Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ




Л. ДМИТРИЕВ

Солисты театра Ла Скала

О вокальном искусстве

Диалоги о технике пения

Москва

ББК 85.314

Д53

Общая редакция и вступительная статья А. Яковлевой

Дмитриев Л.Б.

Д 53 Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о тех-

нике пения. — М., 2002. — 188 с., ил.

ISBN 5-8443-0003-3

Книга выдающегося педагога, доктора искусствоведения профес-

сора Л.Б. Дмитриева (1917— 1986) посвящена раскрытию творческо-

го кредо выдающихся мастеров вокального искусства — солистов Ми-

ланского театра Ла Скала. В нее вошли беседы по проблемам техни-

ки пения и другим актуальным вопросам певческой практики. Ин-

тервью были проведены в 60—80-х гг. прошедшего столетия. Книга

адресована специалистам-музыкантам, певцам, педагогам, студен-

там, а также всем, интересующимся вокальным искусством.

ББК 85.314

ISBN 5-8443-0003-3 © Дмитриев Л.Б., 2002

ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ

Автор данной работы - профессор, доктор искусствоведения

Леонид Борисович Дмитриев. Он вошел в историю отечественной му-

зыкальной культуры как крупнейший исследователь в области вокаль-

ного искусства. Его фундаментальные труды по истории, теории и ме-

тодике пения и поныне являются основополагающими1. В ряду иссле-

дований профессора Л.Б. Дмитриева важное место занимает первое обоб-

щение певческого практического опыта группы выдающихся певцов со-

временности — солистов Миланского театра Ла Скала.

Вокальное искусство принадлежит к той области человеческой де-

ятельности, успех которой во многом определяют индивидуальные осо-

бенности анатомо-физиологической структуры организма. Каждый че-

ловек может говорить и петь бытовым голосом, но обладание певческим

голосом - особая способность. Тем более редко встречаются большие пев-

ческие голоса, способные исполнять оперный репертуар. Несомненно,

что и сила, и красота певческого звучания могут значительно увеличиться

под влиянием рационального педагогического воздействия, и все же они

в основном всегда обусловлены особенностями анатомо-физиологичес-

кой структуры организма. Каждый большой певец с оперным голосом -

особая индивидуальность не только в смысле музыкально-исполнитель-

ского комплекса, но и в смысле структуры и функции своего голосового

аппарата. Именно потому так индивидуальны те приспособления, кото-

рыми он достигает оперного звучания своего голоса, так индивидуальны

внутренние ощущения, при помощи которых певцы контролируют пра-

вильность деятельности своего голосового аппарата.

Вопрос развития и профессионального приспособления голосо-

вого аппарата для оперной деятельности (так называемая постановка

Научно-исследовательской деятельности ученого посвящена вступительная статья

настоящей монографии.

голоса) до сих пор является камнем преткновения для многих молодых

певцов. Хотя вокальная педагогика и накопила огромный арсенал при-

емов, вывела определенные принципы рационального воздействия на

голосовой аппарат, они еще во многом противоречивы и не всегда науч-

но обоснованы.

К сожалению, среди больших певцов редко находятся люди, склон-

ные к аналитическому осмыслению своих ощущений, своей вокальной

технологии, желающие и умеющие ее зафиксировать, увековечить, пере-

дать молодежи. Только редкие артисты оставили потомству свое певчес-

кое кредо, эстетические взгляды и убеждения, внутренние певческие ощу-

щения и установки. Большинство книг, написанных певцами, носит, ско-

рее, мемуарный характер, они интересны с точки зрения анализа творче-

ства певца, истории вокального искусства, но почти не содержат сведе-

ний по технологии пения. Хорошо, если рядом с большим певцом нахо-

дился преданный и наблюдательный ученик или концертмейстер, спо-

собный зафиксировать его технологию пения, методические принципы,

как это сделал, например, К. Вайнштейн в отношении искусства К. Эве-

рарди или С. Фучито, писавший о творчестве Э. Карузо. Однако чаще всего

интереснейший материал о технике пения, об обращении с голосом, о

певческих ощущениях и других моментах, составляющих вокальное кре-

до певца с мировым именем, пропадает и для науки, и для практики пос-

ле его смерти.

Опыт большого певца всегда интересен и поучителен. Воспользо-

вавшись пребыванием в Москве прославленного Миланского театра

Ла Скала, профессор Л.Б. Дмитриев проинтервьюировал по технологии

пения группу ведущих его солистов. Это исследование он начал вести еще

в Италии, будучи в Центре усовершенствования молодых оперных пев-

цов при театре Ла Скала. Классическая техническая обработка голоса —

сильная сторона итальянских певцов, позволяющая им до настоящего вре-

мени лидировать в мировом вокальном искусстве. Классическое воспи-

тание голоса приводит всех певцов к единому эталону итальянского пев-

ческого звучания, к инструментальности голоса, что, в свою очередь, по-

зволяет итальянским певцам исключительно слитно, как бы в едином тем-

бре исполнять ансамбли. Этим искусством они доставили нам истинное

наслаждение во время своих гастролей. Характерными и важными свой-

ствами итальянского пения являются: тембровая насыщенность певчес-

кого тона, ровность тембра на всем диапазоне, свобода верхнего регист-

ра, длительность дыхания, совершенство владения кантиленой, беглос-

тью и другими вокально-техническими средствами. Именно на этих мо-

ментах, связанных с достижением правильного профессионального го-

лосообразования, делался акцент в вокально-технологических интервью.

Данные качества итальянского пения, отмеченные выше, связаны с ис-

полнительским стилем итальянской школы пения, с интерпретацией ита-

льянской музыки, с вокальной эстетикой, издавна бытующей в Италии.

Итальянская публика воспринимает вокальную музыку только через вер-

но технически оформленный певческий звук. Вне этого для итальянцев

нет искусства пения. Именно вокальная эстетика требует от певцов тех-

нического совершенства в голосообразовании и голосоведении, застав-

ляет их всегда быть в отличной певческой форме. Звучание их голоса дол-

жно соответствовать лучшим эталонам итальянского пения.

Другие вокальные школы во все времена черпали из великой со-

кровищницы итальянского бельканто систему обработки певческого го-

лоса, умение обращаться с ним применительно к особенностям своего

языка, своей национальной музыки. В этом смысле итальянскую и рус-

скую национальные школы пения соединяют давнишние связи. Многие

лучшие русские певцы были учениками итальянских учителей или их уче-

ников. Русские певцы умели взять у итальянцев их мастерство владения

голосом, оставаясь при этом истинно национальными русскими певца-

ми. Лучшие из них пели на одних подмостках с итальянцами, не уступая

им в вокальном совершенстве. Отечественных педагогов и певцов не мо-

гут не интересовать мнения солистов театра Ла Скала об искусстве пения

и вокальной технике. В составе солистов этого театра ряд артистов могут

быть отнесены к лучшим певцам мира. Интересен взгляд каждого из них

на весь комплекс проблем, связанных с воспитанием певца, и то, какими

установками пользуется исполнитель, то есть каково его певческое кре-

до. Представляет интерес и сопоставление мнений различных певцов по

отдельно взятому вопросу искусства пения. Интервью важно читать не

только по порядку, одно за другим, составляя себе мнение о том, что ду-

мает каждый певец о пении, но и как партитуру, то есть сопоставляя мне-

ния разных певцов по конкретному моменту вокальной техники. В зак-

лючении, завершающем интервью, дано обобщение взглядов солистов те-

атра Ла Скала на различные проблемы, связанные с воспитанием певца,

методикой работы над голосом, функционированием голосового аппа-

рата в пении. Среди певцов, с которыми велись беседы, такие имена ми-

рового значения, как Мирелла Френи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуч-

чилли, Тоти Даль Монте, Джульетта Симионато и др.

Интервью протекали в свободной форме диалога и в зависимости

от отзывчивости собеседника и стремления к контакту получились раз-

ными по полноте и объему. В них полностью сохранены форма диалога

и те образные выражения, которыми пользовались в своих ответах пев-

цы. Составитель намеренно оставляет без изменения и терминологию,

принятую в обращении того периода (к примеру: «связки», а не «склад-

ки», перемодифицированные позднее), дабы по возможности достовер-

нее сохранить основную сущность диалогов о пении.

