Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 3 страница




Рис. 6.3. Образование классов деталей и установление путей и методов их размещения

В первом методе известен конкретный период выполнения за­каза и, соответственно, потребность в материалах по количеству и срокам.

Во втором методе основой для расчета являются математико-статистические методы, позволяющие определить ожидаемую по­требность.

В третьем методе потребность определяется на основе опыта

работников.

Расчет детерминированными методами не приводит к точному определению потребности в материалах по количеству и срокам поступлений. Он служит, главным образом, для расчета вторичной потребности при известной первичной. Для этого необходима следующая исходная информация: первичная потребность, вклю­чающая сведения об объемах и сроках; структура изделия в форме спецификации или указаний условий применения; возможные до­полнительные поставки или циклы поставок материалов; распола­гаемое наличие в виде нетто-потребности.

 

При аналитическом подходе расчет ведется от изделия по сту­пеням иерархии сверху вниз. При всех существующих способах де­терминированного определения потребности необходимо устано­вить время потребления материалов по ступеням: цикл поступле­ния материалов и первичной обработки их не должен увеличивать цикл изготовления изделия, для чего материалы должны иметься в необходимом количестве перед началом изготовления изделий; детали должны своевременно быть готовы, чтобы оставалось необ­ходимое время для сборки; покупные изделия должны быть заказа­ны с учетом ожидаемого времени поставки.

При определении потребностей стохастическим методом учи­тываются данные предшествующего периода и на основании про­гноза устанавливается ожидаемая потребность.

6.3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Составление прогнозов или прогнозирование является неотъ­емлемой частью любого планирования - оперативного, тактическо­го, стратегического.

Прогнозирование включает в себя:

во-первых, анализ экономических, социальных, организацион­ных, технических и технологических процессов, происходящих в предприятии (организации) и окружающей среде, причинно-следственных связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление проблем, которые нужно решать;

во-вторых, формирование представления о будущем предпри­ятия, условиях его функционирования, возможных трудностях и способах их преодоления;

в-третьих, обоснование, анализ и сопоставление различных вариантов развития предприятия (организации), его производст­венного, научно-технического, финансового и кадрового потенциа­ла, результатов деятельности и возможных стратегий в различных сферах.

Иными словами, прогнозирование есть способ выявления со­стояния и вероятных путей развития предприятия. С наиболее общих позиций прогноз - это вероятностное суждение о со­стоянии логистического процесса, системы или отдельных эле­ментов (звеньев) в определенный момент в будущем и (или) аль­тернативных путях достижения этого состояния [27].


От точности и достоверности прогнозов спроса на готовую продукцию, расходования сырья, уровня сырья и так далее во мно­гом зависит эффективность реализации логистических концепций и принципов. Используемые в настоящее время разновидности прогнозов включают три важнейших особенности:

первая заключается в том, что вся предсказывающая будущее ситуация исходит из времени прогноза (из временной точки), из­менение которого влияет на прогноз;

второй особенностью является неопределенность обстоя­тельств будущего периода, в связи с чем возможное развитие должно быть оценено и собрана информация прежде, чем будет сделан прогноз;

третья особенность заключается в корреляции с информацией о прошедшем периоде.

Характерным для всех методов прогноза является определение развития будущего на основе показателей предыдущего периода, что ведет к неизбежным ошибкам при изменениях потребности. Несмотря на это прогнозы необходимы, так как других методов оценки ситуации будущего попросту нет. Прогнозные оценки должны быть дополнены знаниями и опытом, вытекающими из на­блюдения рынка.

Рис. 6.4. Укрупненная схема процесса прогнозирования

Общая схема процесса прогнозирования представлена на рис. 6.4 [27].


 



 

 

На схеме условно показано, что для получения прогноза П0 какого-либо параметра О объекта или процесса необходимо иметь определенную модель прогнозирования, которая использует ретроспективную (прошлую) информацию за определенный интер­вал времени в прошлом (период наблюдения или глубина ретро­спективы), информацию о параметре О в настоящий момент и ино­гда прогнозную информацию о внешней среде. Точность и досто-

Рис. 6.5. Определение используемых моделей как предпосылки стохастического определения потребности исследуемой системы


верность получаемого прогноза П0 зависит от объекта, точности и достоверности исходной информации, корректности применяе­мого метода (модели) и глубины прогноза.

Обычной формой представления всех показателей использова­ния материалов за прошлый период и их изменения во времени является так называемый временной ряд, анализ которого позволя­ет сделать заключение об использовании рассматриваемых изделий с учетом таких факторов, как тенденции, сезонные изменения, не­стабильность или случайные отклонения. Анализ временного ряда позволяет выявить приемлемую модель из числа представленных на рис. 6.5.

Возможными моделями использования материалов являются: модель постоянного потребления; прямопропорциональная модель; сезоннопостоянная модель; сезонная модель с последовательным ростом (рис. 6.6 и 6.7).

Рис. 6.6. Методы стохастического определения потребности

 

 

Одним из основных методов стохастических прогнозов является метод экспоненциального сглаживания, когда весомость цифр в опре­деленные периоды корректируется с помощью так называемого фактора «а», значение которого колеблется в пределах от 0 до 1. Чем больше значение «а», тем весомее влияние ближайших про­шедших периодов и метод более подходит для оценки фактического потребления. Экспоненциальное сглаживание применимо, прежде всего, при постоянном объеме потребления (а = 0,1-0,3). При более высоких значениях (а = 0,3-0,5) метод может использоваться при изменениях структуры потребления, например, с учетом сезонных влияний. Он соответствует выравниванию средних значений с по­стоянно снижающимися, в соответствии с геометрическим рядом, факторами весомости.

При постоянно увеличивающемся объеме потребления целесо­образно использовать второй метод экспоненциального сглажива­ния, с помощью которого можно определить тенденцию роста по­требности, базирующуюся на прогнозах, пригодных для многих последующих периодов времени.


Основой метода регрессионного анализа является применение и сближение известных тенденций потребления с помощью мате­матических функций, которые могут быть экстраполированы на будущий период. В соответствии с характером кривой регрессии различаются линейный и нелинейный регрессионный анализ.

Метод линейной регрессии целесообразно применять при ус­ловно-пропорциональном росте потребления. Тогда изменение по­требления отражается аппроксимирующей прямой, которая имеет вид: у = а + Ы.

Коэффициенты «а» и «Ь» определяются с помощью данных о по­треблении при условии, что сумма всех отклонений от аппрокси­мирующей прямой была минимальной, т. е. используется метод наименьших квадратов. Качество прогноза в конечном итоге зави­сит от рассеивания исходных данных.

Если кривая потребности не аппроксимируется в прямую линию, то применяется нелинейный регрессионный анализ. В этом случае кривая потребности аппроксимируется с помощью полинома

y = a + bt + ct2+ dt + ... + zt . (6.1)

В связи с большой трудоемкостью регрессионного анализа его применение целесообразно с помощью ЭВМ, причем программа для расчета коэффициентов а, в, с, d... z регрессионной кривой находится с помощью минимизации среднеквадратического отклонения.

Для использования любых методов в прогнозах потребности необходимым является регулярное (квартальное, в крайнем случае, ежегодное) наблюдение и контроль с целью проверки действенности используемых предпосылок. Все описанные выше методы оценки потребности имеют формализованное выражение и достаточно легко программируются, что обеспечивает применение ЭВМ.

При изменении потребности желательно использовать кратко­срочные прогнозы. Наиболее частые отклонения определяются среднеквадратичными отклонениями и корнем квадратным из среднеквадратичных. При этом в основу кладется предположение, что встречающиеся ошибки подчиняются нормальному закону распределения.

Деятельность любого предприятия основывается на удовлетво­рении спроса, в связи с чем прогнозирование спроса является одним из главных направлений логистического менеджмента. Классическая модель прогноза спроса описывается следующим выражением:


 



 

Пt= (Бt * Сt * Тt * Цt * Дt,) + Н, (6.2)

где Пt - прогнозируемый спрос на момент t;

Бt, - базовый уровень спроса на момент V,

Сt - сезонная составляющая;

Тt - компонента тренда, характеризующая тенденцию возраста­ния или убывания спроса;

Цt, - циклический фактор за период t;

Дt - фактор продвижения (движения) товара;

Н - нерегулярная (случайная) составляющая.

В приведенном или несколько ином виде такая зависимость ис­пользуется в большинстве случаев для прогноза спроса.

Различные структурные и качественные изменения, происшед­шие в большинстве отраслей народного хозяйства, не позволяют получить адекватную статистическую информацию за предшествую­щий период. В связи с высокой динамикой переходных процессов в экономике страны необходимо значительно увеличить частоту квантования (частоту съема информации в системе). Однако это сложное и дорогостоящее мероприятие, поэтому неопределенность планирования и прогнозирования в переходный период существен­но возрастает. В этот период все большее значение приобретают экспертные (эвристические) методы оценки, которые строятся на мнениях, высказываемых специалистами в соответствующих об­ластях, и их сопоставлении, что позволяет получить ориенти­ровочную картину будущего. Прогнозы дополняются соответ­ствующими пояснениями о том, что ситуация будет развиваться именно так, а не иначе.

Многовариантность прогнозов предполагает наличие соответст­вующего числа сценариев развития событий, каждый из которых раз­рабатывается в трех вариантах:

оптимистичном (в надежде на благоприятные условия);

реалистичном (исходя из нормальных условий);

пессимистичном (предполагающим, что ситуация сложится не­удачно).

На основе прогнозов строится цикл действий - система целей и ориентиров, которую предприятие должно придерживаться в повсе­дневной деятельности. Эта система ограничивает область принятия решений и обеспечивает соответствие их целям системы, а также при­дает единообразие разным видам планов. Разработанный цикл состав­ляет основу политики предприятия в той или иной сфере.


6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ЗАКАЗА

При помощи детерминированных и стохастических методов прогно­зирования делается первый шаг к определению потребности в мате­риалах и комплектующих. Вторым шагом является расчет величины заказа материалов или определение оптимального, по возможно­сти, с точки зрения цели, размера поступления на склад в рамках выявленной потребности.

Подготовительно-заключительные процессы определяют затраты, которые носят название постоянных. Для уменьшения их величины, приходящейся на одно изделие, желательно сразу обрабатывать большие партии. В противоположность им затраты на складирова­ние относятся к переменным и изменяются, как правило, пропор­ционально величине обрабатываемой партии. При выборе эконо­мичной величины партии (размера заказа) следует учитывать эти противоположные тенденции и находить минимум суммарных затрат. Чисто математический расчет оптимальной партии затем должен быть скорректирован в соответствии с условиями произ­водства.

Наиболее известным способом определения величины заказа является классический метод, разработанный Андлером (рис. 6.8). Этот метод основан на том, что, с одной стороны, затраты на заказ являются постоянными и поэтому, при увеличении объема заказа, они снижаются на каждую партию, а, с другой стороны, существует линейная зависимость между затратами на складирование и объе­мом получения. Следовательно, критерием оптимизации размера заказа на пополнение запасов может быть минимум общих затрат на выполнение заказов и под­держание запаса сырья или готовой продукции на складе в течение планового периода (года).

Рис. 6.8. Определение оптимального объема заказа: З - затраты на складирование; 3,„ - затраты на получение заказа  

Допустим, что годовая по­требность предприятия в сы­рье (спрос на выпускаемую продукцию) равна . Тогда за год необходимо сделать

поставок на по-

 

 

 

полнение запаса, где цъ - величина разового заказа. Затраты (С3Г)

на выполнение п заказов запишутся уравнением:

(6.3)

где Сз - стоимость подачи заказа (затраты на единицу заказа).

Затраты хранения (поддержания) запаса гскя) на складе в тече­ние года:

(6.4)

где <2скл - средняя величина запаса, поддерживаемая на складе;

Ск - цена единицы продукции, хранимой на складе (затраты на количество); i - доля от цены, приходящаяся на затраты по поддержанию запасов. Средняя величина запаса составит Суммарные годовые затраты (С£) в связи с этим представляют­ся выражением:

(6.5)

Оптимальный объем заказа определяется из выражения dC z/dq3 = 0.

Итак, оптимальный объем заказа {q ^m) (экономический размер ко­личества - Ecjnjmic Order Quantity - EOQ) определяется из выражения:

q = (6.6)

В теории управления запасами она известна как формула Уилсона, хотя была получена Ф. У. Харрисоном еще в 1913 г.

Поскольку кривая общих затрат в области минимума имеет малую кривизну (рис. 6.8), то отклонение от q в определен­ных пределах ведет к небольшим отклонениям от величины затрат. Поэтому рассчитанная величина партии может рассматриваться как исходная. На практике объем заказа может определяться как 0,5 q (qрас (2 q . При определении величины заказа следует иметь в виду различия между установленной и оптимальной по стоимо­сти величиной заказа.

При выполнении заказа учитываются: потребность, сроки по­ставки и наличие запасов на складе. На основе заключенного дого-


Рис. 6.9. Поставки на склад в соответствии с наличием

вора и в соответствии с определением потребности заказывается соответствующее количество деталей и материалов. При этом кон­тролируются периоды времени между заказами и наличие запасов на складе. Новый заказ оформляется при достижении определенного уровня запасов, называемого точкой заказа (рис. 6.9).

Целесообразно вести наблюдение за всеми отклонениями, что­бы не перейти тот объем, который позволяет продолжать работу до пополнения запасов.

Исходя из объема заказа, объема поступления, резервирования запасов в производстве и запасов на складе, может быть определен располагаемый запас. При оформлении заказа необходимо знать выявленное наличие, страховой запас и время поступления пар­ии заказа.

В практической деятельности предприятий возможны отклонения от запланированных показателей, к которым относятся: откло­нения между запланированным и фактическим потреблением; отклонения между запланированным и фактическим сроком по­ставки; отклонения между заказанным и поставленным количест­вом; отклонения фактического наличия от зафиксированного в до­кументах склада. Для того, чтобы, несмотря на возможные откло­нения, готовность складов к поставке была бы в достаточной степени обеспечена, необходимо иметь так называемый страховой запас, определяющий уровень сервиса:

 

 

(6.7)

где Ус - уровень сервиса;

N - число полностью удовлетворенных запросов в течение определенного времени;

N _ число всех запросов.

Объем страхового запаса непосредственно влияет на готовность поставки на складе. Выявление величины страхового запаса, равно как и уровня сервиса, должно производиться с учетом затрат на складирование и омертвление капитала, а также возможных затрат при недопоставках, ведущих к сверхурочным работам, дополни­тельным сменам или штрафам. Целью максимальной готовности к поставкам является повышение уровня сервиса и избежание не­пропорционально растущих затрат на страховые запасы.

Страховой запас устанавливается на основе опыта или с помощью математических методов, основанием для которых могут выступать сведения об объемах со склада в различные периоды времени.

6.5. ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Применение принципов логистики в обеспечении производствен­ной деятельности предприятий материальными ресурсами в форме закупок предопределило изменение стратегии организации матери­ально-технического обеспечения, ориентируемой на снижение из­держек. Важность сокращения затрат, связанных с закупками как ключевой логистической функцией, подтверждается тем, что затра­ты на организацию и управление в сфере закупок составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости готовой продукции. Необходи­мы изменения в организации и управлении закупками на уровне предприятия, т. к. в настоящее время они осуществляются более мелкими партиями и через малые промежутки времени, что связа­но с уменьшением жизненного цикла большинства товаров.

Управление должно осуществляться не разрозненно по состав­ляющим материально-технического снабжения, а на основе инте­грации процесса продвижения материального потока и использова­нии выгодного для конкретного предприятия способа доведения его до конечного потребителя. Основой управления является заку-


почная логистика, применение которой предполагает решение за­дач, связанных со структуризацией материальных ресурсов, накоп­лением и анализом информации, поступающей с рынка закупок, поиском поставщиков, оптимизации финансовых потоков, т. е. тре­бует интегрированного подхода к процессу закупок.

В настоящее время за рубежом, да и в России тоже, происходит отождествление процесса закупок с деятельностью по материаль­но-техническому снабжению производства и управлению его ре­сурсами. Принципиальное отличие современного логистического подхода к закупкам состоит в том, что объектом управления стано­вится поток, иными словами, множество отдельных звеньев, вос­принимаемых как единое целое. Основным объектом закупочной логистики, позволяющим интегрировать все звенья и элементы ло­гистической системы в четко функционирующий механизм, явля­ются материальные (и сопутствующие им информационные и фи­нансовые) потоки, в основе которых лежат материальные ресурсы, имеющие натурально-вещественный состав и рассматриваемые в процессе приложения к ним тех или иных логистических актив­ностей в конкретном временном интервале.

Генерирующим звеном любой логистической системы является входной материальный поток. Первоначальным звеном логистиче­ской цепи движения материального потока на предприятии, как правило, становится этап приобретения сырья, материалов, запас­ных частей, комплектующих изделий, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов для последующего преобразования их, т. е. стадия закупок, на которой формируется и начинает свое движение материальный поток. Такой этап в логистике называют закупочной логистикой и закупочной деятельностью. Это важная составляющая часть общественного производства, охватывающая значительную долю сферы обращения. Организация процесса за­купок, характер взаимодействия партнеров в цепи закупок во мно­гом определяют величину логистических издержек. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и кон­тролируется их выполнение, принимаются меры в случае наруше­ния условий поставки.

Границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с по­ставщиками и составом службы снабжения внутри предприятия (рис. 6.10).

 

 

РИС 6.10. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ

а - закупка; б - производство; в - распределение

Итак закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятий материальными ре­сурсами. Подсистема закупок организует вход материального по­тока в логистическую систему.

Любое предприятие (производственное или торговое) имеет в своем составе службу снабжения, осуществляющую закупку, дос­тавку и временное хранение сырья, полуфабрикатов, изделий и про­дуктов народного потребления. Служба снабжения устанавливает связи с поставщиками.

Основными функциями снабженческо-закупочной деятельно­сти являются:

выявление и исследование источников ресурсов, а также по­ставщиков сырья и товаров;

принятие решения о заказе;

определение величины, количества и сроков поставок и кон­троль за ними;

управление запасами;

учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.

Основными принципами на которых строится снабженческо-закупочная деятельность являются: планомерность (работа на ос­нове разработанных графиков поставок); ритмичность (через рав­ные промежутки времени); оперативность (гибкое реагирование на изменение спроса); экономичность (минимизация рабочего вре-


мени, материальных и денежных ресурсов на доставку сырья и про­дукции); централизация (доставка силами и средствами поставщи­ков); технологичность (использование современных технологий закупок и поставок).

Основные этапы процесса закупок для предприятия сводятся к следующим: определение масштаба деятельности (определение объема производства, продаж, поставок сырья и оценка величины затрат); формирование плана закупок, предварительная оценка по­ставщиков; разработка первоначального графика закупок на осно­вании выявленного времени поставки; размещение информации о подаче предложений; оценка предложений; проведение заключи­тельных переговоров с поставщиками; заключение договора и оформ­ление соответствующей документации; осуществление поставки и контроль качества ее; обсуждение спорных вопросов и гарантий­ных обязательств.

Основные вопросы снабженческо-закупочной деятельности (логистики):

что закупать?

сколько закупать?

у кого закупать?

на каких условиях и по какой цене закупать?

как совместить на системном уровне закупки с производством и сбытом?

как построить работу с субпоставщиками?

Входной поток, связанный с приобретением сырья, предполага­ет наличие информации о рынке закупок, как предшествующий производству, где формируются спрос и предложение на матери­альные ресурсы. Экспертный опрос показывает, что цена на мате­риальные ресурсы играет определяющую роль в закупках. Так 44,08 % респондентов отдали предпочтение цене на продукцию. В работе поставщиков наиболее значимым критерием названо ка­чество материалов.

Выбор поставщика - одна из важнейших задач предприятий при организации закупок. Отношения с поставщиками целесооб­разно выстраивать, используя следующие принципы:

обращаться с поставщиками необходимо так же, как и с кли­ентами;

не только декларировать, но и на деле доказывать общность ин­тересов с поставщиками;


 



посвящать поставщиков в свои задачи и быть в курсе их дело­вых операций;

проявлять готовность помочь и помогать в случае возникнове­ния проблем у поставщиков;

строго соблюдать принятые на себя обязательства;

учитывать в своей практической деятельности интересы по­ставщиков.

На выбор поставщика значительное влияние оказывают резуль­таты работы по уже заключенным договорам, которые позволяют накапливать информацию и ранжировать поставщиков согласно следующим критериям: качество материалов и сырья, соблюдение сроков поставок, гибкость реагирования на заказ, готовность пойти навстречу, периодичность поставки, отношение к клиентам, пре­доставление дополнительных сервисных услуг, предоставление скидок.

Задача выбора поставщика включает следующие этапы:

поиск потенциальных поставщиков посредством рекламы, по­сещения выставок и ярмарок, переписки и личных контактов. Как результат составляется список потенциальных поставщиков;

анализ списка потенциальных поставщиков по установленным критериям, которые кроме прочих должны включать цену, качест­во и надежность поставок;

оценка результатов работы с поставщиками по комплексной выработанной шкале оценок, позволяющая определить рейтинг по­ставщиков и ранжировать их.

Необходимо помнить, что появление нового поставщика со­пряжено с определенными рисками. В связи с этим за рубежом достаточно часто обращаются к услугам специальных структур, располагающих информацией и дающих сведения о поставщиках.

Непосредственно организация процесса закупок включает в се­бя следующие работы:

определение потребности в материальных ресурсах;

точная спецификация объектов закупок;

исследование рынка закупок;

изучение предложений по закупкам и проведение конкурсного размещения заказов;

проверка предложений и их оценка;

выбор поставщиков;

размещение заказов;

оплата обусловленных обязательствами закупок;


осуществление поставок и контроль за полнотой и качеством их исполнения;

анализ требований поставщиков;

координация и системная взаимосвязь закупок с производст­вом, сбытом, складированием, транспортировкой.

Современное функционирование закупочной деятельности ха­рактеризуется тем, что объемы и распределение закупок во време­ни определяются потребностями компаний и фирм в ресурсах со­гласно принятым ими логистическим концепциям производства. Закупочная логистика, как правило, базируется на «тянущей» кон­цепции, так как планирование объемов, сроков закупок для попол­нения складских запасов и бесперебойного обеспечения процесса производства материальными ресурсами осуществляется в со­ответствии со стратегическими, тактическими и оперативными планами выпуска готовой продукции. Из этого следует, что при со­ставлении плана закупок, выборе поставщиков и организации про­цесса закупок необходимо учитывать особенности конкретного производства, исходя из которых ставятся цели и формулируются задачи закупочной деятельности в условиях синхронизации от­дельных этапов. Необходимо также помнить, что на процесс заку­пок существенное влияние оказывают факторы внешней среды, ко­торые нужно знать и учитывать их при принятии как оперативных, тактических, так и особенно стратегических решений.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (974)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)