Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V. Слово учителя о поэте



2015-11-20 780 Обсуждений (0)
V. Слово учителя о поэте 0.00 из 5.00 0 оценок




Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в Воронеже в крестьянской семье. В 1949 г. Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического институ­та — был арестован за участие в подпольной организации (в кон­це 80-х годов Жигулин расскажет об этом в автобиографичес­кой повести «Черные камни»); до 1954 г. включительно нахо­дился в заключении в Сибири — строил железную дорогу Тайшет-Братск, работал на золотых и урановых рудниках.

Образ России — один из главных в поэзии Жигулина: зна­комые с детства «маковки церквей за пиками елок» («Дорога на плес», 1964 г.), «И ржавый крест над колокольней...» («О, Ро­дина! В неярком блеске...», 1967 г.). Жигулин вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколов, Н.М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик Святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духов­ных ценностей. Но Жигулину дорог «И низкий холмик со звез­дой...», ибо она над могилой товарища по лагерю или солдата, защищавшего страну от фашистского нашествия. В 70-е годы «церковь белая» с «серебряным крестом» перестает быть толь­ко приметой национального пейзажа или принадлежностью русской культурной истории. Герой Жигулина задумывается о Боге («Воронеж, детство, половодье», 1972 г.); его все сильнее волновал вопрос смерти и бессмертия души вне «этой жизни на земле» («Скоро, скоро холода...», 1973 г.), о «связи небес и человека» («Суздаль», 1973 г.; «Крещенье. Солнце играет», 1976г.)

Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии Жигулина в конце 70-х годов и в 80-е годы («кресты не помер­кли», «кресты блестят», «светится лик золотой»). Христианс­кая идея любви определяет теперь этику Жигулина: «церковь для меня — любовь» («Коломенское», 1975 г.). Он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так крот­ка и терпелива» могут вдохновить на создание подлинных про­изведений искусства («Архангельское», 1973 г.). Духовность, заботу о душе Жигулин полемически противопоставлял «ра­достям быта» («Пишу о душе. А душа...», 1974 г.). В те же годы Жигулин активно разрабатывал историческую тему (фрагмен­ты поэмы «За други своя»). Особое внимание Жигулин уделял фактам уничтожения духовных ценностей в начале 30-х годов («Из российской истории», 1976 г.; «Сто лет горит лампада...», 1980 г.). «Огонь лампады» у могилы героя русско-турецкой вой­ны 1878 г. Жигулин ставил в один ряд с Вечным огнем у могил солдат Великой Отечественной войны. В 1984 г. он написал об исторической связи между Георгиевским крестом и орденом «Знак Почета» («Георгиевский крест — награда небольшая...»).

Идея единства русской истории и преемственности поколений защитников чести и достоинства Отечества — характерная черта исторического сознания Жигулина 80-х годов.

В 80-е годы усилилось трагическое начало в поэзии Жигу­лина: жизнь «боли полна»; «ветер боли и тревоги / Над бедной родиной моей...» («Покинутая деревня», «На родине»). В 1982 г. Жигулин написал о своей вещей тревоге, о предчувствии но­вых бед и страданий: «С кроткой молитвой / За камни святые берусь, / Вижу, как ворон кружится / Далече-далече...» («На псковской земле»).

В начале 90-х годов Жигулин создал цикл из 12 стихотворе­ний «Тревожное время России» («Литературная газета». 1992 г. 23 декабря), где нашли отражение основные темы жигулинс-кого творчества (ответственность перед прадедами за целост­ность Отечества, память о «колымском конвое»; любовь, не подвластная времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта, видя­щего укрепление власти дьявола и разгул зла, терзающих «го­ремычную страну». Жигулин рисовал картину разрушения ро­дины.

VI. Работа над стихотворением «О, Родина!»

1. Самостоятельное чтение стихотворения.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

О чем стихотворение Жигулина?

—Как можно его озаглавить?

—Как поэту удается подчеркнуть, что он любит Родину без громких слов?

—Подберите синоним к слову: трепетный (дрожащий, взвол­нованный).

—Найдите в тексте слова-антонимы. (Обиды и прощенье.)

—Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему поэт использует такое сравнение?

—Что является для автора главным?

3. Выразительное чтение стихотворения

VII. Итог урока

—Какие чувства испытывает автор?

—Что вы о нем узнали на уроке?

Домашнее задание:найти и прочитать другие стихи А. Жигу­лина; подготовить выразительное чтение одного из них.

 

 

Урок . Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.А. Слуцкого; формировать навыки правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь и бережное отношение к приро­де, чувство сострадания.

Ход урока



2015-11-20 780 Обсуждений (0)
V. Слово учителя о поэте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V. Слово учителя о поэте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)