НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1
Традиционное нейропсихологическое обследование включает: o сбор анамнестических данных; o оценку моторных и сенсорных латеральных предпочтений; o исследование двигательных (кинестетических, кинетических, пространственных, тактильных и соматогностических функций) o зрительный гнозис; o слуховой гнозис и пространственные представления; o рисунок; o копирование рисунка, букв, цифр; o зрительная и слухо-речевая память; o речевые функции; o письмо; o чтение; o интеллектуальные процессы; o эмоционально-личностные процессы. Оценивается уровень сформированное произвольной и непроизвольных программ саморегуляции и их взаимодействия. Таковыми являются: o "глухая инструкция", o динамические нагрузки в виде увеличения времени и темпа выполнения экспериментальных проб, o исключение зрительного и речевого самоконтроля (закрытые глаза, прикушенный язык), o применение мономануального (отдельно правой и левой руками) выполнения графических проб актуально и на следах памяти В ходе обследования: o Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как: o полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз) o пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость; o колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы; o наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энуреза; o сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных "преддыханий"; o соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п.
o насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; o легко ли переключается от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую программу. o Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? o Как часто отвлекается на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования? o Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого, или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развернутых подсказок экспериментатора. o Может ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; o Может ли оттормозить свои неадекватные данной ситуации эмоциональные реакции? Положительные ответы на эти вопросы наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить) свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции, то есть в максимальной ли степени отражают степень его социализации.
В ходе зрительного запоминания ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (то есть демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок.
Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка:
o фонематический слух (7 лет), o квазипространственные вербальные синтезы; o программирование самостоятельного речевого высказывания (8-9 лет).
o увеличение скорости и длительности выполнения задания; o исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля. Необходимым условием является выполнение любых мануальных проб (двигательных, рисуночных, письма) обеими руками поочередно. Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой рук ребенка, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать выполнение задания. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в "языке жестов": исследователь обязательно должен отмечать, какая рука "помогает" ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |