Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Страбон и Птолемей о предмете, задачах и содержании географии



2015-11-23 1487 Обсуждений (0)
Страбон и Птолемей о предмете, задачах и содержании географии 0.00 из 5.00 0 оценок




Античная география получила свое завершение в работах Страбона и Птолемея. Вместе с тем, труды названных ученых выражают два разных взгляда на предмет, содержание и задачи этой науки.

Страбон видел в географии прежде всего ее прикладное или, точнее, даже утилитарное значение. В самом начале своего труда он отмечает, что география входит в круг занятий философа, подчеркивает, что все первые географы – Гомер, Анаксимандр и Гекатей, а затем Демокрит, Эвдокс, Дикеарх и их преемники - Эратосфен, Полибий и Посидоний – были в некотором смысле философами. На последующих страницах своего труда Страбон старается убедить читателя в той практической пользе, которую может принести знание географии (296).

«…Большая часть географии, - говорит он, - служит нуждам государства, ибо арена деятельности государств – земля и море есть местообитание человека» (296). География, по мнению Страбона, имеет прямое отношение к деятельности властителей: ведь она размещает на карте материки и моря. И размещение, которое дает география, имеет значение для людей, заинтересованных в том, чтобы знать, так ли или иначе расположены страны и моря, известны ли они или еще не исследованы. «Ведь государи могут лучше управлять каждой отдельной страной, зная, как она велика, как расположена, в чем отличительные особенности ее климата и почвы» (296).

Польза географии, говорит далее Страбон, очевидна и в малозначительных делах, например в охоте, и особенно в великих предприятиях, «поскольку и награды за победы, и расплата за поражения, которые являются результатом знания и невежества, еще более велики» (296). Он приводит примеры военных успехов, достигнутых благодаря знанию местности, и больших поражений, причиной которых явилось ее незнание. Страбон считает, что его книга должна быть «одинаково полезной и для государственного деятеля, и для широкой публики», но все же предназначена «преимущественно для людей, занимающих высокое положение» (11,126,296).

В этих мыслях и рассуждениях мы впервые встречаемся со столь ясно сформулированным взглядом на географию как на прикладную науку. Страбон довел этот взгляд до крайности, фактически он лишил географию теоретического содержания и свел ее к сугубо утилитарному описанию одной лишь ойкумены. Он полагал, что географу не следует заниматься областями за пределами нашего обитаемого мира, … «ибо для правительственных нужд нет никакой пользы от знакомства с такими странами и их обитателями, особенно если последние живут на таких островах, что не могут ни вредить нам, ни приносить пользы» (296).

Однако Страбон не может не признать, что «было бы смешно, если кто-нибудь, стремясь точно описать обитаемый мир, не обратил бы внимания на Землю как целое (часть которого занимает обитаемый мир, ни на ее величину, характер, положение во Вселенной, ни даже на то, обитаем ли мир только в одной части, в которой мы живем, или во многих частях и (если это так) сколько таких частей. Как велика необитаемая часть мира, каков ее характер и почему она необитаема?» (296). «Далее, - продолжает Страбон, - к этому разнообразному знанию прибавим еще собственно историю Земли, т.е. историю животных и растений и всего полезного или вредного, что производят земля или море» (296).

Страбон подчеркивает, что для занятия географией необходимо широкое образование, особенно важно хорошо знать геометрию и астрономию. Но все, что качается Земли в целом, географ должен принять на веру без доказательств, полагаясь на геометров, астрономов, физиков. Для изучения географии необходимо «принять в качестве гипотез много основных положений физики и математики» (296).

То, что Земля шарообразна, Страбон принимает как факт. Обращаясь к самой ойкумене, Страбон пишет, что «для географа безразлично, представляем ли мы обитаемый мир островом или просто допускаем то, чему научились из опыта» (296). По его мнению, лишь немногие участки ойкумены остаются неизвестными, однако, что касается этих участков, то безразлично, ограничены ли они морем или необитаемой землей. Ведь географ имеет в виду описание известных частей обитаемого мира, но опускает без рассмотрения неизвестные его части, так же как он упускает из сферы своего внимания и части, лежащие за пределами обитаемого мира. В другом месте у него сказано, что нет надобности заниматься выяснением вопроса о северных и южных пределах ойкумены. Касаясь проблемы обитаемости экваториальной зоны, Страбон говорит, что «этот вопрос выходит за пределы географии». По той же причине он не считает нужным подробно останавливаться на предположении о существовании других обитаемых миров в северном умеренном поясе (296).

Метод Страбона чисто описательный. Он никогда не стремился к объяснению причин и к теоретическим построениям. Причем очень гордился тем, что только добросовестно собирал и излагал различные факты и сведения. Объяснение природных явлений он предоставлял философам. С этих позиций Страбон резко критиковал Посидония за то, что тот «много занимается исследованием причин и подражает Аристотелю» (296). Многие идеи Посидония он считал относящимися не к географии, а к физике и философии (296).

«География» Страбона рассчитана на определенный социальный заказ (126). Она была призвана обеспечить вкусы и потребности правящей верхушки. С другой стороны, на географии Страбона лежит отпечаток кризиса рабовладельческого мировоззрения, упадка натурфилософии и влияния стоицизма, отвергавшего выяснение причин. Отсюда ее типично описательный страноведческий характер и чисто «размещенческий» подход, в котором содержатся известные черты будущей хорологической концепции (110,126,220).

Птолемей понимал цели, задачи и содержание географии совершенно иначе, чем Страбон. Согласно его определению, «география есть линейное изображение всей ныне известной нам части Земли со всем тем, что на ней находится». География дает возможность обозревать всю Землю в одной картине, но лишь в самых крупных ее чертах. От географии Птолемей отличал хорографию, которая, беря отдельные местности, рассматривает каждую из них особо, приводя в своих описаниях даже такие мелочи, как, например, гавани, селения, округа, притоки главных рек и т.п. Различие между географией и хорографией состоит, следовательно, в том, что «хорографии» разумно и полезно передавать даже самые мелкие особенности стран, географии же – только крупные черты (126).

Но между этими двумя науками имеется еще одно существенное различие: Хорография, по мнению Птолемея, занимается преимущественно качеством, а не количеством: она всегда заботится о сходстве, а вовсе не о соразмерности положений. География же занята скорее количеством, т.к. она всегда заботится о соответствии расстояний, а о сходстве только тогда, когда изображает большие части и общие очертания. Она, география, изображает положения и очертания с помощью одних только линий и условных знаков. Вследствие этого хорография нисколько не нуждается в математическом методе, а в географии это – самая главная черта. Отсюда основой географии должно служить астрономическое определение положения пунктов. Содержание птолемеева «Руководства по географии» вполне отвечает представлениям его автора о географии, тогда как «Географию» Страбона, с точки зрения Птолемея, следовало бы назвать «хорографией» (126).

Труды Птолемея часто называют вершиной античной географии. Однако это было бы справедливым, если под географией понимать только определение мест и их фиксацию на карте. В этой связи мы не можем сказать то же, оценивая место Птолемея в развитии географических идей. Его интересовало только положение пунктов на Земле, но не сущность географических явлений. Но в известном смысле представления Птолемея можно рассматривать как реакцию против чисто описательного подхода к географии и попытку противопоставить ему точные количественные методы, и в этом состоит его несомненная заслуга перед географией (110,112,126,220,260,279,296,327,363,377,429).

Итак, в античной географии сложились различные направления. Описательно-страноведческое («хорографическое») направление, одним из ярких представителей которого был Страбон, имело гуманитарный характер, было тесно связано с историей. Второе направление, олицетворявшее Птолемеем, можно назвать математико-географическим. В его сферу входили вопросы выяснения фигуры и размеров нашей планеты, разработка картографических проекций и, главное, определение географических координат пунктов в целях создания карт Земли. Третье, но еще не оформившееся в самостоятельную научную концепцию, это – физико-географическое направление (11,110,126,296,377).

 

ГЕОГРАФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

С конца II в. рабовладельческое общество переживало глубокий кризис. Нашествие готских племен (III в.) и усиление христианства, ставшего с 330 г. государственной религией, ускорили упадок римско-греческой культуры и науки. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную части. С этого времени в Западной Европе начинают забывать греческий язык и греческую литературу. В 410 г. вестготы заняли Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование (26,28,85,110,126,220,260,279,363,377).

Торговые связи в этот период начали существенно сокращаться. Единственным существенным стимулом к познанию дальних стран были христианские паломничества к «святым местам»: в Палестину и Иерусалим. Согласно многим историкам географической науки, этот переходный период не внес ничего нового в развитие географических представлений (126,279). В лучшем случае сохранились старые знания, да и то в неполном и искаженном виде – в каком они и перешли в средневековье.

В средние века наступил длительный период упадка, когда горизонт географии резко сузился. Обширные географические познания и географические представления древних греков и финикийцев были в большей своей части забыты. Прежние знания сохранились лишь в среде арабских ученых. Правда, в христианских монастырях продолжалось накопление знаний и мире, но в целом интеллектуальный климат того времени не благоприятствовал их новому пониманию. В конце XV в. началось эпоха Великих географических открытий, и горизонты географической науки вновь стали стремительно раздвигаться. Поток новых сведений, хлынувших в Европу, оказал чрезвычайно большое влияние на все стороны жизни и породил тот определенный ход событий, который продолжается и поныне (110, с.25).

Несмотря на то, что в христианской Европе средних веков слово «география» исчезло из обычного лексикона, изучение географии продолжалось. Постепенно любопытство и любознательность, желание выяснить, что представляют собой дальние страны и континенты, побудило искателей приключений отправиться в путешествия, сулившие новые открытия. Крестовые походы, проводившиеся под знаменем борьбы за освобождение «святой земли» из-под власти мусульман, вовлекали в свою орбиту массы людей, покидавших родные места. Возвращаясь, они рассказывали о чужеземных народах и необычной природе, которые им довелось увидеть. В XIII веке пути, проложенные миссионерами и купцами, стали столь протяженными, что достигли Китая (21).

 

ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА (VI-XI вв.)

 

Географические представления раннего средневековья складывались из библейских догм и некоторых выводов античной науки, очищенных от всего «языческого» (в том числе и от учения о шарообразности Земли). Согласно «Христианской топографии» Космы Индикопова (VI в.), Земля имеет вид плоского прямоугольника, омываемого океаном; Солнце ночью скрывается за горой; все большие реки берут свое начало в раю и протекают под океаном.

Современные географы единодушно характеризуют первые века христианского средневековья в Западной Европе как период застоя и упадка в географии (110,126,216,279). Большинство географических открытий этого периода были повторными; страны, известные еще древним народам Средиземноморья, нередко заново «открывались» во второй, третий и даже в четвертый раз.

В истории географических открытий раннего средневековья виднейшее место принадлежит скандинавским викингам (норманнам), которые в VIII-IX вв. своими набегами опустошали Англию, Германию, Фландрию и Францию.

По русскому пути «из варяг в греки» скандинавские торговцы добирались до самой Византии. Около 866 г. норманны повторно открыли Исландию и прочно обосновались там, а около 983 г. Эрик Рыжий открыл Гренландию, где также возникли их постоянные поселения (21).

В первые столетия средневековья относительно широкий пространственный кругозор имели византийцы. Религиозные связи Восточной Римской империи распространялись на Балканский полуостров, позднее – на Киевскую Русь и Малую Азию. Религиозные проповедники доходили до Индии. Они занесли свою письменность в Среднюю Азию и Монголию, а оттуда проникли в западные районы Китая, где основали свои многочисленные поселения.

Пространственный кругозор славянских народов, согласно «Повести временных лет», или летописи Нестора (вторая половина XI – начало XII вв.), простирался почти на всю Европу – примерно до 600 с.ш. и до берегов Балтийского и Северного морей, а также на Кавказ, Индию, Ближний Восток и северное побережье Африки. В «Летописи» наиболее полные и достоверные сведения приводятся о Русской равнине, прежде всего о Валдайской возвышенности, откуда стекают главные славянские реки (110,126,279).

 

 

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

НАРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

(V-XVI вв.)

 

 

География в странах арабского мира

 

С VI в. в развитии мировой культуры видную роль начинают играть арабы. К началу VIII в. они создали огромное государство, охватившее всю Переднюю Азию, часть Средней Азии, северо-запад Индии, Северную Африку и большую часть Пиренейского полуострова. У арабов ремесло и торговля преобладали над натуральным хозяйством. Арабские купцы торговали с Китаем, африканскими странами. В XII в. арабы узнали о существовании Мадагаскара, а согласно некоторым другим источникам, в 1420 г. арабские мореплаватели достигли южной оконечности Африки (21,110,126).

В арабскую культуру и науку внесли свой вклад многие народы. Начавшаяся в VIII в. децентрализация Арабского халифата постепенно привела к возникновению ряда крупных культурных научных центров в Персии, Испании, Северной Африке и др. На арабском языке писали и ученые Средней Азии. Арабы многое восприняли у индийцев (в том числе систему письменного счета), китайцев (знание магнитной иглы, пороха, изготовление бумаги их хлопка). При халифе Харуне ар-Рашиде (786-809 гг.) в Багдаде была создана коллегия переводчиков, осуществлявшая переводы на арабский язык индийских, персидских, сирийских и греческих научных сочинений.

Особое значение для развития арабской науки имели переводы трудов греческих ученых – Платона, Аристотеля, Гиппократа, Страбона, Птолемея и др. В значительной мере под влиянием идей Аристотеля многие мыслители мусульманского мира отвергали существование сверхъестественных сил и призывали к опытному изучению природы. Среди них прежде всего необходимо отметить выдающегося таджикского философа и ученого-энциклопедиста Ибн Сину (Авиценна) 980-1037 гг.) и жившего в Испании Муггамета Ибн-Рошда, или Авверроэса (1126-1198 гг.).

Для расширения пространственного кругозора арабов первостепенное значение имело развитие торговли. Уже в VIII в. география в арабском мире рассматривалась как «наука о почтовом сообщении» и «наука о путях и областях» (126). Описание путешествий становится популярнейшим видом арабской литературы. Из путешественников VIII в. наиболее известен купец Сулейман из Басры, который плавал в Китай и посетил Цейлон, Андаманские и Никобарские острова, а также остров Сокотра.

В сочинениях арабских авторов преобладают сведения номенклатурного и историко-политического характера; природе же уделено неоправданно мало внимания. В толковании физико-географических явлений ученые, писавшие на арабском языке, не внесли ничего существенно нового и оригинального. Основное значение арабской литературы географического содержания заключается в новых фактах, но не в теориях, которых она придерживались. Теоретические представления арабов оставались недоразвитыми, часто арабы просто следовали грекам, не утруждая себя разработкой новых концепций.

Действительно, арабы собрали в области физической географии много материала, но не сумели переработать его в стройную систему (126). Кроме того, к реальной действительности они постоянно примешивали создания своей фантазии. Тем не менее, роль арабов в истории науки весьма значительна. Благодаря арабам, в западной Европе после крестовых походов стала распространяться новая система «арабских» чисел, их арифметика, астрономия, а также арабские переводы греческих авторов, в том числе Аристотеля, Платона и Птолемея.

Труды арабов по географии, написанные в VIII-XIV вв., основывались на самых разных литературных источниках. Кроме того, арабские ученые использовали не только переводы с греческого, но и сведения, полученные от своих собственных путешественников. В результате знания арабов были гораздо более правильными и точными, чем знания христианских авторов.

Одним из самых первых арабских путешественников был Ибн Хаукаль. Последние тридцать лет своей жизни (943-973 гг.) он посвятил путешествиям в некоторые наиболее отдаленные и глухие районы Африки и Азии. Во время своего посещения восточного побережья Африки в той его точке, что находилась примерно в двадцати градусах южнее экватора, он обратил свое внимание на то, что здесь, в этих широтах, которые греки считали необитаемыми, жило значительное количество людей. Однако теория о необитаемости этой зоны, которой придерживались древние греки, возрождалась снова и снова, даже в так называемые новые времена.

Арабским ученым принадлежит несколько важных наблюдений над климатом. В 921 г. аль-Балхи обобщил сведения о климатических явлениях, собранных арабскими путешественниками, в первом климатическом атласе мира – «Kitab al-Ashkal».

Масуди (умер в 956 г.) проник на юг до современного Мозамбика и сделал очень точное описание муссонов. Уже в X в. он обрисовал процесс испарения влаги с водной поверхности и ее конденсацию в форме облаков.

В 985 г. Макдиси предложил новое подразделение Земли на 14 климатических районов. Он обнаружил, что климат изменяется не только с широтой, но также в западном и восточном направлениях. Ему же принадлежит мысль о том, что большая часть южного полушария занята океаном, а основные массивы суши сосредоточены в северном полушарии (110).

Некоторые арабские географы высказывали правильные соображения об образовании форм земной поверхности. В 1030 г. аль-Бируни написал свою огромную книгу по географии Индии. В ней он, в частности, говорил об округлых камнях, которые он обнаружил в аллювиальных отложениях к югу от Гималаев. Их происхождение он объяснял тем, что эти камни приобрели округлую форму из-за того, что стремительные горные реки перекатывали их по своему руслу. Он также обратил свое внимание на то, что аллювиальные наносы, отложенные вблизи подножия гор, имеют более грубый механический состав, и что по мере удаления от гор они слагаются все более и более мелкими частицами. Рассказывал он также и о том, что, по представлениям индусов, приливы вызываются Луной. В его книге содержится также интересное утверждение, что при продвижении к Южному полюсу ночь исчезает. Это указывал на то, что еще до наступления XI столетия некоторые мореплаватели проникали далеко на юг (110,126).

Авиценна, или Ибн Сина, которому довелось непосредственно наблюдать, как горные потоки вырабатывают долины в горах Центральной Азии, также способствовал углублению знаний о развитии форм земной поверхности. Ему принадлежит идея о том, что самые высокие вершины сложены твердыми горными породами, особенно устойчивыми к эрозии. Вздымаясь, горы, указывал он, тотчас же начинают подвергаться этому процессу стачивания, идущему весьма медленно, но неотступно. Авиценна отметил и присутствие в породах, слагающих высокогорья, ископаемых остатков организмов, которые он расценивал как примеры попыток природы сотворить живые растения или животных, окончившиеся неудачей (126).

Ибн Баттута - один из величайших путешественников всех времен и народов. Он родился в Танжере в 1304 г. в семье, в которой профессия судьи была потомственной. В 1325 г. в возрасте двадцати одного года он паломником отправился в Мекку, где надеялся завершить изучение законов. Однако на пути через северную Африку и Египет он понял, что его гораздо больше влечет изучение народов и стран, чем занятие юридическими премудростями. Достигнув Мекки, он решил посвятить свою жизнь путешествиям и в своих бесконечных странствиях по землям, населенными арабами, больше всего заботился о том, чтобы не пройти дважды одним и тем же путем. Ему удалось посетить те места Аравийского полуострова, где до него еще никто не бывал. Он плавал по Красному морю, посетил Эфиопию и затем, двигаясь все дальше и дальше на юг вдоль побережья Восточной Африки, достиг Килвы, лежащей почти под 100 ю.ш. Там он узнал о существовании арабской фактории в Софале, Мозамбик, располагавшейся южнее теперешнего портового города Бейры, то есть почти в 20 градусах к югу от экватора. Ибн Баттута подтвердил то, на чем настаивал Ибн Хаукаль, а именно, что жаркая зона Восточной Африки не была испепеляюще знойной и что ее населяли местные племена, которые не противились созданию арабами торговых факторий.

Вернувшись в Мекку, он вскоре вновь пускается в путь, посещает Багдад, путешествует по Персии и землям, прилегающим к Черному морю. Следуя через русские степи, он в конце концов достиг Бухары и Самарканда, а оттуда через горы Афганистана попал в Индию. В течение нескольких лет Ибн Баттута находился на службе у делийского султана, что дало ему возможность беспрепятственно ездить по стране. Султан назначил его своим послом в Китай. Однако прошло много лет, прежде чем Ибн Баттута прибыл туда. За это время он успел побывать на Мальдивских островах, на Цейлоне и Суматре и только после этого он оказался в Китае. В 1350 г. он возвратился в Фес – столицу Марокко. Но его путешествия на этом не закончились. После поездки в Испанию он вернулся в Африку и, двигаясь через Сахару, достиг реки Нигер, где ему удалось собрать важные сведения о негритянских исламизированных племенах, живших в этом районе. В 1353 г. он поселяется в Фесе, где по распоряжению султана диктует длинное повествование о своих путешествиях. За время около тридцати лет Ибн Баттура покрыл расстояние около 120 тыс. км, что для XIV столетия было абсолютным рекордом. К сожалению, его книга, написанная на арабском языке, не оказала сколько-нибудь значительного влияния на образ мыслей европейских ученых (110).

 

География в скандинавском мире

 

Скандинавы были отличными мореходами и отважными путешественниками. Самое большое достижение скандинавов норвежского происхождения, или так называемых викингов, заключалось в том, что им удалось пересечь Северную Атлантику и посетить Америку. В 874 г. викинги подошли к берегам Исландии и основали поселение, которое стало быстро расти и процветать. В 930 г. здесь был создан первый в мире парламент – альтинг.

Среди жителей исландской колонии был некто Эрик Рыжий, отличавшийся неистовым и бурным нравом. В 982 г. его вместе с родными и близкими изгнали из Исландии. Наслышанный о существовании земли, лежащей далеко на западе, Эрик пустился в плавание по бурным водам Северной Атлантике и спустя некоторое время оказался у южного побережья Гренландии. Возможно, наименование Гренландия, которое он дал этой новой земле, было одним из первых в мировой географии примеров произвольного имятворчества – ведь вокруг не было чего-либо сколько-нибудь зеленого. Тем не менее основанная Эриком колония привлекла некоторых жителей Исландии. Между Гренландией, Исландией и Норвегией завязались тесные морские связи (110,126,279).

Около 1 000 г. сын Эрика Рыжего, Лейф Эйриксон, возвращаясь из Гренландии в Норвегию, попал в свирепый шторм, и судно сбилось с правильного курса. Когда небо прояснилось, он обнаружил, что находится у незнакомого побережья, простирающегося к северу и югу на всем протяжении, доступном взору. Выйдя на берег, он оказался в девственном лесу, стволы деревьев которого были увиты диким виноградом. Вернувшись в Гренландию, он описал эту новую землю, лежащую далеко на западе от его родной страны (21,110).

В 1003 г. некто Карлсефни организовал экспедицию, чтобы еще раз взглянуть на эту новую землю. Вместе с ним плыло около 160 человек – мужчин и женщин, был взят большой запас продовольствия и домашний скот. Не вызывает сомнения, что им удалось достичь побережья Северной Америки. Описанный ими большой залив с исходящим из него сильным течением – это, вероятно, эстуарий реки Святого Лаврентия. Где-то здесь люди высадились на берег и остались на зимовку. Тут же родился первый на американской земле ребенок европейцев. На следующее лето все они поплыли в южном направлении, достигнув полуострова Южная Шотландия. Возможно, они побывали еще южнее, у Кейпт-Кода или даже у Чесапикского залива. Им понравилась найденная ими земля, но индейцы вели себя слишком воинственно по отношению к ним. Набеги местных племен причиняли такой ущерб, что викинги, приложившие столько сил, чтобы обосноваться здесь, были вынуждены в конце концов отправиться назад, в Гренландию. Все связанные с этим событием рассказы запечатлены в передававшейся из уст в уста «Саге об Эрике Рыжем». Историки географической науки до сих пор все еще пытаются выяснить, где именно высаживались люди, приплывшие с Карлсефни. Весьма возможно, что и до XI столетия совершались плавания к Северной Америке, но до европейских географов дошли лишь туманные слухи о таких путешествиях (7,21,26,110,126,279,363,377).

 

 

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ

 

Начиная примерно со II в. до н.э. и вплоть до XV в. у китайского народа был самый высокий среди других народов Земли уровень знаний. Китайские математики стали пользоваться нулем и создали десятичную систему исчисления, которая была намного более удобной шестидесятиричной, бытовавшей в Месопотамии и Египте. Десятичное исчисление заимствовали у индусов арабы около 800 г., но полагают, что в Индию оно проникло из Китая (110).

Китайские философы отличались от древнегреческих мыслителей в основном тем, что первостепенное значение придавали миру природы. Согласно их учению, индивидуумы не должны отделяться от природы, поскольку они являются ее органической частью. Китайцы отрицали божественную силу, предписывающую законы и создающую Вселенную для человека по определенному замыслу. В Китае не считали, например, что после смерти жизнь продолжается в райских садах Эдема или на кругах ада; умершие поглощаются всепроникающим мирозданием, нераздельной частью которого и являются все индивиды (126,158).

Конфуцианство учило такому образу жизни, при котором трения между членами общества сводились к минимуму. Однако это учение оставалось сравнительно безразличным к развитию научного знания.

Деятельность китайцев в области географических исследований выглядит весьма внушительной, хотя она в большей мере характеризуется достижениями созерцательного плана, чем выработкой научной теории (110).

В Китае географические исследования в первую очередь были связаны с созданием методов, позволявших производить точные измерения и наблюдения с последующим их использованием в разных полезных изобретениях. Начиная с XIII в. до н.э., китайцы вели систематические наблюдения за состоянием погоды.

Содержание самых древних географических описаний представляет обзор природных ресурсов и производимой продукции девяти провинций, на которые была разделена территория Китая еще в V в. до н.э. В этих трудах описываются почвы, производимые продукты и водные пути сообщения каждой из провинций.

Уже во II в. до н.э. китайские инженеры делали точные замеры количества илистых наносов, переносимых реками. Во 2 г. н.э. в Китае была проведена первая в мире перепись населения. Среди технических изобретений Китаю принадлежат производство бумаги, печатание книг, использование дождемеров и снегомеров для измерения количества осадков, а также компаса для нужд мореходов.

Географические описания китайских авторов можно подразделить на следующие восемь групп: 1) труды, посвященные изучению людей (география человека); 2) описания внутренних районов Китая; 3) описания зарубежных стран; 4) рассказы о путешествиях; 5) книги о реках Китая; 6) описания побережий Китая, особенно тех из них, которые важны для судоходства; 7) краеведческие работы, включающие описания районов, подчиненных городам-крепостям и управляемых ими, знаменитых горных хребтов, или определенных городов и дворцов; 8) географические энциклопедии (110, с.96). Очень большое внимание уделялось также происхождению географических названий (110).

Самым ранним свидетельством китайских путешествий является книга, написанная, вероятно, между V и III вв. до н.э. Ее обнаружили в гробнице человека, который управлял около 245 г. до н.э. территорией, занимавшей часть долины Вэй Хэ. Книги, найденные в этом погребении, были написаны на полосах белого шелка, наклеенного на черенки бамбука; из-за плохой сохранности их переписали в конце III в. до н.э. Эти книги известны под названием «Путешествия императора Му», правление которого приходилось на 1001-945 гг. до н.э. Император Му, говорится в этих работах, возжелал объехать вокруг всего света и оставить следы от своей кареты в каждой стране. История его странствий полна удивительных приключений и приукрашена вымыслом. Однако они содержат такие детали, которые вряд ли могли быть плодом фантазии. Император побывал в поросших лесом горах, видел снег, много охотился. На обратном пути он пересек обширную пустыню, настолько безводную, что ему приходилось пить лошадиную кровь. Можно не сомневаться в том, что в очень древние времена китайские путешественники удалялись на значительные расстояния от долины Вэй Хэ – центра развития их культуры.

Известные описания путешествий эпохи средневековья принадлежат китайским паломникам, посетившим Индию, а также прилегающие к ней области (Фа Сянь, Сюань Цзан, И. Цзин и др.). К VIII в. относится трактат Цзя Даня «Описание девяти стран», представляющий своего рода справочник или путеводитель по странам Юго-Восточной Азии. В 1221 г. даосский монах Чан Чунь (XII-XIII вв.) совершил путешествие в Самарканд ко двору Чингис-Хана и собрал довольно точные сведения о населении, климате, растительности посещенных стран.

В средневековом Китае существовали многочисленные официальные описания страны, которые составлялись для каждой новой династии. В них содержались разнообразные сведения по истории, природным условиям, населению, хозяйству и разным достопримечательностям. Географические знания народов Южной и Восточной Азии практически не оказали влияния на географический кругозор европейцев. С другой стороны, географические представления средневековой Европы оставались почти неизвестными в Индии и Китае, если не считать некоторых сведений, полученных через арабские источники (110,126,279,283,300).

 

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЕВРОПЕ (XII-XIV вв.)

 

В XII в. феодальный застой в экономическом развитии стран Западной Европы сменился некоторым подъемом: развивались ремесло, торговля, товарно-денежные отношения, возникали новые города. Основными экономическими и культурными центрами в Европе XII в. были города Средиземноморья, через которые проходили торговые пути на Восток, а также Фландрия, где процветали различные ремесла и развивались товарно-денежные отношения. В XIV в. сферой оживленных торговых связей становится также область Балтийского и Северного морей, где образовался Ганзейский союз торговых городов. В XIV в. в Европе появляются бумага и порох.

В XIII в. парусно-гребные суда постепенно вытесняются каравеллами, входит в употребление компас, создаются первые морские карты – портоланы, совершенствуются способы определения широты места (путем наблюдения за высотой Солнца над горизонтом и применения таблиц склонения Солнца). Все это позволило перейти от каботажного плавания к плаванию в открытом море.

В XIII в. итальянские купцы начали плавать через Гибралтарский пролив к устью Рейна. Известно, что в то время торговые пути на Восток находились в руках итальянских городов-республик Венеции и Генуи. Флоренция же была крупнейшим промышленным и банковским центром. Именно поэтому города Северной Италии в середине XIV в. явились центром Ренессанса, очагами возрождения античной культуры, философии, науки и искусства. Идеология формировавшейся в то время городской буржуазии нашла свое выражение в философии гуманизма.

Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле гуманизм - это светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви и связанное с изучением вновь открытых произведений классической древности (291).

В те годы интенсивно возрождался интерес к античной культуре, изучению древних языков, переводам античных авторов. Первыми виднейшими представителями итальянского Возрождения стали Петрарка (1304-1374 гг.) и Бокаччо (1313 –1375 гг.), хотя, несомненно, именно Данте (1265-1321 гг.) явился провозвестником эпохи итальянского Возрождения.

Наука католических стран Европы в XIII-XIV вв. находилась в твердых руках церкви. Однако уже в XII в. были созданы первые университеты в Болонье и Париже; в XIV в. их насчитывалось более 40. Все они находились в руках церкви, а в преподавании главное место занимало богословие. Церковные соборы 1209 и 1215 гг. постановили запретить преподавание физики и математики Аристотеля. В XIII в. виднейший представитель доминиканцев Фома Аквинский (1225-1276 гг.) сформулировал официальное учение католицизма, используя некоторые реакционные стороны учения Аристотеля, Ибн-Сины и др., придавая им свой религиозно-мистический характер.

Несомненно, Фома Аквинский был выдающимся философом и теологом, систематизатором схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т.д.). Он сформулировал пять доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанные на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении. Основными сочинениями Фомы Аквинского являются: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Учение Аквинского лежит в основе таких философско-религиозных концепций, как томизм и неотомизм.

Вместе с тем именно из среды францисканцев вышли наиболее передовые философы средневековья – Роджер Бэкон (1212-1294 гг.) и Уильям Оккам (около 1300- около 1350 гг.), выступившие против схоластического начетничества и призывавшие к опытному изучению природы. Именно они положили начало разложению официальной схоластики.

Развитие международных отношений и мореплавания, стремительный рост городов способствовали расширению пространственного кругозора, возбуждали острый интерес европейцев к географическим знаниям и открытиям. В мировой истории весь XII в. и первая половина XIII в. представляют собой период выхода Западной Европы из многовековой спячки и пробуждения в ней бурной интеллектуальной жизни.

В это время главным фактором расширения географических представлений европейских народов были крестовые походы, предпринятые между 1096 и 1270 гг. под предлогом освобождения Святой Земли. Общение европейцев с сирийцами, персами и арабами значительно обогатило их христианскую культуру.

В те годы много путешествовали и представители восточных славян. Даниил из Киева, например, сов<



2015-11-23 1487 Обсуждений (0)
Страбон и Птолемей о предмете, задачах и содержании географии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Страбон и Птолемей о предмете, задачах и содержании географии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)