Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 49 страница



2015-11-23 442 Обсуждений (0)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 49 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




ЦЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ— особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Связь Ц. э. .с др. классами ценностей обусловлена их общей аксиологической природой: все виды ценностей (напр., добро, польза, справедливость, красота (прекрасное), величие и т. д.) характеризуют значимость объекта для субъекта, к-рая определяется ролью данного объекта в жизнедеятельности об-ва, класса, социальной группы или отдельной личности. Поэтому в эстетической сфере, как и в др. областях ценностной ориентации человека, понятие «ценность» соотносительно с понятием «оценка» (Оценка эстетическая): они характеризуют с разных сторон систему объектно-субъектных ценностных отношений. Своеобразие Ц. э. определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности — непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности

реальных объектов. Соответственно Ц. э. могут обладать: предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию; сам человек (его облик, действия, поступки, поведение); вещи, созидаемые людьми и образующие «вторую природу»; продукты духовной деятельности (научной, публицистической и т. п.), поскольку их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой; произв. иск-ва во всем многообразии его видов. Наличие определенной Ц. э. у всех этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально^исторических отношений они включены, какие идеалы служат критерием оценки данных объектов. Поэтому, хотя носителем Ц. э. может быть и природный объект, ее содержание всегда является социально-историческим и воплощает в себе диалектическую связь классового и общечеловеческого, национального и интернационального, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального. Такой подход отличает марксистское понимание Ц. э. от толкования, к-рое дается ей в эстетике идеалистической, позитивистской и вульгарно-материалистической, где источником Ц. э. полагается бог (абсолютный дух), индивидуальное сознание, физиологическая потребность организма или к.-л. физико-механические свойства материального мира. Многообразны не только носители Ц. э., но и ее виды. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации Ц- э., осн. ее видом является прекрасное, к-рое в свою очередь выступает во мн. конкретных вариациях (как изящное, грация,миловидность, великолепие и т. д.); др. вид Ц. э.— возвышенное— также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все др. положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями» — с безобразным (уродливым) и низменным. Особую группу Ц. э. составляюттрагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и об-ва и образно моделируемых в иск-ве. Важная теоретическая проблема эстетической науки — определение соотношения Ц. э. и худож. ценности. В этом пункте у совр. ученых нет единства взглядов. Для одних данные понятия идентичны («эстетическое» и «художественное» представляются им синонимами); для др. худож. ценность есть разновидность Ц. э., характеризующая произв. иск-ва; для третьих Ц. э. и худож. ценность — самостоятельные классы ценностей, к-рые в иск-ве лишь перекрещиваются. Сторонники последней т. зр. считают, что Ц. э. характеризует произв. иск-ва не исчерпывающим образом (не в аспекте егохудожественности), а наряду и в сопряжении с его нравственной, политической, религиозной, документальной, утилитарной ценностью.

ЦЕТКИН (Zetkin)Клара (1857— 1933) — деятель нем. и международного коммунистического движения, одна из организаторов «Союза Спартака» и Коммунистической партии Германии (КПГ), член Исполкома Коминтерна (1921); публицист, редактор женского социал-демократического органа «Glei-cheit» («Равенство»), литературно-ху-дож. критик. Ц. придерживалась эстетических взглядов, типичных для Представителей левого крыла германской социал-демократии: разделяла идеи о враждебности капитализма иск-ву, сопричастности передового иск-ва революционной борьбе народных масс, о важной роли классического наследия в удовлетворении духовных запросов трудящихся и пр. В докладе «Искусство и пролетариат» (1911), прочитанном перед социал-демократической общественностью в Штутгарте, Ц. прямо обосновала проблему зависимости прогресса в искусстве от революционного движения масс. Отношение пролетариата к духовной культуре человечества — гл. тема мн. статей Ц., ее бесед с Лениным по вопросам лит-ры и иск-ва, ее «Воспоминаний о Ленине». По мнению Ц., формирование нового, пролетарского иск-ва невозможно без серьезного и глубокого усвоения классического наследия, пропаганде к-рого она уделяла самое серьезное внимание. Выступая за острое,

социально направленное, тенденциозное иск-во (Тенденциозность), Ц. высоко оценивала критический, обличительный пафос рус. классической и совр. лит-ры. В 20-х гг., живя в России, неоднократно встречалась с В. И. Лениным, обсуждала в своих беседах с ним важные для периода становления социалистической культуры проблемы отношения пролетариата к культурному наследию, культурной революции и др.

ЦИРК (от лат. circus — круг) — вид искусства, специфика к-рого заключается в создании худож. образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Одна из основ последнего — эксцентрика. Решая как бы сверхзадачу, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (животными, пространством, своим собственным телом и чувствами), цирковой артист творит по закону эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Слагаемыми циркового образа являются также музыка, грим, костюм исполнителя. Цирковое представление включает в себя номера разных жанров (акробатику, эквилибристику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, клоунаду, иллюзионизм, музыкальную эксцентрику, наездничество, дрессировку животных и др.), а действие, как правило, происходит на круглой площадке — арене диаметром ок. 13 м, вокруг к-рой располагается амфитеатр для зрителей. В Древн. Риме, откуда берет свое начало совр. Ц., арена имела форму эллипса, где демонстрировались бега колесниц, выступления жонглеров, эквилибристов, комиков, а трибуны вмещали до 250 тыс. зрителей. В наши дни существует разновидность циркового представления на сцене. Поэтому номера, эстрадные и др. представления с участием цирковых артистов также носят обобщенное название — Ц. Происхождение циркового иск-ва связано с обрядами, играми, развитием бытовых и профессиональных навыков (ходьба по канатам для проверки их крепкости, подготовка коней для кавалерии, боевых слонов и т. д.). Профессиональные труппы акробатов, эквилибристов, жонглеров были известны в Древн. Греции, Древн. Риме, Византии, Китае. В период средневековья бродячие труппы цирковых артистов давали представления на улицах городов, в селах. Цирковое представление, ставшее прообразом совр. Ц., сложилось сравнительно недавно, с открытием в конце XVIII — нач. XIX в. первых постоянно действующих стационарных Ц. Одно из гл. выразительных средств циркового иск-ва — трюк. Большинству цирковых трюков присущ не только эксцентрический характер, но даже элемент абсурдности (Абсурдизация), т. к. их исполнение нарушает привычную логику поведения. Демонстрация композиционно выстроенных, подчиненных определенному замыслутрюков, в сопровождении музыки, с элементами худож. оформления, составляющая отдельное законченное выступление артистов, наз. номером. Программы совр. Ц, состоят из номеров разных жанров — спортивно-акробатических, с дрессированными животными, иллюзионных, реприз и клоунад. Однако, какие бы эмоции ни вызывали у зрителей смелые трюки акробатов, гимнастов, укротителей зверей, гл. и непременным действующим лицом, умом и сердцем Ц. является клоун. Маска популярного клоуна выражает психологию современников, точно ощущает и передает, что сегодня является серьезным, а что смешным. Пользуясь приемами буффонады, гротеска, клоун работает в том же ключе, что и художники др. видов иск-ва. Можно сказать, что клоун — это комическое зеркало времени. И чем точнее и глубже клоунская маска охватывает, анализирует и выражает время, тем больше популярность клоуна у зрителей. Яркое, жизнерадостное в целом иск-во Ц. всегда современно. В лучших его образцах, казалось бы, неожиданные и даже абсурдные поступки и действия цирковых персонажей трансформируют на арене совр. информацию в ее нравственных и социальных аспектах, создавая своеобразную картину реальности. А внешне слишком броские костюмы и пестрые краски Ц. по-своему раскрывают характер совр. моды и представления о красоте.

Ч

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828—89)—рус. революционный демократ, философ-материалист, теоретик утопического социализма, мыслитель-энциклопедист, писатель, один из создателей (наряду с Белинским, Герценом, Добролюбовым и др.) рус. революционно-демократической эстетики. Эстетика Ч.— результат критического переосмысления предшествующих, в т. ч. идеалистических, эстетических теорий [Аристотель, Гегель, Кант, Фишер и др.). Признавая теоретический вклад создателей нем. классической эстетики, Ч. в то же время подверг критике ее тезис о том, что прекрасное в окружающем мире несовершенно, непостоянно в своей красоте, единично. Решая проблему субъекта эстетической оценки и восприятия, критериев прекрасного, он обратился к реальным переживаниям человека, к особенностям его психологии и вкуса. Истинная красота, по Ч., есть красота, встречаемая в жизни, и это «возводит в основную мысль эстетики достоинство и красоту действительности». Воспроизведение реальности, однако, не следует понимать как механическое копирование в духе теории «подражания природе» (Подражания теория).Центральная задача художника — осмыслить явления жизни, раскрыть их связи и отношения. При этом иск-во, подобно науке, но с позиций эстетических, должно дать одновременно и объяснение и оценку окружающему, вынести свой «приговор» (Искусство и наука). Тезис о превосходстве действительности над иск-вом приобретал у Ч. смысл утверждения первичности мира по отношению к продуктам человеческого сознания. Опираясь на определение иск-ва как воспроизведения действительности, Ч. проводит дальнейшее концептуальное разграничение худож. и эстетического как более широкого в ряде аспектов понятия. Он показывает, что далеко не все сферы человеческой деятельности, в к-рых реализуются эстетические отношения, могут быть отнесены к иск-ву. Таковы, по Ч., работы ювелира, садовника, архитектора. Создавая свои произв., они эстетически обогащают предметное окружение. Эти идеи Ч. предвосхитили нек-рые положения совр. эстетики, сформулированные на основе осмысления таких видов эстетической практики, как дизайн. Определяя прекрасное, возвышенное, трагическое и др. эстетические категории, Ч. подходит к ним как к обобщению реальных жизненных впечатлений человека. Вместе с тем он не сомневается, что эстетические оценки характеризуют объективные качества вещей и явлений, а не мысли о них, не восприятия и переживания как таковые. Ч, выдвигает важные положения об исторической изменчивости представлений о прекрасном, о социально-культурной обусловленности эстетических представлений и идеалов, бытующих у разных общественных групп, намечая тем самым выход за пределы антропологического принципа с его недооценкой социально-исторических факторов, влияющих на сознание человека, на весь строй его личности. Он подчеркивает познавательную ценность иск-ва, выступает с обоснованием и защитой принципов реализма и высокой общественнойидейности в искусстве, против «мелочной»

отделки подробностей в ущерб правдивости. Его эстетические идеи оказали воздействие на рус. культуру, на развитие худож. лит-ры, живописи, драматургии, музыки, привлекли множество сторонников (Писарев, Н. В. Шелгунов, М. А. Антонович и др.). Мн. положения эстетики Ч. были впоследствии восприняты и развиты марксистско-ленинской эстетикой. Подчеркивая научно-теоретические заслуги Ч. и Добролюбова, Энгельс назвал их «двумя социалистическими Лессингами» (т. 18, с. 522). Роман Ч. «Что делать?» оказал влияние на несколько поколений рус. революционеров, в т. ч. на Ленина. Соч. Ч. по проблемам эстетики; «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), «О поэзии». Сочинение Аристотеля» (1854), «Критический взгляд на современные эстетические понятия» (1854), «Возвышенное и комическое» (1854), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855—56) и др.

«ЧИСТОЕ ИСКУССТВО»—см«Искусство для искусства».

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ—непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического основания. Как только это переживание утрачивается, эстетическое отношение человека к действительности гаснет либо переходит в план рефлективного суждения. В Ч. э. в снятом виде представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт. Оно всегда имеет избирательно-оценочный характер. Несмотря на амбивалентность Ч. э. (нравится — не нравится), в нем всегда преобладает положительная эмоция, даже в отношении к ужасному ибезобразному. Превалирование же негативного эмоционального тона гасит его. Ч. э. присущ предметно-ситуационный характер. Оно всегда направлено на предмет и эстетически воспроизводит его и воображении как образ желаемой действительности. В глубине и интенсивности эстетического переживания и творческой работе воображения, «достраивающего» ситуацию до желаемой, находит проявление описанный Выготским закон двойного выражения Ч. э., когда Ч. перетекает в план воображения, а воображение индуцирует его. Ч. э. может иметь различную степень осознанности: может быть и бессознательным, и рефлектирующим, возвышаясь до развернутого суждения вкуса (Суждение эстетическое). Будучи эмоциональным планом эстетического отношения и развиваясь синхронно с ним, Ч. э. имеет и собственную доминанту развития. Оно начинается с предварительной эмоции, непроизвольной эстетической реакции («ах!», «вдруг!»), к-рая выводит сознание человека за пределы обыденности и включает его в эстетическое отношение. На его базе формируется устойчивое, положительно окрашенное чувство радости, духовного комфорта. Своей кульминации Ч. э. достигает в катарсисе. Обладая врожденными предпосылками и будучи субъектным, Ч. э. социально обусловлено. Оно продукт как целенаправленного, так и непреднамеренного эстетического воспитания. Отсюда отмеченная Кантом его всеобщность: то, что нравится мне, является предметом всеобщего удовольствия. Социальная детерминированность Ч. э. определяет и его историчность: для каждой исторической эпохи характерен свой исторический тип Ч. э., находящий выражение в т. ч. и в иск-ве (слезливыйсентиментализм, героически-иронический романтизм, рефлективный реализм и т. п.). Устойчивость и социальная значимость Ч. э. закрепляется в эстетической потребности, к-рая, сформировавшись, находит выход в различные виды деятельности и отношения человека к действительности. В этом смысле Луначарский говорил, что «эстетическое чувство — это чувство наслаждения жизнью».

ЧУДЕСНОЕ— 1. Эстетическое понятие, осмысляющее и выражающее непознанные, не объяснимые известными законами природы и об-ва и потому таинственные и загадочные, удивляющие и восхищающие человека явления действительности или отражающего ее ху-

дож. мира. Ч., присущее худож. строю мифа, выделяет из сферы фантастического ту его сторону, к-рая связана с наиболее светлыми и оптимистическими ожиданиями человека. Присутствуя в сказке или в легенде, Ч. выражает веру человека в то, что счастливый поворот событий возможен даже в том случае, если беспощадная логика окружающего мира вовсе не позволяет надеяться на благополучный исход. Ч. в иск-ве и эстетике отличается от религиозного чуда тем, что не является следствием вмешательства потусторонних сил, а лишь обнаруживает скрытые возможности самой действительности. Восприятие Ч. доставляет эстетическое удовольствие и одновременно вызывает недоумение, изумление, а порою восторг. 2. Одна из высших степеней эстетической оценки, к-рая отмечает своеобразную «приподнятость» изображаемого явления над окружающим его прозаическим миром. Ч _ это своего рода способ обнаружения красоты, к-рая в том и состоит, что отмеченный ею предмет легко и неожиданно воспаряет надо всем, что есть вокруг него серого, заурядного и посредственного. В научный обиход понятие «Ч.» ввел и дал ему первоначальную разработку Дидро, считавший, что Ч. должно стать важным предметом иск-ва, определяющим. философичность творчества художника. Для раскрытия прекрасного, согласно Дидро, важны чудесные, редкие обстоятельства.

Ш

ШЕВЫРЕВ Степан Петрович (1806— 64) — рус. литературный критик, поэт и публицист, историк и теоретик иск-ва. Нач. и конец общественной и творческой деятельности Ш. различны по своей идейно-теоретической ориентации. Его духовная эволюция в определенной мере отразила разложение рус. романтической мысли. Если для молодого Ш. была характерна романтическая направленность мышления, сочетающаяся с некрым тяготением к славянофильской доктрине (Славянофилов эстетика), то позднее он стал одним из ведущих теоретиков «официальной народности», основывающейся на формуле «православие, самодержавие и народность». Его позиция в романтический период творчества получила отражение в тезисе: «Не поэзии дело истреблять плевелы. Она... должна растворять душу к прекрасному и благородному». Такая т. зр. дает повод считать, что Ш. придерживался тогда концепции «искусства для искусства», эстетики консервативного романтизма и аристократической изоляции иск-ва от «грубой» действительности. Для поздних его работ характерен тезис: «Не искусство было следствием теории, а теория следствием искусства». В своих историко-литературных и эстетических трактатах Ш. обосновал ряд принципов культурно-исторической и сравнительной школ литературоведения. Значимость собственно худож. стороны произв. иск-ва для него была невелика, т. к. произв. воспринимались им сугубо в качестве исторического факта, однопорядкового с явлениями идеологии, морали и религии. Эстетическая концепция Ш. основывалась на консервативном понимании народности. Рус. словесность, по Ш., не достигнет высот национального иск-ва, пока не будет создана-национальная критика, опирающаяся на глубокое изучение истории словесности. Развитие словесности, ее «движение вперед», обусловлено самой жизнью, но встречает противодействие науки, преграждающей, по Ш., «путь всякому новому, свежему стремлению», и «предания», к-рое играет в массе народа ту же роль, «ибо предание есть наука толпы». Задачу иск-ва Ш. видел в восстановлении идеала красоты посредством символического и религиозного характера и содержания произв. Ш. во мн. способствовал утверждению эстетики как «философского наукоучения» об иск-ве в форме синкретического единства литературной критики,теории и истории лит-ры. Одним из первых он указал на значимость древнерус. лит-ры, введя — во времена господства отвлеченной эстетики — понятие «исторической пиитики» и разработав метод исторического исследования структуры худож, произв. Осн. работы, в к-рых представлена эстетическая концепция Ш.: «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов» (1836), «История русской словесности, преимущественно древней» (ч. 1—4, 1846—60), «История поэзии» (т. 1—2, 1835—92), а также статьи о Н. В. Гоголе, М. Ю. Лермонтове и др.

ШЕДЕВР (фр. chef-d'oeuvre — образцовое произв.) —совершенное произв. иск-ва; «зрелище внутренней гармонии» (Гегель), достигаемое в том случае, когда содержание художественно, а форма содержательна. Отличительное

свойство 111— адекватность эстетических идей, глубины замысла художника его воплощению в произв. иск-ва. «Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво» (Толстой). Для Ш. характерна завершенность замысла, внутренняя гармония даже в том случае, когда худож. произв. отличается подчеркнуто экспрессивной стилистикой и отображает дисгармоничные явления (поздние произв. Микеланджело, поэма «Двенадцать» Блока, «Седьмая симфония» Д. Д. Шостаковича). Ш.— проявление индивидуальной неповторимости прекрасного в иск-ве, поражающее удивительной нерасчлененностью, слиянием частей (Шеллинг) и вместе с тем самостоятельной полнокровной жизнью каждой из них (Гегель). Белинский полагал, что «органическое единство и тождество идеи с формой и формы с идеей бывает достоянием одной гениальности». Такие произв. «всегда были и будут редки»; одно-два по каждой отрасли иск-ва при жизни одного поколения. Ш. характеризуется уникальностью, возвышением над мн. др., даже талантливыми произв. иск-ва, непохожестью даже на те из них, к-рые близки ему по национально-исторической и стилевой традиции. Известны имена гениальных художников, каждый из к-рых создал не один, а мн. Ш. (Шекспир, Моцарт, Росси, Пушкин, Шостакович), иные прославились единичным Ш. (таков «Дон Кихот» Сервантеса, по отношению к к-рому др. произв. автора—лишь рама к Ш.), третьи завершают свои искания на определенном отрезке творческого пути созданием Ш. (Рембрандт, Рубенс). Худож. культура знает немало Ш., создатели к-рых остались безымянными, да и сами произв. оказываются признанными как Ш. лишь спустя столетия («Троица» А. Рублева). Немало Ш.народного искусства и древн. цивилизаций обнаружено фольклористами, этнографами, искусствоведами, археологами XIX—XX вв., в т. ч. на территории СССР. Ш. недостаточно открыть, важно ввести его в активный фонд совр. эстетической культуры. Значение Ш. в эстетической культуре огромно. По образной характеристике Гегеля, их «совершенство и великолепие... должно быть духовной купелью, светским крещением, дающим душе первый и неизгладимый тон и тинктуру вкуса...». Рожденные пиками развития иск-ва, Ш. доставляют худож. наслаждение не только их современникам, но и последующим поколениям, сохраняют «значение нормы и недосягаемого образца», дают мерило для худож. оценки, мыслимый сравнительный критерий, воображаемую точку отсчета для представления о ценностях иск-ва (Ценность эстетическая).

ШЕЛЛИНГ (Schelling)Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854) — представитель нем. классической философии, объективный идеалист. Эстетика Ш. формировалась под воздействием Йенского кружка романтиков, к к-рому он примыкал, сохраняя, однако, самостоятельность. Первое ее изложение содержится в «Системе трансцендентального идеализма» (1800), где эстетическое созерцание рассматривается как высшая форма продуктивности. Иск-во выше философии в силу своей общедоступности и обращенности к целостному человеку; философия родилась из поэзии и в будущем, как и др. науки, вернется к ней. Позднее Ш. пытался построить систему эстетических понятий с учетом исторического развития иск-ва. Прекрасное, по Ш., существует как совпадение духовного и материального, идеального и реального. Необходимое условие и первичный материал иск-ва — мифология. Великие художники (гении) — мифотворцы, а такие худож. образы, как Дон Кихот, Макбет, Фауст,— «вечные мифы». В споре о худож. методе между Гёте и Шиллером Ш. занял сначала позицию первого (признал превосходство одного, «абсолютного» метода в иск-ве, воплощающего общее в единичном), но затем перешел на позиции Шиллера, согласившись с равным значением др. способа худож. обобщения (обращенного непосредственно к идеалу). Высшей формой худож. твор-

чества у Ш. выступает поэзия, поскольку в ней, как он считал, возможно не только аналитическое воспроизведение действительности, но и нравственный синтез, воссоздание идеала, что недопустимо ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Т. обр., иск-во предстает у Ш. той сферой, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического начал, достигается «равновесие», гармония бессознательного и сознательного. Развивая эту мысль в дальнейшем, Ш. подчеркнул значение сознательного начала: иск-во запечатлевает сущность вещей, рассматривает природу сквозь призму нравственности. Высокой миссии иск-ва соответствует философия иск-ва, к-рая выступает в эстетической теории Ш- «органоном» (орудием) философии и ее завершением. В поздних работах Ш. выше иск-ва поставил религию, мифология приобрела в его глазах самостоятельное значение как подготовительная ступень божественного откровения. Осн. соч. Ш. по проблемам эстетики: курс лекций «Философия искусства» (1802—05, изд. посмертно в 1859, в полном виде — в 1907), «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807).

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury)Антони Эшли Купер (1671—1713) —англ. философ-моралист, эстетик. Ученик Дж. Локка, Ш. в своих философских воззрениях склонялся к умеренному платонизму, но сенсуалистические идеи воспитания нашли в его учении проявление в тезисе о том, что человек постигает идеи мирового разума не столько мыслью, сколько чувствующей душой. Труды Ш. написаны в свободной манере, в форме диалогов или монологов, писем, советов авторам и т. д. Среди них наиболее известен диалог «Моралисты» (1709), где автор, развивая традицию неоплатонического учения о трех видах природы, над к-рыми властвует дух, или мировая душа, свой нравственный идеал пытается обосновать эстетически. Хотя Ш. считает, что красота заключена в форме, а не в телах (материи), неоплатонические идеи переплетаются в его соч. с яркими описаниями красот живой природы, сопровождаются неприкрытым выражением удивления и преклонения перед ней. Воспроизведение красоты природы иск-вом, по Ш.,— движение от видимости мира к постижению его замысла. Подражая создателю природы, худож. гений сам становится «вторым творцом после Юпитера». Мн. идеи Ш., особенно мысль о родстве красоты и добра, были впоследствии использованы теоретиками и практиками эстетического воспитания.Эстетические взгляды Ш. нашли отражение в его трудах: «Характеристики людей, нравов, мнений,эпох» (т.1—3, 1711), «Вторичные признаки, или Язык форм» (изд. в 1914 г.).

ШИЛЛЕР (Schiller)Иоганн Фридрих (1759—1805)—нем. поэт, драматург, эстетик и теоретик иск-ва. Эстетические воззрения Ш. формировались под сильным влиянием Канта. В неоконченной статье «Каллий, или О красоте» (1793) он определяет прекрасное как свободу в явлении. В иск-ве красота, согласно Ш., представлена в двух вариантах: как красота изображаемого материала и как красота формы (без последнего не может быть художника). В специальной статье Ш. рассмотрел и категорию возвышенного, указав на три обязательных компонента, составляющих ее суть: объективная физическая сила, наше объективное бессилие, наше моральное превосходство. Одно из центральных понятий эстетики Ш.— игра как свободное раскрытие сущност-ных сил человека, как деяние, в к-ром человек утверждает себя в качестве творца реальности высшего порядка, т. е. «эстетической реальности». Такое понимание игры лежит в основе утопической социально-воспитательной программы Ш., именуемой эстетическим воспитанием. Исходный ее тезис: «Путь к свободе ведет только через красоту», а суть последней заключена в игре. Красота призвана преодолеть противоречие прогресса, к-рый, обогащая в целом об-во, обедняет индивида, приводя его к потере гармонии. Красота соответствует сокровенной природе человека, она двойственна как сам человек: духовна и материальна,объективна и субъектив-

ца. Говоря об эстетическом воспитании, Щ. имеет в виду не только формирование способности понимать иск-во. И не п.-лько воспитание нравственных качеств путем демонстрации худож, образцов. Предполагается формирование всесторонне развитой личности, «целостного человека». Эстетическая утопия Ш. пронизана духом историзма, человечество обретает свободу в ходе истории, отпадения от природы и возвращения к ней. Глубокие мысли высказаны Ш. о природе худож. метода. Художник может стремиться к наиболее полной передаче действительности. Поэзию такого рода Ш. называет «наивной». Поэзия др. рода дает непосредственное изображение идеала. Ш. назвал ее «сентименталической». «Наивный» поэт воспроизводит предмет, «сентименталический» передает свое впечатление от этого предмета. Речь идет не о противопоставлении античного и нового иск-ва (как утверждают нек-рые исследователи), не о различии по жанрам, а только о том, как (непосредственно или опосредствованно) воплощаются в худож. произв. мировоззренческие идеи художника. При этом у одного и того же художника, в одном и том же произв. могут быть представлены оба типа творчества. Высказывая свою т. зр. по этому поводу, Ш„ по сути дела, косвенно полемизирует со статьей Гёте «Простое подражание природе. Манера. Стиль» (1789), в к-рой утверждался приоритет одного, высшего метода («стиля»). В их неявную, но оживленную дискуссию оказались вовлеченными В. Гумбольдт, романтики, Шеллинг, Гегель.Важным источником изучения эстетики Ш. служит его переписка с Гёте, В. Гумбольдтом, К. Г. Кернером. Осн. труды Ш. по проблемам эстетики: «О трагическом в искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О возвышенном» (1795), «О наивной и сентименталической поэзии» (1795—96).



2015-11-23 442 Обсуждений (0)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 49 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 49 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)