Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Видаль де ла Блаш и французская школа «географии человека»



2015-11-23 2374 Обсуждений (0)
Видаль де ла Блаш и французская школа «географии человека» 4.75 из 5.00 4 оценки




 

Знаменитый французский географ Видаль де ла Блаш (1845-1919 гг.) в 1898 г. стал во главе кафедры географии Парижского университета (Сорбонны) и в одной из своих лекций 1899 года призвал всех географов сосредоточить усилия на изучении взаимодействия человека с природной средой в небольших однородных местностях, которые он назвал «pays». По Видалю, в каждой из таких местностей человек всегда использовал возможности, которые ему предоставляла природа, соответственно своим историческим традициям, целям, организации. Видаль, таким образом, заложил основы так называемого «поссибилизма», то есть теории «отбора» человеком таких возможностей природы, которые соответствуют его способу жизни.

Видаль, его многочисленные ученики и последователи, создавшие французскую школу «географии человека», многое заимствовали у Ратцеля, но отбросили прочь его политико-географические идеи. Французская школа «географии человека» оказалась значительно более консервативной, аполитичной, описательной и далекой от реальной жизни, чем школа Реклю.

Видаль де ла Блаш говорил, что географ должен изучать Землю как целое, и провозгласил в качестве одного из основных методологических принципов географии «принцип земного единства». Однако непосредственным полем исследования для географии является «поверхность Земли», т.е. совокупность явлений, происходящих в зоне контакта твердых, жидких и воздушных масс. Практически же «принцип земного единства» Видаль де ла Блаш и его последователи старались применять лишь при изучении отдельных участков земной поверхности, местных сред, то есть территориально ограниченных систем взаимосвязанных явлений живой (включая человека) и неживой природы, которые, по мнению сторонников этой школы, приспосабливаются друг к другу и стремятся к равновесию.

Главную задачу географии Видаль де ла Блаш видел в том, чтобы охватить «физиономию страны». Хотя он указывал, что география должна стремиться к выявлению общих закономерностей, но это не столько цель, сколько средство для объяснения различий в облике отдельных местностей. Общая география занимается лишь определением климата, форм рельефа или форм обитания, тогда как частная география, дает характеристику и изображение местностей. Именно частная география, представляющая собой по своей сути региональный синтез, составляет конечную цель географии.

Принцип земного единства, а также идея о том, что местные географические особенности должны рассматриваться как проявление общепланетарных закономерностей остаются в лучшем случае определенной формой географической утопии. География французской школы – это принципиально региональная география. Видаль де ла Блаш стремился освободить географию от ее подчиненного положения в качестве некоторой служанки, т.е. территориальной основы истории, которое в то время она занимала во Франции. Видаль де ла Блаш определял географию как естественную дисциплину, хотя и тесно связанную с гуманитарными науками. Однако человек не только не исключался из географии, но на практике оказывался даже в центре ее внимания.

Своего рода иллюстрацией к идеям Видаля явился его труд, посвященный географии Франции, опубликованный в 1903 г. В этой работе Видаль де ла Блаш попытался представить Францию как «географическую индивидуальность», или «географический организм». Целостность страны, ее уникальные черты, по мысли автора, определяются главным образом человеком; национальная и культурная общность стоит как бы над природными контрастами, объединяет их в одно целое.

В истории географической науки французская школа известна главным образом региональными монографиями, посвященными отдельным частям и регионам Франции. За «Пикардией» (1905 г.) А.Деманжона и «Фландрией» (1906 г.) Р.Бланшара последовало несколько аналогичных работ других авторов. Территориальные единицы, избиравшиеся в качестве предмета монографического описания, устанавливались без учета каких-либо объективных критериев. Обычно они примерно соответствовали историческим провинциям Франции, иногда – природным областям. Первичным объектом описания служили традиционные местности (pays), различавшиеся многими поколениями местного сельского населения Франции (Бос, Бри, Солонь и др.). Французские географы хотели видеть в «pays» естественные участки территории, с которыми гармонирует образ жизни обитателей, но чаще всего эти участки не совпадают ни с природными, ни с административным или экономическим делением страны.

Несмотря на то, что Видаль де ла Блаш и его многочисленные последователи (Л.Галлуа, Ж.Брюн и др.) отличали природные районы от «исторических» или экономических и притом подчеркивали, что основой регионального исследования должна служить природа, они все же не уделяли должного внимания разработке принципов природного районирования. Ближе других ученых французской школы подошел к этой проблеме Л.Галлуа, который, в частности, указывал, что при выделении естественных районов географ должен учесть как общность развития территории, так и влияние различных внешних и внутренних сил: рельефа, почвы, климата, растительности. Естественное деление на верхних ступенях, согласно Галлуа, должно основываться на климате, а на нижних – на геолого-геоморфологических признаках. Однако сколько-нибудь разработанной системы физико-географического районирования Галлуа не дал.

По мнению Ж.Брюна, первичные единицы территориального деления - «pays» - должны представлять собой некоторые участки, однородные по природным условиям, но при дальнейшей группировке их следует в конце концов объединять в более обширные единства, имеющие уже исторический или политический характер (например, Франция, Голландия и т.п.). Подобный эклектический подход мы встречаем и у Видаль де ла Бланша в ранее упоминавшейся географии Франции.

Региональные описания географов французской школы содержат много фактического материала, они выделяются прекрасной формой изложения материала но не отличаются научной глубиной. Главное внимание в них неизменно уделяется внешним, пейзажным чертам местности: виду (расчлененности) поверхности, гидросети, цвету почвы, лесистости (ли безлесию), характеру и размещению селений, типу построек, использованию земель, образу жизни населения. Стремясь подчеркнуть «гармонию» между жизнью населения и естественной средой, французские географы выбирали лишь те наиболее консервативные черты этой жизни, которые сложились на ранних стадиях культурно-исторического развития и восходят к XII-XIII столетиям. Таким образом, относительная, условная картина «гармонического единства» природных и культурных особенностей территории достигалась в результате отказа от глубокого анализа современных социально-экономических условий (так же, впрочем, как и природного ландшафта). Историческая традиция, имевшая глубокие корни во французской географии, сказалась в обилии исторических экскурсов и заставок.

Человек с его образом жизни постепенно стал занимать все больше места в работах французской географической школы, и уже во втором десятилетии XX в. эта школа приобретает односторонне-гуманитарное направление, известное под названием географии человека. Анализ этого направления, теоретическими вдохновителями которого были Видаль де ла Блаш и Ж.Брюн, выходит за рамки данного курса. Отметим лишь, что данное направление отрицало прямую зависимость человека от географической среды и противопоставило географическому детерминизму «поссибилизм».

Среди региональных работ французских географов того времени есть и отдельные руды естественнонаучного направления: например, труд Э. Мартонна по Трансильванским Альпам, книга М.Сорра по Пиренеям. Однако они имеют лишь чисто геоморфологическое содержание. В то время во Франции, равно как и в США, физико-географом считался тот ученый, который занимался геоморфологией.

В области общей физической географии французская школа дала лишь один замечательный труд, принадлежащий Э.Мартонну (1990 г.). Однако физическая география Мартонна – это не самостоятельная теоретическая дисциплина, трактующая об общих физико-географических закономерностях, а сводка, выполненная в традиционном духе, т.е. состоящая из самостоятельных отраслевых разделов (климатология, геоморфология и др.). По Мартонну, точное «отграничение» области географии невозможно. Для географии важнее определить не предмет, а метод. Таким методом («принципом»), характерным для географии, Мартонн считал принцип пространственности вместе со сравнительным принципом и принципом причинности. В огромной сфере географической науки Мартонн признавал синтез лишь в области региональной географии.

 

Джеймс Дана (1813-1895 гг.) – выдающийся американский геолог и естествоиспытатель, который еще в 1837 г. дал классификацию минералов. Эта классификация оставалась без существенных изменений до конца XIX в. В 1873 г. он предложил термины «геосинклиналь» и «геоантиклиналь». Дана считал, что крупные прогибы земной коры и образование складок вызываются сокращением земной коры в результате остывания и сжатия земного шара. Согласно взглядам Дана, дно океана оседает и давит на материки, вследствие чего вдоль побережий континентов образуются прогибы (геосинклинали), в которых происходит накапливание мощных толщ осадочных пород, и поднятия (геоантиклинали). Дальнейшее сжатие земной коры приводит к смятию осадочных пород в складки и к их выдавливанию вверх в виде горных хребтов. В теории эволюции органического мира Дана выдвинул эмпирический принцип «цефализации», согласно которому развитие животных идет в направлении усложнения нервной системы от низших организмов к высшим.

Трудности, которые география конца XIX в. испытывала в определении предмета своего исследования, побудили некоторых теоретиков попытаться обосновать самостоятельность этой науки и ее «единство» с позицией метода. Философскую основу для такого подхода давали отчасти высказывания И. Канта. Так возникла хорологическая концепция в географии, получившая широкое распространение уже в нынешнем столетии главным образом благодаря работам немецкого географа А. Геттнера.

У Геттнера, однако, было немало предшественников. Еще Ф. Марте (1877г.) доказывал, что география не имеет собственного предмета изучения и что самостоятельность ей придает метод обработки материала: география изучает каждый предмет не сам по себе, а только в его пространственных отношениях к другим предметам. Аналогичные взгляды высказывались К. Майром (1880 г.), Э. Рихтером (1899 г.), Е. Чижовым (1896 г.).

Например, Э.Рихтер подчеркивал, что географическая точка зрения есть пространственная точка зрения. «География в ее истинном и первоначальном значении – это исследование географических индивидуальностей, т.е. стран, с их климатом, растительно-географическими, этнографическими и историческими элементами. Изучение Земли как целого, по Рихтеру, «лежит вне пределов географического исследования и изучения». Главную задачу географии он видел в том, чтобы уяснить и проследить связь между историей Земли и историей человеческого рода.

Некоторые ученые высказывали мысль о том, что главная задача географии состоит в том, чтобы быть соединительным звеном между естественными и отвлеченными науками (Геттнер, 1899 г.).

 

 



2015-11-23 2374 Обсуждений (0)
Видаль де ла Блаш и французская школа «географии человека» 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Видаль де ла Блаш и французская школа «географии человека»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)