Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система уровней и виды квалиметрического мониторинга



2015-11-27 1326 Обсуждений (0)
Система уровней и виды квалиметрического мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок




Поскольку сам образовательный процесс является многомерным и многофакторным, то и мониторинг должен быть сложной системой, во всей полноте отображающей особенности обучения и структуру образовательной системы. Такой мониторинг должен обладать системным свойством, а поэтому для его организации требуется системный подход, основанный на упорядочении множества элементов, взаимосвязанных между собой; система образовательного квалиметрического мониторинга должна включать в себя ряд подсистем, существование которых обусловлено в первую очередь наличием различных уровней обобщения данных для разных объектов наблюдения.

Система многоуровневого квалиметрического мониторинга рассматривается в этом аспекте как совокупность организационной структуры, методик, технологических процессов и ресурсов, необходимых для его осуществления и являющихся инструментом для накопления рандомизированных данных. Предполагается, что квалиметрический подход, базирующийся на концептуальных положениях теории измерений IRT и математической статистики, может обеспечить строгость, четкость и упорядоченность данных об уровне подготовленности учащихся и качестве образовательных систем, а также осуществлять прогнозирование их развития.

Система мониторинга – это совокупность его элементов, взаимосвязанных между собой, обеспечивающих осуществление всех мониторинговых процедур для достижения поставленных задач и целей. Как и всякая сложная система, квалиметрический многоуровневый мониторинг состоит из нескольких подсистем и их элементов для получения количественных показателей качества исследуемых объектов. К таким элементам можно отнести: предмет, объекты и субъекты мониторинга, комплекс мониторинговых показателей, инструментарий мониторинговых обследований, системы накопления информации, процедуры анализа и переработки информации, методы педагогической интерпретации и форматы предъявления результатов, программно–инструментальные средства их анализа и интерпретации, осуществление прогнозов дальнейшего развития объекта. Следовательно, она должна обладать обратными связями, посредством которых обеспечивается управление ее подсистемами, обусловливая как стабильность, так и развитие. Вместе с тем система такого мониторинга не является замкнутой, так как другие, связанные с ней системы (система образования, система тестирования, система воспитания, система управления, общественные системы и др.) способны оказывать на нее воздействие, а она, в свою очередь, влиять на них.

Предметом мониторинговых исследований выступают состояния подготовленности обучающихся, образовательного процесса, образовательных систем, их изменения и направления развития.

Объектами мониторинговых наблюдений могут выступать отдельные обучающиеся, группа (группы) учащихся, педагоги, образовательные учреждения, педагогические системы, территориальные, региональные или федеральные образовательные системы, образовательный процесс.

Субъектами являются проводящие обследование организаторы, независимые аттестационные службы, комиссии, центры тестирования и т.д.

Инструментарием таких исследований могут быть анкеты, тесты, опросные листы, статистические отчеты, различного рода формы, таблицы, графики и др. Инструментами мониторинговой деятельности являются технические, электронно–вычислительные и информационные средства, программно–инструментальные продукты, средства коммуникации и т.д.

Мониторинговая деятельность может рассматриваться как совокупность процедур, используемых для наблюдения за объектом и предметом мониторинга, сбор информации, ее накопление и обработка: квалиметрические процедуры (контрольно–оценочные, таксонометрические, социологические и др.), экспертное оценивание, анализ статистических данных, контент–анализ документов, заключения комиссий, решения и действия официальных структур управления образованием.

Мониторинговые показатели могут подразделяться на первичные результаты обследований – непреобразованные, и вторичные, – обработанные определенным образом. По сравнению с традиционным контролем при тестовом контроле расширяется спектр показателей, комплекс которых способен обеспечить целостное, качественное и количественное представление о состоянии объекта исследований и динамике его изменений. К числу таких показателей в условиях массового тестирования относятся первичный тестовый балл испытуемого (число или процент выполненных заданий теста); сертификационный тестовый балл, полученный в результате шкалирования с учетом статистического уровня трудности тестовых заданий; статистические нормы, средний тестовый балл исследуемой выборки; средний тестовый балл генеральной выборки испытуемых; дихотомические таблицы и проценты правильно выполненных заданий теста для разных категорий и групп испытуемых; индивидуальный рейтинг участника тестирования; рейтинг образовательного учреждения; территории, региона и др.

Критерии оценивания состояния объекта исследования зависят от задач и целей мониторинга. К таковым можно отнести соответствие тестового балла норме или заданному уровню; достижение требований образовательных стандартов; соответствие запросам и ожиданиям потребителей. Суждения, выводы, доводы и оценки, сделанные в результате анализа результатов тестового контроля, должны способствовать совершенствованию объекта.

Суть такого системно–методологического подхода в этом случае заключается в формировании совокупности методов и процедур мониторингового исследования, вооружении его действенными методами сбора, синтеза, анализа и предъявления результатов независимого контроля учебных достижений субъектов образовательного процесса. Система квалиметрического мониторинга качества учебных достижений является многоуровневой, многофакторной, целенаправленной, динамической, саморазвивающейся, способной сохранять свою сущность, несмотря на изменения, происходящие в ней, а ее особенности связаны с междисциплинарным характером обучения, который обусловливает ее проектирование и функционирование, требует системности (полисистемности) методологических оснований контрольно–оценочной деятельности.

В соответствии с решением задач наблюдения виды квали–метрического мониторинга могут быть классифицированы как:

• информационный – направлен на сбор, накопление, систематизацию и распространение образовательной информации. Кроме того, информационные технологии в последнее время обеспечивают не только повышение эффективности при достижении педагогических целей, но и позволяют расширить круг пользователей образовательной информацией, обеспечивают оперативность и многоаспектность педагогического анализа [58, 68, 132];

• базовый (фоновый) – направлен на выявление соответствия уровня подготовленности обучающихся требованиям образовательных стандартов и качества образовательных систем для обеспечения условий обучения и развития личности;

• проблемный – предполагает выявление новых проблем в той или иной образовательной системе, по тем или иным направлениям деятельности системы образования; ориентирует на выявление закономерностей и процессов, важных в управлении качеством образования;

• управленческий – ставит целью наблюдение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях, обеспечивает оценку эффективности последствий и вторичных эффектов решений, принимаемых в области управления;

• дидактический – обеспечивает наблюдение за различными сторонами учебного процесса, в том числе и за усвоением материала учебных дисциплин, соответствием полученных знаний требуемому уровню или образовательному стандарту;

• социально–психологический – предоставляет информацию о психологическом состоянии личности, взаимоотношениях обучающихся в классах и группах, взаимодействии обучающихся и обучающих, общем характере психологической среды в образовательном учреждении.

Для эффективного управления качеством образования с целью получения положительных изменений необходимо постоянное научно обоснованное воздействие на всех его субъектов с позиций современных требований и возможностей анализа количественно измеренной комплексной информации об уровне учебных достижений обучающихся. Вместе с тем такое наблюдение должно быть организовано на различных уровнях и стадиях обучения.

Для этого должен быть создан комплексного квалиметрический мониторинг качества образовательного процесса и образовательных систем в масштабах страны, региона и далее по уровням управления образованием. Именно сравнения (парные и множественные, по вертикали и горизонтали) степени усвоения содержания учебных дисциплин (например, процентов правильных ответов по структуре теста) дают возможность видеть проблемы обучения и определять направления совершенствования образовательных программ, методик и технологий.

Как средство реализации новых моделей и методов управления качеством информационные технологии в последнее время активно входят в сферу образования, и обеспечение системного и комплексного подхода к организации и функционированию многоуровневого квалиметрического мониторинга возможно в результате технологизации процедур контроля и оценки, упорядочения информационного взаимодействия всех подсистем российского образования.

При решении таких масштабных задач по совершенствованию федеральной системы управления качеством образования важнейшей составляющей является обеспечение объективности, полноты и оперативности получения данных для мониторинга качества региональных систем образования, состыкованных и тесно взаимодействующих с соответствующими федеральными структурами. Многоуровневый характер такого мониторинга как раз и обусловлен возможностью сравнения показателей тестового контроля и выравнивания основных требований в педагогической, образовательной и профессиональной культуре разных типов образовательных учреждений, по различным территориям и массивам испытуемых.

При этом информационной основой организации мониторинга качества образовательных систем всех уровней становится федеральный банк независимой образовательной статистики, периодически пополняемый результатами массового тестирования обучающихся и выщскников. Базой такого банка являются данные образовательной статистики, получаемые по результатам тестового контроля как одного из видов стандартизированных педагогических измерений.

Тестирование, как уже было отмечено выше, в настоящее время относится к высоким технологиям контроля качества учебных достижений обучающихся, позволяющим осуществлять научно–инновационный подход к организации квалиметриче–ского мониторинга качества образования по определенным показателям. Поэтому многоуровневый мониторинг можно создавать на основе использования различных тестовых систем: критериально–ориентированных, нормативно–ориентированных и содержательно–ориентированных (международные обследования, единый государственный экзамен, централизованное тестирование и др.).

На региональном и других (территориальных) уровнях управления качеством образования создаются аналогичные информационные банки образовательной статистики, дополняемые результатами обследований, выполняемых по целям и задачам соответствующего уровня, таких, как аттестация образовательных учреждений, результаты фронтального тестирования учащихся в отдельных территориях и др. Особенности системы педагогического тестирования – открытость, массовость, адаптивность, развиваемость, корректируемость – позволяют получать наиболее полную и достоверную информацию о результатах деятельности не только учащихся, но и той или иной образовательной системы: отдельных образовательных учреждений, муниципальной, региональной или федеральной.

Получение метрических данных об учебных достижениях на больших массивах позволяет проводить многоуровневый и многофакторный анализ результатов: дидактический – по различным показателям качества образования; личностно ориентированный – выявление личностных качеств испытуемых (мотивация, профессиональная ориентация, самооценка, творческое отношение к учению и др.); содержательный – о качестве образования на основе анализа усвоения и структурированности содержания различных учебных дисциплин, отдельных разделов, тем, элементов знаний и др.

Отсюда возникают различные виды квалиметрического мониторинга, базирующегося на анализе одних и тех же результатов массового тестирования и обусловливающего разные статистические показатели по уровням наблюдения в зависимости от степени обобщения данных образовательной статистики.

В качестве объектов анализа могут быть выбраны любые массивы участников единого государственного экзамена: учащиеся, классы, школы, районы, города, регионы и все выпускники регионов—участников ЕГЭ. Для каждой такой выборки используется соответствующий уровень обобщения статистических данных. При систематическом наблюдении учет особенностей образовательного процесса и его динамического характера, своевременное и целенаправленное воздействие на него становятся особенно эффективными, так как система такого мониторинга ориентирована на обеспечение большого числа пользователей (учащихся, учителей, родителей, работников управления образованием и др.) постоянным потоком сопоставимой образовательной информации. На единой информационной образовательной базе могут быть сформированы все другие иерархические уровни квалиметриче–ского мониторинга – от мониторинга качества учебных достижений отдельного ученика и вплоть до генеральной выборки (как статистической нормы, имеющей место в образовательной системе на данный момент): индивидуальный, классный, школьный, территориальный (муниципальный), региональный, федеральный. Каждый уровень такого мониторинга обеспечивает ряд своих специфических функций.

Индивидуальный – накопление и анализ результатов различных видов тестового контроля по каждому обучающемуся в течение всего периода обучения, обеспечение индивидуализации образования, выявление способностей и предрасположенности каждого обучающегося к определенному спектру учебных дисциплин, накопление независимой оценочной информации для формирования портфолио.

На уровне образовательных единиц (класс или отдельные группы учеников) – может предоставить информацию, необходимую педагогам для совершенствования квалиметрических навыков оценивания знаний школьников, выработки объективных критериев оценивания как учебных достижений школьников, так и собственной образовательной и практической деятельности (корректировка программ, выбор технологий обучения и др.).

Школьный – по различным предметам и классам необходим администрации школ для анализа работы учителей, корректировки рабочих программ, совершенствования технологий обучения, организации работы методических советов, определения направлений повышения квалификации работников и др.

Территориальный (муниципальн^гй) – по видам образовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи, профильные школы и др.) для администрации и органов управления образованием (распределение оборудования, кадровых и материальных ресурсов), аттестации образовательных учреждений.

Региональный – для анализа состояния качества образования по территориям и видам образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, ПТУ и др.) как средство управления качеством регионального образования.

Федеральный, позволяющий центральным органам управления образованием получать и анализировать комплексную образовательную информацию в целом по стране, по разным территориям и иерархическим уровням управления, по организации образовательного процесса, по всем предметным областям.

Каждый более высокий уровень последовательно вбирает в себя результаты нижних (рис. 15). Идет циркуляция информации по направлениям, как восходящим, так и нисходящим. Основное свойство такой системы заключается в том, что как по вертикали, так и по горизонтали ведется наблюдение результатов одного и того же свойства измерения, проведенного в одно и то же время одинаковыми контрольными измерительными материалами и процедурами. Это позволяет зафиксировать адекватные состояния всей образовательной системы и ее подсистем на момент измерения, провести сравнения между однотипными структурами, выработать статистические нормы для определения показателей и критериев оценок для всех испытуемых и объектов наблюдения.

Важной в такой системе мониторинга является возможность соотносить результаты тестового контроля со средними показателями объектов более высоких уровней обобщения данных и мониторинга, определять рейтинг всех объектов наблюдения в однотипном ряду. Такая система мониторинга позволяет всем субъектам получать объективные данные контроля, быть более восприимчивыми к инновациям в образовании и в управлении им, видеть общие тенденции развития.

В такой схеме классификация видов мониторинга может непрерывно уточняться, пересматриваться и систематизироваться. Существующие и получившие распространение виды мониторинга как раз и обусловлены различным выбором образовательных целей, задач и средств их решения. Именно статистические методы дают возможность от оценок учащихся перейти к оценкам качества образовательного процесса и самой образовательной системы или подсистемы. При таком комплексном и систематическом наблюдении понимание особенностей образовательного процесса, его динамического характера, своевременное и целенаправленное воздействие на него становятся особенно эффективными. Использование тестового контроля позволяет выявлять количественно–качественные изменения во всей системе общего образования.


 

Рис. 15.Схема взаимосвязи различных уровней квалиметрического мониторинга

На современном уровне развития теоретических и технологических возможностей квалиметрического мониторинга для каждого уровня управления образованием возможно выделение различных видов мониторинга со специальными функциями.

• Динамический, при котором требуется использование специальных технологий, методов измерения и интерпретации оценок по каждому показателю, специальных измерителей – тестов, контрольно–оценочных процедур (ЕГЭ, централизованного или локального тестирования) и совокупности показателей качества, рассматриваемых как результат учебного процесса. Использование динамического подхода очень привлекательно для выявления действительных тенденций изменения качества образования и направлений его развития как в целом по стране, так и по отдельным составляющим системы образования и системам управления, поскольку накапливаемая в течение длительного времени информация об изменениях подготовленности обучаемых может способствовать получению отчетливой картины учебного процесса, предоставляет возможность исследовать, анализировать и выявлять как негативные, так и позитивные тенденции изменения качества образования по отдельным составляющим системы общего образования, различным учебным дисциплинам, педагогам, отдельным учащимся и группам.

• Сравнительный, при котором не менее сложно, чем при оценке качества подготовленности отдельных учащихся, обстоит дело с выделением совокупности показателей для оценки качества учебного процесса, аттестации педагогических кадров и школ. Отсюда становится очевидной важность использования тех показателей, которые опираются на количественные критерии и нормы. Введение авторских количественных критериев и чрезмерное увлечение ими могут привести к неверным представлениям о наличии или отсутствии качества подготовки обучающихся. В то же время благодаря использованию единых инструментария и методов шкалирования можно получать сопоставимые данные о результатах образовательной деятельности всей федеральной образовательной системы и различных ее подсистем, сравнивать показатели одинакового свойства любых подсистем между собой в однотипном ряду как по вертикали (территории, регионы, образовательные учреждения), так и по горизонтали (рейтинг школьников, рейтинг территорий и т.д.).

• Конкурентный, при котором часто возникает необходимость зафиксировать и дифференцировать уровни подготовленности испытуемых по определенным правилам, способствующим их идентификации. Действительно, процесс усвоения знаний может существенно зависеть от дисциплины и характеристик учащегося. Поэтому корректная интерпретация результатов учебной деятельности, соотносящая их с уровнями усвоения, возможна, если результаты тестирования сравниваются со среднестатистическими баллами, предоставляется возможность ранжировать показатели учебных достижений по отдельным участникам тестирования, образовательным учреждениям, территориям, регионами, а также устанавливать причины смещения показателей относительно статистических норм.

• Информационный по двум основаниям, во–первых, массовое независимое тестирование выявляет объективную, выверенную, систематизированную, всестороннюю и достоверную информацию о качестве предоставляемого образования; во–вторых, информационные технологии предоставляют многочисленным пользователям доступ к открытым банкам образовательной статистики.

• Проблемный, обеспечивающий выявление наиболее общих закономерностей процессов и актуальных потребностей, характерных как для отдельных элементов образовательной системы, так и для образования в целом.

• Управленческий, когда при оценке качества обучения в рамках системного подхода приходится принимать во внимание совокупность самых разных показателей. Для принятия обоснованного решения о достижении либо недостижении определенного качества необходимо выбирать по каждому показателю некоторый критерий или набор критериев, характерный для уровневого подхода к оценке качества обучения. Понятно, что эффективное использование полученной информации и реализация стратегии повышения качества обучения возможны лишь в рамках единой контрольно–оценочной системы, обладающей свойствами полноты и опирающейся на соответствующую научно–методическую базу. В значительной степени результаты педагогических измерений учебных достижений обучающихся, получаемые на основе независимого тестирования и единого шкалирования, могут служить основой для принятия более обоснованных и адекватных управленческих решений.

• Комплексный, при котором обобщенной мерой качества может быть результативность, нередко заменяющаяся близким по смыслу понятием эффективности. В этой связи выстраивают определенную иерархическую модель качества, структуру критериев, их иерархию и схему оценки. Результаты массового независимого тестирования, наряду с другими показателями, могут использоваться для выявления одаренных детей, наиболее эффективных программ и технологий обучения, формирования портфолио, оценки квалификации учителей, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Экспертизу качества образования с помощью квалиметричес–кого мониторинга затрудняет тот факт, что образовательный процесс как многофакторное явление имеет множество характеристик, которые невозможно не только измерить, но даже учесть. Поэтому необходимо выделять однозначно измеряемые параметры и факторы, такие, как знания и умения (предметные и надпредметные), навыки, творческий опыт и практическое применение знаний. В будущем, возможно, удастся разработать способы измерения творческих способностей и компетенции (например, педагогические и психологические тесты).

При этом необходимо исключить или стабилизировать влияние неизмеряемых факторов учебного процесса, очистить «от налета субъективизма оценку числовых значений измеряемых факторов и результатов обучения» [201]. В подобных случаях производитсярандомизация – создаются условия, при которых неизмеряемые факторы меняются случайным образом. Например, проводятся измерения (тестирование) с охватом большого числа испытуемых. В этих случаях стабилизируются на среднестатистическом уровне такие существенные, но случайным образом изменяющиеся факторы, как профессиональная компетенция учителя, обеспеченность учебного процесса техническими средствами и наглядными пособиями, частные особенности конкретной школы и др. В качестве субъекта образовательного процесса рассматривается не каждый конкретный учащийся, а большая совокупность учащихся разных школ одного или нескольких регионов или всей страны. Такой выбор объекта тестирования позволяет рандомизировать множество факторов, имеющих случайный характер, а выявленные закономерности носят среднестатистический характер. Именно тестирование (централизованное, единый государственный экзамен, региональное и др.) как массовый способ оценки уровня учебных достижений обучающихся предоставляет возможность наиболее полной рандомизации.

Для достижения этих целей в условиях функционирования многоуровневого квалиметрического мониторинга возможно решение ряда задач:

• оказание образовательным учреждениям действенной помощи в максимально точном и объективном определении качества их образовательной деятельности;

• объективизация результатов контрольно–оценочных процедур за счет апробации контрольно–измерительных материалов на всем массиве учащихся страны (региона);

• установление объективных критериев оценки подготовленности обучающихся и качества образовательных систем;

• формализация и алгоритмизация мониторинговых исследований;

• создание условий открытости и доступности информации об учебных достижениях учащихся и качестве образовательных услуг;

• предоставление органам управления образованием разносторонней и достоверной информации для совершенствования образовательного процесса и условий для его осуществления.

Однако для создания целостной системы тестового контроля и основанного на его результатах многоуровневого квалиметри–ческого мониторинга требуется выполнение ряда условий:

• формирование в регионах системы опорных баз для проведения стандартизированных массовых контрольно–оценочных процедур аттестации школьников;

• материально–техническое и информационно–технологическое оснащение распределенных пунктов автоматизированной первичной обработки результатов тестирования;

• включение в тестовый контрольно–оценочный процесс всех общеобразовательных учреждений не только на заключительной стадии обучения школьников, но и на более ранних;

• разработка валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно–оценочных процедур;

• обеспечение конфиденциальности контрольно–измерительных материалов на всех этапах контрольно–оценочного процесса с целью повышения объективности результатов итоговой аттестации выпускников;

• создание банка валидной образовательной статистики, обеспечение ее информационных потоков и создание условий доступа к ним различным категориям пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя и т.д.);

• разработка новых форм и методов зачисления абитуриентов в вузы и ссузы по результатам независимой аттестации выпускников;

• массовое обучение педагогических кадров теории, технологии и технике тестирования, разработке и применению тестов в образовательной практике, навыкам шкалирования и корректной педагогической интерпретации результатов тестирования.

Очень важными в модели квалиметрического мониторинга являются комплекс показателей подготовленности учащихся и качества образовательного процесса, обеспечивающих объективное и целостное представление о состоянии системы образования и ее составляющих; методы и способы педагогического анализа результатов и их интерпретации; регулярность и периодичность проведения тестового контроля; оперативность и полнота предоставления результатов, в том числе и в Интернете с тем, чтобы способствовать удовлетворению потребности общественности и специалистов в получении информации о качестве образовательной практики; создание механизмов коррекции деятельности всех субъектов образовательной системы.

Опыт показывает, что объективная информация порождает ряд проблем, к решению которых пока не готовы педагоги, образовательные учреждения и управления образованием: объективная аттестация выявляет двоечников, которых надо выпускать из школы, но непонятно, какой документ при этом им выдавать; появляется проблема работы с явно слабыми учителями; возникают трудности с организацией учебного процесса с учетом индивидуальных учебных возможностей и дифференцированных достижений учащихся и др.

Тем не менее в условиях изменений общественной жизни в стране, смены социальных потребностей проблема получения качественной и объективной информации о педагогической деятельности образовательного учреждения приобретает чрезвычайно важное значение. Конкуренция на рынке труда формирует социальную базу потребителей информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых тем или иным образовательным учреждением. Становится востребованной информация о потенциале кадров, комфортности пребывания в школе, наличии дополнительных образовательных услуг, взаимодействии школы с вузами. Следовательно, смена концепции контроля в стране и накопление образовательной статистики объективно создают возможность для реализации и развития многоуровневого квалиметрического мониторинга российского образования.

Чтобы образовательная статистика оказывала влияние на образовательный процесс и его субъектов, необходима оперативная передача ее пользователям для переработки, анализа и принятия мер, адекватных выявленному состоянию.

В отличие от эпизодических внешних проверок, аттестации и аккредитации экспертными методами многоуровневый квалимет–рический мониторинг предусматривает регулярное, последовательное и длительное накопление результатов тестового контроля, позволяющее сопоставлять, анализировать и интерпретировать результаты по разным массивам испытуемых и генеральной выборке. Комплексной организацией рассмотренного выше мониторинга пока еще не занимались ни в нашей стране, ни за рубежом. Вместе с тем следует отметить, что накопление результатов массового тестирования уже начинается, на федеральном уровне создается банк образовательной статистики (федеральная база свидетельств ЕГЭ, статистические отчеты централизованного тестирования), постепенно создается информационная система управления образованием (сайты и порталы центра тестирования и единого государственного экзамена).

Схема движения информации в системе мониторинга показана на рис. 16.


 

Рис. 16.Схема движения образовательной информации

Помимо данных образовательной статистики на порталах размещается большой объем организационно–методической, информационно–технологической и содержательно–аналитической информации и документации. Все это является необходимым условием функционирования многоуровневого квалиметриче–ского мониторинга, определяет перспективный характер его функционирования.

Отдельные элементы этой схемы уже в той или иной мере реализуются на уровне некоторых регионов (в частности, в Ростовской области), территорий и образовательных учреждений. Есть основание полагать, что в ближайшем будущем все категории пользователей получат доступ к интересующей их образовательной информации, а ее потоки станут более достоверными, полными, постоянными.

Для этого необходима надежная система получения, сбора, обработки, накопления, структурирования, анализа, систематизации и хранения статистической образовательной информации, включения ее в Internet в формате, доступном для широкого круга пользователей. На специальном сайте образовательная информация о результатах независимого тестирования может быть доступна всем категориям пользователей. Однако абсолютные данные не дают полного представления о качестве исследуемого объекта, более информативным является сопоставление показателей исследуемой выборки с нормами или объектами более высокого уровня обобщения результатов (парные или множественные сравнения). Должны быть разработаны программно–инструментальные средства для автоматизированной выборки и наглядного представления статистических результатов централизованного тестирования и единого государственного экзамена, возможности сравнивать данные по различным массивам испытуемых как по вертикали, так и по горизонтали, сопоставлять показатели между собой, проводить анализ и графическое представление информации по отдельным предметам, темам, классам, территориям.

Федеральная база данных массового тестирования и единого государственного экзамена интегрирует результаты всех участников этого процесса и позволяет обеспечивать отдельные запросы пользователей. Одним из важнейших свойств базы должно быть четкое структурирование образовательной информации по регионам, образовательным учреждениям и другим кодификаторам групп тестируемых. Благодаря этому можно будет в любой точке страны для различных образовательных целей оперативно подготовить статистический отчет по любой выборке учащихся, преобразовать массив данных и представить его в требуемом для анализа виде. При этом составление регионального (территориального и др.) образовательного статистического отчета не требует больших временных и материальных затрат. За последние годы в некоторых регионах страны начинает складываться практика содержательного и динамического мониторинга средних тестовых баллов [38, 49, 63, 64, 84, 111, 137]. Возможности образовательной статистики еще не используются в должной мере.

Школьники могут, автономно и периодически проходя независимое тестирование, самостоятельно определять зоны своего актуального развития, оценивать общий уровень подготовленности и развития, анализировать достижения и пробелы в своем образовании, продвигаться по индивидуальным траекториям учебных достижений.

Родители, используя образовательную информацию, реально могут оценивать возможности своих детей, подбирать для них формы дополнительной подготовки или способы оказания помощи при самоподготовке.

Педагоги могут получать информацию о качественном изменении и структуре усвоенных знаний учащихся количественными методами путем анализа тестовых баллов, дихотомических таблиц по структуре тестов, диаграмм успешности выполнения отдельных тестовых заданий без больших затрат труда и времени, получать из банков калиброванных тестовых заданий готовые материалы для организации обучения и контроля. За несколько лет такой анализ может позволить методическим советам школ разработать наиболее эффективные обучающие программы с использованием калиброванных тестовых заданий, создать систему опережающего развития каждого ученика и класса в целом, устранить собственные просчеты, откорректировать нормы оценок. Школы получат возможность как проводить внутренний (горизонтальный) мониторинг по классам, предметам, темам, ученикам и педагогам, так и оценивать рейтинг образовательного учреждения во внешней образовательной среде (в районе и регионе среди однотипных учреждений).

Таким образом, в качестве объекта мониторинговьгх исследований могут быть класс, школа, район, город, регион или весь массив тестируемых по стране. Анализ результатов тестового контроля для отдельных объектов включает использование статистических данных и различных графических форм их представления: таблиц, гра



2015-11-27 1326 Обсуждений (0)
Система уровней и виды квалиметрического мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система уровней и виды квалиметрического мониторинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)