Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Необходимость налогов и их роль в экономике государства



2015-11-20 3011 Обсуждений (0)
Необходимость налогов и их роль в экономике государства 5.00 из 5.00 4 оценки




В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Таким образом, взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

1.Формирование бюджета гос-ва(денежные и экономическое отношение между гос-вом гражданами)

2.Уплата налога, изменение собственности на части дохода(стоим. Имущество).Монополист-лицо производящее продукцию или предоставление услуги без конкурентов.
2. Экономическое содержание налога и его социально-экономическая роль в современном государстве.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости- национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При распределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределения с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность- от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной процессе производства (трудом, капиталом, землей, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов.
3. Признаки налога.

1.Императивность

2. Индивидуальная безвозмездность

3. Законность.

4. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства.

5. Абстрактность

6. Относительная регулярность.

 

Признак Императивностиналога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Иными словами, налог представляет собой обязательный платеж. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - платить налог в бюджет государства. В то же время налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет.

 

Индивидуальная безвозмездностьналогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду государства. Это отличает налоги от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся поэтому налогом. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие. Указанное движение не основано на конкретных договорах или специальных соглашений и определении меноспособности изымаемой стоимости. В результате уплаты налогов обязательно происходит смена собственника - определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги в отличии от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Таким образом, тот или иной налогоплательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства. Выполнение же государством своих функциональных обязанностей не может трактоваться как предоставление конкретному налогоплательщику эквивалентной выгоды.

В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, а так же штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются так же налогами штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства. Одновременно налоговые платежи являются индивидуальными, что исключает возможность абсолютного перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

 

Законностьналогов означает, что их установление и взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. В частности, в Конституции РФ в ст.57 определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги взимаются только с законных операций, т.е. налоги характеризуются легитимностью.

 

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства.Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируются централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства : содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально- политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.

 

Признак абстрактностиналогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. За счет уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств- бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда. В зависимости от состояния и перспектив развития общества государство отдает предпочтение тому или иному направлению в использовании бюджетного фонда.

Относительная регулярностьналога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.
4. Определение налога и сбора.

Налог –обязательный, индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хоз. ведения, оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым; к налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.>

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно,т.е их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. К налогам не относятся- платежи обязательного характера, взимаемых в качестве каких-либо санкций, например штрафы. а так же различного рода компенсационные выплаты (выплаты по возмещению нанесенного ущерба). Налоги –это платежи, взимаемые в установленном законном порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной властью. Обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

Налоги - это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц.Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством.

Налоги - денежные платежи.ВСовременных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров и услуг.

Налоги следует отличать от сборов.

В статье 8НК РФ под сбором- понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов, государственными органами., органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставленные определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор- это обязательный, индивидуальный возмездный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий. (по учебнику Майбурова)
5. Прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги– условное понятие, обычно обозначающее группу труднопереложимых налогов с доходов и имущества налогоплательщиков, взимаемых непосредственно с факто получения ими дохода и владения имуществом.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогамиоблагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль ( доход) акционерных обществ (корпорационный), налоги на имущество юридических и физических лиц, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относитсятакже налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Косвенные налоги- условное понятие, обычно обозначающее группу налогов на товары и услуги, которые включаются в виде надбавки к продажным ценам (тарифам), оплачиваются в конечном итоге потребителями и потому успешно перелаются на них.

Косвенные налоги– это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины. Косвенные налоги имеют длительную историю. В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, полуфабрикатам, готовой продукции, мощности оборудования) и универсальные. Универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота. Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость
6. Налогоплательщики (субъекты, налоговые агенты, законные представители налогоплательщика, резиденты-нерезиденты, взаимозависимые лица).

Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов.

Налогоплательщики– юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо– организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющая следующие признаки:

• независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц;

• наличие имущества, обособленного от имущества участников;

• право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

• право осуществлять от своего имени экономические операции;

• право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;

• самостоятельная имущественная ответственность.

Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

Физическое лицо– гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам относят граждан данной страны; иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия (что необходимо юридическим лицам).

Налоговый агент– лицо, на которое в силу принятых актов

Налоговый агент– лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет (бюджетный фонд) налога или сбора.

Резидент– юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны. Резидент – физ.л., находящееся на территории РФ, не менее 183 дней в течении 12 месяцев взятых подряд (НДФЛ 13%).

Нерезидент: 1) юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; 2) физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения (ставка НДФЛ 30%).

Законные представители налогоплательщика– то лицо, которое обязано выполнять функции налогоплательщика за него (бухгалтера). Законные представители налогоплательщика по доверенности –право платить за лицо.

