ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
Л. ДМИТРИЕВ Солисты театра Ла Скала О вокальном искусстве Диалоги о технике пения Москва ББК 85.314 Д53 Общая редакция и вступительная статья А. Яковлевой Дмитриев Л.Б. Д 53 Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о тех- нике пения. — М., 2002. — 188 с., ил. ISBN 5-8443-0003-3 Книга выдающегося педагога, доктора искусствоведения профес- сора Л.Б. Дмитриева (1917— 1986) посвящена раскрытию творческо- го кредо выдающихся мастеров вокального искусства — солистов Ми- ланского театра Ла Скала. В нее вошли беседы по проблемам техни- ки пения и другим актуальным вопросам певческой практики. Ин- тервью были проведены в 60—80-х гг. прошедшего столетия. Книга адресована специалистам-музыкантам, певцам, педагогам, студен- там, а также всем, интересующимся вокальным искусством. ББК 85.314 ISBN 5-8443-0003-3 © Дмитриев Л.Б., 2002 ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ Автор данной работы - профессор, доктор искусствоведения Леонид Борисович Дмитриев. Он вошел в историю отечественной му- зыкальной культуры как крупнейший исследователь в области вокаль- ного искусства. Его фундаментальные труды по истории, теории и ме- тодике пения и поныне являются основополагающими1. В ряду иссле- дований профессора Л.Б. Дмитриева важное место занимает первое обоб- щение певческого практического опыта группы выдающихся певцов со- временности — солистов Миланского театра Ла Скала. Вокальное искусство принадлежит к той области человеческой де- ятельности, успех которой во многом определяют индивидуальные осо- бенности анатомо-физиологической структуры организма. Каждый че- ловек может говорить и петь бытовым голосом, но обладание певческим голосом - особая способность. Тем более редко встречаются большие пев- ческие голоса, способные исполнять оперный репертуар. Несомненно, что и сила, и красота певческого звучания могут значительно увеличиться под влиянием рационального педагогического воздействия, и все же они в основном всегда обусловлены особенностями анатомо-физиологичес- кой структуры организма. Каждый большой певец с оперным голосом - особая индивидуальность не только в смысле музыкально-исполнитель- ского комплекса, но и в смысле структуры и функции своего голосового аппарата. Именно потому так индивидуальны те приспособления, кото- рыми он достигает оперного звучания своего голоса, так индивидуальны внутренние ощущения, при помощи которых певцы контролируют пра- вильность деятельности своего голосового аппарата. Вопрос развития и профессионального приспособления голосо- вого аппарата для оперной деятельности (так называемая постановка Научно-исследовательской деятельности ученого посвящена вступительная статья настоящей монографии. голоса) до сих пор является камнем преткновения для многих молодых певцов. Хотя вокальная педагогика и накопила огромный арсенал при- емов, вывела определенные принципы рационального воздействия на голосовой аппарат, они еще во многом противоречивы и не всегда науч- но обоснованы. К сожалению, среди больших певцов редко находятся люди, склон- ные к аналитическому осмыслению своих ощущений, своей вокальной технологии, желающие и умеющие ее зафиксировать, увековечить, пере- дать молодежи. Только редкие артисты оставили потомству свое певчес- кое кредо, эстетические взгляды и убеждения, внутренние певческие ощу- щения и установки. Большинство книг, написанных певцами, носит, ско- рее, мемуарный характер, они интересны с точки зрения анализа творче- ства певца, истории вокального искусства, но почти не содержат сведе- ний по технологии пения. Хорошо, если рядом с большим певцом нахо- дился преданный и наблюдательный ученик или концертмейстер, спо- собный зафиксировать его технологию пения, методические принципы, как это сделал, например, К. Вайнштейн в отношении искусства К. Эве- рарди или С. Фучито, писавший о творчестве Э. Карузо. Однако чаще всего интереснейший материал о технике пения, об обращении с голосом, о певческих ощущениях и других моментах, составляющих вокальное кре- до певца с мировым именем, пропадает и для науки, и для практики пос- ле его смерти. Опыт большого певца всегда интересен и поучителен. Воспользо- вавшись пребыванием в Москве прославленного Миланского театра Ла Скала, профессор Л.Б. Дмитриев проинтервьюировал по технологии пения группу ведущих его солистов. Это исследование он начал вести еще в Италии, будучи в Центре усовершенствования молодых оперных пев- цов при театре Ла Скала. Классическая техническая обработка голоса — сильная сторона итальянских певцов, позволяющая им до настоящего вре- мени лидировать в мировом вокальном искусстве. Классическое воспи- тание голоса приводит всех певцов к единому эталону итальянского пев- ческого звучания, к инструментальности голоса, что, в свою очередь, по- зволяет итальянским певцам исключительно слитно, как бы в едином тем- бре исполнять ансамбли. Этим искусством они доставили нам истинное наслаждение во время своих гастролей. Характерными и важными свой- ствами итальянского пения являются: тембровая насыщенность певчес- кого тона, ровность тембра на всем диапазоне, свобода верхнего регист- ра, длительность дыхания, совершенство владения кантиленой, беглос- тью и другими вокально-техническими средствами. Именно на этих мо- ментах, связанных с достижением правильного профессионального го- лосообразования, делался акцент в вокально-технологических интервью. Данные качества итальянского пения, отмеченные выше, связаны с ис- полнительским стилем итальянской школы пения, с интерпретацией ита- льянской музыки, с вокальной эстетикой, издавна бытующей в Италии. Итальянская публика воспринимает вокальную музыку только через вер- но технически оформленный певческий звук. Вне этого для итальянцев нет искусства пения. Именно вокальная эстетика требует от певцов тех- нического совершенства в голосообразовании и голосоведении, застав- ляет их всегда быть в отличной певческой форме. Звучание их голоса дол- жно соответствовать лучшим эталонам итальянского пения. Другие вокальные школы во все времена черпали из великой со- кровищницы итальянского бельканто систему обработки певческого го- лоса, умение обращаться с ним применительно к особенностям своего языка, своей национальной музыки. В этом смысле итальянскую и рус- скую национальные школы пения соединяют давнишние связи. Многие лучшие русские певцы были учениками итальянских учителей или их уче- ников. Русские певцы умели взять у итальянцев их мастерство владения голосом, оставаясь при этом истинно национальными русскими певца- ми. Лучшие из них пели на одних подмостках с итальянцами, не уступая им в вокальном совершенстве. Отечественных педагогов и певцов не мо- гут не интересовать мнения солистов театра Ла Скала об искусстве пения и вокальной технике. В составе солистов этого театра ряд артистов могут быть отнесены к лучшим певцам мира. Интересен взгляд каждого из них на весь комплекс проблем, связанных с воспитанием певца, и то, какими установками пользуется исполнитель, то есть каково его певческое кре- до. Представляет интерес и сопоставление мнений различных певцов по отдельно взятому вопросу искусства пения. Интервью важно читать не только по порядку, одно за другим, составляя себе мнение о том, что ду- мает каждый певец о пении, но и как партитуру, то есть сопоставляя мне- ния разных певцов по конкретному моменту вокальной техники. В зак- лючении, завершающем интервью, дано обобщение взглядов солистов те- атра Ла Скала на различные проблемы, связанные с воспитанием певца, методикой работы над голосом, функционированием голосового аппа- рата в пении. Среди певцов, с которыми велись беседы, такие имена ми- рового значения, как Мирелла Френи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуч- чилли, Тоти Даль Монте, Джульетта Симионато и др. Интервью протекали в свободной форме диалога и в зависимости от отзывчивости собеседника и стремления к контакту получились раз- ными по полноте и объему. В них полностью сохранены форма диалога и те образные выражения, которыми пользовались в своих ответах пев- цы. Составитель намеренно оставляет без изменения и терминологию, принятую в обращении того периода (к примеру: «связки», а не «склад- ки», перемодифицированные позднее), дабы по возможности достовер- нее сохранить основную сущность диалогов о пении. Предваряет изложение бесед творческая биография их инициа- тора — доктора искусствоведения, профессора Л.Б. Дмитриева, которая позволит читателю представить, каким вокально-научным потенциалом обладал ученый. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ Л.Б. ДМИТРИЕВА (1917— 1986) Леонид Борисович Дмитриев родился в г. Коломне, в семье вра- ча. Его отец, Борис Владимирович, работал в больнице Коломенского ма- шиностроительного завода. Прекрасный специалист, наделенный от при- роды большими способностями, он имел очень широкий круг интересов: прекрасно знал литературу, как отечественную, так и зарубежную, увле- кался театром. При его содействии и непосредственном активном учас- тии силами детей и работников завода разучивались и ставились на сцене лучшие произведения мировой классики. Кроме того, Борис Владимиро- вич любил и хорошо знал живопись, недурно писал пейзажи. Тягу и спо- собности к живописи он передал своему младшему сыну Леониду. Музыкальную одаренность Леонид Борисович унаследовал от матери Надежды Михайловны. Эта умная и тонкая женщина посвятила свою жизнь семье и воспитанию детей, но до последних дней сохранила искреннюю любовь к музыке. С живым интересом следила она за Кон- курсом имени П.И. Чайковского в 1958 г., искренне радуясь успеху аме- риканского пианиста Вана Клиберна (Х.Л. Клайберн). А когда сын, иг- рая дома на рояле, случайно нажимал не на ту клавишу, то из другой комнаты сразу же раздавался голос Надежды Михайловны: — Ленечка, ведь там не фа, а фа-диез. Влияние семьи, естественно, отразилось на стремлениях, инте- ресах, настрое, душевных качествах будущего врача, педагога, музыкан- та, ученого. Сыновья Дмитриевых пошли по стопам отца. Старший, Влади- мир Борисович, пройдя войну, долгое время работал в Московской кли- нической больнице. Младший, Леонид, блестяще окончив медицинс- кий институт в 1941 г., был оставлен по состоянию зрения на работе в 5-й Советской больнице, которая начиная с 1942 г. была превращена в эвакогоспиталь. В этом госпитале врач-хирург Л.Б. Дмитриев прора- ботал всю войну. За самоотверженный труд он был награжден орденом Отечественной войны и медалью «Сорок лет Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Незадолго до конца войны Л. Дмитриев поступил в аспирантуру Института физической культуры и занялся исследованиями в области лечебной гимнастики. Год спустя он продолжил аспирантские занятия в Институте морфологии Академии медицинских наук. Результатом пре- бывания в аспирантуре стала диссертация по нормальной анатомии, посвященная функциональной деятельности мозжечка. Но Леонид Бо- рисович отказался от защиты, и его диссертация так и не увидела света. Будучи аспирантом, Л. Дмитриев работал ассистентом кафедры нормальной анатомии 2-го Московского медицинского института. С этого времени начинается его углубленное изучение физиологии и функции голосового аппарата человека. Он пытается найти ответы на вопросы: почему в одной гортани легко формируется красивый профес- сиональный певческий голос и затрачивается гораздо меньше усилий на его развитие, а в другой весь процесс прохождения от начального этапа занятий до его завершения связан с преодолением различного рода труд- ностей? Почему одни певцы подвержены заболеваниям чаще, другие, напротив, выносливы, и их артистическая жизнь долговечна? Интерес к этой области знаний пробудился у Леонида Борисови- ча давно и был не случаен. Обладая баритоном мягкого приятного тем- бра, исключительной музыкальностью и редкой артистичностью, он еще с 1940 г. начал заниматься пением в музыкальном училище им. Гнеси- ных, а затем совершенствовал свое вокальное мастерство в недавно от- крывшемся в Москве высшем музыкальном учебном заведении — Госу- дарственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ГМПИ им. Гнесиных, ныне — Российская академия музыки) в классе М.Л. Львова. И здесь, наблюдая за развитием своего голоса, он уже с позиции врача задумывается над особенностями функционирования голосового аппарата. Чтобы яснее видеть картину, он заводит дневник занятий, фиксирует состояние голоса, следит за протеканием различ- ных простудных заболеваний и в результате находит свой голосовой ап- парат недостаточно целесообразно и благоприятно устроенным для ус- пешного овладения певческой профессией. Этот факт утвердил Л. Дмит- риева в мысли об актуальности раскрытия секретов живого вокального инструмента. Необходимо сказать, что музыкальная одаренность, арти- стичность и хороший голос обещали в будущем удачную певческую ка- рьеру. Много лет спустя Леонид Борисович скажет, что его долго не по- кидало желание стать артистом. Окончив в 1950 г. Институт им. Гнесиных с квалификацией певца и педагога, он поступает в аспирантуру. Предметом исследования уче- ного становится дальнейшее изучение специфики певческого голоса че- ловека. Основной методикой помимо опросов служат рентгенологичес- кие исследования, дающие объективную картину состояния органов голосового аппарата во время пения, речи и покоя. Цель этого исследо- вания — изучить положение гортани у различных типов голосов во вре- мя пения. До Л.Б. Дмитриева на этот вопрос, имеющий чрезвычайно важное значение при воспитании певца, никто не мог дать рациональ- ного, правильного ответа. Рентгенологическим методом была обследована большая группа профессиональных артистов, включая ведущих солистов Большого те- атра, известных концертных певцов, исполнителей, приезжающих на гастроли, а также ряд студентов Института им. Гнесиных и Московской консерватории— всего более 50 человек. Среди вокалистов были такие известные имена, как Г. Гаспарян, 3. Долуханова, Е. Шуйская, Н. Шпил- лер, Н. Клягина, Е. Грибова, С. Панова, Е. Вербицкая, Е. Белов, И. Пет- ров, Е. Иванов, В. Отделенов, И. Богданов, А. Орфенов, А. Большаков, Т. Янко, болгарский певец Никола Николов и др. С каждого певца дела- лось 12— 15 моментальных рентгеновских снимков, фиксировавших со- стояние гортани и надставной трубки (ротоглоточного канала) в трех положениях: покое, речи и пении. В эксперименте приняли участие и певцы, еще не достигшие профессионализма в процессе обучения. Исследование подтвердило, что для успешного развития голоса положение гортани в пении — вопрос первостепенной важности. Ее ус- тановка в процессе пения непременно связана с акустическими явлени- ями. При правильно найденной позиции гортани значительно облегча- ется работа голосовых мышц, что дает возможность полностью проявить- ся всем вокальным качествам голоса. Было установлено, что позиция гортани в пении определяется необходимостью для каждого типа голо- са иметь надставную трубку определенной длины. Только при соответ- ствующих размерах надставных полостей голос обретает характерное каждому типу звучание, и голосовая щель производит свою работу наи- более свободно. Подчеркивалось также, что педагог при постановке го- лоса прежде всего должен отталкиваться именно от ощущения свободы функционирования гортани при наилучших качествах звучания голоса, а не от предвзятого мнения о необходимости удерживать ее низко или высоко. Исследование показало, что положение гортани при высокока- чественном пении может быть как ниже, так и выше покойного поло- жения и что это прежде всего определяется необходимостью достичь при пении характерной для данного типа голоса длины ротоглоточного ка- нала, которой от природы в состоянии покоя, как правило, обычно не бывает. Практически важно, найдя оптимальную для певца позицию гортани, вести дальнейшие занятия так, чтобы она как на всех гласных, так и на протяжении всего диапазона не уходила от этого положения. Чтобы звук не менял своего наилучшего качества, следует плавно пода- вать дыхание и научиться ловко артикулировать. Установку рациональ- но правильного положения гортани можно вести как с привлечением сознания ученика к этому моменту, так и без него, то есть опосредован- но, применяя различные способы воздействия (фонетический метод, со- ответствующий музыкальный материал и т.д.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинс- ких наук «Рентгенологическое исследование строения и приспособле- ния голосового аппарата у певцов» была успешно защищена в 1957 г. С этого началась многолетняя педагогическая и научная деятельность Леонида Борисовича, посвященная таким проблемам, как объективи- зация процесса голосообразования, взаимосвязь науки и искусства, про- светительская работа среди певцов и вокальных педагогов. Значение диссертации для широкопрофильной практики трудно переоценить. В одном из отзывов, написанном заведующим кафедрой рентгенологии и радиологии 2-го Московского медицинского института профессором В.А. Дьяченко, так определен вклад, внесенный Л. Дмитриевым не толь- ко в вокальную педагогику, но и в медицину: «Исследование, проведен- ное Л. Б. Дмитриевым, показывает широкие возможности рентгеновско- го метода, еще весьма мало использованного для изучения работы голо- сового аппарата при пении. Возможность видеть строение и приспособ- ление гортани в момент естественного пения делает исключительным его значение для изучения физиологии певческого голосообразования. Используя метод моментальных рентгеновских снимков, автор собрал обширный материал (700 рентгенограмм, сделанных с 52 певцов), в ко- тором отражено строение и приспособление голосового аппарата у боль- шой группы выдающихся певцов. Настоящий труд является первой отечественной работой по ис- следованию голосового аппарата у певцов рентгеновским методом. Ес- тественное положение певца, отказ от применения контрастных веществ и отметчиков, снимки во время пения хорошо заученных произведений позволили автору фиксировать, несомненно, типические певческие при- способления голосовых органов. (...) Такой подход к исследованию и его полнота позволили автору выявить приспособления, характерные для правильно поставленного певческого голоса, провести ряд физиолого- акустических параллелей и сделать педагогические заключения для вос- питания певческого голоса. (...) Такой материал в отечественной лите- ратуре приводится впервые...» В заключение профессор Дьяченко констатирует: «Диссертация представляет большой интерес как для певцов и вокальных педагогов, так и для физиологов и рентгенологов». С 1954 г. Леонид Борисович начинает преподавать в ГМПИ им. Гнесиных. И здесь его исследовательский интерес направлен на вос- соединение науки о голосе с практическим ее применением. Он читает курсы лекций по профилирующим дисциплинам — это созданные им «Основы вокальной методики», «Фонетика, фониатрия и гигиена голо- са певца», — разрабатывает курс «История вокальной педагогики». Его деятельность с самых первых лет работы в институте обширна и много- гранна. Кроме чтения лекций, руководства диссертационными работа- ми аспирантов, Леонид Борисович ведет класс сольного пения, много ездит по стране, оказывая методическую помощь вокальным кафедрам музыкальных вузов, проводит научные семинары, курсы повышения квалификации. И везде, куда бы он ни приезжал, ученый старался под- держать молодые ростки тяги к исследованиям, зародившиеся у тех, кто стремился к научному осознанию процесса воспитания певца. Продолжая изыскания в области истории, теории и методики во- кального искусства, Л .Б. Дмитриев создает программу и пишет уникаль- ный по своему содержанию учебник «Основы вокальной методики» объемом 42,5 печатных листа1. Этот курс практически без изменений читается и по настоящее время. Данный учебник был защищен профес- сором Дмитриевым в качестве докторской диссертации, и автору при- своена ученая степень «доктор искусствоведения». Как врач, певец и педагог, Л. Б. Дмитриев имел возможность изу- чать пение всесторонне — в физиологическом, акустическом и методи- ческом аспектах. В предисловии к учебнику он так определил его чита- тельский адрес и назначение: «Задача книги — расширить кругозор моло- дых педагогов и обучающихся пению, дать им необходимые теоретичес- кие сведения, на основе которых они могли бы более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием, развитием голоса, с форми- рованием певца. Книга должна, по мысли автора, приучать молодых пев- цов и педагогов к логике мышления на основе определенного минимума основных знаний. Она должна учить верному подходу к воспитанию го- лоса, а не давать готовую рецептуру. Усвоение научных сведений о голосе и работе голосового аппарата, как и данных об общих закономерностях работы организма человека, является совершенно необходимым, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы. Эти знания дают те от- правные позиции, с которых становится возможной объективная оценка различных явлений, связанных с голосообразованием»2. Более двадцати лет читая курс «Основы вокальной методики» в Московской консерватории, считаю своим долгом отметить, что только глубокая эрудиция, высочайшая культура и педагогический талант позво- ляли ему излагать самые сложные проблемы языком, доступным для по- нимания широкой аудитории, но не искажающим основ научных знаний. Необходимо еще раз подчеркнуть, что с выходом в свет этой кни- ги педагоги, певцы, любители и поклонники певческого искусства впер- вые получили материалы, отражающие не только историю отечествен- ного вокального искусства от истоков до нынешнего времени, но и обоб- щение объективных научных данных, раскрывающих феномен такого 1 2-е изд. (посмертное). — М.: Музыка, 1996; 3-е изд. — М.: Музыка, 2000. 2 Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1968. — С. 3. сложного живого инструмента, как человеческий голос; научное объяс- нение певческого процесса голосообразования с изложением основ во- кальной методики (курсив мой. — А.Я.), руководствуясь которыми, мо- лодые педагоги и исполнители могли найти ответы на животрепещущие вопросы вокальной практики. Слово «основы» в названии книги не слу- чайно. Каждый педагог и каждый певец правомерно и логично ориен- тируются в первую очередь на свой личный творческий опыт. «Осно- вы» — это те объективные сведения, которые получили свое разреше- ние в результате научных исследований и остаются основополагающи- ми при множественности и разнообразии индивидуальных вокальных методик. Смело можно сказать, что с появлением этого уникального труда значительно сократилось число вокально неграмотных специали- стов как среди преподающих, так и продолжающих артистическую дея- тельность певцов, а собранный в книге и проанализированный на на- учной основе обширный материал позволяет ликвидировать пробел в этой области музыкального искусства. Еще до выхода в свет учебника «Основы вокальной методики» профессор Дмитриев создает наглядное пособие «Голосовой аппарат певца», ныне ставшее библиографической редкостью. В предисловии к нему Леонид Борисович написал: «Перед автором была поставлена за- дача составить анатомический атлас, рассказывающий о строении го- лосового аппарата человека с показом некоторых физиологических при- способлений при речи и пении. Атлас рассчитан на широкий круг пев- цов и вокальных педагогов, желающих познакомиться со строением и функцией голосового аппарата без изучения специальных медицинских ру- ководств по анатомии и физиологии (курсив мой. — А. Я.). Атлас состоит из 24 таблиц, иллюстрирующих строение и функ- ционирование голосового аппарата в речи и пении. Каждая таблица снабжена соответствующими пояснениями. Кроме того, отдельно при- лагается методическая записка, в доступной форме излагающая содер- жание таблиц. Следует отметить, что «Голосовой аппарат певца» ни в коей мере не может заменить медицинский анатомический атлас и не отвечает тре- бованиям читателя-врача. Это специальное руководство для вокалистов, как по составу и манере изложения разделов, так и по расположению ма- териала принципиально отличающееся от обычных анатомических атла- сов (курсив мой. — А. Я.). При сопоставлении этих двух фундаментальных трудов можно вы- делить основную тему и цель их создания: певческий голос; ему посвящено и подчинено все — форма изложения, выделение и акцентировка на спе- циальные проблемы, возникающие в педагогической практике и певчес- ком исполнительстве. Все это делает обе работы крайне актуальными и практически ценными по сей день. В них обсуждаются новейшие на тот момент исследования в области голосообразования, дается их объектив- ная оценка. К примеру, только что выдвинутая французским ученым Р. Юссоном новая теория фонации находит свое толкование в вышедшем атласе «Голосовой аппарат певца». Позднее, в 1968 г., в книге «Основы вокальной методики» в разделе «Теории голосообразования» Леонид Бо- рисович, сам переведший книгу Р. Юссона «Певческий голос» и лично переписывающийся с ее автором, прозорливо рассматривает все «за» и «против» как миоэластической, так и новейшей нейрохронаксической теорий фонации. Он к этому времени успевает исследовать, изучить, обоб- щить и сделать выводы, которые только лишь через десятилетия в новых исследованиях ученых подтвердят его предвидение. Леонид Борисович стал инициатором организации Лаборатории физиологии фонации и вокальной методики в ГМПИ им. Гнесиных, взяв на себя научное руководство и разработку центральных линий ее иссле- дований. Так, в лаборатории проводились работы по изучению процес- са голосообразования во всех его аспектах (функционирование певчес- кого дыхания, состояния гортани, деятельности артикуляционного ап- парата и т. п.), по обобщению позитивного опыта результативных во- кальных педагогов, по созданию учебно-методических пособий и сбор- ников трудов, по фиксации взглядов выдающихся певцов на процесс голосообразования, развитие голоса и воспитание необходимых для ус- пешной певческой деятельности качеств. За время педагогической и научно-исследовательской работы в институте Леонид Борисович осуществил ряд экспериментальных ра- бот, написал большое количество статей, монографий и учебно-мето- дических пособий, посвященных актуальным вопросам вокальной пе- дагогики и певческому голосу. Список только самых крупных и значи- тельных его научных трудов включает свыше 60 названий. Ученый вел изыскания в следующих направлениях: обобщение опыта ведущих вокальных педагогов; изучение и фиксация практики выдающихся певцов; исследование работы голосового аппарата физио- логическими и акустическими методами; разработка вопросов, связан- ных со значением индивидуально-психологических особенностей лич- ности и многие другие сложнейшие методические проблемы. Особо следует отметить те работы и исследования, в которых про- фессор был первопроходцем: 1) массовое рентгенологическое исследование работы голосового аппарата у профессиональных певцов, позволившее сделать ряд важней ших практических выводов и в дальнейшем применять их в вокальной педагогике и исполнительской практике; 2) атлас «Голосовой аппарат певца» — первое учебное пособие подобного рода, показывающее строение и функцию голосового аппа рата, сопровождающееся пояснительным текстом; 3) «Основы вокальной методики» — первый учебник, вполне ори гинальный и энциклопедический по содержанию; 4) первый учебный рентгенофильм «Работа гортани в пении»; 5) первое обобщение опыта известного вокального педагога, про фессора Киевской консерватории М.Э. Донец-Тессейр, воплощенное в виде брошюры «В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр» с приложе нием двух граммофонных пластинок с записью уроков педагога «Уроки М.Э. Донец-Тессейр» — озвученного пособия для студентов-вокалис тов. Первая пластинка посвящена занятиям со студентами начальных курсов, вторая — занятиям со старшекурсниками. До сих пор это един ственное исследование, увидевшее свет не только в описательном, но и звуковом виде; 6) обобщение практического певческого опыта группы выдаю щихся современных певцов — солистов Миланского театра Ла Ска ла. Это беседы вокально-технологической тематики, содержащие ши рокий спектр вопросов и ответов по самым животрепещущим про блемам техники голосообразования и исполнительского мастерства. Как было отмечено выше, среди собеседников Л.Б. Дмитриева — Мирелла Френи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуччилли, Иво Винко, Паоло Монтарсоло, Фьоренца Коссотто, Джульетта Симионато, а так же Тоти Даль Монте, Магда Оливьеро и целый ряд других виднейших представителей мировой оперной сцены. К сожалению, эти уникаль ные документы при жизни Леонида Борисовича не дошли до широ кого круга читателей; 7) сборники трудов «Вопросы вокальной педагогики», ставшие со временем периодическим изданием. Л. Б. Дмитриев был инициатором этого издания, под его редакцией и при непосредственном авторском участии вышли 1, 5, 6-й выпуски. Эти сборники всегда вызывали жи вейший интерес и отклики как певцов и педагогов, так и поклонников вокального искусства. Круг рассматриваемых в них вопросов всегда был обширен и актуален. Большое место отводилось обобщению позитив ного педагогического метода как отечественного, так и зарубежного. В частности, после поездки Л .Б. Дмитриева в Центр усовершенствова ния молодых певцов при Миланском театре Ла Скала появился ряд его публикаций о методических принципах профессоров Дж. Барра, И. Кор- радетти, Р. Карозио. Леонид Борисович был не только ведущим ученым в области фи- зиологии, истории и теории вокального искусства, но и педагогом-прак- тиком, обладавшим большим опытом работы. В классе Л. Б. Дмитриева учеников, как правило, было немного, хотя с практической педагоги- кой он не расставался никогда. «...Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» (К.Д. Ушинский). Это высказывание виднейшего отечественного педа- гога созвучно всей творческой деятельности Леонида Борисовича не только в педагогике, но и научных изысканиях, и в общении с людьми разного возраста и уровня знаний. Самое замечательное свойство личности Л. Б. Дмитриева заклю- чалось в том, что и в исследовательских трудах, и на лекциях, и в докла- дах, и на занятиях с учениками и аспирантами он не поучал, а довери- тельно, чрезвычайно интересно и увлекательно вел беседы, в которых труднейшие проблемы вокального искусства раскрывались ясно и про- сто. Он говорил своим воспитанникам: — Существует два языка. Один из них — наукообразный, в кото- ром за нагромождениями сложных терминов ничего уловить и понять невозможно. Писать и высказываться надо предельно понятно, после- довательно проводить мысли, вычленяя и подчеркивая основное. Его любимым выражением было: «Все должно быть разложено, словно по полочкам», — то есть мысли, которые предлагаются внима- нию читателя или слушателя, обязаны быть четко выстроены и упоря- дочены. Ярким тому примером служат труды Леонида Борисовича. Класс сольного пения профессора Дмитриева, как правило, со- стоял из трех-четырех студентов. Атмосфера занятий была самой дру- жественной и демократичной, а в классе всегда царила музыка. Акком- панемент учителя побуждал желание петь, настолько красиво и мягко было звучание фортепиано. Он редко аккомпанировал сам, хотя в до- машней обстановке удивительно тонко играл произведения Ф. Шопе- на, особо любимого им. Замечания на уроках делались спокойным тоном. Иногда они со- провождались показом. До последних дней у Леонида Борисовича со- хранился баритон бархатного приятного тембра. И, несмотря на обшир- ные знания в области воспитания певческого голоса, он преподавал про- сто и естественно, никогда не прибегая к сложным научным терминам. В классе со студентами занимался педагог-практик, обладающий вели- чайшей информацией о закономерностях развития голоса. Несведущие о стиле его работы с учениками, побывав на уроке, удивлялись, что ученый так понятно, обыкновенно», как и многие другие педагоги, занимается с певцами. Воспитанники Л. Б. Дмитриева работают солистами оперных те- атров, концертных организаций, ведут активную педагогическую дея- тельность. Среди них — Ю. Белокрынкин, лауреат конкурсов, солист Московской филармонии; Ю. Хабаров — солист Москонцерта; А. Пан- чешный — солист Московской филармонии, В. Почапский — солист Большого театра России и многие другие. Особо следует сказать о научной школе, созданной Л. Б. Дмитри- евым. Под его руководством написано 17 кандидатских и одна докторс- кая диссертации. Из них 14, включая докторскую, были успешно защи- щены при жизни профессора. Тематика диссертационных исследований характеризовала широту и глубину информационной ориентации, ис- ключительной эрудиции ученого в самых различных областях музыкаль- ных знаний. Обширна и многогранна была научно-популяризаторская и об- щественная деятельность профессора Дмитриева. В числе его заслуг — составление и редактирование сборников материалов ежегодных всерос- сийских научно-методических вокальных конференций, которые он возглавлял на протяжении почти двух десятилетий. Эти конференции проводились накануне Всероссийских смотров вокалистов — выпуск- ников музыкальных вузов и отражали научную работу кафедр сольного пения в этих учебных заведениях. Леонид Борисович не только готовил к публикации материалы конференций, но и помогал оформлять док- лады, направлял тематику актуаль<
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1406)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |