Функциональная квалиметрическая модель
Наряду с психофизической квалиметрией не менее важным элементом методологии экспертной квалиметрии является функциональная (интеллектуальная, логическая) квалиметрия, в основе которой лежит анализ функциональных возможностей киновидеотехники, технологических методов, различных видов услуг. Несмотря на кажущуюся простоту и конкретность функциональных квалиметрических методик, функциональная квалиметрия - одна из наиболее динамичных областей. Причинами широкого использования и разработки функциональных квалиметрических методик являются внедрение все новых технических, мультимедийных средств, технологий, функциональные возможности которых необходимо анализировать, а также появление новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями и программными средствами для проведения необходимого квалиметрического анализа. По сути, анализ результатов функциональных (интеллектуальных, логических) экспертиз основывается на использовании совокупности («гибридизации») методов интеллектуальной обработки информации, которая носит название « мягких вычислений» (soft computing). Термин был предложен Лотфи Заде в 1994 г. и подчеркивает наиболее сильное влияние, в первую очередь, нечеткой логики, которая наделила новой функциональностью классические методы обработки результатов. «Гибридизация» методов интеллектуальной обработки информации подразумевает объединение таких направлений, как (рис.20): - формирование лингвистических шкал характеристик; - использование методов нечетких нейронных сетей (fuzzy neural networks): разработка архитектуры сети (наибольшее распространение в настоящее время получили архитектуры нечетких нейронных сетей вида ANFIS и TSK, в основном, поскольку эти сети являются универсальными аппроксиматорами); нахождение значений параметров с использованием аппарата нечеткой логики, переход на более высокий уровень с помощью функций активации, определение параметров функций принадлежности с использованием алгоритмов обучения сети; - разработка методик нечетких запросов к базам данным (fuzzy queries); нечетких ассоциативных правил (fuzzy associative rules) извлечения из баз данных необходимых закономерностей; нечетких когнитивных карт (fuzzy cognitive maps), отражающих причинно- следственные связи между параметрами и степень влияния (вес) одних на другие; - использование методов нечеткой кластеризации, предусматривающих, что объект может одновременно принадлежать нескольким кластерам; - методы многокритериальной оптимизации, в частности, метод анализа иерархий и приоритетов альтернатив (1990-е г. Т.Саати), система поддержки принятия решений «Expert Choice» и др. Цели функциональных квалиметрических экспертиз: сравнительный квалиметрический анализ, классификация, ранжирование, присвоение градации, сорта, количества «звездочек», сертификация. Функциональные квалиметрические экспертизы в большей степени предназначены для оценки итоговых результатов преобразований характеристик, выходных качественных характеристик. Функциональные квалиметрические экспертизы основываются на результатах, учитывающих мнения, суждения, предшествующий опыт экспертов, сложившуюся коньюнктуру и т.п. Для получения количественных оценок возможно использование той же статистической модели, основанной на характеристических функциях, как и при решении психофизических задач, но при этом в интегральную модель входят обобщенные функциональные параметры
,
где – отклонение технического параметра от эталонного значения; - количество технических параметров, влияющих на обобщенный функциональный параметр; - коэффициент весомости технического параметра.
На интегральном уровне оценивания – в модели учитываются отклонения значений обобщенных характеристик от заданных (эталонных ) значений с соответствующими коэффициентами весомости, на обобщенном уровне - отклонения субъективных оценок технических параметров от заданных значений, измеренные в нормированной относительной шкале, со своими коэффициентами весомости. Методы определения параметров, входящих в модель, также отличаются. Использование функциональных квалиметрических экспертиз позволяет решать различные квалиметрические задачи, актуальные для кинематографии.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (723)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |