Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Оценка темпов экономического роста




Экономический рост предприятия характеризуется увеличением объемов деятельности предприятия. Прирост объема выпуска и продаж продукции зависит от роста его имущества (активов). Для этого требуются дополнительные финансовые ресурсы.

Приток ресурсов может быть обеспечен за счет внутренних и вне­шних источников финансирования. К внутренним источникам относится прибыль, направляемая на развитие производства (реинвестированная прибыль), и начисленная амортизация. Они пополняют собственный капитал предприятия. Он может быть увеличен извне, путем эмиссии акций. Однако их выпуск и реализация влияют на степень самостоятельности руководства предприятия в принятии управленческих решений (выбор диви­дендной политики, финансовой стратегии, структуры капитала).

Дополнительный приток финансовых ресурсов можно обеспечить благодаря привлечению таких источников, как банковские кредиты, займы, средства кредиторов. В то же время рост заемных средств должен быть ограничен разумным пределом, так как с увеличением доли заемного капитала усиливается финансовая зависимость от кредиторов, ужесточаются условия кредитования, предприятие несет дополнительные расходы, увеличивается вероятность банкротства.

Для оценки устойчивости экономического роста предприятия сопоставляют темпы изменения суммы прибыли, объема продаж и величины активов (капитала).

Оптимальным является следующее соотношение:

,

где — соответственно темпы изменения суммы прибыли (до налогообложения), выручки от продажи, стоимости имущества (активов).

Это соотношение означает:

1) прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения;

2) объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно;

3) экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Рассмотренное соотношение в мировой практике получило название «золотое правило экономики предприятия». Однако возможны отклонения от этой идеальной зависимости, в частности, если деятельность предприятия требует значительных вложений средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе. Тогда эти отклонения не следует рассматривать как негативные. К причинам возникновения таких отклонений относятся: приложение капитала в сферу освоения новых технологий производства, переработка, хранение продукции, модернизация и реконструкция действующих предприятий.

Рассмотрим темпы изменения показателей в отчетном году по сравнению с прошлым годом (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Экономические показатели и темпы их роста

Показатели Предыдущий период, тыс. руб. Отчетный период, тыс. руб. Темп роста, %
1. Прибыль до налогообложения 35,97
2. Выручка от продажи (нетто) товаров, продукции, работ, услуг 119,64
3. Среднегодовая стоимость имущества 131,0

Как видно из приведенных данных, в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом снижение суммы прибыли на 64,03 % сопровождалось ростом объема продаж на 19,64 % и стоимости активов на 31,0 %.

Таким образом, при увеличении совокупных активов энергокомпании почти на треть темпы роста выручки от продажи продукции существенно ниже, а прибыль до налогообложения составила всего около 36 % от уровня предыдущего периода.

То есть сложилось соотношение (в %):

35,97<119,64<131,0.

Данное соотношение явилось результатом роста объема производства, цен и увеличения спроса на продукцию, но относительного увеличения отдельных затрат на производство и реализацию продукции и неэффективного использования экономического потенциала предприятия.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)