Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ЦАРСТВА



2015-11-20 626 Обсуждений (0)
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ЦАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Культурная атмосфера первого века определялась не только политической организацией Рима, но и эллинистическим духом, распространившимся как на востоке, так и на западе империи. Расширяясь в ходе постоянных завоеваний, Рим поглотил многочисленные греческие колонии, расположенные на побережье Галлии и Испании, а также на Сицилии и на юге Италии. Завоевав Ахаию и разграбив в 146 г. до н.э. Коринф, римляне вывезли оттуда многочисленные произведения искусства — подлинные сокровища, украсившие затем виллы римских богачей. В римских домах появились греческие рабы, которые чаще всего были намного образованнее своих хозяев. Они становились учителями, врачами, управляющими. Более того, аристократическая молодежь Рима начала учиться в греческих университетах в Афинах, Родосе, Тарсе и других греческих городах. Молодые римляне изучали греческий язык, ставший для них языком культуры и дипломатии (подобно тому, как в девятнадцатом веке дворяне изучали французский язык в России). Будучи побеждены римлянами на поле битвы, греки завоевали их в сфере культуры. Даже в самом Риме греческий язык вытеснил латинский. Ювенал, знаменитый римский сатирик того времени, жаловался: «Я не могу, сограждане римляне, переносить города, целиком греческого».

Завоевания Александра

События, описываемые в книгах Нового Завета, происходили большей частью в восточных провинциях Римской империи. Эти территории еще до прихода римлян подверглись сильной эллинизации. Греческая цивилизация распространялась здесь с VII века до н.э., когда купцы с Пелопоннеса начали привозить сюда греческие товары. В 600 г. до н.э. греческое оружие и греческие музыкальные инструменты были известны в Вавилоне. Позже греческие наемники служили в армиях персидских царей — об этом свидетельствует Ксенофонт в своей знаменитой книге «Анабасис. Марш 10 000». Но решающую роль в эллинизации Востока сыграли войны Александра Македонского. Его отец — Филипп, царь Македонии, создал сильное единое военное государство и армию. Физически крепкие и выносливые жители этой горной страны, расположенной к северу от Греции, стали мужественными воинами необычайно подвижной и выносливой армии. В течение двадцати лет Филипп подчинил себе почти все греческие полисы. Ко времени своей смерти в 337 г. до н.э. он успел заключить союз с греками, рассчитывая на их помощь в завоевании Азии.

Александр, унаследовавший от отца агрессивность и талант гениального полководца, находился под сильным влиянием греческой культуры. Он был воспитан на «Илиаде» Гомера. Его учителем был Аристотель — величайший ученый и философ Греции. Эллинские традиции и идеалы были необычайно близки новому царю Македонии.

В 334 г. до н.э. войска Александра пересекли Геллеспонт, вторглись в Малую Азию и разгромили персидскую армию в битве на реке Граник. Александр освободил от персов греческие города, располагавшиеся на побережье Малой Азии, а затем двинулся вглубь страны. Вновь разгромив персов при Иссе, что дало ему власть над всей Малой Азией, он повернул на юг и, проведя армию по побережью Сирии, вошел в Египет, где основал город Александрию.

Подчинив Египет и Сирию, он двинулся на восток. В решающей битве при Арбеле он окончательно разбил армию персидского царя, а затем захватил Вавилон и две столицы персов — города Сузы и Персеполь.

Следующие три года Александр посвятил созданию новой империи, стараясь дополнить военные успехи мирным завоеванием громадной территории персидского царства. Он поощрял своих солдат к бракам с местными женщинами. Он организовал обучение тридцати тысяч персов греческому языку и основал множество греческих колоний на востоке. Его дальнейшие завоевания позволили ему установить границу своих владений по реке Инд. Благодаря столь глубокому проникновению на восток, грекам удалось узнать земли, которые ранее были им совершенно неизвестны.

Обосновавшись после индийского похода в Вавилоне, Александр начал готовить вторжение в Аравию. Но этим планам не суждено было осуществиться. Александр смог сильно изменить Восток, но и Восток немало изменил его. Он все больше становился похож на азиатского деспота, делался своевольным и подозрительным, окружал себя роскошью и привыкал к лести. Чередование военных походов с кутежами ослабило его организм. В Вавилоне он заболел лихорадкой и умер в 324 г. до н.э. в возрасте 32 лет.

Империя Александра после его смерти распалась. Он не оставил преемника, способного управлять этими гигантскими территориями. Его наследство было разделено между его военачальниками. В результате Египет и юг Сирии достались Птолемею, северную Сирию и Вавилон захватил Антигон, Фракию и запад Малой Азии — Лисимах, Македонию и Грецию — Кассандр. В 301 г. до н.э. территории, захваченные Антигоном, перешли к Селевку I, разгромившему войска Антигона при Ипсе. Селевк I также присоединил к своему царству земли, принадлежавшие Лисимаху.

Птолемеи и Селевкиды1 вели нескончаемые войны друг с другом. Палестина оказалась между этими царствами, словно между молотом и наковальней. Прибрежная равнина Сарон (Шарон) была удобным коридором для перемещения армий обоих государств, и, в зависимости от военных успехов той или иной стороны, Палестина неоднократно переходила из рук в руки.

Селевкиды в Сирии

Местное население Малой Азии сумело постепенно вытеснить Селевкидов со своих территорий и создать там собственные независимые государства. Однако в Сирии положение этой династии оказалось достаточно прочным. Благодаря этому они могли оказывать мощное влияние на положение дел в Палестине. В 200-201 гг. до н.э. Антиох III — сирийский царь из династии Селевкидов, называемый Великим, — разгромил египетскую армию под командованием Скопаса в Паниасском сражении у истоков Иордана и установил контроль над всей Палестиной. Превратив иудеев в своих подданных, он попытался эллинизировать их, чем спровоцировал восстание Маккавеев. Результатом этого восстания стало восстановление независимого еврейского государства. Правление Маккавеев продолжалось до 63 г. до н.э., когда Помпей превратил Сирию в провинцию Рима.

Владычество Селевкидов в Сирии очень сильно повлияло на состояние всего региона. Антиохия — столица селевкидского царства — была третьим по величине городом Римской империи. В ней словно встретились Восток и Запад. Греческий язык и литература широко распространились на Ближнем Востоке и стали важнейшим средством общения и культурного обмена между народами. Жители многих городов Палестины, особенно Галилеи, говорили на двух языках и поклонялись как западным, так и восточным божествам.

Птолемеи в Египте

Правление Птолемеев в Египте было во многом схоже с правлением Селевкидов в Сирии. Между обоими царствами существовала постоянная острая вражда. Войны между ними велись с переменным успехом. Правление Птолемеев завершилось в 30 г. до н.э. со смертью Клеопатры — последней царицы династии. После этого Египет был аннексирован Римом. Контроль над этой территорией был жизненно важен для империи, поскольку из Египта осуществлялось снабжение Рима хлебом. Александрия стала одним из крупнейших торговых и культурных центров. В царствование Птолемеев здесь была собрана гигантская библиотека, содержавшая подлинные сокровища античной литературы. Библиотекарями в ней были известные ученые. Деятельность александрийской библиотеки способствовала развитию образования и научным исследованиям.

С самого момента основания Александрии в этом городе было очень сильно иудейское влияние. Сам Александр выделил здесь место для еврейских поселенцев и дал им полноправное гражданство. В царствование Птолемея Филадельфа (285-246 гг. до н.э.) были переведены на греческий язык еврейские Писания. Этот перевод, называемый Септуагинта, стал особенно популярен среди иудеев рассеяния. Им чаще всего пользовались авторы книг Нового Завета.

Постоянные войны между Селевкидами и Птолемеями привели к резкому росту налогов в обоих государствах. Казна была совершенно истощена, а земледельцы, на которых налоги ложились особенно тяжелым бременем, были доведены до крайней нищеты. Войны между Римом и Карфагеном (так называемые Пунические войны) разрушили торговлю Египта. Недовольство правительством нередко выливалось в серьезные волнения и бунты. В I в. до н.э., перед пришествием Христа, оба государства находились в состоянии кризиса, чем, вероятно, объясняется та легкость, с которой Рим покорил их.

Последствия греческого завоевания. Культурное влияние

Ни Селевкидам, ни Птолемеям не удалось создать на Востоке устойчивых политических институтов. Местное население воспринимало царей из этих династий как чужеземных завоевателей. Хотя местная знать и оказывала им определенную поддержку, они не смогли установить на подвластных им территориях такую форму правления, которую можно было бы назвать греческой. Скорее наоборот, цари обеих династий все больше становились похожими на восточных деспотов. Дух товарищества, присущий греческой демократии и частично поддерживавшийся при дворе македонских царей, уступил место своеволию монархов, претендовавших на божественность. Когда Иисус упоминает языческих царей, называющих себя «благодетелями» (Лк 22:25), Он имеет в виду именно Селевкидов и Птолемеев, одним из официальных титулов которых был euergetes (т.е. «благодетель»).

Однако культурное влияние греков на народы Востока было очень велико. Селевкидам и Птолемеям удалось привить на своих землях многие греческие привычки и традиции. В городах преобладала греческая архитектура. Греческий язык, будучи принят при царских дворах, широко распространился и в народе — об этом свидетельствуют найденные папирусы. По-гречески писали любовные письма, стихи, биографии, счета, деловые документы, медицинские рецепты и приговоры судов. Звания правительственных чиновников в Египте были греческими даже во времена римской оккупации. Правители всячески стремились внедрить эллинскую культуру в жизнь народа. Местные божества получали греческие имена. В городах строились гимнасии и амфитеатры. Внешний лоск западной цивилизации распространился по всему Ближнему Востоку. Греческая культура стала той средой, в которой распространялось Евангелие Иисуса Христа. Благодаря греческой Библии, понятной всем народам, и греческому языку, как универсальному средству общения, оно проникло в самые отдаленные уголки Римской империи.

 

ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Пленение, 597-322 гг. до н.э.

Независимое еврейское государство прекратило свое существование в 597 г. до н.э., когда вавилонский царь Навуходоносор вторгся в Иудею и захватил Иерусалим. Иудейский царь Иехония был вместе со всем своим двором отправлен пленником в Вавилон. Вслед за ними была депортирована вся элита иудейского общества, а также те, кто владел какими-либо искусствами и ремеслами. На иудейском престоле был утвержден дядя низложенного Иехонии — Матфания, принявший по приказанию Навуходоносора имя Седекия (4 Цар 24:10-17).

С 597 по 586 год до н.э. Иудея находилась в зависимости от Вавилона и платила ему дань. Седекия дал вавилонскому царю клятву верности. Однако в конце концов он нарушил эту клятву и вступил в тайный союз с Египтом, рассчитывая добиться независимости. По поводу политики Седекии не было единства даже среди пророков. Анания, сын Азура, не раз заявлял, что Бог сокрушит иго Вавилона и что через два года после его пророчества золотые сосуды, унесенные Навуходоносором из храма, будут возвращены (Иер 28:1-4). Иеремия же обвинил Ананию во лжи и предсказал, что мощь Вавилона не поколеблется в ближайшее время. Радикальная партия надеялась на помощь Египта; консервативные группы, которые представлял Иеремия, не строили на этот счет никаких иллюзий (Иер 28:12-17).

В 590 г. до н.э. Седекия решил, что пришло время восстать против Вавилона. Египетский фараон Псамметих II, продвигаясь на север по палестинскому побережью, неуклонно приближался к владениям Навуходоносора. Седекия сделал ставку на силу египетского войска и «отложился от Навуходоносора» (4 Цар 24:20).

Навуходоносор не оставил без внимания этот вызов. Он двинулся на защиту Тира и в 588 г. до н.э. осадил Иерусалим. Вскоре, правда, осада была временно прекращена из-за наступления египетской армии. Однако затем египтяне отступили, а вавилонские войска вернулись к Иерусалиму. В 586 г. н.э. город был взят. Седекия пытался бежать, но был схвачен, ослеплен и отправлен в цепях в Вавилон. Иерусалимский храм был разграблен, а затем сожжен. Сожжены были также царский дворец и дома вокруг него. Вавилоняне разрушили городские стены, а население Иерусалима угнали в Вавилон (Иер 39:4-10).

Для обеспечения порядка на захваченной территории Навузарадан — командующий вавилонской армией — назначил правителем Годолию. Однако в стране не утихали волнения. В результате восстания, поднятого аммонитским царем Ваалисом, Годолия был убит. В ходе последовавшей за этим гражданской войны мятежники были разгромлены. Оставшиеся в живых бежали в Египет, захватив в вынужденное изгнание пророка Иере-мию (Иер 41-43).

Конец Иудейского царства вовсе не означал конца иудаизма. Скорее наоборот — эти события положили начало т.н. «ортодоксальному иудаизму». Многие иудеи, уходя в Вавилон, взяли с собой книги Закона и Пророков, которые они почитали как Священное Писание. Несмотря на разрушение храма и прекращение жертвоприношений в нем, религиозная жизнь продолжалась. Наиболее благочестивые и образованные из увезенных в плен иудеев смогли объединить своих соотечественников в общину, которая заняла место Иерусалима как религиозного центра.

Немалую роль в организации и дальнейшей деятельности этой общины сыграл Иезекииль — пророк и учитель нравственности, приведенный в Вавилон с первой волной пленников при царе Иехонии. Образность его проповеди поражает воображение и кажется несколько гротескной. Но он проповедовал своему народу незыблемые этические нормы и высокие духовные стандарты. Он предсказывал, что Израиль вернется в свою землю и возродится, очистившись от тех греховных дел, которые он совершил, находясь в изгнании (Иез 36:22-31).

Семьдесят лет вавилонского пленения привели к возникновению синагог и росту их значения в иудаизме. Группы верных своему завету с Богом иудеев собирались для чтения Писания и молитвы. Они выбирали из своей среды учителей, которые становились религиозными вождями народа, заменяя священников храма. Изучение Закона заменило жертвоприношения, а соблюдение моральных норм — ритуал.

В 539 г. до н.э. вавилонское царство пало. Вторгшийся в вавилонские владения персидский царь Кир приказал выкопать гигантский канал и отвести от Вавилона реку Евфрат. По высохшему руслу его войска подошли к стенам города и взяли его практически без боя. Господство над Средним и Ближним Востоком перешло к мидо-персам.

Кир оказался великодушным завоевателем. С покоренными народами он поступал, большей частью, милостиво. В первый же год своего правления он разрешил евреям вернуться на родину и восстановить храм. Для этого им были возвращены священные сосуды из храма и выделены средства из царской казны (Ездр 6:1).

Далеко не все евреи воспользовались разрешением Кира. Многие предпочли остаться в Вавилоне, где уже обзавелись собственными домами. В Иерусалим отправилось сорок две тысячи человек, в основном из колен Иуды, Вениамина и Левия. Они прибыли в город в 537 г. до н.э., предводительствуемые Шешбацаром — князем из рода Иуды, которого Кир назначил правителем (Ездр 1:3,5-11). Они приступили к восстановлению храма (Ездр 3:1-11), но не смогли завершить его. Им пришлось столкнуться с противодействием той части народа, которая оставалась все время в Палестине (Ездр 4:1-5). В течение семнадцати лет храм оставался невосстановленным, хотя вернувшиеся из плена построили дома для себя (Агг 1:4). Под воздействием проповеди Аггея и Захарии работы возобновились около 520 г. до н.э. (Ездр 5:1-2). Местные чиновники, не знавшие об указе Кира, приказали евреям прекратить строительство. Евреи обратились к новому персидскому царю — Дарию — и тот подтвердил привилегии, данные евреям Киром. Восстановление храма продвигалось довольно быстро и было завершено в 516 г. до н.э. К празднику Пасхи было возобновлено богослужение и служение священников.

О том, в каком состоянии находилось еврейское государство с 516 по 458 г. до н.э., нет никаких письменных свидетельств. В 458 г. до н.э. («в седьмой год царя Артаксеркса» — Ездр 7:7) в Иерусалим прибыла новая группа переселенцев из Вавилона, возглавляемая «книжником» Ездрой, потомком Хелкии, первосвященника при царе Иосии. Он привел с собой священников, левитов и певцов, а также имел при себе письмо Артаксеркса, дававшее ему право восстановить служение в храме и под страхом наказания обязывающее местных начальников оказывать ему финансовую поддержку.

Новые переселенцы слились с основным населением страны, не принеся существенных перемен в жизнь общества. В 445 г. до н.э. («в двадцатый год царя Артаксеркса» — Неем 2:1) к Неемии — иудею, служившему виночерпием у персидского царя, — прибыл вестник из Иерусалима по имени Ханани. Он сообщил, что стены Иерусалима разрушены, а ворота сожжены. Некоторые исследователи находят в этой записи очередное упоминание о последствиях взятия Иерусалима войсками Навуходоносора. Однако разумнее предполагать, что речь идет о разорении города, случившемся во времена Неемии, — какой смысл посылать гонца, чтобы сообщить о событиях, происходивших полтора века назад. Некоторые намеки, содержащиеся в книге Неемии, позволяют заключить, что восстановление иудейского государства вызвало враждебные действия со стороны других обитателей Палестины — в частности жителей Самарии. Бедствие, о котором сообщил Ханани, могло быть результатом партизанской вылазки, к отражению которой жители города не были готовы.

Сообщение Ханани имело непосредственный результат. Неемия упросил царя отпустить его на время для восстановления города. Артаксеркс дал ему письмо, предписывающее Асафу, хранителю царских лесов, обеспечить его деревом для строительства городских ворот. Неемия немедленно отправился в Иерусалим. На третий день после своего прибытия он осмотрел городские укрепления и решил как можно быстрее построить их заново. Чтобы ускорить строительство, работающих разбили на группы и каждой группе поручили восстанавливать свой участок стены. Работы пришлось вести под охраной вооруженной стражи, поскольку враждебный к иудеям правитель Самарии Санаваллат постоянно угрожал нападением. Под энергичным руководством Неемии восстановление городских укреплений было завершено менее, чем за два месяца (Неем 6:15-16).

Неемия провел некоторые социальные и экономические преобразования. В то тяжелое время многие люди вынуждены были отдавать в залог землю и имущество, чтобы найти пропитание. Высокие проценты, назначаемые ростовщиками, делали последующий выкуп практически невозможным. Неемия запретил взымать проценты с соотечественников и потребовал возвращения заложенного имущества. Он также провел перепись тех, кто вернулся из плена и их потомков (Неем 7:5).

Благодаря книжнику Ездре, занимавшемуся изучением и толкованием Закона, возросло знание Закона среди иудеев. Сам Ездра, по-видимому, учил по-древнееврейски, а его помощники переводили его слова на арамейский язык (Неем 8:2,7,8). Несомненно, за годы плена и восстановительных работ Закон был забыт, и его чтение произвело на евреев глубокое впечатление. «Весь народ плакал, слушая слова закона» (Неем 8:9). Был восстановлен праздник Кущей и утверждены соответствующие Закону моральные нормы (Неем 8:13-18).

Неемия был строг в соблюдении Закона. Для поддержания богослужений в храме им были установлены регулярные пожертвования. Были запрещены смешанные браки (Неем 10:30) и подтвержден строгий запрет на всякие торговые операции в субботу (Неем 10:31). Было установлено регулярное взымание десятины (Неем 12:44). За двенадцать лет правления Неемии основные принципы иудейской ортодоксальности глубоко вошли в сознание народа.

Во время правления Неемии был изгнан из страны Манассия, внук первосвященника, женившийся на дочери Санаваллата. Иосиф Флавий сообщает, что он бежал в Самарию, где построил храм на горе Гаризим и учредил культ, конкурирующий с культом Иерусалимского храма. Гора Гаризим стала религиозным центром самарян.

Реформы Неемии оставили неизгладимый след. Благодаря им вплоть до маккавейских времен (т.е. на протяжении периода персидского и греческого владычества) сохранялась группа людей, твердо придерживавшихся Закона, несмотря на сильное влияние язычества, которому оказались подвержены многие из народа и даже представители священства.

О периоде еврейской истории от Неемии и до II века до н.э. имеется очень мало свидетельств. Известно все же о некоторых очень важных переменах в жизни народа. Произошло почти полное разделение между иудеями и самарянами; еврейский язык был вытеснен из обихода арамейским; возникла серьезная угроза иудейской ортодоксии со стороны эллинизма. В этот период, по-видимому, укрепились «три столпа», на которых и сейчас держится здание иудаизма: 1 — священные книги (= Ветхий Завет), 2 — синагога (с новым типом богослужения, исключающим жертвоприношение), 3 — раввинизм (от слова «равви» — учитель).

Однако основной политической силой было священство. Иосиф Флавий пишет, что когда Александр проходил через Палестину по пути в Египет, его приветствовал первосвященник Иаддуй, который говорил с македонским царем о поклонении Единому истинному Богу. Многие современные исследователи считают этот рассказ чистейшим вымыслом.

Однако независимо от того, правда это или легенда, приводимый рассказ Флавия показывает, что первосвященник рассматривался как первое лицо в иудейском государстве. Царский дом Давида к этому времени исчез, и упоминания о нем в Новом Завете показывают, что потомки этого рода могли быть простыми ремесленниками — как Иосиф из Назарета.

Две существенные черты еврейской жизни исчезли в период господства персов и греков: монархия и пророческое служение. Вся духовная и политическая власть сконцентрировалась в руках первосвященника. После Малахии пророчества совершенно прекратились. Никаких следов реформаторской деятельности пророков в этот период рассеяния не удается обнаружить.

Священство, сохранив то влияние, которым оно издавна обладало в Израиле, обрело еще и политическую власть, которой у него не было в царский период. В религиозной жизни, кроме того, появились два новых существенных фактора. В связи с интенсивным изучением Закона, начавшимся в изгнании, в иудейском обществе выделился класс духовных наставников — книжников. Их появление было отчасти связано с тем, что появление большого количества общин (в том числе и в рассеянии) потребовал многократного копирования Писания — каждой общине нужно было иметь свой экземпляр. Профессиональные переписчики должны были изучать текст, чтобы точно передать его. Постепенно они стали подлинными специалистами по Писанию. Матфей свидетельствует, что когда Ирод захотел узнать все пророчества о Мессии, он позвал к себе первосвященников и книжников (Мф 2:4). Так что книжники почитались наравне со священниками в вопросах, касающихся Писания.

Другим важным фактором стало появление так называемой «Великой Синагоги» — совета из 120 членов, призванного наблюдать за соблюдением Закона («Великая Синагога» — предшественница Синедриона времен Иисуса Христа). Предполагается, что последним известным членом этого органа был некто Симон Справедливый, которого часто отождествляют также с первосвященником Симоном I, жившим в начале III в. до н.э. Все упоминания о Великой Синагоге содержатся в поздней талмудической литературе, которая не отличается точностью в передаче исторических фактов, так что само существование такого совета может быть подвергнуто сомнению. Вполне возможно, что религиозные старейшины обладали судебной и политической властью, но официальное образование такого рода организации — маловероятно.

Под властью Птолемеев, 322–198 гг. до н.э.

Смерть Александра Македонского привела к распаду его империи и войнам за раздел ее территории. Великий завоеватель не оставил достойного преемника, и его четыре полководца разделили между собой его наследство. Египет достался Птолемею, а Сирия — Антигону. Палестина стала полем битвы и добычей для воевавших между собой захватчиков. В 320 г. до н.э. Иерусалим был взят войсками Птолемея. В 315 г. его вытеснил оттуда Антигон, но три года спустя он был разбит при Газе и потерял контроль над Палестиной. В 301 г. до н.э. Антигон был убит в сражении при Ипсе, и Птолемей вновь захватил Палестину, а Сирия досталась Селевку.

О положении палестинских евреев в этот период известно немного. Они жили между двумя постоянно враждовавшими государствами и в равной мере страдали от обоих. В таком положении, правда, было одно достоинство — каждый из соперников пытался склонить евреев на свою сторону, поэтому не обладал над ними абсолютной властью. Случалось и так, что те из евреев, кто активно поддерживал одного из царей, в случае его поражения переселялся на его территорию. Так, уже при первом из Птолемеев значительная группа евреев поселилась в Александрии. Условия для работы и для ведения торговли оказались здесь настолько благоприятными, что за первой группой последовали и другие, и в течение нескольких лет в Александрии выросла значительная еврейская колония. Вероятно, евреев, за их энергию, трезвость и трудолюбие, охотно принимали тогда во многих городах на территории эллинистических царств.

При Птолемеях евреи Палестины обладали многими привилегиями и жили как свободная община. Правителем оставался первосвященник, который следил за исполнением Закона. Ему помогал совет, состоявший из священников и старейшин. Центром жизни нации был храм. На ежегодно отмечаемые праздники Пасхи, Пятидесятницы (Седмиц) и Кущей сюда съезжались многочисленные паломники со всего мира. Постоянно поддерживалось изучение Закона — его толкование в этот период стало особенно скрупулезным.

Экономическое положение народа при Птолемеях было, по-видимому, тяжелым. Они платили низкую подать, а, принимая во внимание алчность царей и сборщиков налогов, это означает, что с них попросту нечего было взять. Постоянные войны и миграции истощили страну. В конце правления Птолемеев Иосиф, племянник первосвященника Онии, убедил царя Птолемея III Евергета доверить ему сбор налогов. Его дипломатия была настолько успешной, что помимо полномочий по сбору налогов Птолемей выделил Иосифу еще и две тысячи воинов для помощи. Тот, кто отказывался платить, подвергался конфискации имущества. Птолемей был удовлетворен, Иосиф разбогател, но из страны были выкачаны последние ресурсы. Возможно, что невыносимый налоговый гнет побудил многих искать союза с врагом Птолемеев сирийским царем Антиохом III.

Птолемеи, как правило, хорошо обходились с евреями. При Птолемее Филадельфе (285-246 гг. до н.э.), преемнике Птолемея Лага, тысячи рабов-евреев были выкуплены из рабства за счет царской казны. Некоторые из них получили ответственные посты в государстве. Новые поколения евреев перенимали греческие привычки и начинали говорить на греческом языке, теряя свой специфический семитский облик, привычки и образ мыслей.

