис­пользования товарного знака.

Франчайзинговый пакет (франшиза) — полная система ведения бизнеса — позволяет франчайзи осуществлять эту деятельность успешно даже тогда, когда он начинает зани­маться ею впервые.

Франчайзи осуществляет свою деятельность в соответ­ствии с законами, нормами и правилами, установленными франчайзером. Компенсацией за утрату в этом аспекте эко­номической свободы франчайзи является предоставление ему разрешения использовать название компании, ее репу­тацию, маркетинговые технологии и прочее.

Источники финансирования системы франчайзинга: передача в аренду главной компанией-франчайзером соответствующего основного капитала;

- собственный капитал франчайзи (фирмы-оператора); — заимствованный фирмой-оператором капитал.

Соглашение между франчайзером и франчайзи определяет: - нормативы отчислений от прибыли главной компании; - нормативы регулярных выплат за использование ре-кламы под торговой маркой франчайзера.


 

 

Франчайзинг как система организации предпринима­тельской деятельности имеет определенные преимущества и ограничения для обеих сторон (табл. 10.2).

Эта форма организации предпринимательства наиболее

распространена в ресторанном бизнесе, на станциях техни­
ческого сервиса автомобилей, в бытовом обслуживании
сферах туризма, розничной торговле, при оказании ремонт­
но-строительных, дизайнерских и бизнес-услуг и т. п. При­
мером франчайзинга являются предприятия быстрого об­
служивания "Макдональдс", станции технического обслу­
живания "Вольво", "Мерседес-Бенц" и т. д., магазины и
автоматы по продаже прохладительных напитков "Кока-
кола и пр.

Система франчайзинга содействует насыщению рынков

качественными и разнообразными экономическими блага-

ми и в этом ее привлекательность. Вместе с тем выполнение
производственной функции не самой головной компанией, а

фирмой-оператором не всегда гарантирует надлежащее ка­чество, соответствующее стандартам товарного знака голов-ной фирмы. Поэтому для системы франчайзинга характерен

жесткий контроль со стороны франчайзера за работой

фирмы-франчаизи.

Мерчандайзинг — система форм и методов активизации

торговли:

— различные варианты размещения магазинов;

— реклама в местах продажи;

— освещение;

— интерьер;

— фирменный стиль;

— обучение продавцов умению консультировать покупа­телей по вопросам качества и использования товаров; пони- манию психологии покупателя и активного влияния на его желание приобрести товар именно в этом торговом заведе­нии и т. п.

Подводя итог, отметим, что предпринимательство — яв-

ление многоаспектное. Формы предпринимательской дея-

тельности возникают из потребностей экономических субъ' ектов и определяются уровнем развития экономики.



 


Глава 1 о

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Основные термины и понятия

Предпринимательство. Бизнес. Предприниматель. Ин­дивидуальные предприятия. Общество. Полное общество. Общество с ограниченной ответственностью. Смешанные общества. Картель. Синдикат. Трест. Концерн. Конгломе­рат. Диверсификат. Финансово-промышленная группа. Концентрация производства. Малые, средние и крупные предприятия. Венчурное предпринимательство. Инжини­ринг. Лизинг. Технопарки. Франчайзинг. Франчайзер. Франчайзи. Мерчандайзинг.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику предпринимательства и ра­скройте общее и отличное в понятиях "предприниматель­ство" и "бизнес".

2. Какие причины обусловили эволюцию теории пред­принимательства? Раскройте главные пункты этих эволю­ционных изменений.

3. Проведите сравнительный анализ классической и инновационной моделей предпринимательства.

4. Какими факторами определяется выбор организа­ционно-правовой формы предпринимательства?

5. Какие типы объединения предприятий вы знаете? Чем определяется целесообразность использования каждо­го из них?

6. Как определяют степень зависимости предприятии, входящих в корпоративный капитал?

7. Дайте определение концентрации производства. По каким показателям определяют ее уровень?


предпринимательство в рыночной экономике

8. Какой критерий лежит в основе деления предприя­тий на малые, средние и крупные? Для чего нужна такая классификация?

9. Чем определяется целесообразность выбора типа предпринимательской деятельности?

 

10. Назовите преимущества и недостатки малого, сред­него и крупного предпринимательства.

11. Дайте определение венчурного предприниматель­ства. Какие функции оно выполняет? На каких принципах функционирует?

12. Что особенного можна выделить в лизинговой форме предпринимательства?

13. Что такое франчайзинг? На каких принципах он со­здается? Назовите его преимущества и ограничения.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф ; пер. с англ. — М. : Экономика, 1989. — С. 237—238.

2. Барр Р. Политическая экономия : в 2 т./ Р. Барр. — М. : Междунар. отношения, 1994. — Т. 1.

3. Варналій З.С. Державна політика підтримки малого підприємництва / З.С. Варналій. — К. : НІСД, 1996.

4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управлен­ческого персонала / В.В. Гончаров. — М. : Сувенир, 1993. -С 91.

5. Дениэлс Дж.Д. Международный бизнес: внешняя сРеда и деловые операции / Дж.Д. Дениэлс, Ли.Х. Радеба ; пер. с англ. — 6-е изд. — М. : Дело ЛТД, 1994. — С. 481—482.

6. Державна регіональна політика України: особливос-Т1 та стратегічні пріоритети : монографія / за ред. З.С. Вар-налія. — к. : НІСД, 2007. — Розд. XII.

'• Микроэкономика: теория и российская практика / ПоД Ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. — М. : КноРус, 1999.-т. 13.


__________________ глава ю

8. Поручник А.М. Венчурний капітал: зарубіжний до­свід та проблеми становлення в Україні / A.M. Поручник Л.Л. Антонюк ; Київ. нац. екон. ун-т. — К. : КНЕУ, 2000.

9. Сизоненко В. Підприємництво : підручник / В. Сизо­ненко. — К. : Вікар, 2005.

 

10. Сизоненко В. Сучасне підприємництво : довідник / В. Сизоненко. — К. : Знання-Прес, 2003. — Розд. VII, X.

11. Словарь современной экономической теории Мак-миллана : пер. с англ. / общ. ред. Дэвида У. Пирса. — М. : ИНФРА-М, 1997. — С. 154.

12. Юридична енциклопедія. — К. : Укр. енциклопедія, 1998. — Т. 1. — С. 333—334.

 


Глава 11



2015-11-20 741 Обсуждений (0)
Организационно-правовые формы предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-правовые формы предпринимательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)