За 1733 г. № IХ. Два письма о вампирах
1693 и 1694 годах публично объявляли, что в Польше и особен- Â но в Польской Руси являлись днем вампиры и сосали у людей и животных кровь, которая потом во гробе текла по их губам, носу и особенно ушам, так что они плавали в крови во гробе, как часто находили их1 . Вампиры не удовлетворялись одним лицом в доме, но мало-помалу истребляли всех, если только их не останав- ливали, — не отсекали у них голову или не пробивали им колом сердце. Некоторые, для охранения себя от вампиров, смешивали хлебную муку с кровью вампиров, и питавшихся хлебом, приготов- ленным из этой муки, вампиры не беспокоили. Голландский «Glaneur», мало кому веривший, принимает эти фак- ты за несомненные и истинные, потому что не имеет достаточных оснований оспаривать их. Впрочем, он утверждает, что народы, у ко- торых являются вампиры, слишком невежественны и легковерны, так что явления, о которых идет речь, не более, как продукт их урод- ливой фантазии; их грубая пища — главная причина этого: питаются они большей частью только хлебом, приготовленным из овса, кор- ней и древесной коры, и такая пища может производить только густую и испорченную кровь и вызывать в воображении мрачные представления. Эту болезиь он сравнивает с укушением бешеной собаки, которая переает свой яд укушенному. Точно таким же образом, говорит он, и зараженные вампиризмом передают этот опасный яд тем, которые их посещают. Этим именно объясняется причина беспокойных но- чей, тяжелых снов и так называемых явлений вампиров. Если вампиры издают крик, когда в их сердце вонзают кол, то в этом нет ничего неестественного. Заключенный в сердце воздух, бы- стро выдавленный, необходимо производит этот звук, когда прохо- дит через горло. Это часто бывает с трупами даже и тогда, когда до них никто не дотрагивается. Он заключает, что только помраченная унынием и суеверием фантазия может представлять, что болезнь, о которой столько было говорено, происходит через вампиров, кото- рые будто приходили с тем, чтобы высасывать у больных последние капли крови. Перед этим он говорит, что в 1732 г. еще известны были вам- пиры в Венгрии, Моравии и Турецкой Сербии; что этот феномен
Mercury sous lè mot Styges.
266
очень известный, так что сомневаться в нем нечего; что многие Немецкие физики написали о нем целые томы на латинском и не- мецком языках; что Академии и Университеты в Германии еще и доныне рассуждают об Арноде Паоле, Станьоске, дочери Гайдука Йотуйцо, и Гайдуке Милло, которые все были пресловутыми вампи- рами деревн Медрегуа, в Сербии. Далее я приведу письмо, в котором мой друг сообщает мне све- дения о вампирах венгерских. Автор письма совершенно расходится во взгляде на вампиров с Голландским «Glaneur». «Чтобы удовлетворить желанию высокопочтеннейшего Аббата Каль- мета относительно вампиров, нижеподписавшийся имеет честь уве- рить, что ничего нет вернее, как все те рассказы судебные, которые печатаются публично в газетах и известны всей Европе. Но из всех актов г. Кальмету лучше всего обратиться, для удостоверения в дей- ствительности явлений вампиров, к актам Белградской депутации, учрежденной Е. В. Карлом VI и окончившей свое дело при Е. В. Гер- цоге Карле Александре Вюртембергском. Жать только, что в настоя- щую пору я не могу указать вам ни года, ни месяца, ни дня, потому что не имею под руками своих бумаг. Этот Принц позволил Белградской депутации, состоявшей из офи- церов и чиновников, поселиться с Генеральным аудитором Коро- левства в той деревне, в которой умерший вампир в течение мно- гих лет производил ужасные опустошения между своими родствен- никами. Заметьте, г. Аббат, что эти кровопийцы стараются истреб- лять людей только в своей фамилии. Эта депутация состояла из лиц, ученость и безукоризненная нравственность которых всем известна. Все они были приведены к присяге Лейтенантом Регента Принца Александра Вюртембергского и отправились в сопровождении 24-х гренадеров. Все знатнейшие Белградцы и сам Герцог пристали к депутации, желая быть очевидцами исследования. Прибыв на место, узнали, что вампир, дядя 5-ти племянников и племянниц, в течение 50 дней потребовал в другую жизнь трех из них и одного из своих братьев. Он в последний раз посещал свою пятую племянницу, молодую и красивую девицу, и два раза уже со- сал у нее кровь, как положили конец этим кровавым сценам. В начале ночи депутаты отправились к могиле вампира. Рассказ- чик происшествия не мог определенно указать ни особенных обстоя- тельств, ни времени, при которых и в которое высасывалась кровь у лиц уже умерших. Молодое лицо после такого истощения было в самом жалком изнеможении, так тяжело было это мучение. При- близившись к могиле умершего за три до этого года, увидели свет, как от лампады, впрочем не столько ясный. Когда открыли гроб, мертвец оказался как живой, глаза были полуоткрытые и блестели, сердце билось. Когда подняли тело из гроба, оно оказалось совер- шенно неповрежденным, хотя и не было мягкое, подвижное и гиб-
кое. Когда сердце было пробито, то из него полилась беловатая, сме- шанная с кровью материя, более, впрочем, крови, чем материи, без малейшего запаха; подобная же жидкость полилась, когда отрубили голову. Когда его опять положили во гроб с большим количеством извести, молодой племяннице, у которой он два раза сосал кровь, с этого часа сделалось лучше. Вампиры не избирают одного опреде- ленного места, они являются то здесь, то там, но где они поселяют- ся, там показывается часто синеватый огонек. Это известный факт, доказанный достоверными актами, случив- шийся более чем со 100 лицами, заслуживающими доверия. Чтобы еще более удовлетворить желанию ученого Аббата Каль- мета, я опишу еще обстоятельнее все, что видел собственными гла- зами и эти подлинные рассказы отправлю через курьера св. Урбана; я рад всякому случаю, который позволяет мне доказать г. Кальмету, что никто столько не уважает его глубокой учености, как предан- нейший слуга Л. фон Белец, прежде капитан во время регенства Принца Александра Вюртембергского, а потом начальник гренаде- ров в регенство Барона фон Тренка». Чтобы ничего не опустить, что может еще более пролить света на этот предмет, я приведу здесь еще одно письмо достопочтенного и благонадежного мужа о вампирах. «Ты просишь, дорогой мой племянник, сообщить тебе верные све- дения об известных мертвецах венгерских, которые отнимали у мно- гих жизнь. Я могу сообщить тебе об этом основательные известия, потому что я много лет провел в этих странах и от природы любо- знателен. В жизни своей я слышал очень много рассказов о духах и привидениях, но из тысячи едва ли и одному я мог поверить; нужно быть очень осторожным, чтоб не поддаться обману. Между тем этот факт так очевиден, что я принужден ему верить. О вампирах венгер- ских я приведу следующий факт. Многие, заболевшие вследствие посещения вампиров, думали, что видят белое привидение, везде следовавшее за ними. Больные теряли аппетит, худели или умирали спустя 8, 10 или 15 дней, не ис- пытывая при этом ни лихорадочной дрожи, ни других симптомов, кроме исхудалости и истощения. Когда мы квартировали в Аннанте Темешвара Валахийского, умерли два кавалериста из компании, к которой я принадлежал. Болели многие и были бы непременно по- хищены смертью, если бы не воспользовались принятым здесь ле- карством; именно: заставили мальчика ехать по могилам кладбища на неоседланном, весьма молодом черном жеребце и открыть моги- лу, в которой потом найден вампир жирный и как бы спокойно спя- щий. Этому мертвому перерезали горло, из которого полилась очень красная, свежая кровь. Окончив операцию, решили, что болезнь кончилась, что все больные со временем выздоровеют, как и случи- лось со многими из наших кавалеристов, страдавших болезнью. В это время я был комендантом компании; моего начальника и лей-
тенанта не было. Меня весьма рассердило, что корпорал воспользо- вался описанным обычаем без моего согласия и ведома. Я более все- го хотел бы присутствовать при этой операции, между тем, должен был удовлетворяться рассказами». Родственник этого офицера письмом от 17 октября 1746 г. уведомил меня, что его брат, в течение 20-летней службы в Венгрии строго исследовавший все рассказы о тамошних вампирах, нашел, что Вен- герцы суевернее других наций, и что они приписывают чародейству все болезни, от которых страждут. Как только заподозрят умершего, что он причиняет им болезни, то, с позволения властей, вырывают мертвеца, отсекают у него топором голову, и если при этом появ- ляется хоть капля крови, заключают, что это кровь, высосанная у больных. Написавший мне эти строки, кажется, не сочувствует этим верованиям1 .
∆∆∆
Рассказы о явлениях вампиров и привидений не более как продукт невежественной фан- тазии народной, как доказывает сам г. Кальмет в заключении исследования. Прим. пере- водч.
ГЛАВА VIII
Саги об умерших в северных странах: Англии и Лапландии
Ò омас Бартолин1 говорит: древние северные народы были убеж- дены, будто умершие в молодости часто являлись, облекаясь в свои тела, и приводит много примеров такого рода. К этому он прибавляет, что некоторые сражались с привидениями, которые беспокоили и оскорбляли людей, и около своих могил сажали де- ревья. Так, Греттеру, являвшемуся после смерти, отрубили голову; в тела других умерших вонзали колья и потом зарывали в землю2 . Часто вырывали умерших из гробов и сжигали их. Так поступили, напр. с привидением Гардусом, которого сочли виновником всех нес- частий, случившихся во время бури. По словам Вильгельма Мальмесбюри3 , Англичане думали, что злые после смерти возвращаются в свои тела при посредстве демона, ко- торый сообщает им необходимые движения4 . Вильгельм Нейбрижский, живший во 2-й половине 12-го века, го- ворил: человек, погребенный в Бервике, каждую ночь подымался из могилы и причинял большие беспокойства целому околодку. Гово- рят, будто он хвалился, что будет беспокоить живых до тех пор, пока не сожгут его. Для этой операции выбрали 10-ть смелых, сильных, молодых людей, которые вырыли его, изрубили на куски и сожгли на костре. Как только мертвеца вырыли, один из совершавших опе- рацию сказал: мертвеца нельзя сжечь до тех пор, пока не будет ис- торгнуто у него сердце. Его предложение было принято, и мертвец, брошенный в костер, превратился в золу и не являлся более. Впрочем, вообще древние язычники думали, что тела умерших лишены покоя и не защищены от заклинаний до тех пор, пока они не будут пожраны пламенем или не изгниют в земле5 . Лапландцы рассказывают о многих привидениях, которые явля- лись тамошним народам и против их воли заставляли их говорить и есть с собою. Когда Лапландцы убеждались, что это души родствен- ников умерших беспокоят их, то они сжигали тела умерших, думая, что только этим они могут избавиться от беспокойных. Лапландцы вообще держались того мнения, что души усопших опасны для жи- вых до тех пор, пока они не перейдут в другие тела. Демонам и
Bartholin, De causis, Lib. 2, cap. 2. «Nam ferro secui mox caput eius, Perfodique nocens stipite corpus». Guillaume Malmesburi, Lib. II, c. 4. «Nequam hominis cadaver post mortem Daemone agente discurrere». «Tali tua membra sepulchro / Talinus exuram Stygio cum carmine Sylvis / Ut nullos cantata ma- gos exaudiat umbra», говорит у Лукиана колдунья к душе, которую она заклинает.
блуждающим привидениям, как думали Лапландцы, около гор, скал, озер и рек в Лапландии воздаваемо было такое же почтение, как Римляне воздавали Фавнам, лесным богам, Нимфам и Тритонам. Таким образом, мы находим указания на умерших, которые пос- ле погребения опять возвращались к жизни, еще перед двенадцатым веком и в других странах, особенно северных1 . Впрочем, все эти саги слишком далеки, по своему характеру, от нашего предмета; вампи- ры, о которых у нас идет дело, почти не имеют ничего общего со всем этим.
∆∆∆
В некотором, впрочем очень далеком, отношении к вампирам стояли в яэыческой древности Лямии и Стрижи. Лямии, по мнению древних, чудовища, похожие с виду на жен- щин с ослиными ногами. Они пожирал детей или сосали у них кровь. Гораций (Аrs poe- tica 340) говорит: «Neu pransae Lamiae vivum puerum extrahat alvo». Стрижей Овидий называет страшными птицами, которые летают ночью и ищут детей с намерением умерт- вить их, или по крайней мере высосать у них кровь: «Carpere ddicuntur lactentia viscera ro- stris; / Et plenum poto sanguine guttur habent. / Est illis strigibus nomen». Замечателен в позд- нейшее время закон Карла Великого, относящийся отчасти к этому предмету: «Если кто, сказано в Капитулляриях Карла Великого, обольщенный диаволом, по примеру древних (язычников) убежден, что мужчина или женщина ест людей и сожигает их, употребляет в пищу сам и другим дает для этого, тот подлежит смерти» (Capitull. Caroli Magui pro par- tibus Saxoniae I, 6).
ГЛАВА IХ
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |