Темы контрольной работы
Теоретическая часть 1. Религия и наука: возможности и границы диалога. 2. Философия и наука: формы диалога и опосредования в истории культуры. 3. Искусство и наука: общее и различное в духовном понимании мира. 4. Наука как форма осмысления и объяснения реальности. 5. Ненаучное и научное знание. Критерии истинности знания. 6. Специфика и структура научного познания. 7. Факторы, определяющие развитие психологии как науки. 8. Логика развития психологической науки. 9. Научные революции как смена парадигм научного знания в психологической науке. 10. Доклассический (допарадигмальный) период развития науки и его влияние на методологию психологических исследований. 11. Классический тип рациональности и психологическая методология. 12. Неклассический тип рациональности и новая методология психологических исследований. 13. Постнеклассический тип рациональности и методология психологии. 14. Позитивизм в методологии науки (О. Конт). Методологические исследования в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос и др.). 15. Вклад К. Поппера в развитие методологического знания. 16. Методологические исследования в отечественной философии (Б.М. Кедров, П.В. Копнин, В.С. Стёпин, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий). 17. Развитие методологии науки как вида научной рефлексии: онтологизм, гносеологизм, методологизм. 18. Рефлексивная функция методологического знания и значение методологического знания для психологии. 19. Структурная четырехуровневая модель методологического знания (Э.Г. Юдин, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов). 20. Подход В.А. Ядова, Г.М. Андреевой, В.Н. Дружинина к структуре методологического знания. 21. Взгляд Л.С. Выготского, Н.И. Шевандрина на проблему выделения уровней методологического знания. 22. Подход Ю.Н. Карандашева к выделению уровней методологического знания. 23. Структура психологических теорий (И. Лакатос, В.С. Стёпин, А.В. Юревич) и их специфика. 24. Парадигмы в психологии по А.В. Юревичу, Б. Баарсу, В.А. Янчуку. 25. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. 26. Сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа и бихевиоризма. 27. Развитие методологических принципов культурно-исторической теории Л.С. Выготского в отечественной психологии. 28. Основные методологические принципы и особенности экспериментального исследования мышления в концепции Ж. Пиаже. 29. Системный подход в структуре психологического познания (Б.Ф. Ломов). 30. Ненаучное и научное психологическое знание, их сравнительная характеристика. 31. Роль личности учёного в формировании научного знания. 32. Характеристика подходов к исследованию категорий мотива, действия, отношения и переживания в основных психологических школах. 33. Категория отражения в психологии. 34. Категория деятельности. Основные содержательные характеристики деятельности человека. 35. Категория общения в гуманитарных науках и в психологии. 36. Методологические принципы определения личности в психологии. 37. Принцип детерминизма, развитие детерминизма в истории науки. 38. Гносеологические принципы в психологии: объективность, научность, единства логического и исторического, концептуального единства, познаваемости, единства исследовательской и практической деятельности. 39. Принцип активности в психологии. 40. Принцип системности, основные виды объяснительной связи. 41. Принцип развития, виды развития в психологической науке. 42. Качественная и количественная методология психологического исследования. 43. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологического исследования. 44. Методы беседы, опроса, интервью и анкетирования в психологии. 45. Особенности проведения психологического тестирования. 46. Использование проективных методик в психологическом исследовании. 47. Виды и уровни психологического исследования. Общая схема исследования. 48. Типичные ошибки в планировании и организации психологических исследований. 49. Способы повышения объективности психологических исследований. 50. Варианты оформления научного исследования. 51. Требования к устной и письменной речи в науке. 52. Место и роль терминов в языке науки. 53. Стилевые различия жанров научной литературы (эссе, тезисы, статья, монография, справочная, учебная, научная и научно-популярная литература). 54. Исторический смысл психологического кризиса. 55. Психофизическая и психофизиологическая проблемы, основные варианты ее разрешения – параллелизм, взаимодействие, идентичность. 56. Методологическое значение работ А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы. 57. Проблема объективного метода в психологии: исторический аспект и современные подходы. 58. Проблема единиц анализа психики: методологические требования и варианты ее решения. 59. Проблема критериев нормы в психологии. 60. Проблема биологического и социального в человеке. Практическая часть 1. Составить словарь терминов по вопросу «Типология методологий в историческом контексте»: натурфилософия, метафизика (эмпиризм, рационализм, скептицизм, сенсуализм), диалектика (материализм, идеализм, дуализм), в философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, модернизм, постмодернизм) и психологии (структурализм, динамизм, функционализм, психологизм, феноменологизм). 2. Составить таблицу-схему «“Постулат непосредственности” и способы его преодоления в различных психологических школах» (сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма, культурно-исторической теории Л.С. Выготского и концепции Ж. Пиаже). 3. Провести информационный поиск статей по методологии психологии в любом психологическом журнале за последние пять лет, оформить список статей в соответствии с требованиями ВАК к библиографическому описанию литературы, выбрать из списка одну статью и проанализировать ее (решению какой методологической проблемы посвящена данная статья, какие основные вопросы в ней раскрываются; ксерокопию статьи приложить к выполненному заданию). 4. Выделить проблему в научном тексте (курсовой работе, статье, автореферате диссертации или монографии), сформулировать в виде вопроса (ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию). 5. Определить теории или концепции, которые выступили в курсовой работе (или другой научной работе) в качестве философской, общенаучной и конкретно-научной методологии. 6. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ненаучного и научного психологического знания» (критерии для сравнения: источник, методы получения знаний, характер репрезентации знаний, способ передачи знаний, доказанность, систематизированность и доступность знаний). 7. Заполнить таблицу «Изменение представлений о предмете психологии в разных психологических школах». 8. Определить объект и предмет исследования в научном тексте (курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию). 9. Сформулировать гипотезу исследования (в курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию). 10. Выделить независимую и зависимую переменные в исследовании (в курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |