Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Голодовка в ИУ: исследование причин, направленные психологические мероприятия, рекомендации по профилактике



2015-11-27 25264 Обсуждений (0)
Голодовка в ИУ: исследование причин, направленные психологические мероприятия, рекомендации по профилактике 4.94 из 5.00 16 оценок




Весной – летом 2004 года администрация исправительных учреждений ГУИН МЮ РФ по Челябинской области столкнулась с серьезной проблемой: осужденные, отбывающие срок наказания в ИУ, выбрали в качестве способа выражения своего недовольства новыми режимными мероприятиями и преобразованиями в распорядке дня массовый отказ от приема пищи (голодовку). В связи с этими событиями психологами МПЛ было проведено исследование причин и условий нарушений режима отбывания наказания осужденными в ИУ.

В ходе данной работы нами были установлены две основные причины, послужившие поводом для выражения протестной реакции со стороны осужденных. Так, первой причиной послужило недовольство неформальных лидеров отрицательной направленности, которых в процессе проведенной реорганизации лишили статусных полномочий. Для этой категории осужденных было важно вернуть возможности своего влияния на основную массу осужденных.

Второй причиной стало приведение условий отбывания наказания в соответствие с требованиями УИК РФ и Правил внутреннего распорядка ИУ. Осужденные были вынуждены подчиниться более строгим требованиям к соблюдению режима содержания, что вызвало у них негативные реакции. Поэтому им тоже хотелось вернуться к «исходным позициям».

Неформальные лидеры успешно воспользовались отрицательными настроениями в среде осужденных для достижения собственных целей (противодействию администрации) и организовали протестные акции в форме массовых голодовок осужденных.

Наиболее отрицательные эмоции основной массы осужденных ИК вызвали следующие режимные мероприятия:

- проведение физической зарядки (осужденные жаловались на насмешки со стороны персонала учреждения во время выполнения упражнений, поэтому физзарядка воспринималась ими не как режимно-оздоровительное мероприятие, а как способ унижения их достоинства);

- строевая подготовка (осужденным казалось, что проведение строевой подготовки с песней уместно лишь с лицами подросткового возраста: это ассоциировалось у них с пионерским лагерем или воспитательной колонией).

Помимо того, осужденные ИК жаловались на следующие факторы:

- неоправданную грубость со стороны персонала;

- неполный вес норм питания в ШИЗО, ПКТ;

- отсутствие возможности читать книги (прессу) в камерах ШИЗО, ПКТ.

В большинстве случаев, для профилактики нарушений режимных мероприятий, необходимо и достаточно было бы осуществлять разъяснительную работу, спокойно и твердо настаивать на введении новых плановых мероприятий в распорядок дня. Но иногда для выполнения осужденными требований режимного характера необходимо было предварительно обеспечить ряд условий. Так, например, с осужденных справедливо требуют заправлять кровать по установленному образцу и в течение дня, без исключительных причин, на нее не садиться. Это требование может быть легко соблюдено при наличии в отряде достаточного количества посадочных мест. Однако во многих отрядах не хватает стульев и табуреток (в отдельных случаях на весь отряд, причем «не рабочий», на момент проверки было лишь 4 табуретки), вследствие чего осужденным приходится весь день проводить на ногах. Физическое утомление и раздражение по поводу сложности выполнения данного требования провоцируют осужденных на его игнорирование.

Кроме того, осужденным иногда, например, из-за неблагоприятных погодных условий, необходимо переодеться и высушить свою одежду. Но вследствие отсутствия специальных помещений для сушки осужденные развешивают одежду на спинках кроватей. Таким образом, они вновь нарушают режимные требования: внешний вид кровати отличается от установленного образца.

В ИК-15 наблюдается большой дефицит воды, но хранить ее в пластиковых емкостях запрещено. Это приводит к новым нарушениям режима содержания («противоправному» хранению воды в емкостях). Увеличение нарушений режима содержания приводит к ситуации «снежного кома»: осужденным становится безразлично, сколько они будут иметь всего нарушений. При этом начинает действовать правило: чем больше нарушений, тем меньше усилий прикладывают осужденные для снятия полученных взысканий и тем больше вероятность того, что они решатся на новые нарушения. А в этом случае, у осужденных появляется раздражение на сотрудников учреждения (как на «карателей») и желание, при возможности, взять реванш. Таких осужденных значительно легче подбить на нарушения режима содержания (НРС), вовлечь в массовые беспорядки.

Приведенные частные примеры указывают на важность обеспечения условий для неукоснительного соблюдения осужденными режимных требований.

Таким образом, были выявлены следующие причины, способствующие допущению нарушений режима отбывания наказания осужденными:

1. Настроения, способы, возможности влияния лидеров отрицательной направленности (а также их окружения) на основную массу осужденных не были учтены в полной мере;

2. Разъяснительная работа о необходимости выполнения режимных мероприятий проводилась на формальном уровне (более того, невербально сотрудники показывали осужденным собственное неверие в успех мероприятий, допускали грубость, не во всех случаях обоснованную);

3. Условия для неукоснительного выполнения всех режимных требований осужденными порой отсутствовали.

В соответствии с вышесказанным нами были разработаны следующие практические рекомендации по профилактике нарушений режима отбывания наказания:

1. Введение новых значительных плановых мероприятий в распорядок дня осужденных должно предваряться специальной подготовкой персонала учреждения: сотрудникам всех служб важно детально объяснить их действия в различных ситуациях, в том числе «сложных» (особенно, если прогностическая оценка последующих реакций осужденных носит неблагоприятный характер). Не менее важно объяснить персоналу ценность нововведений и их реалистичность. В противном случае сотрудники учреждения слабо замотивированы на выполнение поставленных задач, не верят в успех претворения в жизнь данных мероприятий. Свое неверие они на невербальном уровне демонстрируют осужденным и, следовательно, невольно «провоцируют» последних на негативное отношение к новым режимным требованиям. Более того, в сложных ситуациях сотрудники не находят лучших способов поведения, как применение «силового прессинга» (неадекватно жестко и грубо наказывают "кого попало") или проявление полной индифферентности (пускают на самотек происходящие события). Наблюдение показывает, что первая модель поведения персонала приводит к тому, что осужденные начинают признавать общность своей судьбы и рассматривать свое положение как ущемленное (необоснованное или несправедливое), что ведет к их групповому сплочению в противодействии администрации. Вторая модель поведения также мало уместна: в этом случае организационные функции берут на себя «отрицательные» лидеры.

2. Настроения, способы, возможности влияния лидеров отрицательной направленности на основную массу осужденных должны быть учтены в полной мере при взаимодействии всех служб учреждения. При этом основная роль отводится оперативному отделу. Участвовать в сборе необходимой информации могут и психологи УИС (например, составлять психологические портреты неформальных лидеров с указанием их «слабого звена», ценностных ориентаций и т.д.). С учетом полученных сведений о лидерах (а также их окружении) сотрудники оперативной и режимной служб, начальники отрядов способны более эффективно нейтрализовать их влияние.

3. Также следует учитывать влияние на осужденных неформальных групп асоциальной направленности. Практика и проведенные исследования показывают, что межгрупповые отношения влияют на систему представлений и взглядов осужденных: чем важнее для осужденного группа и выше занимаемый в ней статус, тем менее самостоятельным он становится в выборе индивидуальной линии поведения. Более того, установлена тенденция, согласно которой членство в неформальных группах оказывает негативное влияние на систему представлений осужденных относительно готовности к сотрудничеству с персоналом. При этом содействие администрации автоматически приводит к падению статуса, а совершение противоправных поступков, влекущее такую меру наказания, как помещение в штрафной изолятор, поднимает престиж личности в глазах асоциальной группы. Последняя тенденция особенно характерна для осужденных молодежного возраста, имеющих устойчивые антисоциальные взгляды. Знание этих фактов может помочь администрации в выборе средств и методов воздействия, в том числе, и выборе наказания за противоправное поведение членов группы. Работа по нейтрализации влияния таких групп будет проходить значительно успешнее, если усилия различных служб также будут объединены. Для этой цели полезно ориентировать осужденных на сознательный выбор положительного круга общения и своевременно блокировать неформальные связи с асоциальной частью осужденных (например, показывая перспективу в случае принятия асоциальных ценностей определенных групп и их лидеров).

4. Немаловажно составить достойную альтернативу неформальным лидерам. Для этого можно обучить осужденных, назначенных на формально ответственные должности, определенным способам влияния на основную массу осужденных в кризисных ситуациях (таких как ситуации массового протеста). Возможности убеждений, когда «свой» влияет на «своего» значительно увеличиваются. Именно поэтому формальным лидерам бывает легче, чем администрации, пресекать различного рода дезинформацию, слухи, которыми умело манипулирует асоциальная часть осужденных для «восстановления» своих статусных полномочий или оправдания негативных действий.

5. Для того чтобы все режимные требования неукоснительно соблюдались осужденными, необходимо создать им такие условия, при которых соблюдение данных требований реально возможно.

6. Наказания за нарушения режима содержания должны быть адекватными, носить систематический характер (чтобы у нарушителей выработать условный рефлекс по типу «стимул – реакция»). Имеет смысл публично информировать осужденных о последствиях и применяемых санкциях в отношении нарушителей, если только применяемые санкции не поднимают статус осужденного в его группе.

7. Система мер воздействия на осужденных не должна ограничиваться только наказаниями. Поощрения способны мотивировать осужденных на желаемое поведение даже в большей мере, нежели наказания.

8. В доверительных индивидуальных и групповых беседах с осужденными следует вовремя снимать негативные эмоциональные состояния. Для этого нужно привлекать различных специалистов: начальников отрядов, психологов, социальных работников и т.д. Если необходимо медикаментозное лечение (среди ярых нарушителей наблюдается значительное число лиц, страдающих психическими расстройствами), уместна помощь психиатров.

Наблюдения показывают, что развитие позитивных взаимоотношений во многом определяется психологической компетентностью персонала пенитенциарных учреждений. В этой связи представляется необходимым привести некоторые психологические приемы обращения с осужденными, соблюдение которых позволит ослабить уровень напряженности и создать предпосылки для изменения противоправного поведения членов неформальных групп:

- в ситуациях общения проявлять выдержку, говорить спокойным тоном, ясно и определенно; стараться избегать безличных и стереотипных фраз;

- принципиально и объективно (беспристрастно) оценивать поведение осужденного. Аргументировано обосновывать свои выводы и на этой основе принимать предусмотренные законодательством меры по изменению противоправного поведения или, напротив, использовать систему поощрений для развития позитивной мотивации;

- не допускать случаев нарушения законодательно гарантированных прав и свобод личности, высокомерия, грубости или необоснованных насмешек, особенно в отношении низкостатусных осужденных или лидеров неформальных групп;

- при проведении индивидуальных или групповых бесед более активно использовать имеющиеся сведения об особенностях поведения осужденных, системе неформального взаимодействия и их личностных качествах;

- исключить любые возможности вовлечения во внеслужебные отношения с осужденными и избегать провоцирующих конфликтных ситуаций;

- понимать доминирующие психические состояния осужденных, анализировать причины их вызывающие и принимать меры для своевременного предупреждения и правильного разрешения.

 

 

А.В. Малых – начальник МПЛ ГУФСИН России по Челябинской области



2015-11-27 25264 Обсуждений (0)
Голодовка в ИУ: исследование причин, направленные психологические мероприятия, рекомендации по профилактике 4.94 из 5.00 16 оценок









Обсуждение в статье: Голодовка в ИУ: исследование причин, направленные психологические мероприятия, рекомендации по профилактике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (25264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)