Сущность, теории, измерение трансакционных издержек
В институциональной теории большую роль играет анализ трансакционных издержек, которые поясняют как работает экономическая система, как осуществляется процесс взаимодействия между экономическими агентами. Этот процесс связан со специфическими затратами, и совсем «не бесплатен». Традиционная экономическая теория эти издержки не рассматривает, она акцентирует внимание лишь на производственных и альтернативных издержках. Трансакционные издержки – это издержки, возникающие при осуществлении трансакций. Они складываются из затрат ресурсов и времени на совершение сделок, а также из потерь, возникающих вследствие того, что был заключен неполный или неэффективный контракт. Обращаем внимание на следующие обстоятельства: 1) Трансакция (лат «trasactio – сделка») – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Трансакционные издержки – это затраты, связанные с обменом и защитой правомочий; 2) Иногда трансакционные издержки могут быть так велики, что они препятствуют заключению сделки и их тогда невозможно обнаружить; 3) Трансакционные издержки – это издержки эксплуатации экономических систем. Их можно сравнить с трением в механических системах: трансакционные издержки мешают перемещению ресурсов, как трение замедляет движение тел, механизмов; трение обеспечивает определенную форму, нормальное и устойчивое осуществление механического процесса, а трансакционные издержки способствуют оптимизации экономических процессов. Впервые понятие трансакционных издержек ввел в научный оборот Р. Коуз в знаменитой статье «Природа фирмы» (1937 г.), где он писал о «затратах использования ценового механизма», объясняя их наличием существования фирмы как альтернативного механизма координации деятельности. «Затраты на проведение переговоров и заключение контракта на каждую трансакцию обмена, что неизбежно на рынке, также следует принять во внимание».[8] В дальнейшем концепцию трансакционных издержек развивали многие ученые-экономисты, прежде всего в США, а в последние годы и в России. В обобщенном виде их определения и выделение сущности приведены в таблице 3.1. Таблица 3.1. Наиболее известные представления о трансакционных издержках
В структуре трансакционных издержек принято выделять: - во-первых, рыночные трансакционные издержки; управленческие или бюрократические внутрифирменные издержки; политические трансакционные издержки (издержки создания законов, поддержания механизмов защиты правил, установленных государством); - во-вторых, издержки ex ante (до заключения сделки) и ex post (после заключения сделки, «издержки эксплуатации»); - в-третьих, к издержкам ex anteотносятся: а) издержки поиска информации о потенциальных партнерах и контрагентах, о рыночных ценах, о возможных потерях, связанных с неопределенностью и риском асимметричности информации, а также комиссионные консалтинговым и посредническим агентствам; б) издержки ведения переговоров; в) издержки измерения, связанные с определением необходимых затрат для измерения (оценки) качества товаров и услуг, по которым заключается сделка; г) издержки заключения контракта – затраты на юридическое оформление контракта, его нотариальное заверение и регистрацию. К издержкам ex post относят: а) издержки мониторинга, контроля за соблюдением выполнения сделки и расчетам по ней, выявление ущерба от нарушения условий сделки; б) издержки спецификации и защиты прав собственности, включающие расходы по судебным издержкам, по арбитражу, необходимых для восстановления нарушенных обязательств по заключенному контракту; в) издержки защиты от третьих лиц («наездов»), пытающихся негативно повлиять на сделку – претензии государственных органов, мафиозных структур, недобросовестных конкурентов на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки. Для оценки величины трансакционных издержек на макроэкономическом уровне Д.Норт и Д. Уоллис в 1986 году предложили использовать понятие трансакционного сектора, в который включили оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность. По расчетам Д. Норта и Д. Уоллиса в период 1870-1970 гг. доля трансакционного сектора в валовом национальном продукте (ВНП) США выросла с 26 до 55%, причем государственный трансакционный сектор рос более быстрыми темпами (увеличился за указанные 100 лет в 5 раз), но его доля в 1970 г. не превышала 15% (чуть больше четверти объема трансакционного сектора страны). Подсчеты других американских экономистов, выполненные в начале XXI в. оценивают долю всего трансакционного сектора в 60-70% от ВНП. Быстрый рост трансакционного сектора и увеличение роли транакционных издержек в экономике связан с развитием разделения труда, увеличением числа субъектов экономики и связей между ними; специализацией производственной деятельности работников; все большим воздействием окольных процессов; посредничества; инструментов, защищающих экономическую деятельность от рисков и неопределенности. Большой интерес вызывает также оценка величины трансакционных издержек на микроэкономическом уровне, ее удельный вес в совокупных затратах фирмы. Этот показатель по ряду подсчетов в наше время в стабильных экономиках развитых стран колеблется в пределах от 2 до 16%. Для переходных экономик и России это значение будет заметно большим, что связано с увеличением трансакционных издержек за счет коррупции, бартера, многочисленных административных барьеров. В российской экономике обслуживание сделок уже достигло огромных размеров и поглощает значительные ресурсы, но производительность, связанная с выигрышем от трансакционной экономики, растет очень медленно и разрыв с передовыми промышленно-развитыми странами по эффективности производства заметно не сокращается.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |