История слабых глаголов
Их собственность: использование дентального суффикса для построения форм прош.времени и прич.II. Осн. формой дент. суффикса явл. звуки d t Сущ.три фотрмы у этих глаголов – инфинитив, прош. время (формы ед/мн.чисел отлич. только личн.окончаниями), прич.II. В готском 4 класса слабых глаголов, из которых в д/а есть только первых три класса. Отличит.особенность глаголов 1 класса – наличие суффиксов i/y в дописьменный период, которые воздействовали на корн.гласный и вызывали его умлаут. В готском следов умлаута еще не было, поэтому, сравнивая соответствующий OE гласный слабых глаголов, мы определяем, какой корневой гласный был в д/а до умлаута. Goth sandian OE sendan Умлаут воздейств. не только на корн.гласный, но и на последующий согласный Если корневой гласный был коротким, то происходило удвоение последующего согласного OE taljan à tellan Звук основы после сужен.корн.гласного обычно исчезал, но мог в некоторых формах появл. как соединит. гласный м/у корнем и дент.суффиксом. Goth knusjan - knusede - knysed OE cnyssan - cnysede (sing), cnysed (pl) – cnysed Goth domjan – deinde – demed OE dēman – demdon Goth nasjam – nerede – nered OE nerian – neredon - nered Если основа глагола оканчивалась на глухой согласный, то последний дентальный тоже оглушался OE cepan - *cep + d + e àcē pt I класс Здесь есть подгруппа неправильных глаголов, у которых умлаут проходил только в инфинитиве, а в прош.времени и прич.II корн.гласный не сужался. Зато происходили другие фонет.изменения из-за которых разница м/у инфинитивом и др.формами была существенной OE sellan – sealed – deald Tellan- tealde – teald Cwellan – cwealde – cweald Sokjan – secan – sohte – sōht Bringam – brohte – broth Þyncan – Þuhte – Þuht (to seem) Þencan – Þohte – Þōht (to think) Слабые глаголы 1 класса были отыменными, т.е. создавались от сущ/прилаг. и были в основном переходными full (прил) àfyllan (наполнять) dōm (сущ) + ian à deman Часть слабых глаголов 1 класса создавалась от формы прош.вр. ед.числа сильных глаголов (5 класс. sittan - sæt + ian – settan, ligan – læg+can à legan) II класс. Goth makajan OE macian. К моменту появления первого д/а письм. памятника этот суффикс упростился. Во времена умлаута корн. гласный был удален от j долгим о К тому времени, когда суффикс принял вид благодаря действию умлаута, его действие завершилось По этой причине глаголы II класса имеют самую регулярную правильную форму,то есть у них один и тот же корневой гласный во всех основных формах. А гласный «о», который был в общегерм.суффиксе, появлялся в прич.II и в прош.вр как соединит.гласный м/у корнем и дент.суфф. OE macian – macode – macod-ma Их можно назвать отыменными, т.к. они создавались от сущ. и прилаг. путем добавления суффикса ian (sorzàsorӡian Т.к. глаголы 2 класса были регулярными в процессе формоизменения, новые глаголы присоедин.ко классу. III класс. Небольшое количество глаголов. В готском основообраз.суффикс ai, а в д/а они не просматривались. В инфинитиве удвоение согласного и это признак прошедшего i-умлаута. Но при этом чужение уже н корн.гласного и уже в д/а период начался процесс распада 3 класса, который завершился в с/а период Habban – hæfde – hæfd secӡan – sæӡde – sæӡd
Развитие слабых глаголов. В с/а период кол-во глаголов возросло, т.к. все вновь созданные глаголы присоединились к слабым+ уже в с/а начался процесс перехода сильных глаголов в слабые. Этот процесс был особенно активен в 16 веке. Произошло смешение непр.глаголов 1 класса. OE Þuncan – Þuhte – Þuht объединились благодаря близости Þencan - Þohte - Þahte значения Современный инфинитив to think от Þuncan Фонетическая форма использ. воздействие сев.диалектов, где в корне под возд-м скандинавского сохранился твердый согласный «k», тогда как в центр.и в южн. Он перешел в «r». Глаголы III класса выровняли свои фонетич. формы о-основы претерита Haffan – hæfde – hæfd В с/а корень прош. времени послужил основой для создания новой формы инфинитива æàа, |v|àʊ OE hæt à Mdl haʊ + en à haʊen Аналогично д/а глагол libban приобрел форму инфинитива liʊen В совре.англ. есть несколько глаголов, которые совмещают в себе черты сильных и слабых: To strew (разбрасывать) – strewed-strewen (strewed)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |