Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА И ИНТУИЦИИ



2015-11-23 1499 Обсуждений (0)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА И ИНТУИЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В своей производственной деятельности любой человек либо сам проявляет творчество, либо является свидетелем проявления творческого начала у других. В принципе творческий подход можно осуществить в любой работе, хотя в ряде случаев достаточно быстрого и аккуратного, «механического» выполнения заданий. Однако успешная деятельность, направленная на создание каких-либо новых решений, без приложения творческих усилий невозможна (например, научные исследования, проектная работа, искусство, изобретательство).

Проблема творчества постоянно находилась и находится в центре внимания многих выдающихся философов, ученых прошлого и современности. В философии существуют два основных подхода к рассмотрению проблем творческой деятельности. Как отмечает Лощилин А.Н., возможен подход к исследованию творчества, как атрибуту материи или силы, которая порождает и развивает принципиально новые формы бытия материальной действительности, породила мир во всем многообразии их проявления. Независимо от вариантов рассмотрения и конкретных нюансов данный подход может быть назван как точка зрения природников. Совершенно другой подход к исследованию творчества признается как деятельностный. Творчество в рамках подобного подхода понимается как разновидность человеческой деятельности… Именно деятельностный подход выступает эвристически наиболее плодотворным. Под творчеством в дальнейшем мы будем понимать такую разновидность человеческой деятельности в различных формах ее проявления, которая ведет к саморазвитию человека[38].

Творчество выступает как деятельность человека, созидающая новые духовные и материальные ценности. Творчество позволяет совершенствовать самого человека, а также сам процесс его деятельности, условия труда и отдыха. Окружающая человека искусственная среда, «вторая природа» во всем ее многообразии, духовные ценности, культура в целом – все это продукт человеческого творчества. Многие исследователи данной проблемы отмечают тот факт, что творчество является высшей способностью человека, высшей формой его деятельности. В творчестве в наибольшей степени раскрывается сущность человека как преобразователя окружающего мира и самого себя. Важно также обратить внимание на тот факт, что «продукт и результат подлинно творческой деятельности ориентирован на пользу человеку, обществу и всему человечеству»[39].

Значение творчества становится особенно очевидным при изучении великих открытий и изобретений и их революционного воздействия на развитие общества. В этом аспекте основной смысл и историческая необходимость возникновения творчества состоит в том, что оно является формой качественного развития общества, окружающей его среды и всей культуры. Вообще историю общественной жизни, в этой связи, можно рассматривать как последовательность творческих актов создания новых форм общественной жизни, новых социальных институтов, новых отношений.

Одним из важных условий успешной творческой деятельности является развитие подсознания. Опыт познавательной деятельности свидетельствует о том, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения творческих, в частности научных задач. В этом процессе важное место занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.

Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, "предчувствуя", что нужно поступить именно так, и никак иначе.

Человеческая культура знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем "озарения", "по наитию".

Изучение этих вопросах позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.

Как показывают многочисленные исследования, поиск решения какой-либо задачи или проблемы протекает в двух формах деятельности – сознательной и подсознательной, при этом подсознательной деятельности человека отводится не менее значимая роль, чем сознательной.

В своей книге «Проблемы теории творчества» Шумилин А.Т. отмечает: «В процессе поиска решения, осуществляемого человеком сознательно, им постоянно привлекается подсознание к участию в исследовании, например, путем выдвижения догадок, гипотез. Сознательно ставя различные вопросы, исследователь стремиться вспомнить, извлечь из памяти все материалы, имеющиеся в ней, для ответов, для анализа различных способов решения задачи»[40]. Таким образом, поиск решения той или иной проблемы осуществляется в процессе деятельности подсознания, направление которой определяется осознанной задачей, основательно проработанной в ходе предшествующего сознательно проведенного поиска решения, в процессе глубокого исследования проблемной ситуации, различных попыток ее решить, но оставшейся нерешенной. Исследователь прекращает сознательный поиск решения – поиск его переходит в подсознание и осуществляется скрыто. При этом сознание исследователя может быть занято решением других проблем, в то время как подсознание продолжает «биться» над решением поставленной задачи – такое состояние называется инкубацией. Действительно, очень часто интуитивные решения приходят не сразу при постановке задачи, а после иногда довольно длительного скрытого периода работы именно подсознания. Интуиция, таким образом, - это продукт инкубации, продукт работы подсознания.

При этом следует отметить, что период инкубации не является отдыхом, как полагают некоторые ученые, инкубация – это не отдых, так как поиск решения поставленной задачи не прекращается, а продолжается, но не в ходе деятельности сознания, а в подсознании, в то время как сознание человека не отключается и, он, в период инкубации, может заниматься напряженной деятельностью, связанной с решением других проблем.

Результатом периода инкубации является очень важный фактор в процессе любого творчества, а именно: появление новых идей, прирост знаний.

Развитие подсознания является одним из важных условий успешной творческой деятельности. Сознательное подключение подсознания к решению задач позволяет оптимизировать творческий поиск. В этой связи встает вопрос о возможности формирования и контроля подсознания. Но, подсознание, поэтому и называется подсознанием, что оно не контролируется сознанием. Парадокс заключается в том, что на основе знания законов и форм функционирования и развития подсознания, его взаимосвязей с сознанием есть возможность сознательно управлять подсознанием, управлять опосредованно через формирование подсознания определенного типа (через выработку определенных автоматизмов, моделей и установок), но данные вопросы являются темой отдельного исследования.

Обозначенная выше взаимосвязь интуиции и творчества, а в более широком понимании этой проблемы - взаимосвязь и взаимодействие сознания и подсознания в творческом процессе необходимо, на мой взгляд, учитывать ученым, анализирующим пути оптимизации процесса решения научных проблем и технических задач; философам; психологам, рассматривающим природу сознания, мышления, творчества; учителям, стремящимся развивать творческие способности учащихся.

 



2015-11-23 1499 Обсуждений (0)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА И ИНТУИЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА И ИНТУИЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)