Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 19 страница



2015-11-23 340 Обсуждений (0)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 19 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




КИЧ — (этимология слова имеет несколько версий: 1) от нем. музыкального жаргона начала XX в. Kitsch — по смыслу «халтура»; 2) от нем. verkitschen — удешевлять; 3) от англ. for the kitchen «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления) — специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоиск-ва, лишенного худож.-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями. К. широко распространен в буржуазном ком
мерческом иск-ве с его неизменными штампами. Нашел проявление как оформительский элемент журналов с их безвкусными, но красочными обложками, в комиксах и всевозможной литературной бульварщине, в значительной части кино- и телепродукции, в различных формах конвейерного бытового украшения. К.— неотъемлемая часть капиталистической производственной системы со свойственным ей агрессивным экспансионизмом. Он оказывает резко негативное воздействие на национальные культуры различных стран, особенно развивающихся. Практика К. сметает границы эстетических ценностей в иск-ве и др. сферах жизни. Если модернизм часто лишь имитирует приемы подлинного иск-ва, то К. подражает ему чисто внешне, низводя высокие образцы к общедоступным по восприятию и стоимости предметам, а оригинальность — к декоративной тиражированной посредственности. В этом смысле К. содержит в себе своеобразный опознавательный симптом эстетического отчуждения, способствуя включению личности в круг буржуазных ценностей. В качестве одной из самых экстравагантных составных частей массовой культуры К. сводит иск-во к вещи (что олицетворяется, в частности, в поп-ар-те), а отношение человека к иск-ву ограничивает пеевдодуховным потреблением вещей, вдохновленным прагматистской идеологией. Выступая в облике эпигонских поделок, в предельно опошленных и вместе с тем в непроизвольно сатирических формах, К. характеризует совр. фазу эволюции буржуазной культуры, рассчитанной на массовое потребление.

КЛАССИКА в искусстве (от лат. classicus — совершенный,, образцовый) — 1. В самом широком смысле— худож. наследие (Наследие художественное) мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической ценностью. 2. Совершенные произв. иск-ва, получившие признание как шедевры, сохраняющие значение худож. образца в истории иск-ва. 3. Худож. наследие античности. Термин «К.» по отношению к творчеству древнегреч. и древнеримских писателей стал упот-

ребляться в эпоху эллинизма; в период Возрождения он распространился на всех деятелей античной культуры. Представители классицизма использовали его для противопоставления древн-иск-ва новому, а романтизма — античного романтическому, понимая последнее то очень широко (все послеантичное иск-во), то сужая его до представлений о совр. им иск-ве и романтическом направлении как таковом. 4. В искусствознании XX в. (вслед за Вёльфлином) понятие «К.» отнесено к иск-ву Возрождения, прежде всего высокого, в противоположность направлениям барочного(Барокко) и необарочного иск-ва (антипод последнего — неоклассика). 5. Иск-во, к-рое характеризуют мера и гармония, сдержанность в использовании средств выражения, отсутствие резких «перекосов» в сторону тематической или формально-выразительной доминанты. Классическое иск-во «сильно, свежо, радостно и здорово» (Гёте), естественно, органично, отличается жизненностью «всех точек, форм, поворотов, движений, членов. Тут нет ничего незначительного и невыразительного, а все деятельно и обнаруживает движение, пульс свободной жизни, с каких бы точек зрения мы ни рассматривали художественное произведение» (Гегель). В К. удерживаются в относительном равновесии противоположные устремления иск-ва: ориентация как на критерии объективной действительности, так и на субъективный замысел художника; «веления» материала, чувственно-изобразительной стороны худож. процесса и выражение внутренней идеи; духовно эмоциональная стихия и мыслительная сфера творчества. Вместе с тем противопоставление «классическое — неклассическое» исторически конкретно и относительно: на определенном этапе развития худож. культуры, казалось бы, неклассические стили и неклассические типы худож. произв. воспринимались, оценивались, в сопоставлении с идущими им на смену худож. явлениями, как К. Но, разумеется, такую оценку они получали лишь в том случае, если знаменовали открытие нового содержания и новых форм в соответствии с законами худож. правды (Правда художественная).

