Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Основы экологического права



2015-11-23 438 Обсуждений (0)
Тема 10. Основы экологического права 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экологическое право – это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Главной целью охраны окружающей природной среды является улучшение здоровья населения, охрана природных ресурсов в процессе природопользования, контроль состояния окружающей среды. Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Уясните основные принципы природоохранной деятельности и ее нормативно-правовые основы. При этом особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: методы правовой охраны природы, конституционные обязанности граждан по охране природы, юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства, права и обязанности граждан по соблюдению природоохранного законодательства, правовая охрана отдельных элементов природы.

Для того чтобы исключить возможные отрицательные последствия при осуществлении мероприятий, связанных с воздействием на окружающую среду, природные экосистемы и здоровье людей проводится экологическая экспертиза. Для усвоения тем данного раздела необходимо проработать следующие вопросы: цели, задачи и объекты экологической экспертизы; критерии и типы комплексной экологической экспертизы; научно-теоретические основы и методы проведения экологической экспертизы; положение о государственной экологической экспертизе.

Большое значение при проведении экологической экспертизы имеет оценка вероятности наступления критической ситуации – риск. Студенту нужно иметь понятие об общих вопросах анализа и методах оценки риска.

При изучении этого раздела студенту необходимо также ознакомиться с понятиями экологической аттестации и паспортизации.

 

Литература: [1, с. 502-525]; [2, с. 596-608]; [5, с. 306-324, 393-410]; [7, с. 406-411]; [8, с. 217-247]; [13, с. 181-212]; [19, с. 167-180, 404-413]; [23 с. 42-53, 165-182].

 

Вопросы для самопроверки

1. Экологическая экспертиза как специфический вид природоохранной деятельности. Каковы ее цели и объекты?

2. Что такое право специального природопользования и что оно гарантирует?

3. Назовите основные виды ответственности за экологические правонарушения.

4. Перечислите обязанности граждан России по охране природы.

5. Чем обеспечивается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды?

Тема 11. Международное сотрудничество и общественные

организации в области охраны окружающей среды

 

Экологический кризис не имеет национальных границ, что способствует развитию международного сотрудничества в этой области. Учащиеся должны выделить международные природные ресурсы и охарактеризовать проблемы, возникающие при их использовании.

Глобализация экологических проблем потребовала от человечества объединения усилий в разрешении. Современная ситуация привела к появлению многих экологических организаций и партий, программы которых предусматривают экологическую пропаганду, общественный экологический контроль, политическое давление на правительства с целью активизации природоохранной деятельности. Необходимо рассмотреть формы международного сотрудничества в области охраны природы и изучить содержание концепции устойчивого развития человечества в целях его сохранения, ознакомиться с основными положениями неправительственных экологических организаций.

 

Литература: [1, с. 550-560]; [2, с. 578-581]; [7, с. 325-362]; [8, с. 261-271]; [19, с. 447-458].

 

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о прогнозах Римского клуба.

2. Чем обусловлена неизбежность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?

3. Назовите международные экологические неправительственные организации.

4. Приведите позитивные примеры деятельности международных экологических неправительственных организаций?

5. Сформулируйте основные идеи Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро-92).

 

УКАЗАНИЯ И ВОПРОСЫ к ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

При внеаудиторном изучении дисциплины студенту необходимо выполнить одну контрольную работу.

В контрольной работе излагаются основные положения общей экологии: строение биосферы, роль живого вещества в биосфере, основные среды жизни и адаптация к ним организмов, учение об экосистеме и популяции, экологические факторы, а также история, структура и состав современной экологии. Кроме того, рассматриваются вопросы прикладной экологии: глобальные экологические проблемы, источники и вредоносность загрязняющих веществ, экологические аспекты сельскохозяйственного производства, мониторинг окружающей природной среды, экономический и правовой механизм природопользования, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

В контрольной работе необходимо ответить на семь вопросов. Номера определяются по шифру с помощью табл. 2 по двум последним цифрам номера зачётной книжки. Например, для студента с учебным шифром 2978 номер варианта задания находится в таблице на пересечении строки 7 по горизонтали и столбца 8 по вертикали. Вопросы вариантов заданий помещены в прилагаемом списке. Для шифра 2978 они будут находиться под номерами 17, 27, 38, 52, 67, 82, 89.

В начале контрольной работы помещается содержание с указанием страниц. Вопросы работы должны быть пронумерованы, причем сначала ставится порядковый его номер, а затем номер, определенный по таблице 2. Например: 1 (17), 2 (27), 3 (38), 4 (52) и т. д.

Ответы на вопросы даются в краткой форме, но должны содержать конкретный материал, по которому преподаватель определяет степень проработки вопросов студентом. Освещение тем производится путём ответов на вопросы заданий в виде литературного обзора.

В конце контрольной работы следует указать, какая литература использована (в алфавитном порядке) и год ее издания. Список рекомендуемой литературы приведён в конце методических указаний.

Контрольная работа может быть выполнена как в рукописном варианте, так и в печатном.

При рукописном исполнении контрольная должна быть написана четким и разборчивым почерком с интервалом в 1 см между строчками. С правой стороны тетради обязательно оставлять поля для замечаний (не менее 3 см). Примерный объём рукописной контрольной работы - стандартная школьная тетрадь (18 листов) или 18-20 страниц формата А 4.

Текст контрольной работы может быть также набран на компьютере и напечатан на принтере. Объем такой контрольной – 20-22 страницы. Требования к набору и печатанию следующие: 1) формат бумаги 210 х 297 (А 4); 2) поля: сверху и снизу – 25 мм, слева – 30 мм, справа – 10 мм; 3) шрифт 14 размера, цвет – черный; 4) емкость страницы – 28-30 строк по 58-62 знака; 5) абзацный отступ – 10 мм; 6) номера страниц проставляются по центру внизу текста.

Титульный лист следует оформлять согласно приложения А.

Неряшливо выполненные работы возвращаются без проверки.

Студент обязан прислать контрольную работу преподавателю на проверку за месяц до сессии.

Вопросы контрольной работы

1. Экология, ее содержание, структура и задачи.

2. История экологии.

3. Классификация экологических факторов.

4. Абиотические факторы.

5. Антропогенные факторы.

6. Свет как экологический фактор.

7. Температура как экологический фактор.

8. Влажность как экологический фактор.

9. Ионизирующее излучение как экологический фактор.

10. Характеристика наземно-воздушной среды жизни.

11. Характеристика водной среды жизни.

12. Экологические группы водных организмов.

13. Живые организмы как среда жизни.

14. Жизненные формы организмов.

15. Закон минимума Ю. Либиха.

16. Закон толерантности В. Шелфорда. Экологическая валентность.

17. Адаптация организмов к окружающей среде. Правила Бергмана, Аллена, Глогера.

18. Биологические ритмы и биологические часы. Фотопериодизм.

19. Классификация растений по отношению к влажности.

20. Классификация растений по отношению к свету.


Таблица 2

Номера вопросов для контрольной работы

Предпос-ледняя цифра шифра Последняя цифра шифра
1,16,31,46, 61,76,86 2,17,32,47, 62,77,87 3,18,33,48, 63,78,88 4,19,34,49, 64,79,89 5,20,35,50, 65,80,90 6,21,36,51, 66,81, 89 7,22,37,52, 67,82,88 8,23,38,53, 68,83,87 9,24,39,54, 69,84,86 1,10,25,40, 55,70,85
2,11,26,41, 56,71,86 3,12,27,42,57,72,87 4,13,28,43, 58,73,88 5,14,29,43, 58,73,88 6,15,30,44, 59,74,89 1,15,29,43, 57,71,85 2,16,30,44, 58,72,86 3,17,31,45, 59,73,87 4,18,32,46, 60,74,88 5,19,33,47, 61,75,89
6,20,34,48, 62,76,90 7,21,35,49,63,77,81 8,22,36,50, 64,78,82 9,23,37,51, 65,79,83 10,24,38, 52,66,80, 84 11,25,39, 53,67,81, 85 1,14,27,40, 53,66,79 2,15,28,41, 54,67,80 3,16,29,42, 55,68,81 4,17,30,43, 56,69,82
5,18,31,44, 57,70,83 6,19,32,45,58,71,84 7,20,33,46, 59,72,85 8,21,34,47, 60,73,86 9,22,35,48, 61,74,87 10,23,36, 49,62,75, 88 11,24,37, 50,63,76, 89 1,15,38,51, 64,77,90 1,16,31,39, 52,65, 78 4,17,32,40, 53,66,79
1,13,25,37, 49,61,73 2,14,26,38,50,62,74 3,15,27,39, 52,63,75 4,16,28,40, 53,64,76 5,17,29,41, 54,65,77 6,18,30,42, 55,66,78 7,19,31,43, 56,67,79 8,20,32,44, 57,68,80 9,21,33,45, 58,69,81 10,22,34, 46,59,70, 83
11,23,35, 47,60,71,84 3,24,36,48, 61,72, 85 1,25,37,49, 62,73,86 2,26,38,50, 63,74,87 3,27,39,52, 64,75,88 4,28,40,53, 65,76,89, 5,29,41,54, 66,77,90 6,18,31,45, 60,76,80 7,19,32,46, 61,77,81 8,20,33,47, 62,78,82
9,21,34,48, 63,79,83 10,22,3 5,49,64,80, 84 1,11,23,36, 50,65,85 2,12,24,37, 51,66,86 3,13,25,38, 52,67,87 4,14,26,39, 53,68,88 5,15,27,40, 54,69,89 6,16,28,41, 55,70,90 7,17,29,42, 56,71,80 8,18,30,43, 57,72,81
9,19,31,44, 59,73,82 10,20,32, 45,60,74, 83 11,21,32, 46,61,75, 84 12,22,33, 47,62,76, 85 13,23,34, 48,63,77, 85 14,24,35, 49,64,78, 86 15,25,36,50, 65,79, 87 16,26,37, 51,66,80, 88 17,27,38, 52,67,82, 89 18,28,39, 53,68,83, 90
1,14,24,36, 49,66,80 2,15,25,37,50,67,81 3,16,26,38, 51,68,82 4,17,27,39, 52,74,83 5,18,27,40, 53,70,84 6,19,28,41, 54,71,85 7,20,29,42, 55,72,86 8,21,30,43, 56,73,87 9,22,31,45,57,74,88 10,23,32, 46,58,75, 89
11,24,33, 47,59,76,90 1,8,20,33, 44,56,77 2,9,21,34, 45,57,78, 3,10,22,35, 46,58,79, 4,11,23,36, 47,59,80, 5,12,24,37, 48,60,81 6,13,25,38, 49,61,82 7,14,26,39, 50,62,83 8,15,27,40,51,63,84 9,16,28,41, 52,64,85