Предваряет изложение бесед творческая биография их инициа-

тора — доктора искусствоведения, профессора Л.Б. Дмитриева, которая

позволит читателю представить, каким вокально-научным потенциалом

обладал ученый.

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

Л.Б. ДМИТРИЕВА

(1917— 1986)

Леонид Борисович Дмитриев родился в г. Коломне, в семье вра-

ча. Его отец, Борис Владимирович, работал в больнице Коломенского ма-

шиностроительного завода. Прекрасный специалист, наделенный от при-

роды большими способностями, он имел очень широкий круг интересов:

прекрасно знал литературу, как отечественную, так и зарубежную, увле-

кался театром. При его содействии и непосредственном активном учас-

тии силами детей и работников завода разучивались и ставились на сцене

лучшие произведения мировой классики. Кроме того, Борис Владимиро-

вич любил и хорошо знал живопись, недурно писал пейзажи. Тягу и спо-

собности к живописи он передал своему младшему сыну Леониду.

Музыкальную одаренность Леонид Борисович унаследовал от

матери Надежды Михайловны. Эта умная и тонкая женщина посвятила

свою жизнь семье и воспитанию детей, но до последних дней сохранила

искреннюю любовь к музыке. С живым интересом следила она за Кон-

курсом имени П.И. Чайковского в 1958 г., искренне радуясь успеху аме-

риканского пианиста Вана Клиберна (Х.Л. Клайберн). А когда сын, иг-

рая дома на рояле, случайно нажимал не на ту клавишу, то из другой

комнаты сразу же раздавался голос Надежды Михайловны:

— Ленечка, ведь там не фа, а фа-диез.

Влияние семьи, естественно, отразилось на стремлениях, инте-

ресах, настрое, душевных качествах будущего врача, педагога, музыкан-

та, ученого.

Сыновья Дмитриевых пошли по стопам отца. Старший, Влади-

мир Борисович, пройдя войну, долгое время работал в Московской кли-

нической больнице. Младший, Леонид, блестяще окончив медицинс-

кий институт в 1941 г., был оставлен по состоянию зрения на работе

в 5-й Советской больнице, которая начиная с 1942 г. была превращена

в эвакогоспиталь. В этом госпитале врач-хирург Л.Б. Дмитриев прора-

ботал всю войну. За самоотверженный труд он был награжден орденом

Отечественной войны и медалью «Сорок лет Великой Отечественной

войны 1941-1945 гг.».

Незадолго до конца войны Л. Дмитриев поступил в аспирантуру

Института физической культуры и занялся исследованиями в области

лечебной гимнастики. Год спустя он продолжил аспирантские занятия в

Институте морфологии Академии медицинских наук. Результатом пре-

бывания в аспирантуре стала диссертация по нормальной анатомии,

посвященная функциональной деятельности мозжечка. Но Леонид Бо-

рисович отказался от защиты, и его диссертация так и не увидела света.

Будучи аспирантом, Л. Дмитриев работал ассистентом кафедры

нормальной анатомии 2-го Московского медицинского института.

С этого времени начинается его углубленное изучение физиологии и

функции голосового аппарата человека. Он пытается найти ответы на

вопросы: почему в одной гортани легко формируется красивый профес-

сиональный певческий голос и затрачивается гораздо меньше усилий

на его развитие, а в другой весь процесс прохождения от начального этапа

занятий до его завершения связан с преодолением различного рода труд-

ностей? Почему одни певцы подвержены заболеваниям чаще, другие,

напротив, выносливы, и их артистическая жизнь долговечна?

Интерес к этой области знаний пробудился у Леонида Борисови-

ча давно и был не случаен. Обладая баритоном мягкого приятного тем-

бра, исключительной музыкальностью и редкой артистичностью, он еще

с 1940 г. начал заниматься пением в музыкальном училище им. Гнеси-

ных, а затем совершенствовал свое вокальное мастерство в недавно от-

крывшемся в Москве высшем музыкальном учебном заведении — Госу-

дарственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных

(ГМПИ им. Гнесиных, ныне — Российская академия музыки) в классе

М.Л. Львова. И здесь, наблюдая за развитием своего голоса, он уже с

позиции врача задумывается над особенностями функционирования

голосового аппарата. Чтобы яснее видеть картину, он заводит дневник

занятий, фиксирует состояние голоса, следит за протеканием различ-

ных простудных заболеваний и в результате находит свой голосовой ап-

парат недостаточно целесообразно и благоприятно устроенным для ус-

пешного овладения певческой профессией. Этот факт утвердил Л. Дмит-

риева в мысли об актуальности раскрытия секретов живого вокального

инструмента. Необходимо сказать, что музыкальная одаренность, арти-

стичность и хороший голос обещали в будущем удачную певческую ка-

рьеру. Много лет спустя Леонид Борисович скажет, что его долго не по-

кидало желание стать артистом.

Окончив в 1950 г. Институт им. Гнесиных с квалификацией певца

и педагога, он поступает в аспирантуру. Предметом исследования уче-

ного становится дальнейшее изучение специфики певческого голоса че-

ловека. Основной методикой помимо опросов служат рентгенологичес-

кие исследования, дающие объективную картину состояния органов

голосового аппарата во время пения, речи и покоя. Цель этого исследо-

вания — изучить положение гортани у различных типов голосов во вре-

мя пения. До Л.Б. Дмитриева на этот вопрос, имеющий чрезвычайно

важное значение при воспитании певца, никто не мог дать рациональ-

ного, правильного ответа.

Рентгенологическим методом была обследована большая группа

профессиональных артистов, включая ведущих солистов Большого те-

атра, известных концертных певцов, исполнителей, приезжающих на

гастроли, а также ряд студентов Института им. Гнесиных и Московской

консерватории— всего более 50 человек. Среди вокалистов были такие

известные имена, как Г. Гаспарян, 3. Долуханова, Е. Шуйская, Н. Шпил-

лер, Н. Клягина, Е. Грибова, С. Панова, Е. Вербицкая, Е. Белов, И. Пет-

ров, Е. Иванов, В. Отделенов, И. Богданов, А. Орфенов, А. Большаков,

Т. Янко, болгарский певец Никола Николов и др. С каждого певца дела-

лось 12— 15 моментальных рентгеновских снимков, фиксировавших со-

стояние гортани и надставной трубки (ротоглоточного канала) в трех

положениях: покое, речи и пении. В эксперименте приняли участие и

певцы, еще не достигшие профессионализма в процессе обучения.

Исследование подтвердило, что для успешного развития голоса

положение гортани в пении — вопрос первостепенной важности. Ее ус-

тановка в процессе пения непременно связана с акустическими явлени-

ями. При правильно найденной позиции гортани значительно облегча-

ется работа голосовых мышц, что дает возможность полностью проявить-

ся всем вокальным качествам голоса. Было установлено, что позиция

гортани в пении определяется необходимостью для каждого типа голо-

са иметь надставную трубку определенной длины. Только при соответ-

ствующих размерах надставных полостей голос обретает характерное

каждому типу звучание, и голосовая щель производит свою работу наи-

более свободно. Подчеркивалось также, что педагог при постановке го-

лоса прежде всего должен отталкиваться именно от ощущения свободы

функционирования гортани при наилучших качествах звучания голоса,

а не от предвзятого мнения о необходимости удерживать ее низко или

высоко. Исследование показало, что положение гортани при высокока-

чественном пении может быть как ниже, так и выше покойного поло-

жения и что это прежде всего определяется необходимостью достичь при

пении характерной для данного типа голоса длины ротоглоточного ка-

нала, которой от природы в состоянии покоя, как правило, обычно не

бывает. Практически важно, найдя оптимальную для певца позицию

гортани, вести дальнейшие занятия так, чтобы она как на всех гласных,

так и на протяжении всего диапазона не уходила от этого положения.

Чтобы звук не менял своего наилучшего качества, следует плавно пода-

вать дыхание и научиться ловко артикулировать. Установку рациональ-

но правильного положения гортани можно вести как с привлечением

сознания ученика к этому моменту, так и без него, то есть опосредован-

но, применяя различные способы воздействия (фонетический метод, со-

ответствующий музыкальный материал и т.д.).

Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинс-

ких наук «Рентгенологическое исследование строения и приспособле-

ния голосового аппарата у певцов» была успешно защищена в 1957 г.

С этого началась многолетняя педагогическая и научная деятельность

Леонида Борисовича, посвященная таким проблемам, как объективи-

зация процесса голосообразования, взаимосвязь науки и искусства, про-

светительская работа среди певцов и вокальных педагогов. Значение

диссертации для широкопрофильной практики трудно переоценить.

В одном из отзывов, написанном заведующим кафедрой рентгенологии

и радиологии 2-го Московского медицинского института профессором

В.А. Дьяченко, так определен вклад, внесенный Л. Дмитриевым не толь-

ко в вокальную педагогику, но и в медицину: «Исследование, проведен-

ное Л. Б. Дмитриевым, показывает широкие возможности рентгеновско-

го метода, еще весьма мало использованного для изучения работы голо-

сового аппарата при пении. Возможность видеть строение и приспособ-

ление гортани в момент естественного пения делает исключительным

его значение для изучения физиологии певческого голосообразования.

Используя метод моментальных рентгеновских снимков, автор собрал

обширный материал (700 рентгенограмм, сделанных с 52 певцов), в ко-

тором отражено строение и приспособление голосового аппарата у боль-

шой группы выдающихся певцов.

Настоящий труд является первой отечественной работой по ис-

следованию голосового аппарата у певцов рентгеновским методом. Ес-

тественное положение певца, отказ от применения контрастных веществ

и отметчиков, снимки во время пения хорошо заученных произведений

позволили автору фиксировать, несомненно, типические певческие при-

способления голосовых органов. (...) Такой подход к исследованию и его

полнота позволили автору выявить приспособления, характерные для

правильно поставленного певческого голоса, провести ряд физиолого-

акустических параллелей и сделать педагогические заключения для вос-

питания певческого голоса. (...) Такой материал в отечественной лите-

ратуре приводится впервые...»

В заключение профессор Дьяченко констатирует: «Диссертация

представляет большой интерес как для певцов и вокальных педагогов,

так и для физиологов и рентгенологов».

С 1954 г. Леонид Борисович начинает преподавать в ГМПИ

им. Гнесиных. И здесь его исследовательский интерес направлен на вос-

соединение науки о голосе с практическим ее применением. Он читает

курсы лекций по профилирующим дисциплинам — это созданные им

«Основы вокальной методики», «Фонетика, фониатрия и гигиена голо-

са певца», — разрабатывает курс «История вокальной педагогики». Его

деятельность с самых первых лет работы в институте обширна и много-

гранна. Кроме чтения лекций, руководства диссертационными работа-

ми аспирантов, Леонид Борисович ведет класс сольного пения, много

ездит по стране, оказывая методическую помощь вокальным кафедрам

музыкальных вузов, проводит научные семинары, курсы повышения

квалификации. И везде, куда бы он ни приезжал, ученый старался под-

держать молодые ростки тяги к исследованиям, зародившиеся у тех, кто

стремился к научному осознанию процесса воспитания певца.

Продолжая изыскания в области истории, теории и методики во-

кального искусства, Л .Б. Дмитриев создает программу и пишет уникаль-

ный по своему содержанию учебник «Основы вокальной методики»

объемом 42,5 печатных листа1. Этот курс практически без изменений

читается и по настоящее время. Данный учебник был защищен профес-

сором Дмитриевым в качестве докторской диссертации, и автору при-

своена ученая степень «доктор искусствоведения».

Как врач, певец и педагог, Л. Б. Дмитриев имел возможность изу-

чать пение всесторонне — в физиологическом, акустическом и методи-

ческом аспектах. В предисловии к учебнику он так определил его чита-

тельский адрес и назначение: «Задача книги — расширить кругозор моло-

дых педагогов и обучающихся пению, дать им необходимые теоретичес-

кие сведения, на основе которых они могли бы более верно оценивать

явления, связанные с голосообразованием, развитием голоса, с форми-

рованием певца. Книга должна, по мысли автора, приучать молодых пев-

цов и педагогов к логике мышления на основе определенного минимума

основных знаний. Она должна учить верному подходу к воспитанию го-

лоса, а не давать готовую рецептуру. Усвоение научных сведений о голосе

и работе голосового аппарата, как и данных об общих закономерностях

работы организма человека, является совершенно необходимым, чтобы

обоснованно разбирать методические вопросы. Эти знания дают те от-

правные позиции, с которых становится возможной объективная оценка

различных явлений, связанных с голосообразованием»2.

Более двадцати лет читая курс «Основы вокальной методики» в

Московской консерватории, считаю своим долгом отметить, что только

глубокая эрудиция, высочайшая культура и педагогический талант позво-

ляли ему излагать самые сложные проблемы языком, доступным для по-

нимания широкой аудитории, но не искажающим основ научных знаний.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что с выходом в свет этой кни-

ги педагоги, певцы, любители и поклонники певческого искусства впер-

вые получили материалы, отражающие не только историю отечествен-

ного вокального искусства от истоков до нынешнего времени, но и обоб-

щение объективных научных данных, раскрывающих феномен такого

1 2-е изд. (посмертное). — М.: Музыка, 1996; 3-е изд. — М.: Музыка, 2000.

2 Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1968. — С. 3.

сложного живого инструмента, как человеческий голос; научное объяс-

нение певческого процесса голосообразования с изложением основ во-

кальной методики (курсив мой. — А.Я.), руководствуясь которыми, мо-

лодые педагоги и исполнители могли найти ответы на животрепещущие

вопросы вокальной практики. Слово «основы» в названии книги не слу-

чайно. Каждый педагог и каждый певец правомерно и логично ориен-

тируются в первую очередь на свой личный творческий опыт. «Осно-

вы» — это те объективные сведения, которые получили свое разреше-

ние в результате научных исследований и остаются основополагающи-

ми при множественности и разнообразии индивидуальных вокальных

методик. Смело можно сказать, что с появлением этого уникального

труда значительно сократилось число вокально неграмотных специали-

стов как среди преподающих, так и продолжающих артистическую дея-

тельность певцов, а собранный в книге и проанализированный на на-

учной основе обширный материал позволяет ликвидировать пробел в

этой области музыкального искусства.

Еще до выхода в свет учебника «Основы вокальной методики»

профессор Дмитриев создает наглядное пособие «Голосовой аппарат

певца», ныне ставшее библиографической редкостью. В предисловии к

нему Леонид Борисович написал: «Перед автором была поставлена за-

дача составить анатомический атлас, рассказывающий о строении го-

лосового аппарата человека с показом некоторых физиологических при-

способлений при речи и пении. Атлас рассчитан на широкий круг пев-

цов и вокальных педагогов, желающих познакомиться со строением и

функцией голосового аппарата без изучения специальных медицинских ру-

ководств по анатомии и физиологии (курсив мой. — А. Я.).

Атлас состоит из 24 таблиц, иллюстрирующих строение и функ-

ционирование голосового аппарата в речи и пении. Каждая таблица

снабжена соответствующими пояснениями. Кроме того, отдельно при-

лагается методическая записка, в доступной форме излагающая содер-

жание таблиц.

Следует отметить, что «Голосовой аппарат певца» ни в коей мере

не может заменить медицинский анатомический атлас и не отвечает тре-

бованиям читателя-врача. Это специальное руководство для вокалистов,

как по составу и манере изложения разделов, так и по расположению ма-

териала принципиально отличающееся от обычных анатомических атла-

сов (курсив мой. — А. Я.).

При сопоставлении этих двух фундаментальных трудов можно вы-

делить основную тему и цель их создания: певческий голос; ему посвящено

и подчинено все — форма изложения, выделение и акцентировка на спе-

циальные проблемы, возникающие в педагогической практике и певчес-

ком исполнительстве. Все это делает обе работы крайне актуальными и

практически ценными по сей день. В них обсуждаются новейшие на тот

момент исследования в области голосообразования, дается их объектив-

ная оценка. К примеру, только что выдвинутая французским ученым

Р. Юссоном новая теория фонации находит свое толкование в вышедшем

атласе «Голосовой аппарат певца». Позднее, в 1968 г., в книге «Основы

вокальной методики» в разделе «Теории голосообразования» Леонид Бо-

рисович, сам переведший книгу Р. Юссона «Певческий голос» и лично

переписывающийся с ее автором, прозорливо рассматривает все «за» и

«против» как миоэластической, так и новейшей нейрохронаксической

теорий фонации. Он к этому времени успевает исследовать, изучить, обоб-

щить и сделать выводы, которые только лишь через десятилетия в новых

исследованиях ученых подтвердят его предвидение.

