Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 4 страница
Ключевыми факторами синхронизации закупочной деятельности с другими функциональными областями логистических систем следует считать своевременность и полноту информации. Информацию, поступающую с рынка закупок, целесообразно (как это предложено Н. В. Коробочкиной) разделить на две группы: первая - информация, основанная на маркетинговом исследовании рынка закупок (спрос, предложение, объем продаж, тенденции спроса); вторая - информация о потенциальных поставщиках материальных ресурсов, необходимых для нормальной и устойчивой работы предприятий. При формировании цепи закупок Н. В. Коро-бочкина рекомендует создавать закупочный информационно-логистический фонд, который представляет собой совокупность массивов данных, хранящихся в системе и используемых при расчетах и принятии решений в процессе оперативного, тактического, стратегического планирования в управлении закупочной деятельности предприятия.
Формирование такого фонда для автотранспортного предприятия может включать такие элементы как: определение системы показателей, необходимых для выбора и оценки поставщика; выбор средств организации потоков информации; формирование банка данных о поставщиках; использование банка данных для оценки и выбора поставщиков. Наличие на предприятии закупочного информационно-логистического фонда приводит к снижению логистических издержек на информационную поддержку всего процесса закупок. 6.6. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ Содержание запасов влечет за собой расходы. Сложнее определить каковы эти затраты. Во-первых, это омертвление капитала, снижение оборачиваемости оборотных средств. Во-вторых, это затраты на содержание запаса, состоящие из: пространства, ренты и риска. Пространство подразумевает расходы на амортизацию и содержание занимаемого под запас помещения. Рента подразумевает расход на вложенный в запас капитал. Риск связан с тем обстоятельством, что запас никогда не будет востребован. Для планирования затрат по этим трем пунктам предприятия часто используют «правило кулака». Например, устанавливают годовые расходы по этим трем пунктам в размере 15 %-ной финансовой стоимости среднего запаса в течение года. Задачей управления запасами является анализ изменения их объема и номенклатуры на складе, на основе которого документально устанавливается и фиксируется складской запас. Анализ может проводиться либо непрерывно, либо периодической инвентаризацией и фактическим определением наличия. На основе анализа по той или иной методике определяется и подается на заказ пополнение запаса. Совокупность правил, по которым принимаются решения о пополнении запасов, называется стратегией (моделью) управления запасами. Японскую систему управления запасами часто называют системой «ноль запасов». Зачастую это выражение понимается в буквальном смысле, т. е. как полное отсутствие запасов у фирм потребителей с концентрацией готовой продукции на складах производителей. В действительности в системе «ноль запасов» предполагается иметь определенный минимальный запас материальных ресурсов у потребителей и содержание максимального запаса у производителей. Так в концерне «Тойота» нормальным уровнем запасов считается такой, который обеспечивает работу предприятий концерна в течение трех дней. Такое состояние запасов японцы определяют как нулевой уровень складских запасов. Остальную часть запасов хранят поставщики, а величина их определяется из расчета гарантированной и своевременной доставки продукции потребителям. В логистику японская концепция запасов вошла под названием антифондовой, так как базируется на уменьшении запасов у потребителей до минимума. В сбытовой логистике такой подход ведет к увеличению запасов готовой продукции, их отраслевому перераспределению между продавцами и покупателями. В России основная масса запасов формировалась потребителями, так как у производителей находилась незначительная их часть. К концу 80-х годов и особенно в начале 90-х кризисные явления в экономике выявили у многих поставщиков проблему сбыта готовой продукции, и ее запасы на складах производителей возросли. Концепцию формирования запасов у нас в стране можно назвать фондовой. Как антифондовая, так и фондовая концепции имеют свои преимущества и недостатки. Выбор той или иной концепции зачастую не прост и требует переосмысления многих экономических вопросов и знание особенностей региона и рынка. В самом общем случае модель управления запасами можно представить в виде схемы [27] (рис. 6.11).
Модель управления запасами, представленная на схеме, включает: выбор и обоснование критерия оптимизации (минимум логистических издержек, минимум времени исполнения заказа, максимум надежности); расчет издержек управления запасами; определение и формулировку ограничений; моделирование спроса (расхода) и пополнение запасов; нахождение стратегии управления. Основными параметрами управления запасами в логистических системах выступают (рис. 6.12) [27]: параметры спроса (расхода запасов) - интенсивность спроса X, функция (закономерность) спроса a(t), временные характеристики дискретного спроса (интервалы между смежными потреблениями); параметры заказов - величина заказа qj, момент заказа t3, интервал времени между двумя смежными заказами тСз; параметры поставок - величина партии поставки qn, момент поставки t„, интервал времени между двумя смежными поставками гсп, время запаздывания поставки (выполнения заказа) - тзп; запас на складе - текущий Q, средний Qcp, максимальный - Qmm, страховой Qстр, запас заказа Qз.
Проблема управления запасами волнует сегодня почти каждую компанию. Причем нужно решить задачу оптимального соотноше- ния положительных сторон наличия запасов (обеспечение большей надежности в работе - непрерывность производственного процесса и/или удовлетворение потребностей покупателей) и отрицательных (расходы на содержание/хранение запасов и выведение из оборота капитала, инвестированного в запасы). Для служб закупок приоритетным является постоянное наличие определенных запасов согласно понятию «запас карман не тянет». Финансовая и плановая службы стремятся к сокращению запасов до минимально возможной величины (уменьшение общих издержек) и ускорение оборачиваемости текущих активов. Управлять запасами - это прежде всего управлять затратами по поддержанию запасов, поэтому, принимая решение по установлению величины объемов и номенклатуры запасов, необходимо учитывать следующие важные стоимостные составляющие: затраты на собственно хранение. Это расходы на приобретение или аренду складских помещений и складского оборудования, а также возможные убытки от порчи и хищения запасов, старение и обесценивание хранимого, потери от омертвления капиталов; издержки, связанные с размещением заказов на пополнение запасов (учет и контроль наличных запасов, определение величины заказов, оформление документов); потери от дефицита (нехватки) запасов; расходы на пусконаладочные операции используемого оборудования при изменении номенклатуры и ассортимента производимой на нем продукции. При проектировании и внедрении систем управления запасами рекомендуется использовать пять последовательных этапов, а именно: 1. Определение стоимости запасов, их номенклатуры и количественных характеристик (объем, время, месторасположение). 2. Проведение ABC- и XYZ-анализов, выявление ключевых запасов, менее важных и второстепенных, а также возможных методов управления ими. 3. Регистрация методов и процедур, используемых компанией в настоящее время при управлении запасами. Определение критериев для оценки результативности системы управления запасами. 4. Сравнение существующих методов и процедур управления с требуемыми и разработка системы информационной поддержки, мониторинга запасов, хода выполнения заказов и издержек хранения.
5. Определение этапов (мероприятий) перехода из состояния «как есть» к состоянию «как надо». Создание новой или усовершенствование действующей системы управления запасами. Существуют множество методик по управлению запасами (под этим понимается промежуток времени, приходящийся на обработку товара согласно твердо установленным правилам, или объем пополнения запасов). Основные из них: методика заказов; MRP-методика; «капЬап»-методика. Ответить на вопрос о механизме той или иной методики можно только тогда, когда товар заказан в определенном количестве (под заказом подразумевается направление заявки поставщику). Методики MRP и «kanban» были подробно рассмотрены раньше, поэтому охарактеризуем кратко методику заказов. Методика заказа предполагает существование двух основных моделей управления запасами: модель с фиксированным объемом и модель с фиксированным периодом между заказами. В общем виде оптимальное управление запасами предполагает получение четкого ответа на два основных вопроса: когда надо распорядиться о пополнении запаса? и сколько при этом надо заказывать материальных ресурсов? При использовании модели с фиксированным объемом заказа, которая также носит название экономического размера заказа или Q-модели, очередной заказ на поставку осуществляется при достижении уровня запасов, соответствующего точке заказа (см. рис. 6.9). Время подачи очередного заказа определяется интенсивностью расходования материальных ресурсов. (2-модель предполагает постоянный контроль остатка запаса. Эта модель предусматривает постоянный контроль в виде проверки достижения уровня точки заказа каждый раз, когда проводится изъятие ресурсов из запаса или добавление их в запас. Методика заказа с твердо установленным количеством заказанного (<2-модель) применяется таким образом, что сумма затрат на запас плюс сумма затрат на заказ должны быть минимальными. Под затратами на заказ в случае закупок понимаются затраты на персонал покупателя и затраты на административную обработку заказа при получении оплаты. Под затратами на заказ на производство продукции понимаются затраты при начале производства продукции, затраты на персонал, занятый планированием и подготовкой работы, и затраты на административную обработку заказа. На практике довольно сложно выразить все эти затраты количественно. Чем выше количество заказанного, тем выше серийный запас и тем выше затраты на запас. Однако верно и другое: чем выше количество заказанного, тем меньше заказов размещается, тем ниже общая сумма затрат на заказ. Величина заказанного, при которой затраты минимальны, называется экономическим заказом количества [см. формулу (6.6)]. Управление по модели с фиксированным периодом между заказами или P-модели выявление остатка запаса осуществляется лишь по истечении контрольного периода. Р-модель в среднем имеет больший запас, так как наличие материальных ресурсов должно быть достаточным до момента следующей поставки через фиксированный период времени при возможном изменении скорости расходования запаса. В (2-модели фиксирования времени не предполагается, поскольку очередные поставки происходят по потребности при достижении точки заказа и дополнительного запаса создавать не нужно. (2-модель в большей степени используется для управления запасами дорогостоящих товаров, так как она обеспечивает наименьший средний размер запасов. Она применяется для товаров, которые относятся к критическим, так как для них организуется более жесткий контроль за наличием запасов и, следовательно, гибкое реагирование на риск отсутствия запаса. Однако, необходимо отметить, что Q-модель сопряжена с большей трудоемкостью обслуживания, так как каждое добавление и изъятие товаров должно регистрироваться в системе управления запасами. Установление конкретной величины или уровня остатка запаса может определяться при помощи так называемой ВQ-системы (правила «мерного остатка»), когда при рассмотрении уровня запаса В автоматически доказывается твердо установленное Q. Практика показывает, что использование модели с фиксированной величиной заказа целесообразно когда суммарные затраты на выполнение заказа и хранение более 5 % стоимости самих запасов. Для многих российских предприятий прежде всего нужно решить две актуальные задачи: четко отслеживать номенклатурное состояние запасов и постоянно контролировать изменение его величины. Если эти задачи не решены, то налаживать управление запасами не имеет смысла.
выводы 1. Управление запасами в логистике относят к ключевым ак 2. Запасы не должны превышать определенного минимума. Лучше их иметь в виде резервов производственных мощностей. При совершенствовании производства главенствующую роль должна играть работа по сокращению запасов. 3. Для управления запасами необходимо проводить анализ хранимого как по объему, номенклатуре, так и по стоимости. Для этого используют ABC и XYZ методы. 4. При определении потребности в материалах и готовой продукции необходимо использовать прогнозирование. От точности и достоверности прогнозов спроса на готовую продукцию, расходования сырья, уровня запасов во многом зависит эффективность реализации логистических концепций и принципов. Неотъемлемой частью прогноза является расчет величины заказа или определение оптимапьного размера поступления на склад в рамках выявленной потребности. 5. Принципиальное отличие современного логистического подхода к закупкам состоит в том, что объектом управления становится поток, причем входной поток, который является генерирующим звеном любой логистической системы. 6. Основными методиками управления запасами являются: методика заказов; МRР-методика; «Канбан»-методика. Вопросы для самопроверки 1. Что собой представляет концепция наличия и управления запасами? 2. Какие виды запасов Вы знаете? 3. В каких случаях дефицит запасов приводит к увеличению издержек? 4. Дайте характеристику анализа хранимого при помощи ABC метода. 144
5. Что собой представляет анализ XYZ? Что дает совмещение методов ABC и XYZ1 6. Охарактеризуйте общую концепцию процесса прогнозирования. 7. Какие Вы знаете методы оценки потребности (прогноза)? 8. Что в себя включает классическая модель прогноза спроса? Какие сценарии развития событий обычно разрабатываются? 9. В чем заключается суть метода Андлера?
10. Как рассчитать оптимальный объем заказа? 11. Как определить уровень сервиса? 12. Назовите основные функции и принципы закупочной деятельности. 13. Как осуществляется выбор целесообразного поставщика. 14. Что собой представляет и включает схема управления запасами? 15. Опишите и изобразите модель управления запасами. 16. В чем сущность так называемой Q-модели и P-модели?
Глава 7. КОММЕРЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА 7.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Коммерческая логистика - это логистика в предпринимательской деятельности, связанная с разработкой рациональных методов управления материальными, информационными и финансовыми потоками в условиях рыночной экономики. В достаточно распространенном понимании коммерция - это торговля и торговые операции, т. е. сфера непосредственного взаимодействия с большим числом покупателей и посредников, отстраненная от процесса производства. Хотя производство и сбыт продукции производственно-технического назначения, на который приходится до 90 % объема материально-технического потребления в сфере производства, становятся основой коммерческой деятельности самих производителей как за рубежом, так и у нас в стране. Задачи производства и коммерческой деятельности по снабжению и сбыту совмещаются. В связи с этим коммерческую логистику зачастую называют производственно-коммерческой. Объектом управления в коммерческой логистике является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического продвижения продукции к потреблению. Цель коммерческой логистики - построение распределительной логистической системы. На микроуровне решаются следующие задачи: планирование процесса реализации; организация получения и обработки заказа; выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации; организация отгрузки; организация доставки и контроль за транспортированием; организация послепродажного обслуживания.
К задачам на макроуровне относят: выбор схемы распределения материального потока; определение оптимального числа распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; определение оптимального месторасположения распределительных центров; проектирование товаропроводящей системы без ухудшения потребительских свойств товара; управление процессом движения материального потока. В открытой рыночной экономике коммерческая логистика стала применяться в предпринимательской сфере с конца 60-х годов, когда был достигнут качественно иной уровень рыночных отношений. Качественные изменения произошли в последнее время и в нашей экономике. Они связанны с ее организационной децентрализацией и, что особенно важно, с производственной коммерциализацией, в том числе и снабженческо-сбытовой деятельностью. Эффективность рыночной экономики тесно связана со степенью концентрации производства, а функционирование экономики характеризуется взаимодействием централизованного и децентрализованного начал в управлении и организации производства. Переход к рыночной экономике не обязательно должен сопровождаться свертыванием государственно-бюджетного регулирования экономики. Есть определенные преимущества и у специализации производства. Так, при увеличении выпуска продукции снижается стоимость ее изготовления, равно как и при росте мощности или производительности одного агрегата, одной системы, снижается себестоимость продукции, но одновременно возрастают потери от вероятной ошибки в организации работы системы производства, усиливается взаимная зависимость между поставщиками и потребителями, возрастает значение информации о результатах деятельности смежных систем. Управление базируется на выборе лучшего варианта из ряда возможных. Имеющее место ускорение темпов изменения структур производства приводит к тому, что выбирать приемлемое решение Приходится в условиях все более и более ограниченного отрезка времени. Поэтому современная коммерческая деятельность не мо-жет полагаться только на опыт и интуицию, а должна основываться На логистических принципах нахождения оптимальных решений при управлении такими системами, являющимися, как правило,
сложными динамическими производственно-коммерческими системами снабжения и сбыта, включающими организационно-экономические аспекты снабжения, производства, транспорта и сбыта. В целом существуют модели рынка двух альтернативных эко-номик: при полной централизации или полной децентрализации. Между этими крайностями в реальной жизни зачастую имеют место промежуточные варианты. Одной из главных задач регулирования экономики со стороны государства является координация поведения экономических субъектов. Современная интенсивная экономика, основанная на научно-техническом прогрессе не может быть полностью децентрализованной, ее нельзя свести к рынку свободной конкуренции, она нуждается в экономической интеграции, т. е. централизации. Административно-командная модель рыночной системы экономической централизации заключается в участии государства внутри рынка для ограничения цен с помощью стимулирования количества и структуры товаров на основе всеобъемлющего программно-целевого планирования в условиях строго регламентированной государством коллективной и индивидуальной деятельности, а также социальной мотивации труда работников. Экономическая централизация, в отличие от административной, подводит аппарат и структуру управления под объективные материальные структуры общественного производства, а не наоборот. На любую коммерческую и производственную деятельность влияет доля государственного сектора в общей экономике страны, равно как и динамика соотношения такого параметра как «спрос-предложение», крайними границами которого являются всеобщий дефицит или абсолютное перепроизводство. Эффективность применения логистики определяется удаленностью состояния экономики и рынка как от первой, так и второй крайностей. В случае значительного превышения предложения над спросом затрудняется сбыт, следовательно, и актуальность маркетинговой деятельности. В случае же абсолютного дефицита в экономике маркетинговая деятельность практически сводится к нулю, а вопросы стратегии решаются как распределительные задачи. Мобилизация резервов, уменьшение хранимых и внутрипроизводственных запасов, а также использование организационных факторов как наименее затратоемких - таковы важнейшие направления в решении логистических задач. Проблемы регулирования запасов и организации материально-складского хозяйства относятся к разряду основных в коммерческой деятельности предприятий и фирм. Как было отмечено ранее, собственно производство товаров, в условиях индустриальной экономики западно-европейских стран, составляет лишь 2 % от общего времени производственно-коммерческой деятельности, оканчивающейся доставкой товаропотреби-телю. Остальные 98 % времени приходятся на различные виды перемещений и хранение материалов и готовой продукции, т. е. на процессы снабжения, транспортировки и сбыта. В стоимостном выражении сказанное выше иллюстрируется следующими цифрами. Стоимость услуг снабжения и сбыта составляет 15 % стоимости валового национального продукта и более 30 % общей суммы производственных издержек, причем на различные перемещения (транспортирование и перегрузки) расходуется более 40 % названных затрат, хранение - более 20 %, материальные затраты - 25 %, административные расходы - 15 %. Очевидна значимость сокращения указанных расходов за счет совершенствования организации, технологии и применения научных методов оптимизации материальных, информационных и финансовых потоков, т. е. логистический подход на основе теории логистики. В настоящее время происходит переход от решения задач снабжения и сбыта для одного предприятия к организационной постановке и решению таких задач для ряда взаимосвязанных юридически независимых производственно-коммерческих субъектов, являющихся составными частями общего материального потока отраслевого или даже межотраслевого производственного процесса. Таким образом тенденции экономической централизации служат предпосылками применения логистического подхода к постановке и решению задач снабжения и сбыта. Поэтому одной из главных организационных проблем в коммерческой сфере становится вопрос о степени ее централизации. Так, практическая деятельность Ряда крупных концернов США в 60-е годы продемонстрировала безусловные преимущества централизации снабжения до тех пор, пока она не вредит местной инициативе отдельных предприятий. Рыночная экономика частного предпринимательства (по Дне. Кейн-су) не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. При определенных условиях она может оказаться в глубокой кризисной стагнации, что обосновывает необходимость
государственного регулирования. Вторая ведущая идея Кейнса состоит в том, что в государственном регулировании экономики на первое место выдвигается стимулирование эффективного спроса. В роли решающих инструментов стимулирования выступают увеличение расходов госбюджета и либеральная кредитно-денежная политика. Выработан новый подход к инфляции в отличие от жестких количественных закономерностей по теории Фишера. Кейнс выдвинул тезис о полезности низкой (ползучей) инфляции в стимулировании производства и деловой активности. Высокая инфляция (галопирующего типа - от 10 до 50 % прироста цен в год и гиперинфляция - свыше 100 % прироста цен в год) расценивается как отрицательная, поскольку связанные с ней большие социально-экономические и политические издержки существенно превышают возможные выгоды. Имеются доказательства наличия относительно жесткой обратной связи между инфляцией и размерами безработицы. Периоды низкой безработицы благоприятствуют ускоренному росту цен. В то же время периоды высокой безработицы, отражающей общее снижение платежеспособного спроса во время экономического спада, сочетаются со снижением цен. Уровень средней заработной платы и безработицы, производительность труда, денежная масса в общественной формации государства и стоимость минимальной потребительской корзины - все это подчиняется общим тенденциям мировой экономики. Централизация в свою очередь обеспечивает единство загото-вительно-сбытовой политики, концентрацию средств, сокращение запасов и простоту учета, хотя при наличии в фирме большого числа малых предприятий, выпускающих неоднородную продукцию и расположенных в разных географических районах, предпочтительной может оказаться децентрализованная форма снабжения и сбыта. В таких случаях практикуется смешанная форма организации, когда фирмы, имеющие несколько предприятий с разнородной номенклатурой закупок, стараются использовать в подавляющем большинстве однородные материалы. Начиная с 90-х годов, практически во всех развитых странах снабжение и сбыт становятся одной из функций специальной службы, которая реализует сквозные принципы управления и регулирования материальных потоков в производстве, (с момента поступления материалов на склад и до выпуска их за пределы предприятия в виде готовой продукции). Таким образом, объединяется в одно целое управление ранее независимыми хозяйственными процессами: снабженческими и складскими операциями, регулированием запасов, производственным планированием и такими видами деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей в производстве. Заготовительная служба фирмы должна обеспечить производство всем, что нужно, когда это нужно и там, где это нужно, причем требуемого качества и по цене, которая позволит выпускать безусловно нужную рентабельную и конкурентоспособную продукцию. Приведенную цель в условиях рыночной экономики, когда предложение практически всегда превосходит спрос, достичь сравнительно легко. В условиях же всеобщего дефицита, когда спрос превосходит предложение, указанные цели достичь намного сложнее, но и в одном и в другом случаях эффективное достижение поставленных целей становится возможным, опираясь на логистический подход. В настоящее время и у нас в стране пришло понимание того факта, что сбытовая деятельность, т. е. продвижение готового продукта с конечных операций на склад и далее непосредственно заказчику или клиенту, столь же ответственна и значительна, как и деятельность в области снабжения и производства. Поскольку снабженческая и сбытовая функции осуществляются на начальном и завершающем этапах производственного цикла, родилась идея преобразования их в сквозную горизонтальную функцию регулирования материальных потоков в производстве, включая как стадию заготовки материалов и комплектующих изделий, так и реализацию готовой продукции. Сквозная функция объединяет разные управленческие процессы, координируя и корректируя их. Руководитель органа, осуществляющего эту функцию, может воздействовать на любой процесс, происходящий в материальных потоках конкурентного производства. Учитывая состояние запасов, возможные продажи, условия сбыта, транспортные возможности и оценки маркетологов по конъюнктуре, он оказывает влияние на снабжение, регулирует темпы производства и изменение ассортимента выпускаемой продукции, внедряет новые виды фирменной упаковки, способствует выпуску новых сортов продукции и совершенствованию производства в целом. Такой тип деятельности руководителя получил
название логистического, а орган - отдела логистики, равно как и специалисты такого отдела - логистиков. Создание наряду с обычными структурами управления координирующего звена логистиков, координирующего комплексное управление всей деятельностью фирмы (предприятия) в направлении организации оптимального (рационального) движения материалов в производстве, начиная от момента заказа, поставщику до сдачи готовой продукции заказчикам и представляет собой логистическое решение организационной проблемы, при котором одну из главных ролей играют органы снабжения и сбыта, т. е. коммерческая деятельность и ее оптимизация (коммерческая логистика).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |