Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи (цена ответа 8 баллов)



2015-11-23 1491 Обсуждений (0)
Задачи (цена ответа 8 баллов) 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1 В условиях совершенно конкурентного рынка в долгосрочной перспективе на рынке установилась цена на товар в размере 5 руб. за 1 шт. При этом было продано 10 тыс. шт. товара. Внедрение передовой


248 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

технологии позволяет одной фирме полностью обеспечить производ­ство данного товара. Старая технология может быть описана так:

ТС = 1000(2 - ЮОО2 + 50', где ТС — общие издержки отрасли в долгосрочной перспективе.

Новая технология обеспечивает фирме получение экономичес­кой прибыли в размере 20% общих издержек производства по ста­рой технологии Какую цену назначит фирма и какое количество она произведет?

Если правительство захочет регулировать данную отрасль, какой объем производства и по какой цене оно заставит продавать монополиста?

3.2 Автомобильный концерн может продавать автомобили на внутреннем рынке, защищенном протекционистской политикой пра­вительства, где спрос на автомобили описывается уравнением:

Р„=120-Ча/10,

где Рй — цена на внутреннем рынке, тыс. руб;

^с1 — количество автомобилей, продаваемых на внутреннем рынке, в тыс. шт.

Кроме того, концерн может поставлять автомобили на мировой рынок, где цена в пересчете на рубли составляет 80 тыс. руб и не зависит от объема экспорта. Предельные издержки концерна равны:

МС = 50 + я /10,

где ^ — общий объем производства концерна.

Каким образом концерн распределит производство между внут­ренним и внешним рынком для того, чтобы максимизировать прибыль?

3.3. Монополист действует в том сегменте рынка, где эластич­
ность спроса по цене по абсолютному значению равна 3. Правитель­
ство вводит налог на данный товар в размере 6 долл. за единицу.

Каким образом монополист отреагирует на это действие пра­вительства, если эластичность спроса постоянна?

3.4. Фирмы А и В являются монополистами на своих рынках.
Индекс Лернера для фирмы А равен 1/8, для фирмы В — 1/5.
Известны средние издержки фирмы:

АС(А) = 28 + 109О(А), АС(В) = 52 + 690 (В).

Функция спроса одинакова на обоих рынках и равна: С^ = 50 - Р/2.

Какая из фирм получит большую совокупную прибыль в дол­госрочном периоде?

3.5. В отрасли действует 100 одинаковых фирм. Общие издержки
типичной фирмы равны ТС = 0,1(32 -2(3 + 5.

Напишите формулу кривой предложения фирмы в краткосроч­ном периоде Если спрос на товар равен 0^ = 6000 - Р, то какой будет равновесная цена на рынке в краткосрочный период7 Какое количество товара будет продано?


Глава 8. Типы рыночных структур:

несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство

Совершенная конкуренция и чистая монополия — крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистичес­кая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, приближающийся к совершенной конкуренции. Монополистичес­кая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало мо­нополии", монополистическая власть на рынке относительно неве­лика. Противоположной ситуацией является олигополия, когда не­большое число крупных фирм производят основную ("львиную") долю продукции данной отрасли Рассмотрим ее подробнее.

8.1. Олигополия

Олигополияэто такая рыночная структура, при кото­
рой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль но­
вых производителей ограничен высокими барьерами.
Хаоактепные Первая характерная черта олигополии заклю-
чеотычается в немногочисленности фирм в отрасли. Об

этом говорит этимология самого понятия "олигопо­лия" (греч. "оН§оз" — несколько, "ро1ео" — продаю, торгую). Обыч­но их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, на­пример, в американской сталелитейной промышленности, в произ­водстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайс­лер") приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производст­ва автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обра­батывающей промышленности США (производство домашних хо­лодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лам­почек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.

Следует лишь отметить, что эти данные, как и все статисти­ческие показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо преувеличивают, либо преуменьшают степень концентрации. Пре­увеличивают, так как не учитывают иностранной и межотраслевой конкуренции (на американском рынке, например, каждый четвер­тый автомобиль — иностранного производства), а также конкурен­ции со стороны поставщиков. Преуменьшают, так как оценивается степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне


250 Глава 8. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

регионов или отдельных городов, где на рынках некоторых товаров и услуг часто господствуют две-три местные компании (производство кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т. д.). К тому же наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3—4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) оли­гополия, когда основную долю продукции выпускают 6—8 фирм.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной чертой олигополии являются высо­кие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), кото­рая выступает как важнейшая причина широкого распространения -и длительного сохранения олигополистических структур. В автомо­бильной промышленности США в 80-е гг., например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. По­скольку многие предприятия производили не менее двух моделей одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения веду­щего положения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что если в начале XX в. число американских автомобильных фирм прибли­жалось к 200, то уже в конце 20-х гг. их число не превышало 50, а в настоящее время их можно пересчитать по пальцам.

Эффект масштаба — важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оп­тимально эффективный уровень. Олигополистическая концентра­ция порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа "Ксерокс", "Кодак", 1ВМ и др. На протяжении всего срока действия патента (в США — 17 лет) фирма надежно защищена от внутрен­ней конкуренции.

Среди других причин — монополия контроля над редкими ис­точниками сырья (например, в 60—70-е гг. мировой рынок нефте­продуктов контролировал нефтяной картель "Семь сестер"), запре­дельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно со­зданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

Третьей характерной чертой олигополии является всеоб­щая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при фор­мировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олиго-


8.1. Олигополия



полист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.

Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обо­стрения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается до­говоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

Ц

Возможны две основные формы поведения фирм

еновая воина^

в условиях олигополистических структур: неко­оперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведе­ния каждый продавец самостоятельно решает проблему определе­ния цены и объема выпуска продукции.

Р

(тыс. руб. за единицу)

МС

200 ■ 400 С} (тыс.)

Рис.8—1. Война цен в условиях дуополии

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует только два продавца, — дуополию. Дуополия — это частный про­стейший случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм А и Б производит половину продукции, общая величина которой 400 тыс. единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50 тыс. рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война— это цикл постепенного снижения суще­ствующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олиго-полистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои преде­лы. В рассмотренном примере (рис. 8—1) оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС. В точке В установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет сни­зить цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой вой-


252 Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

ны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия дру­гих производителей.

М п ль К Статический анализ взаимоотношения двух фирм

в условиях дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801— 1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновре­менно, самостоятельно и независимо друг от друга Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязан­ными глазами"). При этом возможны различные варианты.



Д(0)

о

20 40

 


Рис. 8—2. Оптимизация объема производства фирмы А в зависимости от объема производства фирмы Б

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обес­печивается выпуском фирмы А Ее кривая спроса полностью со­впадает с кривой рыночного спроса Б^О) (рис. 8—2). При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит* производить 180единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход МКДО) и предельные издержки МС . Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения О (40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае МК,(40) = МС^. Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое про­изводство. Отмечая на графике (рис. 8—3), как меняется выпуск рирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы по-


8.1 Олигополия



лучаем кривую реакции фирмы А — (2Д((2 ). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — <2Б((2А). Пересечение кривых реагиро­вания этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и при­нимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.


Равновесие Курно

Кривая реакции фирмы А (ЭА (<ЭБ)

Кривая реакции фирмы Б С}ь (С?А)

60 40 20


0 20 40 60 120<3,

Рис.8—3. Равновесие Курно

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополис-ты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменит­ся, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 8—4). Равновесие Курно достигается, когда С^ = 02 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизи­ровать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск О, + С}2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).

Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии — модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга1.

л В настоящее время все большее зна-



2015-11-23 1491 Обсуждений (0)
Задачи (цена ответа 8 баллов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи (цена ответа 8 баллов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)