Мы уже упоминали, что при Птолемее Филадельфе был осуществлен перевод на греческий язык еврейской Библии. В книге Иосифа Флавия пересказывается история, как библиотекарь Птолемея Филадельфа Деметрий, собирая книги для библиотеки в Александрии, узнал о еврейской летописи, повествующей об истории этого народа. Он обратился к царю с просьбой помочь ему получить перевод этой летописи. Птолемей обратился к иудейскому первосвященнику Елеазару с требованием направить в Александрию по шесть старейшин от каждого колена, чтобы они могли сделать перевод. Елеазар послал к царю переводчиков, снабдив их одним экземпляром Писания. Легенда говорит, что 72 старца трудились над переведом 72 дня, и когда готовый перевод был зачитан иудеям, те одобрили его. Детали этого рассказа едва ли можно считать достоверными, но несомненно, что Септуагинта появилась при Птолемеях в Александрии в ответ на потребности говорящего по-гречески еврейского населения этого города. Во времена Иисуса греческий перевод Писания был широко распространен среди евреев диаспоры.

Под властью Ceлевкидов, 198–168 гг. до н.э.

В то время, когда в Египте царствовали Птолемеи, в Сирии правила династия Селевкидов. Столицей Сирии была Антиохия, стоявшая на реке Оронт. Постоянная вражда двух государств приводила к регулярным войнам между ними. Сирийский царь Антиох I (280-261 гг.) пытался захватить Палестину, но безуспешно. Его сын Антиох II женился на Беренике, дочери египетского царя (249 г.), в расчете получить в наследство часть его территорий. Однако после смерти тестя он развелся с Береникой, решив вернуться к своей первой жене Лаодикии. Она же подстроила убийство Береники с ребенком, отравив при этом и самого Антиоха. Птолемей III Евергет (246-222 гг.), желая отомстить, вторгся в Сирию и разграбил ее. Война продолжалась много лет с переменным успехом, пока в 217 г. до н.э. войска египетского царя Птолемея IV не разгромили армию Антиоха III под Рафией. Сирийцы были изгнаны из Иерусалима, и страна перешла под власть Египта. Однако в 198 г. до н.э. война возобновилась. На этот раз успех сопутствовал Антиоху III — Палестина перешла под контроль Селевкидов.

В Иерусалиме в этот момент существовало две враждебные группы. Одна из них, руководимая священниками во главе с Онией III, настаивала на сохранении верности Птолемеям. Другая — под руководством Тобии — предпочитала сирийцев. В стычках между ними верх взяли сторонники Онии. Они изгнали своих противников из Иерусалима. Те обратились за помощью к сирийскому царю Селевку IV, намекнув ему, что свою оскудевшую казну он может пополнить за счет сокровищницы Иерусалимского храма. Легенда гласит, что царь отправил в Иерусалим своего казначея Гелиодора с приказом конфисковать храмовые сокровища, но тот не смог выполнить приказ, испугавшись явившегося ему ужасного видения.

Селевка, умершего в 175 г. до н.э., сменил его брат Антиох IV — правитель энергичный, но исключительно взбалмошный. Многие называли его Епиман (сумасшедший), переиначив его официальный титул — Епифан (явленный бог). Он активно вмешался в палестинские дела, рассчитывая эллинизировать местное население. Ония III был по его указу низложен, а первосвященником стал его брат Ясон, который пообещал за счет храма вносить крупные суммы в царскую казну. За это Ясон потребовал, чтобы всем евреям было дано антиохийское гражданство. За назначением Ясона последовало сооружение в Иерусалиме, в непосредственной близости от храма, гимнасия. Священники были принуждены оставлять службу в храме и присутствовать на играх и состязаниях. Сам Ясон дошел до того, что принял участие в играх в честь тирского божества Мелкарта и послал дары для жертвоприношений. Даже ближайшие сторонники Ясона отказались участвовать в этом святотатстве. В конечном счете дары были использованы при строительстве сирийского флота.

Однако при очередном обострении отношений с Египтом Антиох, усомнившись в верности Ясона, заменил его другим эллинизированным иудеем — Менелаем. Предпринятое затем сирийцами вторжение в Египет провалилось — их принудило к отступлению вмешательство римского посланника. Озлобленный поражением Антиох излил свой гнев на евреев.

Множество жителей Иерусалима было обращено в рабство. Стены города были разрушены, храм разграблен, а затем превращен в капище Зевса Олимпийского. 15 декабря 168 г. до н.э. изваяние этого бога было водружено на алтарь храма, а десять дней спустя ему в жертву была принесена свинья. Языческие алтари воздвигались по всей стране. Сирийцы силой принуждали иудеев праздновать языческие праздники. Иудаизм был полностью запрещен. Всякого, у кого находили Тору, казнили. Было запрещено соблюдать субботу и совершать обряд обрезания (1 Макк 1:21-50).

Положение всего народа стало невыносимым. Конфликт был неизбежен. Искрой, от которой возгорелось пламя войны, стало выступление Маттафии, старого священника из селения Модин. В Модин пришел царский посланник, принуждавший приносить жертвы языческим богам, и предложил Маттафии награду, если тот, как самый уважаемый человек в селении, сделает это первым. Маттафия отказался, а когда кто-то из иудеев приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, он убил его прямо возле алтаря. Затем он убил и самого посланника и разрушил жертвенник.

Маттафия бежал в пустыню вместе с сыновьями и их семьями. Вскоре к ним присоединились другие евреи. В последовавших затем военных столкновениях восставшие сначала терпели поражения. Сам Маттафия вскоре умер и был похоронен в Модине. Восстание возглавил его сын Иуда, прозванный Маккавеем («Маккаби», т.е. «молот»). Первоначально сирийцы не придавали восстанию большого значения, но после того как они обратили в бегство сильный сирийский отряд, Антиох изменил свое отношение к ним. Он двинул в Иудею большую армию, уплатив солдатам на год вперед. Начальником он поставил Лисия, а сам отправился в поход на Восток. В ходе короткой, но решительной кампании, восставшие разгромили сирийцев и изгнали их из Иерусалима. Храм был очищен, сооружен новый алтарь. После обряда посвящения был установлен новый праздник в память об этом событии, называемый праздником Обновления или праздником Света (Ин 10:22). Иуда завершил войну захватом земель к востоку от Иордана, после чего вся Палестина оказалась в его руках.

Весть о поражении потрясла Антиоха настолько, что он вскоре умер. Войну продолжил его преемник. Иуда Маккавей обратился за помощью к Риму, но, хотя и получил оттуда дружественный ответ, никакой реальной поддержки римляне не оказали. Иуда вскоре погиб в сражении, его брат Ионафан заменил его. Война продолжалась до 143 года, когда Деметрий II, претендент на сирийский престол, признал третьего брата — Симона Маккавея — своим союзником. Деметрий гарантировал Иудее политическую свободу и освобождение от всех налогов.

Победа Маккавеев привела к независимости еврейского государства, сохранявшейся до прихода римлян. С влиянием Селевкидов в Палестине было фактически покончено. Эта война оказала значительное влияние на много поколений евреев. Они сплотились в тесную группу, ревностно отстаивающую свою национальную независимость. Народы, среди которых они была рассеяны на протяжении всей последующей истории, не смогли их ассимилировать.

Правление Хасмонеев, 142–37 гг. до н.э.

Симон Маккавей, завершивший борьбу за независимость Иудеи, стал пожизненным первосвященником. Его правление было успешным, но коротким. В 139 г. был подписан договор с Римом — римляне признавали независимость еврейского государства и предписывали всем своим союзникам и зависимым от Рима странам поддерживать с этим государством дружественные отношения. Улучшилось экономическое положение, стали работать суды, пробудилась религиозная жизнь.

Но период благополучия не был продолжительным. Сирийский царь Деметрий II был свергнут с престола и захвачен парфянами (139 г. до н.э.). Его брат Антиох VII, занявший сирийский престол, разорвал договор с Симоном и потребовал выплаты громадных налогов. При сыновьях Симона — Иуде и Ионафане — евреям удалось разбить сирийцев и ликвидировать опасность с этой стороны.

Положение осложнилось из-за внутренних распрей. Симон и два его сына были предательски убиты в 135 г. его зятем Птолемеем, пытавшимся захватить Иерусалим. Оставшийся в живых сын Симона — Иоанн Гиркан (135-104 гг. до н.э.) помешал этому и осадил Птолемея в его собственном замке. В конце концов Птолемей бежал в Египет.

Тем временем Иерусалим подвергся осаде войсками Антиоха VII. Евреи были вынуждены капитулировать и платить дань сирийскому царю. Но Антиох вскоре умер, и в Сирии началась война между претендентами на престол. Гиркан немедленно воспользовался случаем и захватил Идумею на юге и Самарию на севере, а также Медеву и соседние города к востоку от Иордана. Гиркан стал перво<



2015-11-20 626 Обсуждений (0)
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ЦАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ЦАРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.079 сек.)