Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка реформы 1861 года



2015-11-20 619 Обсуждений (0)
Подготовка реформы 1861 года 0.00 из 5.00 0 оценок




К середине XIX века в России сложилась предкризисная ситуация. Вследствие не заинтересованности работника в результатах производства в России сохранялась низкая производительность труда, основой причиной чего было крепостничество. Наметилось экономическое и социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения – других. Происходило прогрессирующее обезземеливание крестьян – их превращение в отходников, либо – чрезмерное увеличение работы на барщине. Промышленный переворот, начавшийся в стране, порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в емком рынке сбыта промышленной продукции. Однако крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от помещика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих. Крестьянин-отходник был обязан делиться заработком с помещиком, а это удорожало рабочую силу. Также крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, её низкую покупательскую способность, а это тормозило развитие рынка сбыта промышленной продукции. Также, в связи с поражением в Крымской войне, значительно ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета. Т.О. без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой, после правления Николая I, стал очевиден для наиболее просвещенной и патриотически-мыслящей части правящей элиты. Кроме того, без реформ невозможно было преодолеть отсталость страны, вернуть ей утраченные после крымской катастрофы величие и международное влияние. 30 марта 1856 на престол вступил новый император – Александр II, который, выступая перед предводителями дворянства, заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, чем это произойдет снизу. Таким образом, сразу было заявлено о намерении реформ. В начале 1857 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, но его деятельность оказалась малоэффективной. Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы и Главный комитет в Петербурге. При нем были образованы Редакционные комиссии (руководитель Ростовцев), призванные составить проект реформы, передать его для обсуждения в губерниях, а затем обобщить результаты. С 1858 г. подготовка реформы стала гласной и дискутировалась на страницах прессы. В ходе острых дискуссий выявилось 3 основных подхода к решению проблемы.

1) Консерваторы (Шувалов, Гагарин) допускали освобождение крестьян, но без земли или с маленьким наделом. За это выступали в основном помещики черноземных губерний.

2) Либералы (Кавелин, Н.Милютин) защищали идею освобождения крестьян с землей, которой они владели, но за выкуп. Они считали, что выкупную операцию должно произвести государство с учетом интересов, как крестьян, так и помещиков, что могло привести к образованию единого класса землевладельцев и предотвратило бы обезземеливание крестьян.

3) Радикалы (Чернышевский, Добролюбов) выдвинули идею перехода земли в руки крестьян без выкупа.

Проект, составленный в итоге редакционными комиссиями, носил либеральный характер, но его окончательный вариант, после обсуждения в Госсовете, был ухудшен и изменен в интересах помещиков.

34. Реформа 1861 года: содержание, реализация. Оценка реформы 1861 года в исторической науке

Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II утвердил 19 февраля 1861 г.:

1) Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу, статус «сельских обывателей» и элементарные экономические и гражданские права.

2) Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т.е. усадьбы и пахотной земли. Размер надела, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Время её составления не должно было превышать 2 лет. В случае, если помещик и крестьянин не приходили к единому мнению, в дело вступал мировой посредник, который принимал окончательное решение по спорным вопросам. В 4-х местных положениях устанавливались максимальные и минимальные размеры наделов, которые были различны по 3 зонам:

1) В черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел – от 2,5 до 6 десятин

2) В нечерноземной – пределы устанавливались от 3 до 7 десятин

3) В степных районах надел мог колебаться от 3 до 12 десятин

Земли сверх нормы изымались у крестьянина и получали название «отрезков». В целом, крестьяне потеряли до 20% угодий.

Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и значительно превышал рыночную стоимость земли. Помещику крестьянин выплачивал сам 20% выкупа, а государство – остальные 80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был её возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая 6% годовых. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял прежние повинности в пользу помещика. Освобожденные крестьяне становились членами крестьянской общины, которая становилась юридическим собственником земли крестьян. Община распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, решала вопросы о выходе крестьян из общины и о приеме новых членов, отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов методом круговой поруки. Вводился сельский сход, который выбирал сельского старосту и сборщика податей. Несколько общин составляли волость. На волостной сход избирались представители сельских сходов, на котором избирался волостной староста и волостной суд.

Крестьяне крайне негативно восприняли освобождение без земли, и в итоге в ряде мест вспыхнули восстания, которые были подавлены властями. Однако крестьяне, участвуя в составлении уставных грамот, втягивались в трудовую деятельность, что и привело к успокоению. Надежды революционеров поднять их на борьбу после подписания грамот не оправдались. В результате реформы в России стали складываться предпосылки для развития демократического общества. Крепостническими чертами реформы были:

1) сохранение помещичьего землевладения и общины

2) большие выкупные платежи

Малоземелье и демографический рост сподвигали крестьян просить земли у помещика, но на прежних условиях. Буржуазной же чертой реформы была свобода.

Т.О. Реформа стала величайшим прогрессивным явлением в жизни русского общества. Она положила начало ускоренной модернизации страны, дала свободу миллионам людей, создала условия для дальнейших либеральных преобразований. Однако все крепостнические пережитки реформы, нехватка земли, сохранение общины заложили основы кризисов и революционных потрясений начала XX века.

35. Административно-политические реформы 60 – 70 годов XIX века

Отставание России от западных стран, требовавшее модернизации экономической, социальной и политической систем, развития науки и образования, высокий уровень социальной напряженности, рост культурного уровня населения предопределили необходимость реформ. Реформы проводились не в целях либерализации общественных отношений и развития капитализма в стране, а, прежде всего, ради укрепления государства и военной мощи, возвращения ей утраченного после Крымской войны положения великой мировой державы и международного влияния. Преобразования проводились постепенно, мирным путем, сверху, т.е., с опорой не столько на общество, сколько на бюрократию и с расчетом избежать социальных и политических потрясений.

Освобождение крестьян сыграло огромную роль в высвобождении рабочих рук, оттоке значительной части населения из сельского хозяйства. В то же время сохранение общины, привязывавшей крестьян к земле, сдерживавшей отток рабочей силы, тормозило рост социальной мобильности.



2015-11-20 619 Обсуждений (0)
Подготовка реформы 1861 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка реформы 1861 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)