Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Формирование российской государственности



2015-11-20 1396 Обсуждений (0)
Тема: Формирование российской государственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Г.Т. Девяткин, Н.Г. Цукрова, Г.П. Носикова

 

РУСЬ – РОССИЯ – РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ IX-XIX вв.

Учебное пособие

 

4-е издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Сибирским региональным учебно-

методическим центром высшего профессионального

образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов 1-го курса дневной и заочной форм обучения

 

 

Кемерово 2009

УДК 947

ББК 63.3(2)

Д25

Рецензенты:

 

д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории России

Кемеровского госуниверситета

С.В. Макарчук

к.и.н., доцент кафедры отечественной истории и теории культуры Кузбасского технического университета

Р.С. Бикметов

 

Девяткин, Г.Т.

Д25 Русь. – Россия. – Российская империя IХ–ХIХ вв.: Учебное пособие / Г.Т. Девяткин, Н.Г. Цукрова, Г.П. Носикова; 4-е изд., перераб. и дополн. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2009. – 629 с.: ил.

 

Текст дается в авторской редакции

 

Авторы: Г.Т. Девяткин (семинары III, 1V, VIII);

Н.Г. Цукрова (IX)); Г.П. Носикова (I, II, IV, VII)

 

 

В четвертом издании учебного пособия переработаны материалы первого и второго разделов, уточнены теоретические формулировки. Во всех разделах расширен комплекс материалов по подготовке к семинарским занятиям. Особое внимание авторы обратили на расшифровку в разделах исторической терминологии.

 

УДК 947

ББК 63.3(2)

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ (филиал), 2009

© Коллектив авторов, 2009

 

Введение

 

В учебном пособии предпринята попытка в доступной форме отразить важнейшие этапы эволюции российского государства от Древней Руси до ХХ века; на основе конкретных событий и фактов минувшего показать причины и динамику исторического процесса.

Необходимость и потребность в подобном издании вызвана процессом совершенствования заочной формы образования, переводом ее на новые методы обучения с применением дистанционных технологий, предполагающих более интенсивную роль самостоятельной работы в обучении студентов.

Особенностью пособия является то обстоятельство, что история Отечества рассматривается в международном контексте, в сравнении с событиями мировой истории. Это дает более полное и системное представление об истории российской и мировой цивилизаций.

Внутренняя структура учебного пособия состоит из двух частей: первая часть содержит план изучения темы, конспект лекций каждой темы курса, тем рефератов и литературы к ним, проблемные вопросы и задания для самоконтроля; вторая часть пособия представляет собой практикум по всем темам, включающий самостоятельную работу студента с документами (фрагменты), историческими терминами и понятиями, ответы на ключевые вопросы темы, заполнение таблиц и составление схем.

В постановке вопросов и определении заданий авторы стремились не навязывать собственных позиций и оценок, предоставляя студентам возможность самим на основании приводимого материала составить представление об изучаемом периоде.

 

 

Семинар 1

Тема: Формирование российской государственности

План занятия:

1. Роль природно-климатического и геополитического факторов в становлении российской государственности.

2. Преобладающая роль государства и специфика функционирования сословного строя в России, причины этой специфики.

3. Политическая система и институты социального контроля в истории России. Роль Земских соборов и церкви в осуществлении функций социального контроля.

4. Специфическая роль крестьянской общины в экономических и социальных отношениях в России.

 

Литература:

1. Карамзин Н.М. История государства российского. Т.1. – М.: Наука, 1989.

2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.1., лекции 2,3. Т.1. – М., 1987.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. Изд-е. М.:Изд-во Норма, 2005.

4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Просвещение, 1993, с. 10-22.

5. Наше Отечество. – М.: Терра, 1991. – Т.1., гл.2.

Темы рефератов:

1. Земские соборы в системе социального контроля России.

2. Природно-климатический фактор и его роль в российском историческом процессе.

3. Россия и русские: дискуссионные проблемы.

4. Российский менталитет: история и современность.

5. Крестьянская община как отличительная сторона жизни русской деревни.

 

Существуют три основные точки зрения на проблему становления российской государственности. Сторонники первой считают, что все страны и народы, в том числе Россия, проходят в своем развитии общие для всех стадии. Различные особенности российской истории часть ученых объясняет отсталостью России, а другая часть – «задержкой» движения в ее развитии.

Сторонники второго подхода к русской истории исходят из теории многолинейности исторического развития. Они считают, что история человечества состоит из историй ряда цивилизаций, каждая из которых развивается по собственному пути. Прогресс состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях.

Третья группа авторов пытается примирить оба подхода. Она полагает, что на развитие общества влияют не только внутренние законы развития (общие для всех стран), но и особенности исторической обстановки и отдельные личности. Под влиянием исторической обстановки развитие России было более медленным, но оно совершалось в том же направлении, как и в Европе.

Итак, несмотря на разные точки зрения на проблему особенностей русской истории, все исследователи признают воздействие на ее ход постоянно действующих факторов, под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ.

Рассмотрим эти факторы и связанные с ними черты и особенности формирования российской государственности.



2015-11-20 1396 Обсуждений (0)
Тема: Формирование российской государственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Формирование российской государственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)