Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Показатели эффективности




Обратные


 


Труд


Произво- Продукция дительность =

труда Трудозатраты


Трудо- _ Трудозатраты емкость " Продукция"


 


Основные производст­венные фонды (земля, капитальные ресурсы долгосрочного исполь­зования)


Фондо- _ Продукция отдача Основные фонды


Фон- Основные фонды

доем- = ----------------------- •

кость Продукция


 


Оборотные производ­ственные фонды (капи­тальные ресурсы од­норазового использо­вания)


Мате-риало- = отдача


Продукция Оборотные фонды


 

Продукция

Мате- Основные фонды риало- = емкость


Статистика свидетельствует, что для долговременного перио­да характерна высокая степень корреляции между производитель­ностью труда и реальной заработной платой.

В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого другого товара. Это означает, что все работники получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фир­ме они работают, и воспринимается фирмой как заранее заданная величина. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсо­лютно эластично Сам уровень зарплаты в условиях совершенной кон­куренции максимален — рабочий, согласно теории предельной произ­водительности, получает полный продукт труда: МКС = шс. Поэтому предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпри­нимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.



Глава 9. Рынок труда. Распределение доходов


 

 

 

  \Г), = тгр \ р> \ ! 1°' 1 3,. - Ктгр),
зарплаты, \ Е дь - тгс |    
  \ в  
Ставка Совокупные ! издержки на зарплату \ 1 ^ О   —- Б, = МНР = Е(тгр)

Количество труда а) Фирма


Количество труда б) Отраслевой рынок


Рис.9—1. Зарплата как равновесная цена труда в условиях совершенной конкуренции

Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т. е. пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравня­ется с предельными издержками, т. е. с зарплатой (рис. 9—1, а):

тгр = тгс = шс.

Поскольку зарплата каждого работника равна шс, то совокуп­ные издержки предпринимателя на зарплату соответствуют пло­щади шсЕ1с0. Изменение зарплаты обусловливает объем спроса на труд (рис. С9—2). Если зарплата вырастет с ш0 до шр то количество нанятых работников сократится с 1 до 1р если зарплата упадет до ш2, то число занятых возрастет до 12. Таким образом, согласно нео­классической теории, количество занятых обратно пропорциональ­но уровню средней зарплаты.

IV

V

Е^



 


 


О


1, 1,


Рис.9—2. Взаимосвязь спроса на труд и заработной платы


9.1. Спрос и предложение труда



й Каждый человек стоит перед дилеммой: боль-

Р ДУ ше трудиться или больше отдыхать. Она ста-

трудом и отдыхомс -

г новится наиболее острой, когда изменяется

сложившаяся ситуация Допустим, в данный момент максимальный доход, который мы могли заработать за 24 часа, равен В долл. Мак­симальное число часов в сутках, естественно, 24. Следовательно, наше бюджетное ограничение "доход—свободное время" можно выразить прямой АВ (рис. 9—З)1. Принять в качестве решения точ­ку В невозможно, так как работать по 24 часа в сутки в течение более или менее длительного периода не в состоянии никто.

Труд — своеобразный товар. Фактически продается не наем­ный работник, а его рабочее время. Оно имеет естественные преде­лы и должно быть заведомо меньше 24 часов, так как часть дня необходима человеку для отдыха, т. е. для восстановления его способ­ности к труду. Поэтому более типичной является ситуация, изобра­женная на рис. 9—3, где равновесие достигается в точке Е При этом свободное время составляет Н , рабочее время — (24 - Но), дневной доход, 10=\у(24 - Но). Наклон бюджетного ограничения равен -\у — ставке заработной платы. Это означает, что работник максимизи­рует полезность, когда предельная норма замещения свободного времени доходом равна заработной плате:


       
   
 
 

МК5Ш = п.1

Доход, долл.,

О Свободное время Но Рабочее 24 Совокупное время,

время ч в день

Рис.9—3. Выбор между трудом и отдыхом

Допустим, ставка заработной платы увеличилась с« до«;. Бюд­жетное ограничение смещается из АВ в АВ: (рис. 9—4). Работа в та-

1 Подробнее см Хайман Д. И Современная микроэкономика анализ и применение М, 1992 Т. II С 139—146



Глава 9. Рынок труда. Распределение доходов


ком случае становится более привлекательной, что вызывает желание больше трудиться. Равновесие сдвигается из точки Е; в точку Е2 (см. рис. 9—4). Если мы проведем бюджетное ограничение СБ, параллель­ное АВ1 и касающееся кривой безразличия 1^, то сумеем определить


Доход, долл.

Эффект замещения

Н,
Совокупное время, ч в день
Рабочее время
Эффект, дохода

Н3 Н2

Свободное время """

Рис.9—4. Рост заработной платы, эффект замещения превышает эффект дохода

эффекты замещения и дохода. Эффект замещения выражается в со­кращении свободного времени и росте заработной платы. Графически это означает перемещение из Н1 в Н3. Однако с ростом дохода повыша­ется ценность и такого нормального блага, каким является досуг — свободное время для развития личности. Эффект дохода направлен в противоположную сторону и равен отрезку Н3Н2. Таким образом, на данном этапе роста заработной платы эффект замещения превышает эффект дохода (рис. 9—4). Это означает увеличение рабочего времени с ростом заработной платы; кривая индивидуального предложения труда имеет положительный наклон (рис. 9—5).

Зарплата, , долл. в час

24-Н, 24-Н2 Число рабочих часов в день

Рис.9—5. Положительный наклон кривой индивидуального предложения труда: увеличение рабочего дня с ростом заработной платы


9.1. Спрос и предложение труда



Доход, долл.

.11

Эффект замещения

Эффект дохода

Свободное время

"Рабочее Совокупное время,
время ч в день

Рис.9-

-6. Рост заработной платы, эффект дохода превышает эффект замещения

Однако дальнейший рост доходов притупляет желание тру­диться. Индивид начинает ценить свободное время'все выше и выше (к тому же и увеличение рабочего дня имеет свои пределы) Это приводит к тому, что эффект дохода начинает превышать эффект замещения (рис. 9—6). В результате рабочее время сокращается с (24-Н^ до (24-Н2), а свободное время увеличивается с Н: до Н2. Та­кая реакция на рост заработной платы обусловливает отрицатель­ный наклон кривой индивидуального предложения труда (рис. 9—7).

Зарплата, , долл. в час

24-Н2 24-Н( Число рабочих

часов в день

Рис.9—7. Отрицательный наклон кривой индивидуального предложения: сокращение рабочего дня с ростом заработной платы

С ростом заработной платы обычно возникает

Этапы роста желание больше трудиться. Однако и это жела-

заработной платы ние имеет свои пределы, так как приходится жертвовать досугом — часами свободного времени. С ростом зара­ботной платы все выше и выше становится цена отдыха. Поэтому



Глава 9. Рынок труда. Распределение доходов


рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение зарпла­ты приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени.

На рис. 9—8 показаны три этапа роста заработной платы. На первом этапе рост заработной платы с \л^ до \л?2 приводит к увели­чению числа рабочих часов с Ь1 до п2, эффект замещения превыша­ет эффект дохода. На втором этапе рост заработной платы с \л?2 до \л?3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего дня, работник работает столько же, сколько и прежде, эффект замеще­ния равен эффекту дохода. И наконец, на третьем этапе повышение зарплаты (с ш3 до ш4) ведет к сокращению рабочего дня (с п2 до Ь3), эффект замещения меньше эффекта дохода. Рост дохода стимули­рует увеличение спроса на такое нормальное благо, как отдых, что отражается в росте свободного времени за счет сокращения рабочего дня. С повышением зарплаты растет и цена отдыха.

Зарплата, долл. в час

Ь2 Число рабочих часов в день

Рис.9—8. Кривая индивидуального предложения труда

За последние сто пятьдесят лет средняя рабочая неделя в раз­витых странах сократилась с 70 до 40 часов при значительном рос­те заработной платы. Это означает, что эффект дохода превышает эффект замещения в долгосрочном периоде. Однако в краткосроч­ном периоде так бывает далеко не всегда. К тому же не следует забывать, что за средними данными скрываются существенные индивидуальные различия, так как чувствительность разных групп населения к росту доходов различна. Еще большая дифференциа­ция типична для разных групп стран. В развитых странах мужчи­ны среднего возраста (25—54 года) обычно снижают предложение труда с увеличением заработной платы, в развивающихся, как пра­вило, наоборот.

Однако не следует рассматривать свободное время лишь как отдых, сладкое "ничегонеделание". Как правило, в часы досуга мно-


9.1. Спрос и предложение труда



гие люди повышают свой образовательный и культурный уровень, делают важные вложения в свой человеческий капитал.

Таблица 9—2

Соотношение "инвестиций в человека" в США

и производственных капиталовложений (социальные расходы, в % к производственным инвестициям)

 

Сфера
Образование Здравоохранение Социальное обеспечение Всего по трем отраслям 50 5490 194 4263 107 212 4576 123 244 55 101 162 318

Источник: Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект пресс, 1995. С. 47.


Человеческий капитал

Последние годы характеризуются стремительным ростом инвестиций в человека (см. табл. 9—2). Че­ловеческий капитал рос более быстрыми темпами, чем физический, а суммарные расходы в образование, здравоохра­нение и социальное обеспечение более чем в 3 раза превышали в США в 1990 г. производственные капиталовложения.

Таблица 9—3




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)