КЛАССИЦИЗМ—направление в иск-ве, достигшее наивысшего развития в Европе XVII в.; худож. стиль и соответствующая ему эсгетическая теория. К. насчитывает трехвековую историю — с XVI в. до 30-х гг. XIX в. За этот период он претерпел значительную эволюцию, прошел несколько этапов развития, имел при сохранении принципиальной основы различные видовые проявления и национальные варианты. В целом для К. характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к завершенным гармоническим формам, к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции, в то же время ему свойственны элементы схематизации и формализации, отвлеченная идеализация. К. формируется в сфере худож. и теоретической деятельности итал. гуманистов XVI в., стремившихся выявить и осмыслить осн. закономерности и худож. задачи иск-ва античности и Возрождения, создать теорию иск-ва, национальный литературный язык и новый драматический театр (Д. Д. Триссино, Ю. Ц. Скалигер, Л. Кастельветро, Т. Тассо и др.). В построении своей теории они опирались на анализ и толкование античной поэтики. К. достигает расцвета во фр. культуре XVII — начала XVIII в. в период укрепления абсолютной монархии, когда буржуазия временно объединяется с королевской властью в борьбе против остатков феодальной раздробленности за единое централизованное национальное государство. Новый политический период дает могучий толчок к оживлению общественной жизни и развитию иск-ва (творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Ж. Б. Мольера, Н. Пуссена, архитектурный ансамбль Версаля, фасады Лувра в Париже и др.). Принципы К. утверждаются во всех видах искусства. Осн. тема К.— проблема соотношения частного и общего звучит и на содержательном уровне, и как принцип формообразования, и как главенствующее эстетическое требование. Необходимость подчинения общему понимается как выявление сути частного через от-

ношение к целому. Центром внимания становится проблема взаимодействия человека и об-ва. Эстетическая концепция К. опирается на рационализм Декарта с его идеалом ясности и порядка, культом разума, недоверия к видимости и задачей постичь сущность дедуктивным путем, с представлением о мире как сложной многоплановой, но целостной системе, обоснованной единым принципом- Осн. эстетический принцип К.— верность природе, логически организованной и творчески облагороженной разумом. По мнению теоретиков К., объективно присущая миру красота —симметрия, пропорция, мера, гармония и т. п.— должна воссоздаваться в иск-ве в совершенном виде, по античным образцам. Эстетика К., создаваемая в осн. самими деятелями иск-ва, носит нормативный характер. Это объясняется задачей осмыслить и возродить худож. идеалы античности, а также свойственным эпохе метафизическим и механистическим характером взглядов. Нормативность худож. системы К. в определенной мере отражала худож. опыт эпохи, способствовала овладению профессиональным мастерством, но, регламентируя творчество, ограничивала индивидуальность художника и тормозила развитие искусства. К. разграничивал действительность на отдельные сферы, подлежащие отражению в разных жанрах — «высоких» и «низких» На первое место в системе иск-в выдвигаются драматургия и театр. Превращение худож. средств в жесткие правила происходило более всего в рамках деятельности академии и получило воплощение во мн. трактатах, самым значительным из к-рых было «Поэтическое искусство» Буало, написанное уже в начале спада классицизма XVII в. и широко известное благодаря его активной критике в эпоху романтизма. Начиная с 20-х гг. XVIII в. К. распространяется по всей Европе, происходит его размежевание: выделяются при-дворно-аристократический К., отмеченный эпигонством, ориентирующийся не на античность, а на иск-во времен Людовика XIV; просветительский К,-с его идеалами политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости(Вольтер, Монтескье во Франции; Дж. Аддисон, А. Поп в Англии); «веймарский» К. в Германии. Просветительский К., связанный с предреволюционным идейным движением во Франции, в своих высших образцах поднимается до открытого провозглашения революционных идеалов (М. Ж. Шенье, Ж. Л. Давид). Происходит изменение его идейной направленности с частичным обновлением форм. Франция по-прежнему остается осн. центром идей К., но он имеет уже развитую традицию в творчестве художников Германии, Англии, России и др. ев-роп. стран. К. не представлял собой замкнутого изолированного явления и соприкасался с различными стилевыми течениями, эстетическая природа к-рых иногда находилась в противоречии с его осн. принципами. Так, он имел сложные взаимовлияния с барокко, рококо, сентиментализмом, романтизмом и народной культурой разных стран. Великие мастера высшей стадии развития К., обобщив достижения различных направлений и национальных школ, преодолев догматизм и метафизичность, создали новый тип К.— значительно обогащенный, свободный от условностей и жестких нормативов. Присущие К. качества гармонической ясности мышления, равновесия чувственного и интеллектуального сочетаются с широтой и богатством постижения мира: Веймарская школа (Шиллер, Гёте), Венская музыкальная школа (Ф. И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Особое место в европ. худож. культуре занимает рус. К., сложившийся на основе просветительской идеологии, характерной для эпохи петровских реформ (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков, Тредиаковский). Он проникнут пафосом общенациональных интересов, идеями естественного и социального равенства людей. В архи-тектуре рус. К. (А. Ринальди, Дж. Кваренги, В. И. Баженов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, М. Ф. Казаков) — одна из вершин в развитии рус. национального зодчества. Его отличает соединение традиций мирового К. (симметрия,

изящество пропорций, простота и строгость форм и т. д.) с элементами древ-нерус. зодчества (Дом Пашкова в Москве, дворцово-парковый ансамбль Царицыно — арх. В. И. Баженов; здание Московского университета — арх. М. Ф. Казаков и др.), а позднее — монументальность, торжественная приподнятость (Казанский собор. Горный институт в Петербурге — арх. А. Н. Воро-нихин; здание Адмиралтейства — арх. А. Д. Захаров; и др.).

МАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в искусстве — категории социологии искусства, выражающие сложный, противоречивый характер иск-ва как общественного явления. Будучи специфической формой отражения действительности, в классово антагонистическом об-ве иск-во не может носить непосредственно-общечеловеческий характер; худож. изображение действительности неизбежно преломляется там через классовые отношения. К- в иск-ве проявляется в обращении к определенной теме, в выборе художником положительного героя произв. (напр., в «академическом» направлении в живописи темы и герои иные, чем в творчестве художников-передвижников). К-проявляется не столько в описании внешних особенностей персонажей, сколько в раскрытии их внутреннего мира, передаче их мыслей и чувств, в отношении к ним автора. К. в и. находит выражение не только в его содержательно-формальных особенностях, но и в характереинтерпретации того или иного произв. в процессе его восприятия, в отношении к нему зрителя, читателя, слушателя, в возможности прямого или косвенного использования иск-ва в целях защиты или поддержки определенного классового интереса. К. характер иск-ва с наибольшей силой выражен в идейной направленности, тенденциозности худож. произв., проявляется через систему худож. образов, опосредствуется получившими отражение в произв. нравственными, философскими, религиозными представлениями. Степень отчетливости, с какой иск-во обнаруживает свой К. характер, различна. Она зависит от видовых, жанровых особенностей худож. произв. Но и в рамках одного жанра в зависимости от особенностей худож.-образной структуры произв. его социально-классовые аспекты могут проявляться по-разному; свидетельство тому поэмы Маяковского «Хорошо!» и «Облако в штанах». Сложность выявления К. природы иск-ва обусловлена в первую очередь многоликостью и противоречивостью социальной действительности, сложностью взаимодействия духовной и социально-политической сторон жизни об-ва. В отличие от вульгарного социологизма, марксистская эстетика отрицает фатальную предопределенность мировоззрения художника его социальным происхождением, художник не «заклеймен» своим классом. Между мировоззрением художника и содержанием его произв. нет взаимнооднозначного соответствия. Субъективные социальные симпатии автора зачастую расходятся с реальным классовым смыслом его произв., что точно подметил Энгельс, анализируя творчество О. Бальзака- О. содержание иск-ва также не имеет ничего общего с открыто провозглашаемым художником отходом от социальных проблем. О. в иск-ве определяется тем, что в нем в концентрированном виде выражено эстетическое отношение к миру, воплощающее «общеинтересное», общезначимое для человека и человечества. О. не тождественно внеисторическому, поскольку в иск-ве отражается исторически развивающееся богатство человеческой социальности. В классовом об-ве О. неразрывно связано с К., проявляясь через иск-во прогрессивных социальных сил, наиболее адекватно, точно отражающее в исторически определенный момент объективные тенденции развития об-ва и человека. О. проявляется как в выборе тем, близких представителю любого социального слоя, любого народа, любого времени, так и в способах изображения. Аспектами О. в иск-ве являются его народность, интернациональный характер (Национальное и интернациональное в искусстве), историческая преемственность. С наибольшей полнотой и последовательностью данные аспекты О. воплощаются в социалистическом иск-ве.

К. в социалистическом иск-ве, выражающееся в непримиримости по отношению к антигуманным проявлениям буржуазной культуры, в осознанном и открытом отстаивании подлинно гуманистических идеалов, связанных с перспективой построения бесклассового об-ва, является исторически конкретной формой борьбы за приоритет О. в иск-ве.

КНИГИ ИСКУССТВО — область де-коративно-прикладного искусства, графики, а в XX в.— дизайна, целью к-рой является создание худож. образа книги как материального предмета в соответствии с ее осн. содержанием и особенностями стиля, худож. культуры определенного времени и региона. Одно и то же литературное произв., научный труд могут быть изданы в различных вариантах оформления книги, с иллюстрациями и без них, как уникальные или массовым тиражом, но в любом случае в них должно быть достигнуто единство содержания и формы, что выступает как критерий оценки К. и. В то же время могут быть созданы единые по образному решению серии книг (худож. и научной лит-ры, энциклопедические издания), выработан фирменный стиль издательств, что позволяет читателям лучше ориентироваться в выпускаемой печатной продукции К. и. является действенным средством эстетического воспитания людей начиная с раннего детства и в период школьного обучения, формируя вкус и воздействуя на визуально-образное мышление в течение всей их жизни. Оно выступает как связующее звено между человеческими культурами во времени и пространстве. До изобретения книгопечатания в XV в. К. и. базировалось на мастерстве переписчиков и художников, превращавших рукописные книги в произв. декоративно-прикладного иск-ва высокой ценности. Развитие книгопечатания привело к значительной демократизации К.,сделало ее доступной для широких масс. В К. и. проявляется диалектика взаимосвязи эстетического и утилитарного, интернационального и национального, уникального и типового, серийного, что делает его богатым по материалу объектом для эстетических исследований.

КОЛЛАЖ (фр. collage—буквально наклеивание) — технический прием, широко использовавшийся с 1911— 16 гг. в практике кубистов, футуристов, дадаистов, к-рый заключается во введении в произв. изобразительного искусства отличных от него по фактуре и цвету («контррельефных») предметов: обрывков газет, афиш, обоев и т. д. В расширенном смысле К.— включение с помощью монтажа в произв. лит-ры, театра, кино, живописи, музыки разно-стилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздействия. В этом плане приоритет принадлежит не модернистским школам, а более ранним реалистическим течениям, к-рых, в отличие от модернизма, в К-привлекала не вызывающая «нищета материала», противопоставляемая прогрессу в науке и технике, а, наоборот, стремление к обогащению выразительных средств нск-ва в соответствии с растущей демократизацией общественного сознания (напр., фотоколлажи и К. иллюстраций; театральная ширма датского сказочника Г. X. Андерсена, обклеенная множеством вырезанных репродукций, и др.). Формалистический К. в виде «наклеенной бумаги» был позже отвергнут в значительной части лит-ры и иск-ва XX в. На смену ему пришла новая эстетика К. Как эксцентрическая метафора, изобразительная или звуковая, он присутствует в живописи П. Пикассо и Дж. Хартфильда, в поэзии Блока и Маяковского, в прозе Дос-Пассоса, в пьесах Брехта и П. Вайса, в театральной режиссуре Вахтангова и Э. Пискатора, в фильмах К. Маркера и С. Юткевича, в музыке Д. Шостаковича и Р. Щедрина. Вместе с тем, в противовес использованию К. лишь как одного из способов достижения эстетической выразительности в общей системе монтажа, модернизм и массовая культура (прежде всего сюрреализм и поп-арт) продолжают рассматривать его как нечто самодовлеющее, пытаясь путем эпатажа и контраста разнофактур-ных материалов найти новые способы обогащения худож. языка и эстетического сознания, часто переживавшего в XX в. периоды кризиса.

