Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Смоленские уставные грамоты. Щапов Я. Н. Княжеские



2015-11-27 856 Обсуждений (0)
Смоленские уставные грамоты. Щапов Я. Н. Княжеские 0.00 из 5.00 0 оценок




Щапов Я. Н. Княжеские

уставы и церковь.., с. 146-147.

214 А в Хотшине дани 200 гривен, а ис того епископу взяти 20

Законодательство гривен.

Древней А в Жабачеве дани 200 гривен, а ис того епископу взяти

Руси 20 гривен.

А в Вото(р)овичех дани 100 гривен, а ис того епископу взя­ти 10 гривен.

А в Шуйспей да(н)и 80 гривен, а ис того епископу 8 гривен.

А в Дешнянюх 30 гривен, а ис того (е)пископу три гривны. А в Ветьскей дани 40 гривен, а ис того епископу четыре гривны.

А в Былеве дани 20 гривен, а и епископу ис того 2 гривны.

(A) в Бортницех на оной стороне 40 гривен, а ис того епи­скопу 4 гривны.

В Витрине дани 30 гривен, а ис того епископу три гривны.

В Жидчичих 10 гривен, (а) ис того епископу гривна.

В Басеи 15 гривен, а и епископу ис того полторы гривны.

(B) Мирятичех дани 10 гривен, а епископу ис того гривна. В Добрятине дани (30) гривен, а епископу ис того три

гривны.

В Доброчкове дани 20 гривен, а ис того епископу две гривне.

В Бобровницех дани 10 гривен, а ис того епископу гривна.

В Дедогостичех 10 гривен, а ис того епископу гривна.

А в Зарубе дани 30 гривен, а ис того епископу три гривны.

А в Женни дани 200 гривен, у Велицей, ис того святей Богородици и епископу 20 гривен.

В Пацини дани 30 гривен, а ис того епископу три гривны, а в гостиней дани не ведомо, а что ся соидеть, ис того святей Богородици и епископу десятина.

В Солодовницех 20 гривен, ис того святей Богородици (и е)пископу две гривны.

На Путьтине присно платять четыре гривны, бе(...)ници две гривны, коромити полпяты гривны, дедичи и дань, и вира 15 гривен, гость 7 гривен. А ис того святей Богородици и епи­скопу три гривны без семи ногат.

На Копысе полюдья четыре гривны, а перевоза четыре гривны, а торгового 4 гривны, а с корчьмити, не ведомо, но что ся соидеть, ис того десятина святей Богородици.

На Прупой 10 гривен, а ис того епископу гривна, а в корч-митех не ведати, но что ся соидеть, ис того десятина святей Богородици.

(У) Кречюта дани 10 гривен, а святей Богородици и епи­скопу гривна.

В Лучине полюдья (...) гривны, а мыта и корчмити не ведо­мо, но что ся снидеть, ис того епископу десятина.

Во Оболви гостинная дань, и что ся в ней снидеться, ис того святей Богородици и епископу десятина.

Во Искони дани 40 гривен, а ис того святей Богородици и епископу 4 гривны.

Суждали залесская дань, аже воротить Гюрги, а что будеть в ней, ис того святей Богородици десятина.

У Вержавску в городе три гривны десятины святей Богоро­дици.

В Лодейницех 10 гривен дани, а ис того гривна святей Богородици.

5. И се даю ис Торопча от всех рыб, иже идеть ко мне, де­сятину святей Богородици и епископу.

6. (А ч)то ся наречеть области Смоленьское, или мала, или велика дань, любо княжа, любо княгинина, или чия си хотя, правити десятину святей Богородици, без всякого отпису деяти.

7. Село Дросенское со изгои и з землею святей Богородици и епископу и село Ясеньское и з бортником, и з землею, и с изгои святей Богородици.

8. И се есми дал землю в Погоновичох Мойшиньскую святей Богородици и епископу и озера Нимикорская и с сеножатьми, и уезд княжь, и на Сверковых луках сено-жати и уезд княжь, озеро Колодарское святей Богоро­дици.

9. И се даю на посеет святей Богородици из двора своего осмь капий воску и на горе огород с капустником, и з женою, и з детьми; за рекою тетеревник с женою и з детми святей Богородици и епископу.

10. Бысть мое сотщание к святей Богородици по повелению святого отца моего, что же мога, то же даю.

11. А т(я)жь епископълих не судити никому же, судить их сам епископ:

первая тяжа роспуст;

другая тяжа, аже водить кто две жоне;

третьяя тяжа, аще кто поиметься чрес закон;

а четвертая уволочская, аже уволочет кто девку; шло воз-меть князь — с епископом наполы, или посадник что възметь свои тяжи, то с епископом наполы;

а пятое, аже ту женку, то епископу;

шестая вопрос, а то епископу: зелья и душегубства тяжа епископля;

семая, аже бьетася две жене, то епископля тяжа.

(А )же церковный человек доидеть чего, то своему епископу.

Девятая, аже кого бог отведеть церковных людей.

12. А не будеть зла ничего церкви, да се яз мольвлю, и ус­тавил есми епископью, поручен Смоленеск богом, и деднею, и отцовою молитвою.

13. Да се яз, князь Ростислав с первым епископом своим Маноилом, да се уставляю яз: аже будеть или тяжа, или про­дажа епископля, да не надобе ни князю, ни посаднику, ни ти-вУнУ, ни иному никому же от мала и до велика, и по всей во­лости смоленьской.

14. Се же ныне с божиею помощью и со святою Богороди­цею в сии дни полны дани, а по сем что бог устроить. По божью строю чи которая дань оскудееть, или ратью, или

Смоленские уставные грамоты

Законодательство

Древней

Руси

коим образом, (а п)о силе что почнеть да'вати тыи дани, а ис того десятина святей Богородици.

15. Да сего (н)е посуживай никто же по моих днех, ни князь, ни людие. Аже ли кто посудить сея грамоты, что есми дал к святей Богородици, да той отвечаеть в страшный день святей Богородицы и сия клятва будеть на нем, а яз буду без греха.

16. Паки ли приложить кто сию епископью опять к Переяс-лавстей епископьи, завистию переступя слово святого митропо­лита русского Михаила, а разрушить сию епископью Смолень-скую, то князь отиметь свое опять, еже был уставил епископу пристроивати святей Богородици. Да же кто разрушить сей замысл святого отца моего Мьстислава и митрополита русско­го Михаила, (аже) яз, грешный сын Мстиславль, надеяся на матерь божью, на святею Богородицу, (у)ставляю сию еписко­пью, да же кто разрушить ю, да сам отвечаеть святей Богоро­дицы и сия клятва святых отец буди на нем, а яв буду без греха.

1. Се яз, худый и грешный и недостойный епископ Маноил с благородным и христолюбивым князем моим Михаилом ут-вержаеве, еже написана, утвержена и сотворена о благодати и благословением святого духа поставлеником моим митропо­литом русским кир Михаилом при благовернем и христолюби-вем князи моем кир Михаил(е) и утвердил устав церковный именем Ростислав, по отца своего святого молитвы и по пове­лению его уставил есть епископью Смоленьскую.

2. Да же кто по моем князи или по мне переступить (или) посудить сию грамоту и уставо с(и) или князь, или ин кто, да будеть ему бог противен в день судный и святая Богороди­ца, да будеть проклят от святых апостол и святых отец 318, иже повелеша: в кыим граде достоить епископу быти, да пос­тавить и от всех святых; аще кто разрушить се, да будеть проклят.

3. Или епископ который начнеть несытьством хотя ити в Переяславль и сию епископью приложити к Переясловлю, да буди ему клятва, яже се преже писана и святого митрополита русскаго Михаила, иже составил сию епископью.

4. Или отдасть что, и не правити иметь святей Богородицы, еже есть написано зде, буди ему тая же клятва и буды ему анафема.

(А) се и еще и холм даю святей Богородицы и епископу, якп же дано дедом моим Володимером Семеонови преже епи­скопу строити наряд церковный ы утверженье.

В лето 6659, индикта 14, месяца сентября 30.

А се погородие.

От Мьстиславля 6 гривен урока, а почестья гривна и три лисици.

А се. от Крупля гривна урока, а пять ногат за лисицу.

А се от Вержавска две гривне урока, а за три лисици 40 кун без ногаты.

А се от Копосы 6 гривен урока и две лисици, а почестья 35 кун.

А се от Поциня урока полторы гривны, а за две лисици 22 куне.

А от Лучина три гривны урока, а две лисици, ы осетр.

А се от Ростыславля тры гривны, а почестья гривна и четы-ры лисици.

От Елны урока три гривны и лисица.

А Изяславлее гривна.

А у Торопчи урока 40 гривен, и 15 лисиц, и 10 черных кун, невод, тре(...)ица, бредник, трои сани рыбы, полавочник, две скатерти, три убрусы, берковеск меду.

А се в Жыжцы пять гривен, а почестья гривна и ли­сица.

А у Дорогобужи три гоны короткий, а почестья гривна, а пять лисиц.

КОММЕНТАРИЙ

Документ 1

Статья 1

Статья представляет инвокацию, которая сопровождается пре­амбулой, упоминающей богородицу (ей посвящена смоленская церковь) и отца Ростислава — князя Мстислава Владимиро-

Статья 2

Статья говорит об основании в Смоленске епископии и со­держит важные указания на то, что это было сделано по со­гласованию с людьми своими (вероятно, городской верхуш­кой) и соответствовало желанию еще князя Мстислава.

Мстислав Владимирович — великий князь киевский (1125—1132), который, как и его отец Владимир Мономах, придавал княжению в Смоленске важное значение в системе политических отношений своего времени.

Статья 3

Статья закрепляет за епископией особую социальную группу прощеников. Их происхождение объясняется по-разному: это или бывшие холопы, работающие на церковных землях (С. В. Юшков, Л. В. Черепнин, Л. В. Алексеев), или люди, попавшие в зависимость от церкви (Б. Д. Греков, Я. Н. Ща­пов). На особое социально-юридическое положение прощени­ков, отличное от других крестьян, указывает подробное обо-

Смоленские уставные грамоты

Клирос

— организация духовенства (клирошан)

при кафедраль­ной или соборной церкви, обладав­шая особыми при­вилегиями в го­роде.

Мед

— феодальная на­туральная повин­ность. Мед ис­пользовался для

изготовления вина, применяв­шегося в церков­ной службе;

Куны

— феодальная рента в денежной

форме.

Законодательство

Древней

Руси

Истые куны

— зд.— денеж­ные поступления в виде даней, без

дополнений

за счет судебных

штрафов и пр.;

Истужници

(истужники)

— группа

крестьян,

социальный

статус которой не ясен;

Присно — постоянно.

См.: Срезнев­ский И. И. Материалы для словаря.., т. I, стб. 1291.

Передмер — один из видов податей, отличав­шийся от даней, но также шедший в десятину;

Поппе А. В. Учредительная грамота смолен­ской епископии.— Археографиче­ский ежегодник за 1965 г. М., 1966, с. 64—67;

Кучкин В. А. Ростово-Суздаль-ская земля в X—

первой третиXIII вв.—Исто­рия СССР, 1969, № 2, с. 77.

значение их связей с кафедрой через феодальную ренту (мед, куны) и через подсудность (виры и продажи). Положе­ние прощеников как особой группы подтверждает и включение их в перечень Устава князя Владимира конца XII — начала XIII в (А се церковные люди: ...лечец, прощеник, за душ­ный человек...— см. выше).

Статьи 4—5

Статьи передают епископии десятую часть даней, которые поступают со Смоленской земли князю как верховному фео­дальному собственнику и содержат подробный перечень волос­тей и погостов с указанием размеров даней, которые поступа­ют от этих территориально-административных единиц. В ст. 4 оговаривается, что на обеспечение церкви идет десятая часть не всех поступлений на княжеский двор, а только даней. Су­дебные штрафы (виры, продажи) и полюдье — особая архаич­ная форма получения даней путем ежегодного объезда князем и его дружиной подвластной территории — в десятину в Смо­ленской земле не шли.

Неясным в статье является слово коромити. Исследователи обычно исправляют его в корчмити (см. ниже). Однако его можно связывать со словом мит — мыт, провозная пошли­на. В Смоленской земле была известна близкая по звучанию пошлина коромысл (неисправная по тексту грамота начала XVI в.)333.

Суждали залесская дань, аже воротить Гюрги — князь Рос­тислав обещает давать епископии десятину от своей доли да­ней, которые он вновь надеется получать с Суздальской земли от Юрия (Гюргия) Владимировича Долгорукого. Юрий посто­янно княжил в Ростово-Суздальской земле, и ему удавалось укрепиться на Юге (Переяславль, Киев) лишь эпизодически, в частности в 1134—1135 гг. Исследователи не нашли еще убе­дительного объяснения причин, по которым Ростислав Смо­ленский мог надеяться на получение суздальской дани в 1136 г. Предполагается, что эта дань могла некоторое время поступать в Смоленск в 1134 г. по соглашению между Ростис­лавом и киевским князем Ярополком, получившим права на Суздальскую землю в результате обмена с Юрием Долгору­ким за нейтралитет по отношению к Ярополку, или еще ранее, по соглашению Ростислава с братом Изяславом334.

Как видно по ставкам даней и десятины, последняя состав­ляла действительно одну десятую часть даней. Реальная доля десятины в княжеских доходах по Уставу кн. Владимира не ясна.

В тексте ст. 5 число 15 (ei) исправлено из другого числа (см. Древнерусские княжеские уставы, с. 143). В. Л. Янин оп­ределил, что здесь должно быть число 9 (фита), ибо сумма поступлений из Путтина составляет 26 с половиной гривен, десятая часть которых и есть 3 гривны без 7 ногат. Грамота содержит большое число упоминаний волостей, погостов, горо-

дов и сел Смоленской земли, местоположение большей части которых установлено в работах П. В. Голубовского, А. Н. Насонова, В. В. Седова335, Л. В. Алексеева336 и других.

Хотя в грамоте только один населенный пункт — Вер-жавск — упоминается как город, это не значит, что других го­родов, кроме Смоленска и Вержавска, в 30-х годах XII в. в этой земле не было. Вержавск — город здесь специально про­тивопоставлен Вержавлянам Великим — волости. В других случаях такое выделение было не нужно.

Статья 6

Статья устанавливает, что десятина должна идти не только с перечисленных поступлений, но и со всех других княжеских даней, получаемых со Смоленской земли. Специально оговари­вается существование даней, которые поступают княгине.

Без всякого отпису деяти — отчисление десятины могло встретить препятствия, которые и обещает преодолевать князь.

Статья 7

По этой статье смоленская епископия становится земельным собственником, получая два княжеских села с населявшими их крестьянами и землей.

Статья 8

Статья передает епископии также сельскохозяйственные зем­ли, озера для ловли рыбы.

Уезд княжь — земли, отличавшиеся от других территорий княжества тем, что они принадлежали князю как вотчиннику, на них не распространялось владельческое право крестьянских общин и других вотчинников.

Статья 9

Князь передает церкви для ее освещения (на посеет) воск для изготовления свечей. Кроме того, церкви передаются зави­симые люди со своими семьями: крестьянин-огородник (капу­стник) и охотник (тетеревник), поставлявший на княжеский стол дичь.

Статья 10

Статья содержит сентенцию, связанную со ст. 2.

Статья 11

Уставная грамота содержит перечень правонарушений, под­лежащих ведению церковного суда. Это девять категорий дел:

1) самовольные разводы (роспуст);

2) двоеженство;

3) брак, в котором супруги находятся в близком родстве;

4) похищение невесты для брака (уволочская тяжа);

Смоленские уставные грамоты

Смоленская

земля.— В кн.:

Древнерусские

княжества X —

XIII вв. М., 1975,

с. 240-259.

Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX—XIII вв. Очерки истории

Смоленщины и Восточной Бе­лоруссии М.1980.

Гостинная дань, гость, торговое

— пошлины, которые платили

купцы при продаже товаров.

Дедичи

— возможно, одно из обозначений лично свободных крестьян-общин­ников, обладав­ших правом наследования имущества отца и деда.

Корчьмит

— содержатель

корчмы, плативший пошлину.

Сеножати — луга.

Капь — мера веса.

Законодательство

Древней

Руси

См.: Щапов Я. Н. К истории соот­ношения светской и церковной юрисдикции

на Русив XII—XIV „в —

В кн.: Польша

и Русь. М„ 1974,

с. 180.

5) возможно, оскорбление женщины словом и действием;

6) дело {вопрос) о применении зелий — трав, лекарств и убийство, совершенное таким образом;

7) драка между женщинами;

8) конфликты и тяжбы между церковниками;

9) наследственные дела, связанные со служителями церкви. Под церковными людьми здесь могли подразумеваться как

члены церковного причта, служители церкви, так и крестьяне и другие люди.

Все эти дела известны по Уставу кн. Владимира и Уставу кн. Ярослава. Вместе с тем в отличие от Устава кн. Владимира похищение невесты по Смоленской грамоте относится не толь­ко к церковной юрисдикции. Такие дела должны были разби­раться как епископом, так и князем или посадником. Эта нор­ма является особенностью грамоты Ростислава, возможно, связанной со слабостью церковного судебного ведомства в Смоленске в XI—первой половине XII вв., сравнительно поздним созданием государственной церковной организации в этом княжестве и переходом поэтому некоторых дел о ликви­дации языческих обычаев к светской власти337.

Статья 12

Статья также содержит сентенцию, которая связана с преам­булой в ст. 1. Дед князя — Владимир Мономах (деднею... мо­литвою) упомянут, несомненно, потому, что именно им была заложена в 1101 г. церковь Богородицы в Смоленске, ставшая затем епископской кафедрой.

Статья 13

Князь, на этот раз вместе с епископом Мануилом, еще раз подтверждает неподсудность дел, перечисленных в ст. 11, свет­ским властям на территории Смоленского княжества (в ст. 6 оно названо областью Смоленской, здесь — волостью Смолен­ской). К таким властям принадлежали в XII в. князь, посад­ник и исполнитель их воли тиун.

Упоминание епископской продажи свидетельствует о том, что церковный суд в Смоленской земле в XII в. производился по нормам русского церковного права, зафиксированным в Уставе кн. Ярослава, где в качестве санкций выступают штра­фы в пользу епископа или митрополита. По нормам канониче­ского права восточной православной церкви, представленного в византийских номоканонах и их славянских переводах, цер­ковь воздействовала на массы только церковно-дисциплинар-ным способом (епитимьи, отлучение от церкви и др.), а госу­дарственная власть — телесными наказаниями либо штрафами.

Статья 14

Издание грамоты в 1136 г. относится ко времени, когда в Смоленской земле были неизвестны ни неурожаи, ни воен-

ные действия (рать), которые могли уменьшить размеры да­ней. При наличии таких бедствий десятина также должна быть сокращена.

Статья 15

Статья содержит запрет отмены устава и духовную санкцию за это. Такая формула свидетельствует об окончании здесь основного текста устава.

Статья 16

После издания грамоты об основании и обеспечении еписко-пии в Смоленске князь добавил в нее специальную статью, за­прещающую воссоединение смоленской епархии с переяслав­ской, к которой принадлежало Смоленское княжество до 1136 г. В качестве санкции за нарушение такого запрета Рос­тислав Мстиславич угрожает отнять обратно все то, что он дал епископу по акту 1136 г. Кроме того, упоминается и духовная санкция. Князь указывает, что такое воссоединение будет идти против желания (слова и замысла) великого князя киевского Мстислава и митрополита киевского Михаила, т. е. верховных глав светской и церковной властей на Руси.

Добавление ст. 16 к грамоте могло быть сделано вскоре пос­ле ее создания, например по совету епископа. Но ряд данных позволяет предположить, что оно могло быть произведено и позднее, после возникновения реальной угрозы такого воссое­динения. На это указывает прежде всего история политичес­ких отношений на Руси в 40-е годы XII в., когда смоленский епископ Мануил был устранен от должности в Смоленске, а его соперник, переяславский епископ Евфимий, пользовался значительным авторитетом и поддержкой киевского великого князя Изяслава. При восстановлении своей власти в Смолен­ске в 1150 г. епископ Мануил заново освятил кафедральную церковь338.

Кроме того, важно изменение грамматической формы рассказа об учреждении епископии в этой статье срав­нительно с основной частью грамоты. Здесь о событиях гово­рится уже не в настоящем (се уставляю — ст. ст. 2, 14), даю (ст. ст. 3—5, 9) или в прошедшем времени (приведох еписко­па — ст. 2, есми дал землю — ст. 8, уставил есми еписко-пью — ст. 12), а в предпрошедшем, как о давно совершенном действии: еже был уставил епископу пристроивати святей Богородици. Правда, в следующей фразе рассказ вновь ведет­ся в настоящем времени (уставляю сию епископию).

Документ 2 Статья 1

Первый смоленский епископ со своей стороны подтверждает княжеские постановления, связанные с созданием епископии и ее обеспечением.

Маноил (умер после 1068 г.) — грек, пришедший на Русь до 1032 г. Летописец отмечает вокальные данные епископа,

Смоленские уставные грамоты

Посуживати

— отменять.

I.:Щапов Я. Н. Княжеские

уставы ицерковь.., с. 138-146.

Утвержаеве

— мы утвер­ждаем.

Законодательство

Древней

Руси

ПСРЛ, т. II, стб. 300.

Не правит иметь — не будем исполнять;

Анафема — отлучение от церкви, наивыс­шее дисциплинар­ное взыскание по каноническому праву.

называя его певец гораздый . Поставлен в епископы киев­ским митрополитом Михаилом, также греком, находившимся на кафедре в 1129 (1131?) — 1145 гг.

С... князем моим Михаилом — христианское имя князя Рос­тислава было Михаил.

Статья 2

Статья содержит духовную санкцию, которая включает так­же ссылку на апостольские правила и правила Первого все­ленского собора в Никее в 325 г. (святых отец 318). Эта ссылка не является точной. Ни в апостольском 1 правиле, ни в никейском 4 правиле не говорится о том, в каком городе нужно ставить епископа. По византийским обычаям, каждый город имел своего епископа, и Мануил сообщает в своей гра­моте об условиях, с которыми он столкнулся на Руси.

Статья 3

Ст. 3 (как и ст. 16 грамоты Ростислава) содержит заклятье нарушителям установлений.

Статья 4

Статья также содержит духовную санкцию, на этот раз тем, кто лишит церковь выделенных ей десятин и земель (что свя­зано со ст. 16 грамоты Ростислава).

Документ 3

Жалованная (данная) запись князя Ростислава на холм (смоленский детинец или его часть), который князь передает в 1150 г. кафедральной церкви, находившейся на этом холме. Такая щедрость князя может быть объяснена желанием воз­местить епископу тот ущерб, который он понес в 1140-е годы, возможно, отчасти, из-за недостаточной его защиты князем. Предполагается, что княжеская резиденция была перенесена за пределы города, на Смядынь.

Симеон епископ — переяславский епископ в 1101г., когда Владимир Мономах заложил в Смоленске церковь Богоро­дицы.

Строити наряд церковный и утверженье — обеспечивать деятельность церкви. Дата княжеской записи — 30 сентября 1150 г. с упоминанием индикта — 15-летнего цикла — дана по византийскому стилю, в котором начало года приходится на 1 сентября. Такой календарный стиль использован в этой за­писи, как и в летописной записи о вторичном освящении 15 сентября 1150 г. смоленской церкви, вероятно, в связи с дея­тельностью епископа-грека. В других русских городах исполь­зовался в летописях мартовский стиль.

Документ 4

Документ представляет собой анонимную уставную запись о поступлении смоленской епископии пошлин с городов Смо­ленской земли. Эти пошлины назывались погородием и состоя­ли из двух частей — урока и почестья. Урок взимался еписко­пом уже без участия княжеской власти, в дополнение к указанным в документе 1 десятинам от даней. Почестье, судя по этимологии этого слова (от честь, честити — оказывать ува­жение), — первоначально угощение и подарки, связанные с выполнением епископом или его представителем публичных (судебных и административных) функций. К XIII в. это пош­лина в денежной и натуральной формах. Запись перечисляет 12 городов Смоленской земли, в которых, естественно, сущес­твовали храмы.

Документ не имеет даты. В пользу датировки его более поздним временем, чем 1136—1150 гг., скорее концом XII — первой половины XIII в., могут указывать следующие сообра­жения. Во-первых, денежный счет записи принадлежит к тому же периоду, что и грамота 1136 г. В записи не упоминаются гривны серебра, известные в документах середины XIII в. и тем более гроши конца XIV в. Во-вторых, система исчисления пошлин не имеет архаичной формы доли поступлений, а обо­значена в твердых ставках, что свидетельствует об определен­ном времени, нужном для выработки новой системы. В-треть­их, запись относится ко времени, когда церковная организация могла самостоятельно собирать с городов причитающиеся ей пошлины, не опираясь на княжескую систему сбора даней. В-четвертых, экономическое положение смоленских городов бы­ло достаточным для удовлетворения среди других и финансовых претензий владыки. Л. В. Алексеев обратил внимание на от­сутствие указания на почестье от Торопца — крупнейшего, наряду с Мстиславлем и Ростиславлем, провинциального горо­да княжества — и нашел, что это свидетельствует о времени, когда смоленский епископ не мог приезжать в этот город. Он связывает составление записи с 1211 —1218 гг., когда новго­родский архиепископ Митрофан был изгнан из Новгорода в Торопец340.

Три гоны короткий — значение этих слов не ясно. Гоны — мера площади земли и расстояния (Земли орамой [пахотной] пятери гоне341), а также участки, отведенные для разведения бобров или для охоты на зверя.

Смоленские уставные грамоты.

Невод, тр[...]ица, бредник

— вероятно эти слова обозначали орудия рыбной

ловли.

Полавочник, скатерти, убрусы

— тканые изделия разного назначе­ния;

Берковеск — мера веса, равная десяти пудам, 160 кг.

340 Алексеев Л. В.

Смоленская земля.., с. 24-25.

Словарь русского языка XI —

XVII вв.

в. 4. М, 1977,

с. 72.

Законодательство

Древней

Руси

Щапов Я. Н. Княжеские

уставы и церковь.., с. 150-165.

Там же, с. 164-

165; Памятники

русского права.

Вып. второй.

Составитель

Зимин А. А.

М., 1953, с. 120.

Новгородская Первая летопись, с. 24-26, 209-211.

УСТАВ НОВГОРОДСКОГО КНЯЗЯ

СВЯТОСЛАВА ОЛЬГОВИЧА

О ЦЕРКОВНОЙ ДЕСЯТИНЕ 1137 Г.

Введение

Устав князя Святослава представляет собой законодательный акт, регулирующий отчисления в пользу новгородской еписко-пии от судебных доходов князя.

В Уставе содержатся ценные сведения об организации управ­ления в северных и северо-восточных землях Новгорода. Нали­чие в нем позднейших приписок, отразивших изменившийся, в XIIIв. порядок распределения юрисдикции между князем и органами боярской республиканской государственности, дает возможность исследовать динамику укрепления новгородской независимости от княжеской власти.

Материалы Устава имеют значительную ценность также для изучения развития новгородской денежной системы.

Устав Святослава Ольговича известен в двух списках:

1. С — второй половины XIV в., в приложении к Синодаль­ной кормчей 1280-х гг. (ГИМ, Син. 132); используется здесь как основной;

2. Е — конца XV — начала XVIв., в Кормчей (ГБЛ, Егор. 472).

В обоих известных сейчас списках Устав Святослава оказыва­ется прямым продолжением помещенного перед ним Церковно­го устава князя Владимира. По мнению Я. Н. Щапова, предше­ствующая документу редакция Устава Владимира сложилась в XIIIв.; следовательно, интересующий нас текст воссоединил­ся с ней не ранее второй половины XIIIв.342. Так же в обоих случаях Устав Святослава дополнен припиской, состоящей из двух рубрик: А се обонезьскый ряд (ст. 6) и А се бежичьскый ряд (ст. 7). Временем составления этих приписок А. А. Зимин и Я. Н. Щапов считают XIIIв.343.

Дата составления самого Устава Святослава обозначена в его тексте — в лето 6645, индикта 15, что соответствует 1137 г.

Князь Святослав Ольгович занимал новгородский стол дваж­ды: с 19 июля 1136г. по 17 апреля 1138г., а затемс 25 декабря 1139г. по февраль 1141 г.344.

Текст

/. Устав345, бывъшии346 прежде нас3"

в Руси34* от пра-

2. А зде, в Новегороде, что есть десятина от дании обретох упряжено преже мене бывъшими князи. Толико от вир и продажь десятины зьрел, олико днии в руце княжи и в клеть его.

3. Нужа же бяше пискупу, нужа же князю в томъ, в десятой части божий. Того деля уставил есмь святой Софьи, а ть емлеть пискуп зв десятину от вир и продажь 100 гривен новых кун, иже выдаваеть домажиричь из Онега. Аче не будеть полна ста у до-мажирича, а359 осмьдесят выдасть, а дополнок възметь 20 гри­вен у князя ис клети.

4. Урадил есмь аз святей Софии и написал Никола князь новогородьскыи Святослав: в Онеге на Волдутове погосте два сорочка, на Тудорове360 погосте два сорочька, на Ивани погосте с даромь 3 сорочькы361, на Ракуле 3, на Спиркове362 два, у Вихтуя сорочек, в Пинезе 3, в Кегреле 3, устье Емьце два, устье Ваг два, у Пуите сорочек, у Чюдина пол сорочька, у Лигуя с363 даромь два, у Вавдита с даром два, у Вели два, у Векшензе два, на Борку сорочек, в Отмине364 сорочек, в Тоиме сорочек, у Поме пол сорочка, у Тошьме сорочек, у Пененича сорочек, у Порогопустьир пол сорочка, у Валдита два сорочка, на Волосе в Моши два, у Еми скора, а на мори от чрена и от салгы по пузу, у Тудора сорочек.

В лето 6645, индикта 15.

5. Оже ли кто в которое время а то рюшить или отиметь, что я урядил князь Никола Святослав с владыкою Нифонтом, князь ли, или ин кто сильных новогородець, а будеть богу про­тивен и святей Софии.

6. А се обонезьскый ряд: во Олонци 3 гривны, на Свери грив­на, на Юсколе З365 гривны, в Тервиничах 3 гривны, у Вьюнице гривна, устье Паши гривна, у Пахитка на Паши пол гривны, на Кукуеве горе гривна, у Пермина гривна, у Кокорка пол гривны, на Масиеге низ Сяси пол гривны, в поезде от всее земли влады-це 10 гривен, а попу две гривны, у Липсуевичь пол гривны, у Тоивота гривна, в Липне пол гривны.

7. А се бежичьскый ряд: в Бежичих 6 гривен и 8 кун, Горо-деирке полъпяты гривны, в Змени 5 гривен, Езьске 4 гривны и 8 кун, Рыбаньске гривна волжьская, в Низьске пол гривны

волжьская

РАЗНОЧТЕНИЯ

дед349 и от дед350 наших, имати пискупом35[ десятину352 от дании353 и от вир354, и продажь355, что входить в356 княжь двор357 всего35*.

345 СН далее в Руси;

346 НВ бывших;

347—348 СН, КЕ, Сд нет;

348 СН Русе;

349—350 ОФ нет;

351 РЕ митрополиту;

352 ОФ нет;

П дати;

Устав князя Святослава Ольговича

Законодательство

Древней

Руси

Древнерусские

княжеские уставы

XI-XV вв. М.,

1976, с. 141.

Тихомиров М. Н., Щепкина М. В. Два памятника новгородской письменности. М, 1952, с. 21. Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восста­ния на Руси XI-XIII вв. М, 1955, с. 195.

Е Турове;
 
Е сорочьке
Е 362 Спирове
  Е з;
364 Е Обине;
  365 Е 10;
  366 Е нет.

354 П мер; Тт веры;

Крестин.

далее и от лова княжа;

КЕ, Сд далее и от лов княжих,

и от виноград,

и от всего;

356—357 КЕ, Сд дом кнпж;

Крестин., РЫЕ двор княжь от;

КЕ, Сд, ЯТ нет;

359 Е нет;

КОММЕНТАРИЙ Статья 1

Первая статья Устава содержит ссылку на существующее зако­нодательство, идущее в Руси от прадедов и дедов, т. е. имеющее общерусский характер. Это законодательство касается предо­ставления епископам (пискупом) десятины от всех княжеских доходов (что входить в княжь двор всего), в том числе от даней, вири продаж. Статья, следовательно, говорит о двух формах десятины — от даней и от вир и продажь.

Следует заметить, что несмотря на ссылку на устав пра­дедов и дедов, порядок назначения обеих форм десятины отнюдь не был непреложным. В практически синхронном па­мятнике — Уставе князя' Ростислава смоленской епископии 1136г. десятина формируется на основе только податного им­мунитета: И се даю святей Богородицы и епископу десятину от всех даней смоленских что ся в них сходит истых кун, кроме продажи, и кроме виры, и кроме полюдья367.

Статья 2

В момент вокняжения Святослав Ольгович обнаружил, что податной иммунитет новгородской епископии обеспечен преже нею бывшими князи, тогда как организация судебного иммунитета нуждается в особом вмешательстве. Неясная фраза Толико от вир и продажь десятины зьрел, олико днии в руце княжи и в клеть его порождает противоречивые толкования.

Слово днии в этой фразе М. Н. Тихомиров переводил как дней и соответственно усматривал в нем указание на былое су­ществование порядка дележа доходов между князем и еписко­пом по дням368.

Более убедительным представляется общепризнанное пони­мание в слове днии испорченного даней, позволяющее толко­вать всю фразу как: десятина от вир и продаж находилась в соответствии с теми суммами дани, которые собирались в руках князя и в его Казне. Очевидно, слово даней имеет здесь расширительное значение, подразумевая именно поступ­ления от вир и продаж, а не от податей, что в данном контек­сте было бы бессмысленным.

Десятина от податей, как явствует из самого факта ее противопоставления, до Святослава Ольговича была уже уста­новлена кем-то из его предшественников.

Надо особо оговорить это обстоятельство, поскольку Б. Д. Греков был склонен переводить спорную фразу следую­щим образом: к моменту вокняжения Святослава сумма одной только десятины от вир и продаж равнялась всей сумме княже­ской дани, собираемой с Новгородской земли369. Такое толко­вание отодвигает момент фиксации судебной десятины в отда­ленное прошлое, что противоречит Уставу Святослава Ольго­вича.

Статья 3

Существо нововведений Устава сформулировано в ст. 3. Она устанавливает фиксированную сумму ежегодной судебной деся­тины независимо от реальных доходов князя, получаемых от судебного иммунитета. Устав определяет, что епископу надле­жит получать 100 гривен новых кун «от вир и продаж», а выда­вать ему эту сумму должен домажирич из Онега. Если у дома-жирича (сборщика податей) не будет полной суммы десятинных отчислений, то разницу епископ получает из княжеской казны (клети). Этот порядок пояснен конкретным примером: если у домажирича будет только 80 гривен, то недостающие 20 гривен берутся из клети. Начальная фраза статьи свидетельствует о равной заинтересованности епископа и князя в установлении такого порядка.

В литературе давно уже стала дискуссионной проблема по­литической направленности этого документа. В чью пользу он был составлен? Кто получал выгоды в результате фиксации судебной десятины — князь или епископ? Мнения исследова­телей по этому вопросу можно разделить на три группы: Устав носит прокняжеский характер; Устав практически ней­трален: Устав — результат победы Новгорода в антикняже­ской борьбе.

Выразителем первой точки зрения был Б. Д. Греков. В самом Деле, если в соответствии с его пониманием спорной фразы в ст. 2 судебная десятина до Святослава была равна всей сумме даней, собиравшихся княжеской казной, то ее фиксация в 1137 г. резко ограничивала доходы епископа. «Может быть, — спрашивал Б. Д. Греков, — эта реформа была одной из причин оппозиции владыки Нифонта по отношению к князю Святос­лаву?»170.

Устав князя Святослава Ольговича

Греков Б. Д.

Избранные труды.

Т. 4. М., 1960,

с. 144.

Греков Б. Д. Революция в Новгороде Вели­ком в XII в.— Ученые записки Института исто­рии РАНИОН. Т. 4. М., 1929, с. 18.

 

Законодате л ьство

Древней

Руси

Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского госу­дарства, с. 222.

372 Карамзин Н. М.

И<



2015-11-27 856 Обсуждений (0)
Смоленские уставные грамоты. Щапов Я. Н. Княжеские 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Смоленские уставные грамоты. Щапов Я. Н. Княжеские

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)