Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Слово, словосочетание и предложение: сходство и различия




 

  Слово Словосочетание Предложение
Основная функция     Номинативная (выражает одно понятие)   преимущественно номинативная (но не всегда выражает одно понятие) коммуникативная (выражает законченную мысль)
Структура   1 компонент   Не менее 2-х компонентов число компонентов не ограничено
Парадигма Грамматическая грамматическая   модально-временная
Предикативность _   _   +  
Интонационная оформленность _ _   +
Отраженность в словарях + _ _

 

IV

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов

 

СВОБОДНЫЕ НЕСВОБОДНЫЕ
Слова сохраняют свои лексические значения, свободно сочетаются друг с другом, каждый компонент – самостоятельный член предложения. Лексическая самостоятельность одного из компонентов ослаблена. Для раскрытия смысла зависимого компонента требуется наличие еще какого-либо слова.
английская порода читать книгу веснушчатое лицо собачка английской породы (нельзя сказать собачка породы) мальчик с веснушчатым лицом (нельзя сказать мальчик с лицом)

V



Типы словосочетаний по грамматической природе

Главного компонента

И М Е Н Н Ы Е МЕСТОИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ НАРЕЧНЫЕ
субстан тивные адъек-тивные нумра- тивные кто-то из студентов изучать литературу изучая литературу бесконечно долго
слезы радости   бледный от волнения третий по списку

VI

Семантико-синтаксические отношения между компонентами,

Способы их выражения

Грамматическое значение (ГЗ) словосочетаний

ГЗ СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (способы выражения: формы слов, предлоги, смысл, интонация)
Атрибутивные (определительные) Объектные Обстоятельственные Комплетивные (восполняющие)
О Б Щ Е Е «предмет и его признак» полезная работа человек долга «действие и объект действия» учить детей стремление победить «действие и обстоятельство действия» идти лесом «предметы и их количество» три пальмы множество звезд
Ч А С Т Н О Е предмет и его принадлежность:моя книга, дедушкинашинель, мяч брата; предмет как часть целого:листья березы,страницы из романа, рукава пальто; предмет и его отношение к лицу, коллективу, организации:директор школы, член студсовета, зал филармонии; предмет и его пространственное происхождение:эмигранты из России, кофе из Турции; предмет и время его происхождения: привычка с детства, заявление от 12 мая; предмет и его качественная характеристика: человек дела, слезы радости; предмет и его назначение:тушь для ресниц, бригада по ремонту, средство от простуды; предмет и материал, из которого он сделан: мебель из дерева, сумка из замши; предмет и его признак со значением меры и степени:друзья до гроба. действие и прямой объект действия:читать книгу; действие и косвенный объект действия:позвонить маме, преданность делу; действие (стремление) и его цель:достичь результатов, жаждать славы; действие-приближение к объекту:привязать к дереву; дейтвие и орудие действия: рисовать красками, высушить феном; действие и материал действия:сплести из лозы, шить из шелка; источник информации:узнать из теленовостей, услышать от соседей; распределительные отношения:взять по конфете; возместительные отношения:платить за труд; заместительные отношения: разговоры вместо дела, сделай за меня; отношения совместности: отдыхать с семьей, Лена с мамой; сопроводительные отношения:дом с мезонином, платье с рюшами; речемыслительный процесс его и объект: думать о работе, говорить про детей; объектно-ограничительные отношения: внимательный к людям, вспыльчив по натуре; отношения соответствия:прийтись по вкусу,характерный для ребенка. действие и место действия: гулять по парку; действие (движение) и его направление: смотреть вдаль; действие (движение) и исходный пункт: выйти из дома; выглянуть из окна; дата:1 сентября 2012 года; действие и время его совершения: проснуться на рассвете; действие и его начальный / конечный момент: дружить с детства; учить до полуночи; действие и причина действия:покраснеть от смущения; предмет/признак и причина его появления: румянец от смущения, красный от смущения; действие и цель действия: спрятать ради шутки; действие и способ действия: читать вслух; действие и характер его протекания: работать без шума; действие и его интенсивность: хохотать до упаду; признак и степень проявления признака: слегка смущен,очень весело;
Примеры совмещения грамматических значений
  корзина с грибами; машина с прицепом
жизнь в деревне; поход в лес; скамейка в парке
           

VII

Типы словосочетаний по объему

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ
- из двухзнаменательных слов: радоваться жизни - из трех и более слов, где один из компонентов выражен ФЕ: ехать по железной дороге - несвободные словосочетания: ваза чешского стекла - из трех и более знаменательных слов: всегда радоваться жизни

VIII




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)