Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объём дисциплины и виды учебной работы



2015-11-27 408 Обсуждений (0)
Объём дисциплины и виды учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часов.

Учебно-тематический план

(очная форма обучения)

 

Всего 108 часов.

Аудиторные занятия 42 часа, в том числе интерактивных занятий 8 часов.

Самостоятельная работа 21 час.

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. работа Рефераты / эссе Курсов. работа / проект Расчетно-графическая работа Контр. точки по мод.-рейтинг. системе Зачет Экзамен
Методология как учение о методе и реализации научного исследования.
Формы осмысления и объяснения реальности в современной культуре.                
Основные исторические периоды развития науки и её методологии.                  
Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности.                
Понятие методологии и метода научного исследования.                
Методология психологической науки.
Логика исторического развития методологии психологической науки.                  
Методология как мировоззренческое обоснование психологического исследования.                  
Специфика научного психологического знания.                  
Объект и предмет психологической науки, проблема выбора методологии исследования.                
Общая характеристика репертуара методов психологической науки.                  
Организация и структура психологического исследования.                
Стилистика научной речи и научные публикации.                
Фундаментальные методологические проблемы психологии.                
Общая трудоемкость Часы (без учета времени на экзамене)                
Часы (вместе с экз)                      
  з.е.                        
                               

Учебно-тематический план

(заочная форма обучения)

 

Всего 108 часов.

Аудиторные занятия 10 часов, в том числе интерактивных занятий 6 часов.

Самостоятельная работа 89 часов.

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. работа Рефераты / эссе Курсов. работа / проект Расчетно-графическая работа Контр. точки по мод.-рейтинг. системе Зачет Экзамен
Методология как учение о методе и реализации научного исследования.
Формы осмысления и объяснения реальности в современной культуре.                  
Основные исторические периоды развития науки и её методологии.                      
Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности.                      
Понятие методологии и метода научного исследования.                  
Методология психологической науки.
Логика исторического развития методологии психологической науки.                  
Методология как мировоззренческое обоснование психологического исследования.                  
Специфика научного психологического знания.                      
Объект и предмет психологической науки, проблема выбора методологии исследования.                
Общая характеристика репертуара методов психологической науки.                  
Организация и структура психологического исследования.                  
Стилистика научной речи и научные публикации.                  
Фундаментальные методологические проблемы психологии.                  
Общая трудоемкость Часы (без учета времени на экзамене)                
Часы (вместе с экз)                      
  з.е.                        
                               

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1 МЕТОДОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ И РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Тема 1 Формы осмысления и объяснения реальности в современной культуре. Историческая эволюция психики человека как следствие и причина исторической эволюции форм осмысления и объяснения реальности. Феномен культуры. Основные формы отражения реальности, известные в истории цивилизации. Донаучные формы интеллектуальной интерпретации законов бытия: миф, мистика, религия, искусство. Их взаимосвязь и преемственность, многообразие, способ и смысл существования в современном обществе, связь с разными профилями структуры ментальности человечества и разными типами личностей. Миф как способ понимания мира. Религия как способ понимания мира. Религия и наука в древности. Религия и наука в средние века. Искусство как способ понимания мира. Религия и искусство. Интеллектуальное постижение мира. Философия как форма осмысления и объяснения реальности. Натурфилософия Древней Греции как родоначальница науки и философии в Западной цивилизации. Особенности интеллектуальных исканий в культуре Востока. Взаимосвязь науки и философии с донаучными формами постижения реальности: борьба, взаимодополнение, сосуществование.
Тема 2 Основные исторические периоды развития науки и её методологии. Накопление объективных знаний в донаучный период. Доклассический этап развития науки. Древнегреческая натурфилософия: единство науки и философии – VI век до н.э. (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель), её космоцентризм. Плюрализм философских взглядов («стихии», атомизм, материализм, идеализм, «магия чисел», геоцентризм). Наука как личностно инициируемая деятельность, её общественный резонанс. Основные методы этого периода – наблюдение непосредственное и косвенное, измерение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция. Способы фиксации результатов. Средние века: объединение научной и теологической доктрин и деятельностей. Развитие науки в монастырях. Натурфилософия и метафизика: мир как самовоспроизводящаяся по заданному циклу система. Преобладание теоретических методов исследования. Возникновение университетов в ХII веке. Зарождение экспериментальной науки (Р. Бэкон). Развитие научных исследований природы в странах Арабского Востока. Эпоха Возрождения (Л. да Винчи). Возникновение противостояния науки и религии. ХVI век и первая научная революция – признание множественности миров и гелиоцентризм (Дж. Бруно, Н. Коперник), существования двух истин. Возвращение свободного исследования природы в Европейскую культуру. Начало использования наукой национальных языков. ХVII век – вторая научная революция. Начало классической науки: классическая механика и экспериментальное естествознание. Формирование механистической картины мира (Г. Галилей, И. Кеплер), появление эксперимента (Ф. Бэкон), опыта критического анализа авторитетных истин (Т. Гоббс). Признание математики языком науки (Р. Декарт, И. Ньютон). Господство метафизики. «Система природы» К. Линнея. Появление общественных институтов науки в лице научных журналов, научных обществ, академий. ХVIII век – третья научная революция. Эпоха Просвещения. Борьба метафизики и диалектики. Диалектизация естествознания: небулярная гипотеза И. Канта о происхождении Солнечной системы. Космогоническая гипотеза И. Канта – П.С. Лапласа. Катастрофизм (Ж. Кювье) и эволюционизм (Ж.Б. Ламарк, Ч. Лайель, Ч. Дарвин). Апогей развития классической науки в ХIХ веке. Господство эксперимента. Изменение картины мировоззрения: вместо существования – развитие; превращение энергии (Ю.Р. Майер, Д.П. Джоуль), связь между структурой и функцией (Ш.Ф. Жерар, Д.И. Менделеев). Естественнонаучное обоснование принципов всеобщей взаимосвязи, развития и единства материального мира. Победа над религией. Общественный авторитет науки. Четвертая научная революция на рубеже ХIХ и ХХ веков. Конец классической науки. Признание ограниченности сенсорных каналов познания. Крушение механистической картины мира. Кризис физики. Планетарная модель атома (Э. Резерфорд). Квантовую теорию строения атома (Н. Бор). Корпускулярно-волновая теория (Л. де Бройль). Формирование динамичной, вероятностной картины мира. Теория относительности (А. Эйнштейн). Математика как единственно адекватный язык науки. Модернизм в философии. Этап неклассического естествознания. Пятая научная революция – последняя треть ХХ века. Дифференцированность научного знания. Тенденция к целостности науки и одновременно появление новых объектов исследования и новых наук. Мир как самоорганизующаяся система. Синергетика. Теория информации, кибернетика, теория вероятности как общенаучная методология. Системный подход как воплощение новой методологии изучения сложных объектов. Наука, как общественно-политическая и экономическая сила. ХХ век как эпоха доминирования науки: научно-технический прогресс, глобализм. Наука и войны. Постнеклассическая наука. Взаимоотношения науки с мистикой, религией, философией, искусством. Опасности постмодернисткой методологии.
Тема 3 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности. Понятие науки как системы объективных знаний и как деятельности по их выявлению. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение». Общие черты исторической динамики науки: от эмпирического к теоретическому; от наблюдения через эксперимент к математическому описанию. Основные характеристики и структурные компоненты научного знания и научной деятельности: понятия, закономерности, законы, теории, концепции, гипотезы, постулаты и аксиомы, эксперименты, методы, парадигмы, принципы, их сущность, возникновение и историческая динамика. Функции науки. Специфика научного познания, критерии истины. Теория как структурный элемент науки. Научные принципы как средство организации знания. Постулат – научная форма организации знания. Законы как системообразующие элементы науки. Идеалы и ценности науки. Нормы науки. Этические проблемы в науке. Научное призвание. Коммуникация в современных научных сообществах.
Тема 4 Понятие методологии и метода научного исследования. Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания, как системы методов научного исследования и как науки об этих методах. Разнообразие подходов к определению понятия «методология». Методологии естественных и гуманитарных наук. Дескриптивные и нормативные функции методологии. Типы методологий: натурфилософия, метафизика (эмпиризм, рационализм, скептицизм, сенсуализм), диалектика (идеализм, материализм), модернизм (неклассический период), постмодернизм (постнеклассический период). Метод как самостоятельный объект исследования. Определение понятий «метод», «техника», «методика» и «процедура исследования». Общая характеристика методов современной науки: эмпирических, теоретических, универсальных. Понятие научного факта. Фундаментальность проблемы метода в методологии современной науки. Связь методов с теоретическими и прикладными аспектами науки.
Раздел 2 МЕТОДОЛОГИЯ психологической науки.
Тема 5 Логика исторического развития методологии психологической науки. Историческая динамика типов научного знания и методов научного исследования. Исследование как характерный для науки способ получения новых знаний, отличия от естественного течения познавательных процессов человека. Средневековье. Ментальность как объект исследования. Возникновение психологических исследований в Новое Время. Р. Декарт и две субстанции человека, два способа их постижения: причинный и понимания, два способа интерпретации – объяснительный и описательный. Возражение Б. Спинозы о единой научной субстанции. Уровни исследования: эмпирический, теоретический и концентрация на научном факте или научной теории, история их борьбы: Дж. Локк, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Уровни исследования как отражение степени развитости науки. Классический период развития науки и его влияние на методологию психологических исследований через философию позитивизма. Основные требования к психологическому исследованию как объяснительному: дистанцирование от испытуемого, скрывание от него цели исследования, опора на осведомленность испытуемого о самом себе, на самооценку, активное использование методов статистического анализа, в целом – стремление изучать психические явления в их свободном течении. Основные ограничения методологии: преддерминация и возможность несовпадения экспериментального материала с индивидуальностью, неоправданная генерализация результатов. Оппонирование указанной методологии со стороны психоанализа, интеракционизма, социального конструктивизма, гендерной, экзистенционально-феноменологической психологии. Неклассический период развития науки и новая философия научных исследований: феноменология, экзистенциализм. Их влияние на возникновение интереса психологии к трансцендентным (измененным) состояниям сознания. Вклад герменевтики в усиление интереса к описательной психологии. Основные требования методологии описательной психологии к организации исследования: вхождение в близкий контакт с испытуемым, нахождение в естественных условиях, выявление взаимодействия его с культурным контекстом, оценивание значения действий в социальном контексте, повторение циклов исследования, ориентация на качественные методы. Основные минусы описательной психологии: несопоставимость результатов, множественность интерпретаций, низкая валидность. Обострение заложенной Р. Декартом альтернативы объяснительного и описательного психологического знания в новой интерпретации альтернативы: номотетическое и идеографическое. Постнеклассическая наука и основания для преодоления альтернативы: системный подход, синергетические закономерности, метод триангуляций, многомерный анализ. Тенденции экзистенциалистики, герменевтически ориентированных психологических исследований к конструированию интерпретаций, а не теорий: методологический либерализм и анархизм (В.М. Аллахвердов), интеллектуальная неаккуратность (К. Саган).
Тема 6 Методология как мировоззренческое обоснование психологического исследования. Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень. Взгляды на проблему В.П. Зинченко, С.Д. Смирнова, Л.С. Выготского, Н.И. Шевандрина, В.Н. Дружинина, Ю.Н. Карандашева, В.А. Ядова, Г.М. Андреева. Культ научно-технического разума и его противники. Философский уровень методологии.Философский уровень методологии. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Основные категории философии: Материя. Движение. Типы движения: прогресс и регресс. Время и пространство. Количество и качество. Мера. Принципы диалектики: всеобщей связи, развития, системности, причинности, историзма. Основные диалектические категории: причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Позиции диалектического материализма. Общенаучный уровень методологии.Основные принципы общенаучного уровня методологии. Принцип детерминизма в интерпретации С.Л. Рубинштейна. Принцип объективности. Принцип развития. Принцип историзма. Системный подход. Принцип всеобщей связи явлений, как основа системного принципа. Понятие системы. Взаимодействие элементов системы. Основные системные принципы. Целостность. Структурность. Иерархичность. Механизм обратной связи. Многовариантность системы. Междисциплинарность системного подхода. Анализ психологической науки с позиций системного подхода. Система психических явлений по Б.Ф. Ломову. Значение системного подхода для психологии. Основные задачи системного психологического исследования. Конкретнонаучный уровень методологии.Понятие принципа, психологической закономерности и закона психологии. Кризисы методологии в отечественной психологии. Принципы психологии. Значение для психологии принципа объективности. Использование принципа детерминизма в различных областях психологического знания (развития, социальная и др. отрасли психологии). Принцип единства сознания и деятельности. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Принцип развития сознания в деятельности. Принцип личностного подхода. Принцип материалистического монизма и другие принципы конкретнонаучного уровня методологии. Преломление общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов через материал отдельных психологических дисциплин (социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной и других отраслей психологии). Частнопсихологические принципы отдельных отраслей психологии. Общепсихологические и частные психологические категории К.К. Платонова. Связь и отличия методов, применяемых в различных отраслях психологической науки (развития, социальной, педагогической и других отраслей). Психология, как методологическая основа педагогики. Основные парадигмы в психологии. Понятие парадигмы (Т. Кун, Г.Ю. Айзенк, В.А. Янчук). Естественнонаучная парадигма (В. Вундт, Г.Т. Фехнер, Э.Г. Вебер, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др.). Важнейший принцип – объяснение. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. Гуманитарная парадигма (М.М. Бахтин, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Важнейший принцип – описание. Философия экзистенционализма и герменевтика как метод толкования текстов. Понимание как основной метод исследования. Когнитивная парадигма (У. Найссер, Дж. Брунер, Р. Солсо, Ч. Осгуд, Б.М. Величковский). Психика как механизм сбора и ввода, обработки, организации и хранения информации. Современное состояние методологических исследований в психологии.
Тема 7 Специфика психологического знания. Ненаучное и научное психологическое знание, их сравнительная характеристики (методы получения и способы передачи знаний, доказанность, систематизированность и доступность знаний). Проблема истинности знания в психологии. Особенности и строение психологического знания. Типы психологического знания: созерцательно-объяснительный, эмпирический и действенно-преобразующий. Теоретическое и эмпирическое знание. Роль личности ученого в формировании научного знания. Великие психологи: их жизненный путь и вклад в науку.
Тема 8 Объект и предмет психологической науки, проблема выбора методологии исследования. Принципиальная ненаблюдаемость психических явлений и процессов. Неизвестность системы координат их пребывания. Историческая динамика объяснения сущности психического и его локализации от натурфилософов Древней Греции до представителей классической науки и философии. Современное состояние проблемы. Психология и естественные науки. Отражение. Формы отражения (механическое, физическое, химическое). Особый вид – биологическое отражение и его стадии (раздражимости, чувствительности). Психическое отражение. Сознание, как высший уровень отражения. Самосознание. Антропологический подход (Б.Г. Ананьев). Психология – наука, интегрирующая знания о человеке. Человек как объект психологической науки. Психика человека как объект психологического исследования. Выделение предмета исследования как части его объекта. Изменение представлений о предмете психологии в различных психологических школах. Уравновешенность позиции большинства исторических и ныне существующих психологических направлений и школ: единство психики и поведения. Принципы исследования психики С.Л. Рубинштейна. Примеры методологических оснований исследований авторитетных психологических направлений (психология деятельности, когнитивная психология, гуманистическая и др.). Взаимодополняемость научных школ и их методологий с позиций системного подхода. Основные категории психологии. Краткая характеристика подходов к исследованию категорий мотива, образа, действия, личности, отношения и переживания в основных психологических школах. Основные психологические школы, их краткая характеристика. Основные методологические принципы ассоцианизма. Развитие ассоцианизма в ХVIII-XIX веках. Поиски объективного критерия психического и методов психологического исследования. Предмет психологии и методы психологического исследования в «глубинной психологии». Основные методологические принципы психоанализа. Развитие психоанализа в первой половине XX века. Вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее развития в концепции З. Фрейда. Причины модификация его положений в теориях его последователей. Изменение психоаналитической концепции в 50-е годы. Предмет психологии и методы психологического исследования в бихевиоризме. Основные методологические принципы бихевиоризма. Проблема научения. Оперантный бихевиоризм и его связь с технологиями развивающего обучения. Предмет психологии и методы психологического исследования в гештальтпсихологии. Понятие «феноменального поля». Исследование восприятия и творческого мышления в гештальтпсихологии. Особенности эксперимента в школе К. Левина. Предмет психологии и методы психологического исследования в гуманистической психологии. Потребность в самоактуализации как одна из детерминант психического развития. Проблема метода в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Развитие методологических принципов Л.С. Выготского в отечественной психологии. Основные методологические принципы и особенности экспериментального исследования мышления в концепции Ж. Пиаже. Предмет психологии и методы психологического исследования в когнитивной психологии.
Тема 9 Общая характеристика репертуара методов психологической науки. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования. Логика развития, историческая смена фаз исследовательского аппарата психологии. Описание конкретных методов и их видов с сохранением исторического аспекта: наблюдения, эксперимент, опрос, конент-анализ, шкалирование, тестирование, проектирование, социометрия, репертуарных решеток, сравнительные (лонгитюдных и поперечных срезов), кросс-культурные, дискурсивный анализ, феноменологическое интервью, математическая статистика, множественный анализ, триангуляция, системный подход, синергетика, моделирование, клиническая практика, терапевтическая практика, нейрохирургическая практика. Опыт сопоставления методологий различных научных направлений. Психодинамическое направление: оперирование не объектами, а интерпретацией объектов, их герменевтическими конструктами, основные методы – клинические, психотерапевтической практики, инсайты. Когнитивная психология: связана с позитивистской методологией, основной метод – моделирование, чаще всего – математическое: создание информационных моделей, объясняющих концептуализацию мира, природы, других и самого себя, влияние ее на поведение. Конструктивистское направление: ориентация на методологию экзистенциализма, герменевтику, размывание границ между человеком и средой, самоорганизующаяся система, предпочитаемый подход – дискурсивный анализ. Психология деятельности: методология диалектического материализма, структурно-функциональный подход, противопоставление среды и человека, природного и социального, интериоризация как основной механизм психического развития, методы преимущественно позитивистского варианта. Методика как конкретное воплощение методов. Психометрические требования к позитивистко выдержанным методам психологического исследования: валидность (по содержанию, по критериям, по конструкции, конвергентная, дискриминантная) и ее оценка; достоверность, надежность, репрезентативность. Понятия нормы, приведенных оценок, стандартизация процедуры. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных критериев. Прикладные методы в психологии. Методы индивидуальной психотерапии: психоанализ, гештальттерапия, нейролингвистическое программирование, трансовые методы. Характеристика методов групповой психотерапии. Психодрама. Методы социально-психологического тренинга.
Тема 10 Организация и структура психологического исследования, его уровни и виды. Исследование как характерный для науки способ получения новых знаний, отличия от естественного течения познавательных процессов у человека. Уровни исследования: эмпирический, теоретический и концентрация на научном факте или научной теории, история их борьбы: Дж. Локк, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Уровни исследования как отражение степени развитости науки. Виды психологических исследований: качественные, количественные, фундаментальные, прикладные, комплексные, междисциплинарные и пр. Уровни психологического исследования: теоретический и эмпирический. Характеристика психологического исследования. Методология его построения. Типология и уровневая структуризация психологического исследования. Определение проблемы исследования. Обоснование его актуальности. Объект психологической науки, его редукция при выделении объекта исследования. Построение и обоснование предмета исследования как части его объекта. Система методологических средств исследования: принципы и методы изучения предмета. Определение выборки. Выбор и окончательная формулировка гипотезы. Постановка цели и задач исследования. Этапы психологического исследования: подготовительный этап (построение схемы исследования, разработка программы). Теоретический анализ проблемы. Решение теоретических и логических задач. Конспект научной литературы как единства плана, тезисов, выписок, цитат, собственных примечаний. Плановый, текстуальный, тематический, свободный тип конспектов. Эмпирическое подтверждение результатов теоретического анализа: решение эмпирических задач, получение эмпирических данных, их количественная (составление итоговых таблиц, подготовка графических иллюстраций) и качественная обработка (анализ, обобщение, сравнение результатов) Проверка полученных результатов, их теоретическая интерпретация и формулирование выводов, презентация результатов. Различение фактов и гипотез. Закономерность, закон как итог научного исследования. Построение теории. Объяснение и прогнозирование фактов и явлений. Варианты оформления научного исследования: научный отчет, тезисы, статья, монография, диссертация.
Тема 11 Стилистика научной речи и научные публикации. Характерные особенности научного стиля речи. Понятие термина, место и роль терминов в языке науки. Построение дефиниции. Стилистический анализ устной научной речи. Требования к письменной речи в науке. Микрокомпозиция научного текста. Стилевые различия жанров научной литературы (эссе, тезисы, статьи, монографии). Виды научных публикаций: монографии и монографические сборники; статьи в научных и прикладных журналах, других периодических изданиях; материалы и тезисы научных конференций, симпозиумов; реферативные журналы как оперативное средство информации о новых публикациях. Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники. Учебная литература: учебники, учебные и методические пособия, практикумы. Достоинства и определенная ограниченность их содержания. Достоинства и ограничения научно-популярной литературы, возможность использования ее в учебном процессе и научной деятельности. Степень отражения научной методологии в рассмотренных типах публикаций.
Тема 12 Фундаментальные методологические проблемы психологии. Сущность кризиса методологических основ психологии. Последствия психологического кризиса, его исторический смысл (Л.С. Выготский). Проблема объективного метода в психологии. Попытки создания объективного метола психологии. Философские предпосылки создания объективного метода по В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили. Современные подходы к созданию объективного метода. Психофизическая и психофизиологическая проблемы: сходства и различия. Основные варианты разрешения психофизиологической проблемы – параллелизм, взаимодействие, идентичность. Методологическое значение работ А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина для разрешения проблемы. Проблема единиц анализа психики. Методологические требования к единице анализа. Эволюция от значения к переживанию (Л.С. Выготский), деятельность–действие–операция (А.Н. Леонтьев), действие (В.П. Зинченко), установка (Д. Узнадзе), поступок (Л.И. Божович) как единицы анализа. Варианты решения проблемы: единицы анализа психики и единицы анализа личности. Проблема критериев нормы в психологии. Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии. Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре. Критерии нормальности в бихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии. Проблема биологического и социального в человеке.

Планы групповых занятий и образовательные технологии

Семинар – одна из форм контроля самостоятельной работы студентов. Семинарские и практические занятия направлены на углубление знаний учебной дисциплины, их интериоризации, формирования навыков самостоятельной работы с научной литературой.

В процессе подготовки к выступлению или дополнению выступлений по вопросам, вынесенным на семинар, предполагается самостоятельное изучение, аннотирование и реферирование, обобщение информации из разных источников, что требует глубокой мыслительной её обработки и, следовательно, развития вербально-логического мышления освоения операций мыслительной деятельности. Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, актуальность, новизну, делая выводы, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса. Выступление на семинарах с докладом или сообщением способствует усвоению начал полемики, культуры ведения дискуссии, высказывания критических замечаний, развитию коммуникативных навыков и умений, диалогизации обучения в целом.

Семинарские и практические занятия, интегрируя полученные на лекциях знания с формируемыми в процессе самостоятельной работы гностическими навыками, способствуют формированию умений обобщения учебного материала, применения теоретических знаний в практической деятельности. Это следующий шаг к формированию субъектности, приобретению умения учиться, т.е. учить самого себя.

Стратегия самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям состоит в обязательном: самостоятельном изучении заданных источников по указанной теме; составлении списка ключевых терминов с их дефинициями; составлении плана ответа на каждый вопрос, вынесенный на семинарское занятие; формулировании тезисов, выражающих основное содержание текста, и их конспектировании; анализ оппозиционных утверждений, представленных в научных исследованиях. Студенты должны быть готовы ответить на каждый вопрос по теме семинарского занятия, активно участвовать в работе. Все выступления на семинарах оцениваются.

Структура групповых заняти<



2015-11-27 408 Обсуждений (0)
Объём дисциплины и виды учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объём дисциплины и виды учебной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)