Сейчас к взаимозависимым лицам в силу прямого указания закона могут быть отнесены лица при выполнении следующих условий:

1.одна организация прямо или косвенно участвует в другой с долей участия не менее 20 %. Причем просто факт участия одной организации в другой с долей более чем 20 % является недостаточным доказательством для установления взаимозависимости. Суды, трактуют данное положение таким образом, что налоговым органам необходимо установить и влияние такой связи на результаты деятельности организаций.

2.одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению, Здесь идет речь именно о взаимозависимости между физическими лицами, но никак не о зависимости между организацией и физическим лицом. В последнем случае взаимозависимость необходимо доказывать в суде, а трудовые отношения между организацией и гражданином не являются свидетельством зависимости, не подлежащей доказыванию.

3.лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства, свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.
7. Функции налогов.

Функция налогаэто способ выражения сущностных свойств налога.

Фискальная функция –основная; она означает формирование доходов посредством аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах средств для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хоз. нужды, поддержку внешней политики, безопасности, административно – управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Регулирующая функциянацелена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Данная функцияпредполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

Стимулирующая подфункция подразумевает систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;

Дестимулирующаяподфункция имеет целью посредством повышения ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумулирования средств на восстановление используемых ресурсов.

Социальная функция реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции доходы перераспределяются между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Международная(внешнеэкономическая): поощрение экспорта; препятствие импорта; обложение входящего капитала; налоговое отношение к мигрантам; проблемы двойного налогообложения; налоговая политика отношении афшоров. Афшора – государство или территория со льготным налогообложением или без него.

Экологическая функция– связана с охраной окружающей среды государства: водный налог; земельный налог; налог на добычу полезных ископаемых; сборы с использования животных и водных биологических ресурсов
8. Экономические функции налогов.

состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.
9. Фискальная функция налогов.

( от латыни fiscus-гос.казна)- собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет, является основной функцией налогообложения. Фиском в Древнем Риме называлась военная каска, где хранились предназначенные к выдаче денежные средства. С конца I в. До н.э. фиском стала называться частная казна императора . Находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами от императорских провинций. С 4 в. Н.э. фиск- единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. Отсюда, собственно, и пошло обозначение термином «фиск» государственной казны. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов- формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонительных, социальных, природоохранных и др.функций.
10. Распределительная (перераспределительная) функция налогов.

Распределительная- состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
11. Регулирующая функция налогов.

Регулирующая функциянацелена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Данная функцияпредполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

Стимулирующая подфункция подразумевает систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;

Дестимулирующаяподфункция имеет целью посредством повышения ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумулирования средств на восстановление используемых ресурсов.
12. Социальная функция налогов.

Социальная функция реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции доходы перераспределяются между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Социальная-поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.Социальная функция налогов проявляется непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
13. Природоохранная функция налогов.

Экологическая функция– связана с охраной окружающей среды государства: водный налог; земельный налог; налог на добычу полезных ископаемых; сборы с использования животных и водных биологических ресурсов

В России за последнее десятилетие отмечалось некоторое уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также в водные бассейны, что было связано в основном со свертыванием промышленности и сокращением ее деятельности. Тем не менее общая экологическая обстановка в России не улучшается, поскольку продолжается кумулятивное накопление загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде и почве, наблюдается рост отходов как внутреннего, так и зарубежного происхождения
14. Контрольная функция налогов.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
15. Международная функция налогов.

Международная(внешнеэкономическая): поощрение экспорта; препятствие импорта; обложение входящего капитала; налоговое отношение к мигрантам; проблемы двойного налогообложения; налоговая политика отношении афшоров. Афшора – государство или территория со льготным налогообложением или без него.
16. Экономические принципы налогообложения.

Принципы налогового права (юридические принципы) — это основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и реализуемые в процессе установления налогов.

Экономические принципывпервые были сформулированы в 1776 г. А. Смитом. В настоящее время они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

- Принцип хозяйственной независимости (невмешательства государства в экономическую деятельность налогоплательщика);

-Принцип всеобщности или равенства перед законом ( все равны перед законом, независимо от вероисповедания пола, отношения к партиям, расовой принадлежности);

- Принцип соразмерности (потребности государства и возможности налогоплательщиков должны быть соразмерны);
17. Юридические принципы налогообложения.

-это общие и специальные принципы налогового права.

- Принцип нейтральности (платить налоги обязаны все);

- Принцип законности (налоги устанавливают в соответствии с законами);

- Принцип приоритета налоговых законов над неналоговыми законами (ГК, АПК, СК и др.)

- Принцип приоритета международного налогового законодательства;

- Принцип отрицания обратной силы;

- Принцип наличия налоговых элементов;

- Принцип германизации интересов государства и налогоплательщика;

- Принцип презумпции невиновности – обязан налоговой службе доказать виновность налогоплательщика (ст. 108);

- Принцип сомнения в виновности (в пользу налогоплательщика);

- Принцип сомнения в нелепости законодателя ( в пользу налогоплательщика);

- Принцип срока давности (3 года);

- Принцип смягчающий и отягчающий вину обстоятельства;

- Право на списание долгов;

- Право на обжалование;

- Освобождение от налоговой ответственности.
18. Организационные принципы налогообложения.

-это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие её структурных элементов.

Принцип единства налоговой системы.Согласно Конституции России не допускается как установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счёт других.

Принцип подвижности (эластичности).Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов. Однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частными и непредсказуемыми изменениями законодательства.

Принцип стабильности.Налоговая система должна функционировать в течении многих лет, вплоть до налоговой реформы. Данный принцип соответствует интересам всех субъектов налоговых отношений.

Принцип множественности налогов.Любая налоговая система эффективна в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.

Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.Данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. В процессе развития налоговой системы России этот принцип иногда нарушался.
19. Обязательные элементы налога.

Элементы налога– отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. В практике налогообложения распространены и общепризнаны в большинстве стран мира следующие элементы налогов и налоговая терминология.

Налогообложение– процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления.

Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов.

Объект налога (объект обложения)– имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество – земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество – ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления – чай, сахар, соль и т. д.; доходы – заработная плата, прибыль, рента и др.

Предмет налогообложения –это имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Единица (масштаб) налога– единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по поземельному налогу – единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).

Масштаб налога– установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Налоговая база – количественное выражение предмета налогообложения. Налоговая база является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней приминяется ставка налога.

Налоговый период– время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежедекадно, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год).

Отчетный период– обязанности платить налог и представлять декларацию.

Ставка налога– размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.

Под порядком исчисления налога понимается:

— установленная законодательно последовательность действий по расчету суммы налога, подлежащего уплате;

— последовательность внесения налогоплательщиками или фискальным агентом суммы налога в бюджет определенного уровня.

Сроки уплаты суммы налога. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) в установленные сроки
20. Факультативные элементы налога.

К факультативным элементам налога относятся:

1) налоговые льготы и основания для их использования;

2) налоговый оклад;

3) ответственность за налоговые нарушения;

4) порядок исчисления налога;

5) порядок возврата неправильно удержанных сумм налогов.

1. Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Принципы классификации налоговых льгот.

а) По форме:

налоговые изъятия;

налоговые скидки;

налоговые кредиты.

6) В зависимости от основных элементов, на которые направлено воздействие:

по объекту — изъятия, скидки;

по ставкам — понижение ставки;

по срокам уплаты — отсрочка уплаты, налоговый кредит;

по отдельным субъектам — комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы.

в) По методам установления:

освобождение от налогов отдельных категорий лиц, включая налоговые каникулы и налоговый иммунитет;

изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога;

установление необлагаемого минимума по подоходному налогу с физических лиц;

вычет из необлагаемой базы определенных сумм (расходов плательщика);

понижение налоговых ставок при определенных условиях;

вычет из налогового оклада;

возврат ранее уплаченного налога;

отсрочка (рассрочка) уплаты налога.

2. Под налоговым окладом понимается сумма, вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу.

3. Ответственность за налоговые нарушения.

4. Процесс начисления налоговсостоит из следующих этапов:

- определение объекта налога;

- определение базы налога;

- выбор ставки налога;

- применение налоговых льгот;

- расчет суммы налога.

5. Порядок возврата неправильно удержанных сумм налогов. Ошибки при удержании сумм налогов могут происходить из-за погрешностей работника налоговой инспекции или из-за невозможности точно рассчитать сумму налогов в данном периоде.

Налоговые органы должны сообщить налогоплательщику о переплате налога в течение месяца со дня обнаружения.
21. Субъект налога (резидент, нерезидент, налоговый агент и т.д.). Смотри вопрос 6.
хозяйствующего 22. Объект налога.

Объект налога (объект обложения)– имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество – земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество – ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе субъекта); предметы потребления – чай, сахар, соль и т. д.; доходы – заработная плата, прибыль, рента и др.

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога. Источник налога– это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника налога: доход и капитал налогоплательщика.
23. Налоговые ставки и их вилы.

Налоговая ставка (норма налогового обложения)— величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, е<



2015-11-20 3011 Обсуждений (0)
Необходимость налогов и их роль в экономике государства 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Необходимость налогов и их роль в экономике государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3011)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)