Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


V этап - сравнение групп по общим интенсивным (или средним) и стандартизованным показателям. Выводы




Целесообразно все эти расчетные операции представить в виде этапов стандартизации и оформить их в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Заболеваемость гепатитом в цехе А и в цехе Б

Пол Цех А Цех Б I этап II этап III этап
Число рабочих Из них больных Число рабочих Из них больных % больных гепатитом Стандарт (графа 1+графа 3) «ожидаемое число» больных в группе стандарта
А Б А Б
М 2,0 2,3 4,4 5,06
Ж 5,0 10,0 11,5 23,0
Итого 4,4 3,3 15,9 28,06
IV этап 3,5% 6,2%

Например, на I этапе стандартизации требуется определить, как часто среди рабочих мужчин и женщин цеха А и цеха Б встречаются лица, страдающие гепатитом.

Для этого вычисляют процент больных гепатитом мужчин и женщин отдельно Расчет ведется следующим образом: число больных надо разделить на соответствующее число рабочих и умножить на 100.

В цехе А больных гепатитом мужчин , а больных гепатитом женщин . Всего же больных гепатитом среди рабочих обоего пола было - . Подобные же расчеты надо сделать для цеха Б. Следует проанализировать интенсивные показатели по цеху А и по цеху Б. Из табл. 1 (I этап) видно, что у мужчин и женщин цеха А реже встречается гепатит, чем у мужчин и женщин цеха Б, хотя в целом по строке («итого») в цехах А и Б отмечено противоположное соотношение показателей: общий процент больных больше в цехе А, а не в цехе Б. Этот факт объясняется тем, что на общие показатели по каждому цеху оказал влияние разный по полу состав рабочих в этих цехах. Так, в цехе А в составе рабочих было больше женщин (а среди женщин чаще встречаются больные гепатитом, чем среди мужчин). В цехе Б большую часть рабочих составляли мужчины, которые реже страдают этим заболеванием. Следовательно, в данном случае различие в общих итоговых интенсивных показателях, полученных по цехам, может быть связано с неоднородностью полового состава работающих в этих цехах.



II этап. Выбор и расчет стандарта За стандарт следует принимать тот состав совокупностей, в котором отразились бы все особенности состава сравниваемых групп В нашем примере за такой стандарт принята суммарная численность работавших в цехах А"и Б (графа 1 + графа 3) Стандартом для группы мужчин будет 220 (50 + 170), а для женщин 230 (200+30). Общее число рабочих в двух цехах составит 450. Зная интенсивные показатели (I этап) и стандарт (II этап), можно перейти к III этапу — определению «ожидаемого числа» больных гепатитом в каждой группе стандарта.

III этап Определение «ожидаемых чисел» больных в каждой группе стандарта Порядок вычисления можно показать на следующем примере. В цехе А мужчин, больных гепатитом, 2%. Сколько было бы больных мужчин среди 220 человек при данном уровне заболеваемости? Составим пропорцию и произведем расчет:

100 – 2 % 220 – х больного

Таким образом, 4,4 - «ожидаемое число» мужчин, больных гепатитом, из 220 мужчин группы стандарта, уровень заболеваемости которых такой, как у рабочих цеха А

Аналогичные расчеты произведем по цеху Б. По таблице видно, что «ожидаемое» число мужчин, больных гепатитом в цехе Б с характерным для них уровнем заболеваемости, если их будет 220 человек составил 5,06 человек. Такой же принцип расчета «ожидаемых чисел» больных в группе стандарта для женщин цехов А и Б. После расчета всех ожидаемых чисел переходим к IV этапу

IV этап. Определение стандартизованных показателей. Просуммировав абсолютные «ожидаемые» числа больных гепатитом мужчин и женщин по каждому цеху отдельно, полученные суммы относят к общей численности рабочих, указанной в итоговой строке стандарта. Это отношение выражают в процентах и получают стандартизованные показатели. Так, в цехе А сумма «ожидаемых» чисел больных составит: 4,4 + 11,5 = 15,9. Стандартизованный показатель заболеваемости в цехе А равен:

.

Аналогично рассчитывается стандартизованный показатель по цеху Б.

V этап. Сравнение уровней заболеваемости гепатитом рабочих цеха А и цеха Б по стандартизованным и общим интенсивным показателям. Для этого следует выписать стандартизованные и интенсивные показатели в отдельную аналитическую таблицу (табл.2), сопоставить эти данные и сделать общий вывод.

Таблица 2

Сопоставление уровней заболеваемости гепатитом рабочих в цехах А и Б (в %)

Показатели Цех А Цех Б Результаты сравнения
Стандартизованные 3,5 6,2 А<Б
Общие интенсивные (грубые) 4,4 3,3 А>Б

 

Вывод: сравнение стандартизованных показателей, рассчитанных для работавших в цехах А и Б, позволяет сделать заключение, что при одинаковом составе рабочих по полу в цехах А и Б показатель заболеваемости гепатитом рабочих в цехе А значительно ниже, чем в цехе Б.

При сравнении общих (грубых) интенсивных показателей результаты получились противоположными (А>Б) в связи с тем, что на общие интенсивные показатели оказал влияние разный состав рабочих по полу в этих цехах. Произошло это от того, что у женщин значительно выше заболеваемость гепатитом, чем у мужчин, а в цехе А преобладали женщины, тогда как в цехе Б - мужчины.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях применяется стандартизация показателей?

2. В чем сущность прямого метода стандартизации?

3. На основании каких сведений проводится стандартизация по прямому методу?

4. Для чего применяются стандартизованные показатели?

5. Какие существуют варианты выбора стандарта?

6. Какими методами рассчитываются ожидаемые числа (в абсолютных числах или относительных)?

7. Стандартизованные показатели истинные или условные (абстрактные)?




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)