Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ



2015-11-23 499 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из важнейших итогов философского развития, на данный момент, как представляется, стала своеобразная проекция предмета на метод. Изменение угла зрения на знание, познание и сознание в целом, обусловленное тенденцией движения к постнеклассическому типу философствования, изменило понимание метода философии. И в качестве отличительной черты метода современной философии стала осознаваться, прежде всего, его постоянная самокоррекция, осуществляющаяся в пространстве-времени философской практики, то есть понятая нелинейно, онтологически, в форме бытия.

Это, на мой взгляд, принципиальный результат, фундаментальность и эвристичность которого доказывает, что перед нами некоторая новая форма развития современной философии. И такого рода явление, безусловно, может быть основанием и, по сути, является основанием философского движения, объединяющего современно мыслящих представителей философского и научного сообщества.

Но такое новое понимание метода нуждается в расшифровке.

Вопрос первый. Может ли сама современная философия, и если да, то в какой мере, выступать в роли метода, в том числе, в роли метода научного познания?

Представляется, что сейчас одновременно существуют, по крайней мере, три парадигмы взаимодействия философии и конкретных наук. В их основе – разное понимание философии в качестве метода: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Классическая парадигма выступает в двух ипостасях: - либо полное отрицание философии как метода науки /к примеру, позитивизм/, либо безусловное признание ее в качестве такого метода. Во втором случае мы имеем также две разновидности: философия «на службе» общества /к примеру, марксизм/ и философия «на службе» субъекта /различные формы субъективистской философии/. Но надо сказать, что субъективистская философия на словах начисто отрицает свою методологическую роль, выступая за понимание философии как исключительно свободной и самодостаточной сферы духа.

В неклассической парадигме проблема философии как метода вообще снимается, так как устраняется оппозиция субъекта и объекта.

В постнеклассической парадигме философия может выступать в роли метода, но не безусловно, не абсолютно, а временно и относительно. Мы можем выделить линейную и нелинейную разновидности их связи. В линейной философия предстает в форме мышления. В этом случае философия «участвует» в научном познании «до» и «после» науки – либо задает вектор науке, либо «подытоживает» ее результаты. Таким образом, остается невыявленным внутренний механизм связи философии и науки, не учитывается момент спонтанности развития познания. В нелинейной философия предстает в форме сознания. Но это сознание, понимаемое не как «функция мозга», а как форма бытия. Именно такое понимание сознания занимает все большее место в современной философии. В нелинейной разновидности постнеклассической парадигмы философия являет собой предельно общий категориальный каркас, задающий вектор, «технологию» познания. И процесс познания идет в этих методологических рамках, во взаимосвязи с изменением условий данного процесса, до тех пор, пока не наступает момент совпадения изменения форм и условий нашей мыследеятельности.

Возникает точка креативности, спонтанности; точка континуальности новообразований, или континуум новообразований. Он в этот момент не поддается аналитике и требует в качестве дополнительного языка язык феноменологического описания. В данной точке имплицитно содержится не только новая смысловая структура, новая диспозиция смыслов, но и новая методологическая идея, и новый язык. Эта точка осмысливается современными учеными и философами как точка бифуркации /И.Пригожин/, «взрыва» /М.Лотман/ и т.д.

Новая смысловая, категориальная структура фиксируется уже как бы «на выходе» из поля неопределенности. Она уже есть результат реорганизации прежней методологии как диспозиции смыслов и категорий и одновременно переоценки их ценности, результат перегруппировки между собой категорий философии и естествознания.

Таким образом, философский метод выступает как нелинейная система методологических ситуаций. В каждой из них он выражает меру данного качества как меру хаоса - порядка, априорного - апостериорного, определенного – неопределенного, вербализованного – невербализованного и т.д.

Философия, таким образом, не всегда выступает как методология. Но в определенных пределах она не может не выступать методологией. Философский метод развивается через самоорганизацию, самокоррекцию. Он выражает диалектику абсолютного – относительного, непрерывного – дискретного, актуального – потенциального и т.д. Но понять его в такой наиболее полной форме можно лишь как факт сознания, взяв в виде онтологической нелинейной системы, включающей момент креативности как момент спонтанности. И функцией философии, возможно, становится «сверка» вновь возникшего категориального каркаса с эталонным философским каркасом, выявление и оценка новизны появившегося каркаса, определение его «технологических возможностей», и, как результат, коррекция самого эталонного философского каркаса.

Философское творчество новой смысловой целостности выступает, как смысловая реорганизация проблемы через создание нового методологического каркаса и может позволить вывести ту или иную проблему на уровень возможности ее осмысления с позиций других дисциплин, в том числе, на уровень политических, правовых и др. решений, на уровень участия в этой деятельности самой широкой общественности. А это может в определенный момент оказаться решающим для судьбы цивилизации.



2015-11-23 499 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)