Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 101. Обобщающий урок



2015-11-20 1917 Обсуждений (0)
Урок 101. Обобщающий урок 0.00 из 5.00 0 оценок




по разделу «Зарубежная литература»

Цели: повторить и обобщить изученный раздел; учить рабо­тать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаи­вать свою точку зрения; развивать память, речь, логическое мышление.

Ход урока

I.Организационный момент

— Сегодня у нас обобщающий урок. Как обычно, такой урок
у нас проходит в виде соревнования. Для этого вы поде­
литесь на команды, выберите капитанов, придумаете на­
звание и девиз.

(Учащиеся делятся на команды, придумывают название и девиз.)

— Итак, начинаем наш урок-конкурс!

II. Конкурсная программа

Этап I. «Назовите произведение*

—В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. («Путешествие Гулливера».)

—А в этом произведении главная героиня пожертвовала сво­ей жизнью ради любви. («Русалочка».)

—Главного героя этого произведения учитель часто нака­зывал. («Приключения Тома Сойера».)

—В нем рассказывается о ночи, в которую происходили чу­деса. («Святая ночь».)

—■ Произведение, которое заканчивает раздел. («В Наза­рете».)

— В этом произведении можно узнать о подводной жизни.
(«Русалочка».)

Этап II. «Найди пару»

— Соедините автора с его произведением.
«Путешествие Гулливера» Сельма Лагерлеф
«Святая ночь» Джонатан Свифт
«Русалочка» Марк Твен
«Приключения Тома Сойреа» Г.Х. Андерсен

«В Назарете»

Этап III. «Бюро находок»

— Из какого произведения эти вещи?
Глиняная серая птичка. («В Назарете».)
Персик. («Приключения Тома Сойера».)
Острый нож. («Русалочка».)

Длинная, остроконечная палка. («Святая ночь».) Длинные лестницы. («Путешествие Гулливера») Грифельная доска. («Приключения Тома Сойера».) Этап IV. «Назовите имя»

—Марка Твена звали... (Самюэль Ленгхдрн Клеменс).

—Полное имя Сельмы Лагерлеф... (Сельма Оттилиана Ло-виза Лагерлеф).

—Имя девочки, в которую был влюблен Том Сойер... (Бек-ки Тэтчер).

— Назовите имя матери Иисуса. (Мария.)
Этап V. «Домашнее задание*

Команды готовят ответы на вопросы 1 и 2, с. 217.

Этап VI. «Задай вопрос»

Команды готовят друг другу по два вопроса.

Этап VII. «Оживи картинку»

■— За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Соперники долж­ны его узнать. Надо показать все так, чтобы было узнава­емо.

III. Подведение итогов

Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны»

Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 клас­се; развивать память, речь, мышление и творческие способно­сти учащихся.

Комментарии для учителя. Урок построен на основе теле­визионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 коман­ды (на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. Но на столах у ребят не должно быть ни учеб­ников, ни книг. Для детей также готовятся подарки (напри­мер, книги), которые будут вручены в конце игры.

Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, ко­
торых изучали в этом учебном году. Учитель готовит табло.
Тайны животных 10 20 30 40 50

Богатыри 10 20 30 40 50

Писатели 10 20 © 40 50

Поэты 10 20 30 40 50

Сказки 10 20 30 40 50

Детская 10 20 30 40 50

Объяснялки 10 20 30 40 50

Ход урока

I. Организационный момент

— Дорогие мои ребята! Вот и подошел к концу учебный год.
Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам
и их авторам. Игра называемся «Литературные тайны».
Вы разделились на команды, выберите капитанов, при­
думаете название и девиз.

(Идет представление команд.)

— Напоминаю правила игры. Вы выбираете страницу, в ко­
торую будете играть, и цену вопроса. Если команда отве­
чает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить
не может, то имеет право ответить другая команда. Итак,
желаю успехов!

П. Проведение игры

1.Тайны животных.

— Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но со­
седствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввел
в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли
он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об
этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не
могут выбрать себе соседей получше...

10 «Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей...»

— Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети
и птичка». А. Плещеев.)

20 Этот автор не любил сказок и историй с плохим кон­цом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей. («Ле­бедушка», С. Есенин.)

30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, при­шлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане». Б. Слуцкий.)

40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охот­ники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел. («Приемыш». Д.Н. Мамин-Сибиряк.)

50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А. И. Куприн.) 2. Богатыри.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик — не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь! 10 «И повелел он своим воинам сделать колеса и поста­вить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захо­чешь».

— О ком идет речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из лето­
писи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)

20 Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це, — Свято-Троицкую Сергееву лавру. Кто он? (Сер­гий Радонежский.)

30 Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена: «Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано!»

— Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья
Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по порядку, как
указано на камне.)

40 Кто написал эти строки?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому...

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань -

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

(Иван Саввич Никитин. «Русь».) 50 Записи делались из года в год или, как раньше говори­ли на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих за-

писей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря тру­ду... О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Кие-во-Печерского монастыря Нестор.)

3. Писатели.

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.

(А. С. Пушкин) 10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.) 20 «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жиз­ни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высоко­парное, фальшивое, книжное действовало на него рез­ко: сам он говорил прекрасно - всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, срав­нения, эпитеты он употреблял редко, а если и упот­реблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щего­лял ими, никогда не наслаждался своим удачно ска­занным словом». О ком идет речь, о ком так говорил И.А. Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он под­писывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Че­хов.) 40 Учитель, участник Октябрьской революции, граждан­ской войны, писатель; ему была присуждена Государ­ственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его ле­генды и предания на весь мир.(Павел Петрович Ба­жов.) 50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВО-ЛЫРК. (Это Иван Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)

4. Поэты.

И долго буду те любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

(А. С. Пушкин) 10 Две капли брызнули в стекло, От лип душистых медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит— Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весен­
ний дождь». АЛ. Фет.)

20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла.

— Кто это говорит? Кто автор? («Бабочка». АЛ. Фет.)
30 Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

— Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А.Н. Плещеев.
Птичка говорит детям.)

40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноименного стихотворения? («Бабье лето». Д.Б. Кедрин.)

50 Олицетворение — наделение предметов, явлений при­роды чувствами, настроением, способностями, харак­тером человека. Приведите примеры, прочитайте наи­зусть строчки из стихотворений.

5. Сказки.

Нам сказали про Ивана-то — хитер,

Нам сказали про Андреича — хитер.

Он хитер — мудер — прохитрился,

Он прохитрился — промудрился. 10 Ее перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живет...

(Жар-птица. Сказка «Конек-Горбунок», П.П. Ершов.) 20 Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, в го­роде Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единствен­ная дочь...» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.) 30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. На­пример, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угаса­ющая жизнь», «История, которую поведал высушен­ный цветок розы». Но родное название подходит ей больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.) 40 Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, Баран — барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну — обезьяна,

 

 



20 «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельни­чать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварешек и т.п.), то есть делать очень несложное дело.)

30 «Делу время и потехе час». (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)

40 «Ждать у моря погоды». (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)

50 «Знать назубок». (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» при­нималось почти буквально: поговорка возникла от обы­чая проверять подлинность золотых монет, колец и дру­гих изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, под­линная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.)



2015-11-20 1917 Обсуждений (0)
Урок 101. Обобщающий урок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 101. Обобщающий урок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1917)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)