Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии роста и особенности налоговых реформ КНР



2015-11-27 970 Обсуждений (0)
Стадии роста и особенности налоговых реформ КНР 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшими особенностями налоговых реформ в период создания рыночной экономики в Китае являются их равномерность, последовательность и постепенность.

Обычной практикой в КНР стало то, что жизнеспособность любой новой идеи сначала апробируется на примере отдельно взятой провинции. В случае успеха эксперимента вносятся соответствующие поправки в законодательство, и преобразования вступают в силу на территории всего государства. Тем самым обеспечивается равномерность влияния измененной налоговой системы на экономику страны в целом. Отметим, что значимость экономического эксперимента проявляется и в том, что широко применяются меры налогового стимулирования зон экономического и технологического развития.

Налоговое реформирование тесно увязано с макроэкономической стратегией, основанной на пятилетних планах экономического развития. Тем самым обеспечивается последовательность действий. Следует подчеркнуть, что содержание этапов экономических и налоговых реформ в Китае удачно накладывается на концепцию стадий роста У. Ростоу.

Во второй половине XX в. в КНР были осуществлены социально-экономические реформы (1953, 1978, 1994 и 2006 гг.), оказавшие масштабное влияние на национальное налогообложение. Эти реформы лежат в основе поэтапной трансформации национальной налоговой системы. Рассмотрим их подробнее.

I этап (1953 - 1977 гг.). Осуществлялся в условиях построения плановой экономики в обществе, определяемом как "традиционное" (the traditional society). Характерные черты:

- 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия;

- национальный доход используется главным образом непроизводительно;

- политическая власть принадлежит центральному правительству). В процессе этапа происходили адекватные изменения в налоговой системе и налоговом администрировании.

II этап (1978 - 1993 гг.). Считается этапом "создания предпосылок для взлета" (the preconditions for take-off). Был реализован переход от плановой экономики к рынку (экономическая политика "реформ и открытости"), который сопровождался массовым применением различных налоговых инструментов регулирования в экспериментальном порядке.

III этап (1994 - 2005 гг.) - период "взлета" (the take-off), когда росли темпы капиталовложений, заметно увеличивался выпуск продукции на душу населения, происходило быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Начались кардинальные изменения в налоговой системе:

- осуществлена налоговая централизация;

- внедрены налоговые инструменты для стимулирования экспорта;

- с учетом процессов глобализации разработаны единые для всей КНР налоговые и бухгалтерские стандарты, учитывающие международные стандарты отчетности.

IV этап (с 2006 г. по настоящее время) - стадия "движения к зрелости" (the drive to maturity). Характеризуется как длительный этап технического прогресса: идет приспособление национальной налоговой системы к глобальным экономическим потрясениям, налоговые инструменты различных уровней применяются в целях социально справедливого распределения налогового бремени.

Налоговое реформирование в "традиционном обществе"

(1953 - 1978 гг.)

Современная налоговая система КНР стала формироваться в ходе первой пятилетки (1953 - 1958 гг.), нацеленной на индустриализацию страны и постепенные социалистические преобразования. При реализации планов пятилетки была осуществлена модификация налоговой системы:

- введены торгово-промышленный налог, акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия и другие товары;

- осуществлена корректировка транспортного налога, налога с продаж;

- отменены налог на специальное потребление, налог на сделки.

В целом произошло значительное сокращение числа налогов и сборов. Структура налоговой системы КНР в 1953 г. представлена в табл. 1.

 

Таблица 1

Налоги и налоговые доходы КНР в 1953 г.

 

Налог Налоговый доход, %
Торгово-промышленный
Сельскохозяйственный
Транспортный
Акциз
На соль 3,9
На хозяйственную деятельность
На животноводство
Таможенная пошлина 4,2
Гербовый сбор
На использование регистрационных номеров автотранспортных средств и судов 11,9
На тоннаж судов
Пошлина при продаже недвижимости
На забой скота
Специального потребительного значения
На процент по кредиту
На городскую недвижимость
Подоходный налог с физических лиц
Торговый налог на базаре

 

На данном этапе был реализован тезис об "упрощении" налоговой системы. В этих целях консолидировались налоги для государственных и коллективных предприятий, стал взиматься единый торгово-промышленный налог с оборота, изменялись ставки и объекты налогообложения. Особенно показательные изменения произошли с торгово-промышленным налогом: в 1958 - 1977 гг. он объединил в себе шесть видов налогов. Отметим, что до 1978 г. в рамках торгово-промышленного налога существовали 104 категории подлежащих налогообложению товаров.

Понимание того, что к проведению экономических (в том числе налоговых) реформ следует подходить осмотрительно, проявлять осторожность по отношению к намечаемым преобразованиям, пришло далеко не сразу.

Первый этап был связан и с крайне отрицательным опытом. "Большой скачок", осуществленный в 1958 - 1960 гг., имел трагические последствия для китайского народа. В 1966 г. XI Пленум ЦК КПК VIII созыва принял Постановление "О великой пролетарской культурной революции". Эта "революция" нанесла колоссальный урон культуре, образованию, экономике страны: были серьезно подорваны основы китайской экономики и налоговой системы. Налоги выполняли фискальную, распределительную, контролирующую функции и не являлись инструментом государственного регулирования экономики.

В результате китайский народ выстрадал понимание того, что экономика, налоговая система не приемлют резких, революционных решений.

После поэтапной индустриализации доля налоговых поступлений от сельского хозяйства в сумме бюджетных доходов начала постепенно сокращаться. Торгово-промышленный налог становится основным источником финансирования нужд китайского правительства. Структура налоговых доходов КНР в период "культурной революции" представлена в табл. 2.

Таблица 2

Налоги и налоговые доходы КНР в период

с 1966 г. по 1977 г.

Налог Налоговый доход, %
Торгово-промышленный 91,16
На процент по кредиту 8,84
Пошлина при продаже недвижимости
Торговый налог на базаре
Сельскохозяйственный
На животноводство
На городскую недвижимость
Таможенная пошлина

Налоговая система тех лет была адекватна построенной экономической системе, в которой господствовал принцип уравнительной справедливости при общем крайне низком уровне потребления: ресурсы государства равномерно разделялись между гражданами, налогов было немного, рассчитывались они по простой схеме. Вместе с тем сложившееся традиционное хозяйственное устройство не давало возможности стране развиваться. Основными препятствиями были следующие:

- Китай оставался экономически закрытым государством с плановой экономикой;

- отсутствовали масштабные источники инвестиций при полном разрыве связей с международным торговым сообществом.

В экономической сфере был утрачен дух здоровой конкуренции: государство оказывало поддержку всем предприятиям, вне зависимости от их экономической эффективности. Вследствие этого многие заводы и фабрики утрачивали стимулы к дальнейшему развитию. Рост экономических показателей был нестабильным.

Налоговые реформы на этапе "создания предпосылок

для взлета" (1978 - 1993 гг.)

К концу 1970-х гг. руководство КНР осознало, что высокоцентрализованная система изжила себя и стала препятствием для развития национальной экономики. На III Пленуме ЦК КПК XI созыва, состоявшемся 18.12.1978, были внесены предложения по модернизации экономического строительства. Основные решения Пленума заключались в следующем:

- было признано, что необходимо действовать в соответствии с объективными законами рынка, придавая большее значение закону стоимости;

- отмечено, что важно объединить идеологическую и политическую работу с экономическими задачами, мобилизовать производительную активность населения.

В соответствии с этими решениями проводилась и налоговая реформа, в ходе которой произошел отказ от принципа упрощения, был восстановлен ряд налогов и сборов [11].

Чтобы избежать опасного снижения доходов бюджета и экономически необоснованного увеличения социальных выплат государства, прежний метод отчислений от суммы прибыли был заменен налогом на прибыль предприятий, что явилось важнейшим элементом фискальной реформы. Первоначально налог на прибыль предприятий взимался параллельно с отчислениями от прибыли, затем происходила замена отчислений от прибыли налогообложением прибыли, когда государство стало взимать прогрессивный налог, исходя из величины фактической прибыли. Преимущества новой налоговой системы заключались в следующем:

- предприятия перестали тратить время на борьбу за устанавливаемую государством сумму платежей в бюджет и нормативы отчислений и принялись прилагать усилия для обновления техники, поиска внутренних резервов, повышения экономической эффективности своего производства;

- после замены отчислений от прибыли налогом на прибыль предприятия стали уплачивать равные суммы в центральный и местный бюджеты.

На протяжении всего периода осуществления налоговой реформы происходил поиск оптимального варианта распределения поступлений в центр и на места - "разделения финансовых котлов". В 1988 г. местные органы стали ответственными за "большое финансовое обеспечение" - перечисление центру необходимой доли поступлений [2, 6]. Эта мера распространилась на семнадцать провинций и города центрального подчинения, которые стали передавать в центральный бюджет большую долю получаемых доходов, чем другие административные единицы. Система фиксированных выплат в государственный бюджет, с одной стороны, усилила активность развития провинций, но, с другой - привела к росту закрытости экономики. При этом в данный период в разных провинциях и городах порядок и правила налогообложения не формулировались в виде нормативных актов.

В течение 1979 - 1993 гг. вместе с развитием национальной экономики изменялась и налоговая система. Стала формироваться современная законодательная база, трансформировалась структура налогов, совершенствовалось налоговое администрирование.

Тем не менее налоговая система имела существенный недостаток, проявляющийся в наличии двойственности: на практике действовали, по сути дела, две налоговые системы. Первая система применялась к государственным, коллективным и частным предприятиям, а вторая система, включающая льготное налогообложение, функционировала для предприятий с участием иностранного капитала. К тому же к предприятиям с участием иностранного капитала применялся единый торгово-промышленный налог от 1958 г., а отечественные государственные, коллективные, частные предприятия платили налог с оборота, налог на продукцию, налог с хозяйственной деятельности. В результате отечественные предприятия и предприятия с участием иностранного капитала находились в разных хозяйственных условиях. Структура налоговой системы КНР и изменения в ней на этапе создания предпосылок "для взлета" представлены в табл.3.


 

Таблица 3

Система налогов КНР в 1979 - 1993 гг.

 

Налоговая группа Вид налога в 1993 г. Налоговая ставка Дата введения Дата отмены
Налоги с оборота Торгово-промышленный налог, % 3 - 60 11.09.1950 01.01.1994
Налог на продукцию, % 3 - 60 01.10.1984 01.01.1994
НДС, % 0, 3, 13, 17 01.10.1984 -
Налог на хозяйственную деятельность, % 3; 5 - 20 01.10.1984 -
Налоги с дохода Подоходный налог с госпредприятий, % 10 - 55 10.03.1985 01.01.1994
Подоходный налог с коллективных предприятий, % 10 - 55 01.10.1984 01.01.1994
Подоходный налог с частных предприятий, % 11.04.1985 01.01.1994
Подоходный налог с лиц, работающих на себя, % 7 - 6 25.06.1988 01.01.1994
Налог на прибыль с иностранных инвестиций и иностранных предприятий, % 15 - 24; 33 07.01.1986 -
Подоходный налог с физических лиц, % 5 - 45 10.09.1980 -
Регулирующий налог с физических лиц, % 5 - 25 25.09.1986 01.01.1994
Регулирующий налог с госпредприятий, % 5 - 25 01.10.1984 01.01.1994
Налог на премию госпредприятий, % 28.06.1984 01.01.1994
Налог на премию коллективных предприятий, % 24.08.1985 01.01.1994
Налог на премию организаций коммунального хозяйства, % 20.09.1985 01.01.1994
Регулирующий подоходный налог с физических лиц госпредприятий, % 03.07.1985 01.01.1994
Налоги за пользование ресурсами Налог за пользование природными ресурсами, % 1; (1 + 0,5); (1 + 0,6); (1 + 0,7) 18.09.1984 -
Налог на соль, юаней/т 40 - 160 18.09.1984 01.01.1994
Налог за пользование землями городов и городских районов, юаней/кв. м 0,6 - 30 27.09.1988 -
Имущественные налоги Налог с владельцев домов, % 1,2; 12 15.09.1986 -
Налог на городскую недвижимость, % 1,2; 18 08.08.1951 -
Налоги специального назначения Налог на поддержание городского строительства, % 1, 5, 7 08.02.1985 -
Налог на занимаемые пахотные угодья, юаней/кв. м 12,5 - 45 01.04.1987 -
Регулирующий налог на инвестиции в недвижимость, % 0, 5, 15, 30 16.04.1991 01.01.2001
Налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов, юаней (юаней/т) 0,3 - 8; 15 - 80 (0,2 - 1,1) 13.09.1951 -
Налог на использование автотранспорта и судов, юаней (юаней/т) 0,3 - 8; 15 - 80 (0,2 - 1,1) 25.09.1986 -
Гербовый сбор, % 0,005; 0,03 - 0,1 06.08.1988 -
Пошлина при продаже недвижимости, % 3 - 5 03.04.1950 -
Налог на забой скота, % (юаней) 10 (8 - 12) 19.12.1950 -
Регулирующий налог на нефть и мазут, юаней/т 20 - 70 22.04.1982 01.01.1994
Налог на специальное потребление, юаней 5 - 40 000; 100 - 550 14.04.1989 01.01.1994
Торговый налог на базаре, % 5 - 15 16.04.1962 01.01.1994
Налог на продажу животных, % 31.12.1982 01.01.1994
Налог на банкеты, % 15 - 20 22.09.1988 -
Сельскохозяйственные налоги Сельскохозяйственный налог (налог на продукцию растениеводства), % 5 - 25 03.06.1953 -
Налог на животноводство, юаней 0,2 - 1 11.09.1950 -
Справочно. Таможенные пошлины: общие ставки - от 0%; от 8 до 270%; средняя ставка таможенного тарифа - 47% 07.03.1985 -

До конца 1993 г. в Китае практически отсутствовало подоходное налогообложение физических лиц вследствие низкого уровня доходов подавляющего большинства населения. Подоходное налогообложение физических лиц существовало лишь теоретически - в декларируемых нормах налогового законодательства. Фактически сумма необлагаемого минимума подавляющей массы трудящихся была выше средней заработной платы. Основными плательщиками подоходного налога были владельцы частных предприятий и иностранцы - налоговые резиденты.

Налоги с оборота, ориентированные на фиксированные розничные и оптовые цены, устанавливаемые в административном порядке, не могли быть эффективными в условиях рыночной экономики. Поэтому вместо торгово-промышленного налога в порядке эксперимента в ряде провинций стали вводиться налоги на продукцию, НДС, налог на хозяйственную деятельность. НДС, включаемый в цену товара, более надежно обеспечивал поступления доходов в бюджет.

В итоге, стала создаваться налоговая система, основой которой являлись оборотные налоги: налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Все остальные налоги были второстепенными. Сформированная система налогов позволила заложить фундамент для налоговой реформы 1994 г. в рамках "взлета", ориентированного на построение социально ориентированной рыночной экономики, а также приступить к расширению налоговой базы.

Налоговые реформы Китая в период экономического "взлета"

(1994 - 2005 гг.)

На этапе экономического "взлета" были созданы новая структура налогов и новая система управления налоговой системой страны. К примеру, были основаны государственное налоговое бюро и местные налоговые бюро. Центральные налоги и налоги, поступающие в центральный и местные бюджеты, стали взиматься государственными налоговыми бюро. Структура налоговой системы КНР на этапе экономического "взлета" представлена в табл. 4.


Таблица 4

Система налогов КНР в период экономического "взлета"

Налоговая группа Вид налога в 2005 г. Налоговая ставка Дата введения Дата отмены
Налоги с оборота НДС, % 0, 3, 13, 17 01.01.1994 -
Налог на потребление, % 3 - 56 01.01.1994 -
Налог на хозяйственную деятельность, % 3; 5 - 20 01.01.1994 -
Налоги на доходы Налог на прибыль предприятий, % 15 - 24; 33 01.01.1994 -
Налог на прибыль с иностранных инвестиций и иностранных предприятий, % 15 - 24 (30 + 3) 01.07.1991 01.01.2008
Подоходный налог с физических лиц, % 5 - 45; 5 - 35; 20 10.09.1994 -
Налоги за пользование ресурсами Налог за пользование природными ресурсами, юаней/т (юаней/1000 куб. м) 8 - 30 (2 - 15) 01.01.1994 -
Налог за пользование землями городов и городских районов, юаней/кв. м 0,2 - 10 27.09.1988 01.01.2008
Имущественные налоги Налог с владельцев домов, % 1,2; 12 01.10.1986 -
Налог на городскую недвижимость, % 1,2; 18 08.08.1951 01.01.2009
Налоги специального назначения Налог на поддержание городского строительства, % 1, 5, 7 08.02.1985 -
Налог на занимаемые пахотные угодья, юаней/кв. м 12,5 - 45 01.04.1987 01.01.2008
Налог на передачу оцениваемой недвижимости, % 30 - 60 01.01.1994 -
Дополнительный налог на образование, % 1 - 3 01.01.1994 -
Налоги и сборы, взимаемые при совершении определенных действий (операций) Налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов, юаней (юаней/т) 1,2 - 30; 360 (0,6 - 5) 01.01.1994 01.01.2007
Налог на использование автотранспорта и судов, юаней (юаней/т) 1,2 - 30; 360 (0,6 - 5) 01.01.1994 01.01.2007
Гербовый сбор, % 0,005; 0,03 - 0,1 06.08.1988 -
Пошлина при продаже недвижимости, % 3 - 5 03.04.1950 -
Налог на забой скота, % (юаней) 10 (12 - 30) 01.01.1994 17.02.2006
Налог на банкеты, % 15 - 20 01.01.1994 15.01.2008
Сельскохозяйственные налоги Сельскохозяйственный налог, % 30.01.1994 01.01.2006
Налог на животноводство, юаней 0,2 - 1 11.09.1950 01.01.2006
Справочно. Таможенные пошлины: сокращены тарифы на импорт: сельскохозяйственной продукции - с 22% до 17%, автомобилей - с 80 - 100% в 2001 г. до 25% к середине 2006 г. Ликвидированы тарифы на импорт продукции информационных технологий к 2005 г.

 

Новая налоговая система, введенная в 1994 г., была связана с принципом разграничения налогов, что создало условия для улучшения взаимоотношений между центральными и местными бюджетами. Вследствие расширения налоговой базы начиная с 1995 г. сформировалась тенденция относительного увеличения налоговых поступлений в бюджеты. Уровень доходов государства в период с 1982 по 2013 г. представлен на рисунке.

 

Доходы государства в КНР в 1982 - 2013 гг., % от ВВП

 

30 ┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

│ ┌─┐

│┌─┐ │ │

││ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐

25 ┼┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

││ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │

20 ┼┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ │ │ │ │ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

15 ┼┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─────────────────────────────────────┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

10 ┼┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

5 ┼┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

0 ┼┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬┴─┴┬

1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012

1983 1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013


 

Источник: [15].

 

Хотя налоговая реформа 1994 г. привела к значительным результатам, благодаря которым китайская налоговая система обеспечила рост бюджетных поступлений, она содержала определенные недостатки. Пережитки старой системы (взимание налога на прибыль предприятий в соответствии с административным подчинением) препятствовали свободному движению капитала между различными районами, поэтому необходимо было предпринять меры по устранению подобных барьеров. Также важно было совершенствовать систему разграничения налогов, стандартизировать ставки, наладить администрирование новых видов налогов (например, подоходного налога).

В связи с принятым курсом на вступление КНР в ВТО с 1994 г. правительство страны стало проводить реформу новой налоговой системы с учетом международных стандартов и принципов глобализации. Вступив 11.12.2001 в ВТО, Китай прежде всего должен был отменить подавляющее большинство нетарифных барьеров. Применительно к важнейшей сфере, в которой занята основная масса населения, - сельскому хозяйству следовало реализовать обязательство к 2004 г. снизить общие тарифы с 31,5 до 15,2% [12]. Это относилось и к банковской сфере, сфере информационных технологий, страхованию и т.д. В частности, были уменьшены таможенные тарифы на автомобили с 80 - 100% в 2001 г. до 25% к середине 2006 г. К 2005 г. ликвидировали тарифы на импорт продукции информационных технологий.

Важнейшей задачей налоговой реформы после адаптационного периода (5 лет) стало не только изменение налоговой системы с учетом международных стандартов, но и максимальная защита, поддержка слабых сфер экономики.

Одной из задач в 1978 - 2005 гг. являлось создание системы привлечения прямых иностранных инвестиций. Поэтому особенностями налогового регулирования были разработка системы налоговых льгот для предприятий с иностранным капиталом и их правовое оформление. Для организаций с участием иностранного капитала установили налоговые льготы, освобождения от налогов по территориальному принципу (например, при регистрации предприятия в особых экономических зонах). Организации с национальным капиталом, как правило, не могли пользоваться данными льготами.

В Китае с 2003 г. активно стали решаться вопросы регулирования сельского хозяйства, увеличения крестьянских доходов за счет некоторого снижения налоговых ставок. На III Пленуме 10-го созыва Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), состоявшемся 05.03.2005, было принято решение об упразднении Положения о сельскохозяйственном налоге КНР.

Ход налоговой реформы 1994 г. со временем выявил потребность в совершенствовании модели разграничения налогов, стандартизации ставок налогов (прежде всего по индивидуальному подоходному налогу).

 

Налоговые трансформации в период "движения к зрелости"

(с 2006 г. по настоящее время)

 

Состоявшийся в октябре 2005 г. VI Пленум ЦК КПК XVI созыва выдвинул тезис о необходимости еще большего внимания к "социальной справедливости" и определил справедливость в качестве важного признака социалистического гармоничного общества. Было отмечено, что следует постепенно формировать систему обеспечения социальной справедливости, главное содержание которой заключается в справедливости прав, шансов, правил и распределения. Решения Пленума подчеркивали потребность в обеспечении социальной справедливости через усиление хозяйственного строительства. Реформирование налоговой системы в Китае на данном этапе направляется на создание равных условий налогообложения для предприятий с национальным и иностранным капиталами. Кроме того, китайское правительство ввело поправки в закон о взимании личного подоходного налога и повысило планку освобождаемых от налога личных доходов, что создало благоприятный общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности отечественных малых и средних предприятий.

Для увеличения конкурентоспособности национальной экономики и улучшения экономической конъюнктуры основное внимание в налоговой сфере уделялось налогу на прибыль предприятий, НДС и подоходному налогу с физи<



2015-11-27 970 Обсуждений (0)
Стадии роста и особенности налоговых реформ КНР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии роста и особенности налоговых реформ КНР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (970)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)