21. Классификация растений по отношению к температуре.

22. Понятие о популяции.

23. Колебания численности и гомеостаз популяций.

24. Экологические стратегии популяций.

25. Структура популяций.Внутривидовые биотические факторы.

26. Межвидовые биотические факторы.

27. Паразитизм как форма экологических отношений.

28. Комменсализм как форма экологических отношений.

29. Конкуренция как форма экологических отношений.

30. Симбиоз как форма экологических отношений.

31. Хищничество как форма экологических отношений.

32. Понятие о биоценозе.

33. Экологическая структура биоценозов.

34. Экологическая ниша.

35. Структура экосистем. Пограничный эффект.

36. Классификация экосистем. Макроэкосистемы(биомы).

37. Биологическая продуктивность экосистем.

38. Энергетика экосистемы. Трофическая структура экосистем.

39. Динамика экосистем.

40. Биологический и геологический круговороты веществ.

41. Круговорот азота в биосфере.

42. Круговорот кислорода в биосфере.

43. Круговорот серы в биосфере.

44. Круговорот углерода в биосфере.

45. Круговорот фосфора в биосфере.

46. Биосфера как глобальная экосистема.

47. В.И. Вернадский и учение о биосфере. Живое вещество биосферы.

48. Структура и границы биосферы.

49. Эволюция биосферы.

50. Ноосфера как последняя стадия развития биосферы.

51. Демографический взрыв и его экологические последствия.

52. Классификация загрязнителей окружающей среды. Источники химического загрязнения биосферы.

53. Воздействие транспорта на окружающую среду.

54. Смог как экологическая проблема.

55. Эвтрофикация водоемов.

56. Причины возникновения и влияние кислотных осадков на экосистемы.

57. Парниковый эффект, его причины и последствия.

58. Озоновая проблема.

59. Радиоактивное загрязнение биосферы.

60. Опустынивание как экологическая проблема.

61. Уничтожение лесов как экологическая проблема.

62. Шум экологический и меры борьбы с превышением его уровня.

63. Влияние загрязнителей окружающей среды на здоровье человека.

64. Энергетическая проблема и пути её решения. Альтернативная энергетика.

65. Качество природной среды и состояние природных ресурсов Омской области.

66. Влияние экологических факторов среды на здоровье населения Омской области.

67. Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду Омской области.

68. Сельскохозяйственные экосистемы: классификация и особенности.

69. Основные факторы деградации почв.

70. Экологические аспекты интенсификации земледелия.

71. Экологические аспекты животноводства.

72. Пестициды в окружающей среде.

73. Тяжёлые металлы в сельскохозяйственных экосистемах.

74. Гигиеническое нормирование химических веществ в продуктах питания.

75. Безотходное и малоотходное производство.

76. Мониторинг окружающей среды.

77. Экологический мониторинг в Омской области.

78. Экологическая аттестация и паспортизация.

79. Экологическая экспертиза.

80. Государственная экологическая экспертиза и лицензирование в Омской области.

81. Экономическая оценка последствий загрязнения.

82. Экономический механизм охраны окружающей среды.

83. Классификация природных ресурсов.

84. Экономическое регулирование природопользования на территории Омской области.

85. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды».

86. Виды ответственности за экологические правонарушения.

87. Охраняемые природные территории.

88. Охраняемые природные территории Омской области.

89. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

 



2015-11-23 438 Обсуждений (0)
Тема 10. Основы экологического права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Основы экологического права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)