Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными Азовской воспитательной колонии



2015-11-27 885 Обсуждений (0)
Опыт психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными Азовской воспитательной колонии 0.00 из 5.00 0 оценок




МПЛ ГУФСИН России по Ростовской области разработан проект программы индивидуального, психолого-педагогического сопровождения воспитанников Азовской воспитательной колонии (АВК) с учетом особенностей личности и уровня развития основных психических способностей. Программа рассчитана на работу с воспитанниками в возрасте от 14 лет до 21 года и включает в себя просветительскую работу со всеми сотрудниками АВК. Цель программы – гармонизация эмоционального состояния личности, снижение уровня агрессии, позитивные изменения в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах личности воспитанников АВК. Основными методами психокоррекции были избраны: арт-терапия, в том числе, терапия живописью методом Герарда Вагнера; символ-драма; сказкотерапия; психодрама (Я. Морено).

Психодрама, позволила исследовать проблемы, грезы, страхи и фантазии человека с помощью специальных драматических приемов. В таких группах самопомощи Морено, в свое время, уделял особое внимание динамическим внутригрупповым факторам, которые он считал основным средством помощи людям в осознании их жизненных целей. Это групповой психотерапевтический процесс, где драматическая импровизация служит для исследования внутреннего мира человека. Этот метод позволяет клиентам завершать свои действия средствами театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрываются сцены из жизни субъекта или его фантазии, сны, состояния. Роли могут брать на себя другие участники группы. Можно выделить несколько фаз психодраматического процесса: разогрев, действие, проработка, завершение, шеринг.

В психодраматической сессии различают три стадии: разогрев и интервью, развитие действия и завершение. Цель разогрева – подготовить группу несовершеннолетних к появлению протагониста (первый игрок) или, если протагонист уже обозначен помочь членам группы расслабиться и сплотиться. Дальше следует интервью, когда протагонист выходит на сцену. Во время интервью группа знакомится с проблемами и душевным состоянием протагониста, а протагонист готовится к действию. Во время интервью готовится сцена для протагониста, место, время и люди, вовлеченные в действие. Дальше следует действие: самоопределение, обмен ролями, дублирование, монолог, подбор наиболее подходящих сцен – реальных или вымышленных, обращение к прошлому или будущему, как решит ведущий; все согласовывается с протагонистом или делается прямо по его указанию. Заключительная часть сессии – обмен чувствами. Протагонист возвращается в группу, и члены группы делятся своим чувствами по отношению к протагонисту и другим ролям.

В психодраме конфликты воспроизводятся и исследуются в том виде, какой они имеют в настоящем. Именно сочетание принципа ''здесь и теперь'' с разнообразными ролевыми играми делают психодраму столь волнующей и увлекательной. Это очень ''жизненный'' подход. Он помогает подростку понять и реализовать себя, помещая его в условия, допускающие совершение ошибок без риска поплатиться за них. Это определение оставляет за рамками проникновение в суть механизмов исцеления, что позволяет изменять содержание личностных конфликтов, прорываться сквозь механизмы защиты к ''капсулированным'' травмам и переживаниям, активизировать процессы личностного развития и созревания.

Психодрама дает возможность долгосрочно вскрыть и переработать историю жизни. Она имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее обдумывание. Психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой подвижности подростков. Это доставляет радость и удовольствие психологу-руководителю и группе. Например, для переживания конфликта или проблемной ситуации, а также желаний и надежд, психодрама создается при помощи психолога и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрываются и затем обсуждаются. Особых дарований, например, актерских способностей, для психодрамы не требуется. Как и для любой групповой психотерапии, для нее необходимы навыки жизни в группе, т.е. каждый подросток должен быть в состоянии 1,5-2,5 часа активно участвовать в групповом процессе.

Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами психотерапии в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено – лучше всего прочего наполнено смыслом. Но, чтобы полностью использовать это преимущество, требуется особая сензивность и осторожность психолога. Здесь очень быстро вскрывается конфликтный материал, однако необходимая проработка конфликтного материала не может быть сокращена психотехническими ухищрениями: необходима спокойная, продолжительная работа шаг за шагом.

Расскажу об опыте работы с двумя группами воспитанников Азовской воспитательной колонии. Работа проводилось в закрытых психодраматических группах, в состав групп входило по 12 воспитанников – это оптимальное количество участников для проведения психодрамы. Работа проводилась в течение 15 сессий. Один раз в неделю. Каждое занятие длилось 1,5-2,5 часа.

На первых занятиях сопротивление участников групп казалось невозможно преодолеть. Однако желание узнать что-то необычное, прежде неизвестное о самом себе, изменить мир вокруг себя, посмотреть на него иначе, сломало барьеры. Ребята получили возможность переосмыслить прошлые проблемы, заглянуть в будущее, обучиться новым поведенческим стратегиям.

Почувствовав, что для психодрамы не существует запретных тем – участники могли играть любую роль, какой бы гротескной и нереалистичной она не казалась. Разыгрывались различные ситуации из их собственной жизни, а также ситуации, существующие только в их воображении. Это были сказки, мечты, сны, которые по их желанию становились «нестрашными», добрыми и обязательно с хорошим концом.

В психодраме исследуются роли, которые имеют для участника реальное и большое значение. Текст и декорации выбираются по желанию актера (протагониста), а не сценариста. Содержание психодрамы иногда оказывалось диковиннее любого вымысла, и она целиком захватывала как участников, так и зрителей. Один из подростков группы, решая свою проблему, является протагонистом и имеет задачу не играть роль, а просто изображать сцены и ситуации из своей реальной или воображаемой жизни. Он делает все это искренне и по настоящему, исполненный чувствами, к которым вряд ли был бы способен, если бы только рассказывал об этих событиях.

Подросток-протагонист создает образы из собственной жизни. Как таковые, они являются главными персонажами, и на них обращены взгляды всей группы. Он получает редкую возможность представить и развить свою собственную версию событий перед глазами сочувствующих партнеров и пользуется значительной свободой представления событий и их участников. Если он воспринимает отца как тирана, он имеет право выставить его именно таким. С помощью психолога, аудитории и специальных постановочных приемов подросток-протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Психологическое состояние протагониста нередко определяется неуверенностью в будущем, растерянностью перед множеством реальных проблем, колебанием настроения. В такой групповой работе большое внимание уделяется отдельным членам терапевтической группы: мальчишки, недостаточно наделенные вниманием, почувствовали сочувствие, теплоту, понимание со стороны группы.

В группе воспитанники учились расширять свой ролевой репертуар и придавать самоисследованию такую направленность, о возможности которой они прежде даже не подозревали. По мере развертывания драмы многие члены группы находили решения своих специфических личных проблем. Группа оказывается микрокосмом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям. В конечном результате опыт, приобретенный в специально созданной среде, мы перенесли во внешний мир.

Опыт работы с данным методом показал, что применение психодраматических техник существенно влияет на эмоциональное состояние воспитанников, способствует понижению уровня тревожности, агрессивности. При помощи активной деятельности, направленной на достижение целей исправления, мы можем рассчитывать и на нормализацию эмоционального состояния воспитанников, положительные сдвиги в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности. Кроме того, опыт применения психодрамы способствует формированию адекватного отношения к себе и принятию собственного ''Я''.

Остается открытым вопрос, на сколько полученные позитивные сдвиги в личностном развитии воспитанников будут долгосрочны и могут быть сохранены ими после их возвращения в семью, то есть, в ту самую среду, прибывая в которой они совершили преступления.

С.А. Груздева – старший психолог ПЛ ФГУ ИК-2 УФСИН России по Московской области



2015-11-27 885 Обсуждений (0)
Опыт психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными Азовской воспитательной колонии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными Азовской воспитательной колонии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)