Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. Два типа полисной системы: Афины и Спарта



2015-11-23 1265 Обсуждений (0)
Тема 14. Два типа полисной системы: Афины и Спарта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Характеристика источников (письменные и археологические).

2. Истоки экономического благосостояния Афин и Спарты: заполнить таблицу.

3. Социальная организация и политический строй в Афинах и Спарте.

4. Духовная культура в Афинах и Спарте:

4.1. Гражданственность и патриотизм;

4.2. Морально-нравственные идеалы;

4.3. Эстетические ценности.

Литература

Геродот. История.

Фукидид. История.

Аристотель. Афинская полития. Политика.

Плутарх. Фемистокл. Аристид. Кимон. Перикл. Ликург.

Ксенофонт. Лакедемонская полития.

Фрагменты перечисленных источников доступны из: Хрестоматия по истории древней Греции. / Под ред. Каллистова Д.П. М.,1964.

Хрестоматия по истории древнего мира. / Под ред. Боруховича В.Г. Саратов,1989. С.157-169,180-198,230-247.

Античная Греция. М.,1983.Т.1. Введение. Гл.4,5.

Андреев Ю.В. К проблеме Ликургова законодательства // Проблемы античной государственности. Л.,1982.

Андреев Ю.В. Спартанские всадники // Вестник древней истории. 1969. № 4.

Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Культура и политика // Вестник древней истории.1987. № 4.

Арский Ф.Н. Перикл. М.,1971.

Курилов М.Э.О некоторых функциональных особенностях института спартанских глашатаев // Вестник древней истории. 1996. № 4.

Кравчук А. Перикл и Аспазия. М.:Наука,1991. Гл.III-XI.

Паршиков А.Е. Организация суда в Архэ // Вестник древней истории. 1974. № 2.

Паршиков А.Е. Аристотель и организация Первого Афинского Морского союза // Вестник древней истории. 1971. № 1.

Паршиков А.Е.О статусе афинских колоний // Вестник древней истории. 1969. № 2.

Строгецкий В.М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте //

Античный полис. Л.,1979.

Суриков И.Е. Новая концепция афинской истории IV в. до н.э. // Вестник древней истории. 1996. № 4.

Шуллер В. Афинская демократия и Афинский Морской союз // Вестник древней истории. 1984. № 3.

 

Методические указания

Практическое занятие посвящено изучению греческого полиса в период его расцвета на примере Афин и Спарты. В Афинах это время так называемого «золотого века Перикла». Другой крупный полисный центр древней Греции – Спарта, известен как образец олигархического правления. Спартанский полис сложился уже в VIII-VIIв. до н.э., и с этого времени практически не подвергался реформам. В течение классического периода устойчиво сохранялась разница в организации полисной системы Афин и Спарты.

Рассмотрим их в сравнении. Для четкого и логичного представления и сравнения особенностей двух систем заполните следующую таблицу:

Таблица 1. Истоки экономического благосостояния Афин и Спарты

 

Вопросы для сравнения Афинский полис Спартанский полис Выводы
Торгово-денежные отношения          
Эксплуатация зависимого населения, рабов      
Союзнические отношения      
Участие в войнах        
Участие в позднегреческой колонизации, результаты      
Итоги      

 

Заполняя таблицу, не забудьте вернуться к таблице из занятия по теме 12. Заполните последнюю колонку в таблице «Характеристика рабства на Древнем Востоке и в Античной цивилизации». Используйте ее результаты для заполнения таблицы данного занятия.

По результатам заполнения первой таблицы сделайте выводы по каждому сравниваемому вопросу и внизу подведите итоги.

При ответе на 3 вопрос дайте характеристику общества, основу которого в двух полисах составляли граждане, объединенные в полисную общину. Как гражданские общины, так и социальные институты Афин и Спарты существенно отличались. Политический строй этих двух полисов идеально демонстрируют механизмы и учреждения двух различных систем: демократической и олигархической.

Для проведения сравнения и заключения заполните вторую таблицу:

Таблица 2. Социальная организация и политический строй

В Афинах и Спарте.

Вопросы для сравнения Афинский полис Спартанский полис Выводы
Структура общества      
Права и обязанности граждан      
Основные органы власти      
Порядок замещения магистратур      
Распределение функций законодательной, исполнительной власти      
Способы гарантии существующего строя      
Итоги      

 

Подводя итоги анализа таблицы, дайте оценку двум социально-политическим системам. Во-первых, подумайте о совершенстве и степени долговечности этих систем в древности, а именно: какая из них, по вашему мнению, была более прочной и совершенной. Во-вторых, можно ли согласиться с оценкой Афинской демократии, данной в школьных учебниках?

Завершая практическое занятие, попытайтесь составить духовный портрет общества двух полисов, сделайте вывод о том, какую гражданскую роль выполняла художественная культура греческого полиса.

 

Темы сообщений (обязательна презентация):

1. I Афинский Морской Союз и его история.

2. Организация армии и военное дело в Афинах и Спарте.

3. Система литургий и государственных выплат в Афинах.

4. Сисситии в Спарте.

5. Система воспитания и образования (Афины и Спарта).

6. Повседневная жизнь и городской быт (Афины и Спарта).

5. Архитектура и скульптура в Афинах в период «золотого века Перикла».

6. Морская археология и ее роль в изучении Древней Греции.

 



2015-11-23 1265 Обсуждений (0)
Тема 14. Два типа полисной системы: Афины и Спарта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. Два типа полисной системы: Афины и Спарта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)