КОЛЛИЗИЯ (лат. col lisio — столкновение) — противоречие н столкновение характеров и обстоятельств в произв. иск-ва (в лит-ре, театре), противоборство между характерами или внутри одного из них, вынуждающее персонажей к поступкам; худож. отражение социально-исторического конфликта реальной действительности. Являясь толчком к действию, К. определяет собой движение сюжета и разрешается в финале произв. Типы разрешения К. различны в зависимости от жанра произв. Понятие «К.» как одно из осн. для теории иск-ва разрабатывал Гегель;обоснование его роли в марксистско-ленин-ской эстетике дано в письмах Маркса и Энгельса к Лассалю. Понятие «К.» близко понятию «конфликт художественный». в советской эстетике используются оба понятия.

КОМЕДИЯ (греч.— komodia) — жанровая разновидность драмы. Эстетическое воздействие К. обусловлено эмоциональным эффектом, вызываемым у субъекта различными видами смеха, связанными с ситуациями сюжета К., поведением ее персонажей, поступки к-рых вступают в противоречие с действительностью и принятыми в ней нормами общежития. В зависимости отхарак-теров действующих лиц, социального и нравственного содержания конфликтов К. приобретает различную эмоциональную окраску: ирония, добродушный или горький смех, сарказм. К.— жанр в основе своей остросоциальный. Во все времена она служила средством осуждения нравственных пороков и проявлений социальной несправедливости. Древнегреч. К., создателем к-рой был Аристофан (V—IV вв. до н. э.), имела сказочно-шутливый и хороводно-песен-ный характер, истоки к-рого — в карнавальных процессиях в честь бога Диониса. Новая аттическая К. в лице Менанд-ра (IV—III вв. до и. э.) обратилась к бытовым сюжетам. Этой традиции следовали и комедиографы Древн. Рима — Плавт и Теренций (III—II вв. до н. э.). В период средневековья в народном театре возникли жанры фарса, соти, представлявшие собой анекдотические сценки бытового характера. В эпоху Воз
рождения расцветает К., содержащая романтические элементы — приключения, связанные преимущественно с перипетиями любви (К. Лопе де Вега, У. Шекспир), особо выделяются реалистические «Интермедии» Сервантеса. В XVII в. в Италии существовали два типа К.— «ученая», следующая образцам древнеримских К-, и народная импровизационная (комедия дель ар-те).Франция дает миру образцы социально-бытовой и нравоучительной комедии, величайшим мастером к-рой был Мольер. Созданный им тип К., обличающей нравственные и общественные пороки, получил в XVIII в. развитие в драматургии др. стран: в Англии — Р. Б. Шеридан, в Дании — Л. Холь-берг, в Германии — Лессинг, в России — Д. И. Фонвизин. В XIX в. мировое комедийное иск-во получает расцвет в России, давшей высокие образцы социальной сатиры (творчество А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. Н. Островского). В социалистическом об-ве сатирическая К. выступает незаменимым средством борьбы иск-ва с негативными общественными явлениями. Яркий пример тому сатирические К. Маяковского «Клоп» и «Баня».

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. corn media dell'arte — комедия масок) — вид театрального представления в Италии XVI—XVII вв. Истоки К. д. а„ ее глубинной народности — в фарсе и карнавальных шествиях (Карнавал). Пронизанная смелой сатиричностью и духом ренессансного вольнолюбия (Ренессанс), К. Д. а. относится к высшим достижениям европ. театра эпохи Возрождения. Один из гл. принципов К. д. а.— импровизационность (Импровизация): в основе сюжета — сценарий (либретто), обраставший по ходу действия импровизационными разработками исполнителей. Персонажи К. д. а. являли собой не индивидуализированные характеры, а определенные социально-психологические типы, «маски», делившиеся на три группы — маски господ, слуг, носившие общее название «дзанни», и влюбленных. Игровую стихию К.д. а.определяли импровизацион-

ные буффонные трюки — т. наз. лаццо. Динамичность и яркость зрелища, ан-самблевость, буффонада, гротеск — характерные черты комедии масок. Говорившие на разных диалектах, кочевавшие по Италии, а потом и др. странам, труппы К. Д. а. положили начало профессиональному актерскому иск-ву Европы. К. Д. а. оказала значительное влияние на европ. театр последующих веков. Ее традиции — в наследии Ж. Б. Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци, творчестве Э. де Филиппе. Режиссура XX в. часто обращается к выразительным средствам К. Д. а.

КОМИКС (англ. comics, ми. число от comic — комический, смешной). — вид печатной продукции, представляющий собой повествование в картинках с продолжениями, снабженное кратким сопроводительным текстом или репликами действующих лиц. К. выпускаются и для детей и для взрослых в виде отдельных книжек или специальных журналов, помещаются в прессе, иногда занимая целые полосы («комикстрип»). Стилистика К. позволяет вводить их в средства наглядной графической агитации (напр., «Окна РОСТА» Маяковского). Поэтому мн. демократические периодические издания за рубежом широко используют К. как с развлекательными, так и с сатирическими или познавательными целями. Ни с чем не сравнимое распространение К, получили в буржуазной массовой культуре, образовав в ней одну из ведущих отраслей. Помимо приключенческого, юмористического, эротического содержания (похождения суперменов, суперженщин и т. д.) на Западе выпускаются К. антикоммунистические, милитаристские, расистские, уголовно-патологические, к-рые изобилуют сценами ужасов, жестокости, насилия. Подобные К. имеют самый низкий, антиэстетический уровень, приравниваются часто даже самими их потребителями к «макулатуре» и «литературному хламу», что не мешает такого рода К. выполнять реакционную идеологическую и коммерческую функцию- Технически усовершенствованной на Западе формой К. является фотороман. Начав с любовных историй, фотороман освоил все сюжеты собственно К. и тематически почти ничем от них не отличается.

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos — веселый, смешной) — одна из осн. категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала. В истории эстетической мысли К. характеризуется как результат контраста, «разлада», противостояния: безобразного ипрекрасного (Аристотель), ничтожного и возвышенного (Кант), мнимо основательного и значительного, действительно прочного, истинного (Гегель), внутренней ничтожности, пустоты и внешности, имеющей притязание на содержание и реальное значение (Чернышевский), нелепого и рассудительного (нем. писатель Жан Поль), бесконечной предопределенности и бесконечного произвола (Шеллинг), образа и идеи (Фишер), автоматического и живого (Бергсон), ценного и притязающего на ценность (Фолькельт). К.— это противоречие между несовершенным явлением и положительным опытом человечества, запечатленным в эстетических идеалах, общественно значимое несоответствие цели средствам, формы — содержанию, действия — обстоятельствам, сущности — ее проявлению, претензии личности — ее субъективным возможностям и т. д. К. заключено в самой реальности. Будучи одним из этапов и аспектов самого исторического процесса, оно выявляется, по словам Н. Г. Чернышевского, при сопоставлении явлений с «истинным назначением жизни», т. е. с объективной тенденцией общественного развития. К- в действительности многообразно и имеет разные степени и формы противостояния высоким эстетическим идеалам. Соответственно многообразны оттенки его отражения в иск-ве: юмор, ирония, сарказм, сатира,но во всех случаях — это осмеяние, социально окрашенный смех. Будучи адекватной эмоционально-эстетической реакцией человека на К., смех казнит несовершенство мира, выражает радость по случаю духовного ниспровержения зла. Поэтому К. в иск-

ве есть эстетическая форма критики, заразительно-острая, творчески активная ее форма. Особый ее характер состоит в том, что она предполагает сознательно активное восприятие, отношение со стороны аудитории. Читатель, зритель как бы подводится к самостоятельной эмоционально-критической оценке событий, включается в процесс творчески активного познания мира, требующий самостоятельной мыслительной работы по противопоставлению эстетических идеалов осмеиваемому явлению. Именно поэтому восприятие К. доставляет эстетическое наслаждение. В иск-ве сформировался ряд худож. средств, приемов отражения К.: комедийные характеры, обстоятельства, детали, преувеличение и заострение, пародирование, окарикатуривание, гротесковая деформация (Гротеск), овеществление, саморазоблачение и взаиморазоблачение персонажей, языковые средства (острота, каламбур), иносказание, комедийный контраст, трюк. И все эти средства заключают в себе элемент неожиданности. Эстетика давно отметила неожиданность как неотъемлемую черту К. Так, для Канта К.— внезапное разрешение напряженного ожидания в ничто. По Стендалю, наше превосходство над др. должно предстать в К. неожиданным образом. Роль удивления в смехе подчеркивал Р. Декарт. Смех — это противоположное восхищению радостное эстетическое «изумление», т. е. изумление, критически направленное против своего объекта. Поскольку К. предполагает неожиданность, повторное знакомство с шуткой чаще всего эстетически неэффективно. Отразить К. способны все виды искусства. за исключением архитектуры, к-рая имеет огромные возможности для выражения и утверждения эстетических идеалов об-ва, но лишена по самой своей природе образных средств, позволяющих критиковать, осмеивать, т. е. утверждать ч.-л. с помощью отрицания. Наиболее объемной, зримой формой отражения К. в иск-ве является жанр комедии во всех его разновидностях и способах воплощения в театре, кино, на эстраде.

КОММУНИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (от лат. communico—связываю, общаюсь) — функционирование иск-ва в об-ве, в процессе к-рого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения. В общении людей посредством иск-ва происходит присвоение худож. и культурных ценностей, формируются эстетические потребности и способности к эстетической деятельности, эстетические идеалы. Этот процесс с обратной связью: с одной стороны, индивид формирует свое мышление, эстетический вкус, усваивая определенный набор худож. ценностей, передаваемых ему об-вом, а с др.— каждый член социального коллектива оказывает своей деятельностью влияние на всех индивидов и через них на об-во в целом. Т. обр., «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 440). Далее в процессе практической деятельности, когда в столкновении с действительностью корректируется восприятие худож. ценностей, складывается ценностная ориентация личности. В целом К. х. представляет собой сложную систему, в к-рой можно выделить отдельные циклы: об-во — художник, художник — произв. иск-ва, произв. иск-ва — потребитель. Различные ее циклы могут быть выделены и в историческом аспекте: взаимодействие произв. иск-ва со старой и новой эпохой, трансляция (передача) одной и той же худож. ценности на протяжении нескольких эпох. Циклы К. х. реализуются с помощью худож. языков, обслуживающих различные сферы эстетической деятельности. Осн. из этих циклов вычленяются как самостоятельные формы эстетической деятельности в контексте худож. культуры (Культура художественная), приобретая предметно-знаковый характер: худож. творчество—вид профессиональной (или самодеятельной) эстетической деятельности и его технология;худож. произв.— специфический продукт эстетической деятельности; эстетическое восприятие и сформированное на его основе эстетическое отношение —



2015-11-23 340 Обсуждений (0)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 19 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 19 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)