Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар-практикум. Тема 6. Методология как мировоззренческое обоснование психологического исследования



2015-11-27 619 Обсуждений (0)
Семинар-практикум. Тема 6. Методология как мировоззренческое обоснование психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель:Определить значение методологического знания для психологии. Рассмотреть методологию психологической науки, её структуру и особенности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие методологии психологии. Значение методологического знания для психологии.

2. Базовые понятия методологии психологии.

3. Основные методологические уровни психологии.

4. Современные теории психологических исследований.

5. Основные парадигмы в психологии.

6. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии.

7. Методологические принципы психологии.

8. Современное состояние методологических исследований в психологии.

Темы рефератов:

1. Структурная четырёхуровневая модель методологического знания (Э.Г. Юдин, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов).

2. Подход В.А. Ядова, Г.М. Андреевой, В.Н. Дружинина к структуре методологического знания.

3. Взгляд Л.С. Выготского, Н.И. Шевандрина на проблему выделения уровней методологического знания.

4. Подход Ю.Н. Карандашева к выделению уровней методологического знания.

9. Структура психологических теорий (И. Лакатос, В.С. Стёпин, А.В. Юревич) и их специфика.

10. Парадигмы в психологии по А.В. Юревичу, Б. Баарсу, В.А. Янчуку.

11. Естественнонаучная теория психической регуляции поведения И.М. Сеченова.

12. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

13. Теория функциональных систем психики П.К. Анохина.

14. Теория системной динамической локализации А.Р. Лурии.

15. Психоанализ как первая исследовательская программа гуманитарной парадигмы в психологии.

16. Гуманистическая психология – вторая исследовательская программа в рамках гуманитарной парадигмы.

17. Сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа и бихевиоризма.

18. Развитие методологических принципов культурно-исторической теории Л.С. Выготского в отечественной психологии.

19. Основные методологические принципы и особенности экспериментального исследования мышления в концепции Ж. Пиаже.

20. Системный подход в структуре психологического познания (Б.Ф. Ломов).

Литература:

1. *Александров, Ю.И. О «затухающих парадигмах, телеологии, “каузализме” и особенностях отечественной науки / Ю.И. Александров // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 155-158.

2. *Аллахвердов, В.М. Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории / В.М. Аллахвердов // Методология и история психологии. –2006. – Т. 1, Вып. 1. – С. 100-104.

3. *Аллахвердов, В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В.М. Аллахвердов. – СПб.: Речь, 2003. – 368 с.

4. *Барабанщиков, В.А. Системный подход в структуре психологического познания / В.А. Барабанщиков // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2, Вып. 1. – С. 86-99.

5. *Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. – Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.

6. *Гусельцева, М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 3-18.

7. *Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.

8. *Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 164 с.

9. *Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования / Ф.И. Иващенко. – Мн.: «ФУАинформ», 2003. – 138 с.

10. Карандашев, В.Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу / В.Н. Карандашев. – 2-е изд. – Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2005. – 185 с.

11. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

12. *Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект-пресс, 2002. – 380 с.

13. *Куликов, С.Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель. Монография / С.Б. Куликов. – Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2005. – 184 с.

14. Лекции по курсу «Методология и методы психологического исследования»: В 2-х ч. Ч.1 / С.В. Голев, О.С. Голева. – Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ, 2010. – 213 с.

15. *Ломов, Б.Ф. Некоторые принципы системного подхода в психологии // Методологичекие основы психологии: хрестоматия; учебно-методический комплекс / С.Ю. Манухина, А.Н. Занковский. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – С. 45-65.

16. *Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

17. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие / Д.В. Лубовский. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.

18. *Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие / С.В. Маланов. – М.-Воронеж: МПСИ, 2005. – 333 с.

19. Методология, теория и методы психологического исследования: учебно-методический комплекс / сост. В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 58 с.

20. *Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 448 с.

21. *Петровский, А. В. История и теория психологии. Т. 1 / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 416 с.

22. *Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.

23. Пономарёв, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А. Пономарёв. – М.: Наука, 1983. – 205 с.

24. *Слободчиков, В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

25. *Смит, Н. Современные системы психологии: История, постулаты, практика: Пер. с англ. / Н. Смит. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 382 с.

26. *Юревич, А.В. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник / А.В. Юревич // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 147-151.

27. *Юревич, А.В. Парадигмальные дебаты / А.В. Юревич // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2, Вып. 3. – С. 3-17.

28. *Юревич, А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 312 с.

29. *Юревич, А.В. Структура психологических теорий / А.В. Юревич // Психологический журнал. – Т. 24. – № 1. – 2003. – С. 5-14.

30. *Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход / В.А. Янчук. – Мн.: Бестпринт, 2000. – 416 с.

Образовательные технологии: дискуссия, кейс-метод (решение практических ситуаций), работа с авторефератами диссертаций.

Задание для самостоятельной работы:

ü Составить таблицу-схему «“Постулат непосредственности” и способы его преодоления в различных психологических школах» (сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма, теории Л.С. Выготского и концепции Ж. Пиаже).

ü Провести информационный поиск статей по методологии психологии в любом психологическом журнале за последние пять лет, оформить список статей в соответствии с требованиями ВАК к библиографическому описанию литературы, выбрать из списка одну статью и проанализировать ее (решению какой методологической проблемы посвящена данная статья, какие основные вопросы в ней раскрываются), выступить на семинарском занятии с кратким резюме статьи (ксерокопию статьи приложить к выполненному заданию).

ü Выделить проблему в научном тексте (курсовой работе, статье, автореферате диссертации или монографии), сформулировать в виде вопроса (ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).

ü Определить теории или концепции, которые выступили в курсовой работе (или другой научной работе) в качестве философской, общенаучной и конкретно-научной методологии.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), анализ конкретных ситуаций, работа с авторефератами диссертаций, тестирование (письменное или компьютерное), контроль самостоятельной работы студентов.



2015-11-27 619 Обсуждений (0)
Семинар-практикум. Тема 6. Методология как мировоззренческое обоснование психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар-практикум. Тема 6. Методология как мировоззренческое обоснование психологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)