Леонид Борисович стал инициатором организации Лаборатории

физиологии фонации и вокальной методики в ГМПИ им. Гнесиных, взяв

на себя научное руководство и разработку центральных линий ее иссле-

дований. Так, в лаборатории проводились работы по изучению процес-

са голосообразования во всех его аспектах (функционирование певчес-

кого дыхания, состояния гортани, деятельности артикуляционного ап-

парата и т. п.), по обобщению позитивного опыта результативных во-

кальных педагогов, по созданию учебно-методических пособий и сбор-

ников трудов, по фиксации взглядов выдающихся певцов на процесс

голосообразования, развитие голоса и воспитание необходимых для ус-

пешной певческой деятельности качеств.

За время педагогической и научно-исследовательской работы в

институте Леонид Борисович осуществил ряд экспериментальных ра-

бот, написал большое количество статей, монографий и учебно-мето-

дических пособий, посвященных актуальным вопросам вокальной пе-

дагогики и певческому голосу. Список только самых крупных и значи-

тельных его научных трудов включает свыше 60 названий.

Ученый вел изыскания в следующих направлениях: обобщение

опыта ведущих вокальных педагогов; изучение и фиксация практики

выдающихся певцов; исследование работы голосового аппарата физио-

логическими и акустическими методами; разработка вопросов, связан-

ных со значением индивидуально-психологических особенностей лич-

ности и многие другие сложнейшие методические проблемы.

Особо следует отметить те работы и исследования, в которых про-

фессор был первопроходцем:

1) массовое рентгенологическое исследование работы голосового

аппарата у профессиональных певцов, позволившее сделать ряд важней

ших практических выводов и в дальнейшем применять их в вокальной

педагогике и исполнительской практике;

2) атлас «Голосовой аппарат певца» — первое учебное пособие

подобного рода, показывающее строение и функцию голосового аппа

рата, сопровождающееся пояснительным текстом;

3) «Основы вокальной методики» — первый учебник, вполне ори

гинальный и энциклопедический по содержанию;

4) первый учебный рентгенофильм «Работа гортани в пении»;

5) первое обобщение опыта известного вокального педагога, про

фессора Киевской консерватории М.Э. Донец-Тессейр, воплощенное в

виде брошюры «В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр» с приложе

нием двух граммофонных пластинок с записью уроков педагога «Уроки

М.Э. Донец-Тессейр» — озвученного пособия для студентов-вокалис

тов. Первая пластинка посвящена занятиям со студентами начальных

курсов, вторая — занятиям со старшекурсниками. До сих пор это един

ственное исследование, увидевшее свет не только в описательном, но и

звуковом виде;

6) обобщение практического певческого опыта группы выдаю

щихся современных певцов — солистов Миланского театра Ла Ска

ла. Это беседы вокально-технологической тематики, содержащие ши

рокий спектр вопросов и ответов по самым животрепещущим про

блемам техники голосообразования и исполнительского мастерства.

Как было отмечено выше, среди собеседников Л.Б. Дмитриева —

Мирелла Френи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуччилли, Иво Винко,

Паоло Монтарсоло, Фьоренца Коссотто, Джульетта Симионато, а так

же Тоти Даль Монте, Магда Оливьеро и целый ряд других виднейших

представителей мировой оперной сцены. К сожалению, эти уникаль

ные документы при жизни Леонида Борисовича не дошли до широ

кого круга читателей;

7) сборники трудов «Вопросы вокальной педагогики», ставшие со

временем периодическим изданием. Л. Б. Дмитриев был инициатором

этого издания, под его редакцией и при непосредственном авторском

участии вышли 1, 5, 6-й выпуски. Эти сборники всегда вызывали жи

вейший интерес и отклики как певцов и педагогов, так и поклонников

вокального искусства. Круг рассматриваемых в них вопросов всегда был

обширен и актуален. Большое место отводилось обобщению позитив

ного педагогического метода как отечественного, так и зарубежного.

В частности, после поездки Л .Б. Дмитриева в Центр усовершенствова

ния молодых певцов при Миланском театре Ла Скала появился ряд его

публикаций о методических принципах профессоров Дж. Барра, И. Кор-

радетти, Р. Карозио.

Леонид Борисович был не только ведущим ученым в области фи-

зиологии, истории и теории вокального искусства, но и педагогом-прак-

тиком, обладавшим большим опытом работы. В классе Л. Б. Дмитриева

учеников, как правило, было немного, хотя с практической педагоги-

кой он не расставался никогда.

«...Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет

ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни

моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»

(К.Д. Ушинский). Это высказывание виднейшего отечественного педа-

гога созвучно всей творческой деятельности Леонида Борисовича не

только в педагогике, но и научных изысканиях, и в общении с людьми

разного возраста и уровня знаний.

Самое замечательное свойство личности Л. Б. Дмитриева заклю-

чалось в том, что и в исследовательских трудах, и на лекциях, и в докла-

дах, и на занятиях с учениками и аспирантами он не поучал, а довери-

тельно, чрезвычайно интересно и увлекательно вел беседы, в которых

труднейшие проблемы вокального искусства раскрывались ясно и про-

сто. Он говорил своим воспитанникам:

— Существует два языка. Один из них — наукообразный, в кото-

ром за нагромождениями сложных терминов ничего уловить и понять

невозможно. Писать и высказываться надо предельно понятно, после-

довательно проводить мысли, вычленяя и подчеркивая основное.

Его любимым выражением было: «Все должно быть разложено,

словно по полочкам», — то есть мысли, которые предлагаются внима-

нию читателя или слушателя, обязаны быть четко выстроены и упоря-

дочены. Ярким тому примером служат труды Леонида Борисовича.

Класс сольного пения профессора Дмитриева, как правило, со-

стоял из трех-четырех студентов. Атмосфера занятий была самой дру-

жественной и демократичной, а в классе всегда царила музыка. Акком-

панемент учителя побуждал желание петь, настолько красиво и мягко

было звучание фортепиано. Он редко аккомпанировал сам, хотя в до-

машней обстановке удивительно тонко играл произведения Ф. Шопе-

на, особо любимого им.

Замечания на уроках делались спокойным тоном. Иногда они со-

провождались показом. До последних дней у Леонида Борисовича со-

хранился баритон бархатного приятного тембра. И, несмотря на обшир-

ные знания в области воспитания певческого голоса, он преподавал про-

сто и естественно, никогда не прибегая к сложным научным терминам.

В классе со студентами занимался педагог-практик, обладающий вели-

чайшей информацией о закономерностях развития голоса.

Несведущие о стиле его работы с учениками, побывав на уроке,

удивлялись, что ученый так понятно, обыкновенно», как и многие

другие педагоги, занимается с певцами.

Воспитанники Л. Б. Дмитриева работают солистами оперных те-

атров, концертных организаций, ведут активную педагогическую дея-

тельность. Среди них — Ю. Белокрынкин, лауреат конкурсов, солист

Московской филармонии; Ю. Хабаров — солист Москонцерта; А. Пан-

чешный — солист Московской филармонии, В. Почапский — солист

Большого театра России и многие другие.

Особо следует сказать о научной школе, созданной Л. Б. Дмитри-

евым. Под его руководством написано 17 кандидатских и одна докторс-

кая диссертации. Из них 14, включая докторскую, были успешно защи-

щены при жизни профессора. Тематика диссертационных исследований

характеризовала широту и глубину информационной ориентации, ис-

ключительной эрудиции ученого в самых различных областях музыкаль-

ных знаний.

Обширна и многогранна была научно-популяризаторская и об-

щественная деятельность профессора Дмитриева. В числе его заслуг —

составление и редактирование сборников материалов ежегодных всерос-

сийских научно-методических вокальных конференций, которые он

возглавлял на протяжении почти двух десятилетий. Эти конференции

проводились накануне Всероссийских смотров вокалистов — выпуск-

ников музыкальных вузов и отражали научную работу кафедр сольного

пения в этих учебных заведениях. Леонид Борисович не только готовил

к публикации материалы конференций, но и помогал оформлять док-

лады, направлял тематику актуаль<




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)