Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На предприятиях ФСИН России



2015-11-27 731 Обсуждений (0)
На предприятиях ФСИН России 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии со ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный, если он не достиг пенсионного возраста и не инвалид, обязан трудиться. Однако рынок, как и везде, внес свои коррективы. Сегодня не так просто обеспечить трудовую занятость осужденных, даже при наличии их желания трудиться.

В настоящее время в учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю 66% осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, заняты трудом, 36% от общего числа осужденных работают на производстве.

Производственная деятельность, как известно, играет важную роль в процессе исправления осужденных и в подготовке их к жизни после освобождения. Труд имеет сублимирующую (замещающую) функцию, отвлекающую осужденных, как от угнетающих мыслей, так и от различного рода антиобщественных действий. В труде объединяются психика и физиология человека, его интеллект и воля, лишенные для нас всякого единства, пока мы рассматриваем их в простом сосуществовании; труд – это объединяющий поток, в котором сливаются в нераздельное целое отдельные стороны нашей натуры[39]. Но вряд ли можно считать, что в настоящее время эти функции трудовой деятельности реализуются в полной мере в местах лишения свободы. Из-за неблагоприятно сложившихся экономических условий многие производственные объекты и предприятия в исправительных учреждениях не развиваются, работают «на последнем дыхании», а некоторые прекратили свое существование.

Как правило, производство в местах лишения свободы не конкурентоспособно или ориентировано на удовлетворение нужд самого учреждения. И даже если труд осужденных оказывается востребованным, в материальном плане он носит для них нерезультативный характер. Низкие расценки, большие размеры выплат за питание, одежду, коммунальные услуги, платежи по исполнительному листу приводят к тому, что на момент освобождения реальных средств на счетах осужденных не оказывается. Крайне низкая зарплата, а, следовательно, и объем средств, который могут тратить осужденные, практически превращают в пустые декларации цели уголовно-исполнительного законодательства. Кроме того, осужденные, работающие на производстве, изначально поставлены в неравные условия с теми, кто не занят. Возникает парадоксальная ситуация: наиболее ответственные, дисциплинированные, добросовестно работающие осужденные покидают колонию без денег, но и без долгов; при этом другая категория, уклонявшихся от труда, имеет почти тот же итог. Это отрицательно влияет на трудовую активность осужденных, провоцируя отказ от работы, симуляции болезни, членовредительство.

В качестве другого существенного недостатка необходимо назвать крайне узкую специализацию производства и профессионального обучения в исправительных учреждениях. Это также при стечении определенных обстоятельств может иметь отрицательные последствия после освобождения. У многих осужденных вызывает резко отрицательное отношение та профессия, которую они приобретают при отбытии наказания. Они подчиняются необходимости, осваивая ту или иную специальность, но, как правило, не связывают с ней перспективы трудоустройства после освобождения. Например, в Красноярском крае в первом полугодии 2005 года из 3506 освободившихся осужденных устроилось на работу 2247 и только 367 по тем же специальностям, как и во время отбывания наказания.

Таким образом, можно выделить следующие особенности производства в исправительных учреждениях, отличающие его от обычного производственного предприятия:

1. Организация производства в учреждениях исполнения наказания преследует фактически две основные цели: трудоустройство осужденных и обеспечение учреждения производимым продуктом, либо получаемыми взамен продукта материалами, либо финансовыми средствами. Таким образом, воспитательная задача труда осужденных должна совмещаться с экономической. При этом законодатель четко определяет приоритет воспитательной задачи над экономической в целях исправления осужденных. Вместе с тем, достижение цели исправления осужденных с помощью общественно полезного труда должно быть обеспечено соответствующим уровнем материально-технического оснащения производства.

2. Производственно-хозяйственная деятельность исправительных учреждений регламентируется не только нормами гражданского и трудового права, но и так же (зачастую в первую очередь) уголовно-исполнительным законодательством (УИК РФ, Федеральным законом «Об органах и учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.). Поэтому в целях устранения правовых противоречий, коллизий необходима юридическая согласованность норм различных отраслей права. С другой стороны, реализация самих норм уголовно-исполнительного законодательства в сфере регулирования вопросов трудовой занятости осужденных зависит от их организационно-материального, экономически-ресурсного обеспечения. Так, в частности, ст. 107 УИК РФ определяет, что из заработной платы осужденных производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию, то есть осужденные возмещают стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Таким образом, сразу возникает противоречие: кто не работает, тот ничего и не оплачивает.

3. Кадровая политика предприятий в отношении осужденных, подчинена оперативно-режимным требованиям. Подбор кадров для работы производится из числа тех осужденных, которые в данный момент отбывают наказание в учреждении. Расстановка людей, формирование бригад, перевод в другое учреждение, отстранение от работы производятся по оперативным соображениям, а не по производственной необходимости.

Необходимо отметить, что повышение эффективности производственной деятельности предприятий ФСИН России связана не только с решением правовых, организационно-технических, материальных вопросов, но и соответствующим его психологическим сопровождением. Поэтому актуальным становится исследование проблем деятельности психолога на производственных предприятиях учреждений ФСИН России. В частности, вопросы о задачах и функциях психолога на производстве.

Современные особенности производства в учреждениях ФСИН не позволяют адаптировать в полном объеме существующие концепции и подходы к деятельности психологов на предприятии и в сфере труда в связи со спецификой предприятий ФСИН. Однако введение должности психолога на предприятиях ФСИН будет способствовать повышению эффективности производства, достижению воспитательной цели по исправлению и ресоциализации осужденных за счет повышения уровня их мотивации к труду и общей удовлетворенности деятельностью на производстве, что в свою очередь, положительно скажется и на экономических результатах производства.

Для достижения эффективного результата деятельность психолога на предприятиях учреждений ФСИН России должна охватывать три основных направления:

- работа с осужденными, направленная на создание системы психологической компенсации, которая будет являться основой для формирования адекватной мотивации и повышения уровня удовлетворенности;

- работа с сотрудниками занятыми на производстве, направлена на формирование у них управленческих навыков;

- работа с социальными явлениями в производственном процессе (работа с руководителями, коллективами по формированию положительных традиций; участие в разрешении конфликтных ситуациях в качестве посредника; изучение и помощь в формировании социально-психологического климата, и т.п.).

Эффективность работы психологов в значительной мере зависит от отношения руководителей предприятий к роли психологических факторов производства, от их опыта и знаний. Глубже осознать свою роль должны и сами специалисты-психологи. Их деятельность на предприятии протекает не изолированно, а в общей системе социального управления производством. Это дает возможность определить основные функции психологов в этой уже в значительной мере сложившейся системе.

Объектом исследования психолога являются преимущественно личность и межличностные отношения. Деятельность психолога в первую очередь направлена на отдельного человека, на индивида или на узкую группу общающихся людей. Например, любой производственный коллектив стремится к созданию благоприятного психологического климата, т.е. к обеспечению условий для развития здоровых межличностных отношений. Это может быть достигнуто с помощью мер, принимаемых в отношении конкретных людей, в частности, путем разъяснения при возникновении конфликтов обязанностей и прав конфликтующих лиц, способствующего правильному пониманию ими их целей и потребностей.

Негативные социальные явления имеют, как правило, вполне определенное психологическое содержание. Это содержание и, следовательно, пути устранения нежелательных явлений открываются при помощи средств, которыми располагают психологи. Таким образом, психологическая служба предприятия (или отдельно работающий на производстве психолог) является специализированным звеном в структуре предприятия, предназначенным для проведения практической психологической работы. Цель его деятельности – разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих использование психологических факторов повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными процессами в трудовых коллективах, развитие производственной активности работников и создание условий для развития личности.

В задачи психологической службы предприятия входит: социальное развитие коллектива предприятия, его стабилизация; совершенствование системы и методов управления, подбора и расстановки кадров; оптимизация психологического климата в коллективах; разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов; обогащение содержания труда; совершенствование рабочих мест и процесса труда и др.

В своей деятельности психологом на предприятии решаются такие основные задачи, как:

1) психологическая диагностика состояния объектов;

2) воздействие на них с целью оптимизации и развития, которое осуществляется посредством разработки рекомендаций, внедрение которых зависит от руководителей и деятельностью самой службы через психологическое обучение персонала, консультирование, психологическое обеспечение процессов и мероприятий и др.

Психологи предприятия обязательно должны участвовать в психофизиологическом обосновании норм труда, разработке режимов труда и отдыха, оптимизации условий труда, психологической поддержке работников.

Организационная психология находится в настоящее время в процессе развития. Нет надобности доказывать значение психологии для сферы производства, очень важно, чтобы она развивалась в направлении, способствующем повышению эффективности производства. Многое зависит и от руководителей предприятий, где непосредственно работают психологи. Необходимо иметь в виду, что для успешной работы психологов на предприятиях следует в первую очередь преодолеть известную рассогласованность, которая существует между процессом подготовки психологов и реальными условиями их профессиональной деятельности. Обеспечение требуемой квалификации производственных психологов, с одной стороны, и создание организационных условий их профессиональной деятельности, с другой стороны, способствуют решению многих задач управления кадрами и социальным развитием коллективов предприятий.

В этой связи представляется целесообразным осуществление системного подхода к использованию психологов на производстве. Этот подход ставит своей целью достижение максимально возможного соответствия этих специалистов конкретным условиям, в которых им приходится действовать.

 

 

М.Г. Кузнецова – инспектор по особым

поручениям ОПС УСПВРО ФСИН России



2015-11-27 731 Обсуждений (0)
На предприятиях ФСИН России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: На предприятиях ФСИН России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)