на отбывании наказания
В 4 квартале 2005 года в учреждении ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю (колония строгого режима) было проведено исследование мнения осужденных об условиях своего содержания, с целью определения факторов отрицательно сказывающихся на отбывании наказания, допущении нарушений режима содержания и других деструктивных проявлений. Исследование проводилось анонимным анкетированием и последующим анализом полученных данных. В исследовании приняли участие осужденные различных категорий из разных отрядов. Общий анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы: ● I. Мнение осужденных о взаимоотношениях с администрацией. 1.1. Отношение к администрации: А. Позитивное – 50% Б. Сложности во взаимоотношениях – 37% В. Негативное – 9% Г. Нет контакта, изоляция – 4% 1.2. Смогли бы совершить нарушение режима так, чтобы администрация об этом не узнала: А. Да – 17% Б. Да, при определенных условиях – 21% В. Не задумывался – 19% Г. Нет – 31% Д. Иное – 14%
1.3. Всегда ли соответствует строгость взысканий, налагаемых администрацией ИК, тяжести проступка: А. Да, всегда – 16% Б. Иногда, в некоторых случаях – 25% В. Большей частью взыскания налагаются несправедливо – 20% Г. Нет, не всегда – 22% Д. Всегда, когда есть хорошие личные взаимоотношения с воспитателем, режимным работником – 2% Е. Иное – 15% 1.4. Как охарактеризовать отношение сотрудников ИК к осужденным: А. Доброжелательное, справедливое – 16% Б. Ровное, безразличное – 57% В. Сложности во взаимоотношениях – 12% Г. Имеют место случаи незаконного применения силы и спецсредств – 0%
● II. Вопросы, направленные на определение статуса и авторитета сотрудников среди спецконтингента. 2.1. При попадании в трудную ситуацию или испытывая горе, вероятны обращения к: А. Начальнику отряда – 10% Б. Оперативнику – 19% В. Режимнику – 2% Г. Психологу – 32% Д. Медработнику – 12% Е. Нет таких – 25% Ж. Иное (к начальнику ИК) – 20% 2.2. Каково отношение к уровню жизни сотрудников ИК и условиям их проживания: А. Вызывают сожаление – 30% Б. Вам это безразлично – 50% В. «Так им и надо» – 20% 2.3. Какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы пользоваться авторитетом (уважением) у осужденных: А. Доброта – 20% Б. Отзывчивость – 27% В. Требовательность – 12% Г. Общительность – 29% Д. Смелость – 16% Е. Суровость – 2% Ж. Справедливость – 55% З. Сострадание – 6% И. Терпимость – 12% По мнению осужденных, сотрудник исправительного учреждения должен обладать такими качествами как: справедливость, общительность, отзывчивость, чтобы пользоваться авторитетом (уважением) у осужденных.
● III. Вопросы, определяющие трудности и сложности, с которыми сталкиваются осужденные. 3.1. Устраивают ли бытовые условия и питание в колонии: А. Вполне устраивают – 27% Б. Не устраивает быт – 30% В. Не устраивает питание – 35% Г. Не устраивают – 22% Около 70% опрошенных выражают неудовлетворение бытовыми условиями и питанием в колонии. 3.2. Основной трудностью, с которой приходится сталкиваться, находясь в ИК, является: А. Удержание своего статуса и авторитета среди осужденных – 2% Б. Сохранение хороших отношений с другими осужденными – 14% В. Сохранение хороших отношений с администрацией – 16% Г. Исполнение правил и требований режима содержания – 16% Д. Невозможность уединиться, побыть одному – 24% Е. Незнание чем себя занять – 10% Ж. Общение с узким кругом людей, находящихся рядом в одном отряде – 6% З. Негативные переживания – 16% И. Иное – 22% 3.3. Чаще всего испытываю переживания из-за: А. Неопределенности будущего – 18% Б. Оторванности от родных – 51% В. Несправедливого отношения администрации – 14% Г. Несправедливого отношения осужденных – 6% Д. Отсутствия перспективы в будущем – 16% Е. Потери смысла жизни – 8% Ж. Иное – 14%
● IV. Вопросы, направленные на выявление ресурсов, помогающих справляться с трудностями. 4.1. Что помогает преодолевать трудности пребывания в ИК: А. Поддержка со стороны родных и близких – 41% Б. Поддержка осужденных – 12% В. Поддержка сотрудников – 8% Г. Надежда, вера в лучшее – 30% Д. Перспективы, планы на будущее – 24% Е. Сила воли, уверенность в себе – 41% Ж. Иное – 6%
● V. Вопросы, направленные на определение основных причин нарушений режима содержания по мнению спецконтингента. 5.1. Причины, влияющие на совершение нарушений режима содержания: А. Конфликты среди осужденных – 20% Б. Конфликты с администрацией – 18% В. Плохое питание – 18% Г. Негативное влияние «воровской» культуры, авторитетов – 12% Д. Неудовлетворительные условия содержания, медицинского обслуживания – 18% Е. Неорганизованность досуга (свободного времени) – 24% Ж. Иное (нервный стресс, невнимательность) – 18% 5.2. По каким причинам могли бы принять участие в массовых беспорядках, неповиновениях требованиям администрации: А. Чтобы поддержать большинство – 10% Б. Назло администрации – 0% В. Чтобы доказать справедливость – 20% Г. От «нечего делать» – 2% Д. Только спонтанно, беспричинно – 8% Е. Иное ( в том числе, не стал бы принимать участия) – 60% 5.3. На какие проявления, со стороны сотрудников, чаще всего реагируют негативно: А. Грубость, жесткость – 14% Б. Невнимание к проблемам – 37% В. Нарушение прав – 29% Г. Попытки унизить достоинство – 22% Д. Несправедливость – 30% Е. Иное – 14%
● VI. Предложения со стороны спецконтингента по улучшению СПК. А. Затрудняюсь ответить, не знаю, все устраивает – 47% Б. Высказали предложения – 53% Больше половины осужденных, принявших участие в данном исследовании, видят возможности по улучшению СПК. При этом ими выделяются следующие составляющие данного показателя: - организация досуга, трудоустройство – 41% - улучшение бытовых условий (ремонт), питания – 12%.
Результаты опроса и анкетирования осужденных показывают наличие причин, влияющих на отбывание наказания, допущение нарушений режима содержания. Осужденные неудовлетворенны, прежде всего, взаимоотношениями с администрацией. Они отмечают негативное, безразличное отношение к ним со стороны администрации, которое выражается в непонимании, несправедливости сотрудников, оценки их личности без учета индивидуальных особенностей, равнодушном отношении к их проблемам. Следствием этого является появление эмоциональной напряженности, проявляющейся в нарушениях дисциплины, конфликтах, ухудшении общего самочувствия, снижении настроения. Психологический дискомфорт, слабая организация досуга, незнание чем себя занять, низкий процент трудоустроенных осужденных, в тоже время, недоверчивость по отношению к администрации, трудности во взаимоотношениях, вызывают у осужденных «прохладное» отношение к правилам внутреннего распорядка. При этом имеют место случаи, когда сотрудники в отношениях с осужденными руководствуются личными симпатиями – антипатиями, что порождает не всегда справедливые решения. Отсутствует гибкость в решении различных вопросов, требующих дифференцированного подхода. В адаптационный период (карантинное отделение) отделами и службами с осужденными проводится недостаточная разъяснительно-воспитательная работа. Осужденные остаются один на один со своими проблемами и, зачастую, вынуждены их решать не всегда социально приемлемым способом (кто-то попадает в зависимость, кто-то испытывает на себе давление «воровской» субкультуры, кто-то попросту не знает правил внутреннего распорядка и др.). А именно в этот период у осужденного закладывается его отношение к отбыванию срока в колонии, планы и перспективы, выстраиваются взаимоотношения с администрацией, осужденные в большей степени испытывают потребность во внимании со стороны администрации, помощи в построении положительных перспектив, выявлении ресурсов помогающих справляться с трудностями. Слабое влияние администрации в адаптационный период в будущем ведет к психологическому дискомфорту, напряжению, снижению настроения, «прохладному» отношению к правилам и нормам внутреннего распорядка, нежеланию их выполнять, другим деструктивным проявлениям.
Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе. Материалы научно-практической конференции психологов уголовно-исполнительной системы – Москва: ФСИН России, 2006. – 199 с.
Редакционная коллегия: М.Г. Дебольский – заместитель начальника управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент; А.Н. Котляров – заместитель начальника отдела психологической службы управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России. М.Г. Кузнецова – инспектор по особым поручениям отдела психологической службы управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России;
Рецензент: А.В. Кокурин
Техническая редакция и компьютерная верстка: А.Н. Котляров
Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России Управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы ФСИН России
Подписано в печать 25.05.2006 г.
Тираж 300 экз. Заказ № 199 ________________________________ Печать DOCUMENT CENTRE 535 ФГУ НИИИиПТ ФСИН России г. Тверь [1] См.: Психологическое обеспечение деятельности ОСН. – В 4-х частях. – М.:ГУИН, НИИ УИС МЮ РФ, 2004. [2] Поздняков В.М. Пенитенциарная психология в России: история и современность. Монография. – М., 2000. [3] Сухов А.Н., Поздняков В.М. Основы формирования профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными: Учеб.-метод. пособие по курсу «Социальная психология» / Рязань: РВШ МВД РФ, 1992. [4] В данном случае нами разделяется позиция А.Г. Асмолова (1990, 1996), обосновавшего базовые условия и направления повышения толерантности в социуме. [5] Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений. Рязань, 1999. [6] Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. С. 224 – 225. [7] Там же. С. 219, 235. [8] См.: Крылов Б.С., Меркулов Г.С. Полиция и органы исполнения наказания в буржуазных странах. М., 1989. [9]Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб., 2004, с. 90. [10]Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. 1989. 216 с.; Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. М. 1994. с. 103-114 [11] Филатова О.В. К вопросу о проблеме социального взаимодействия / Актуальные проблемы психологии, философии, этики и эстетики. Владимир, 2000, с. 78; Куницына Н.В., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003, с. 481. [12] Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: ПЭР СЭ, 2005, с. 56. [13] Филатова О.В. К вопросу о проблеме социального взаимодействия / Актуальные проблемы психологии, философии, этики и эстетики. Владимир, 2000, с. 78 [14] Куницына Н.В., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003, с. 481 [15] Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: ПЭР СЭ, 2005, с. 56 [16] Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. М., 2001, с. 59-60 [17] Ткаченко Е.С. Социально-психологическая компетентность сотрудников УИС. Материалы научно-практического семинара психологов УИС ЦФО «Применение психотехнологий в работе пенитенциарного психолога». Владимир, 2005 [18] Анкета по определению профессионально-значимых качеств сотрудника УИС (А.В. Кокурин, Б.Г. Бовин) [19] Здесь и далее под ОРД следует понимать оперативно-розыскная деятельность. [20] О механизме влияния общения на деятельность см.: Андреева Г.М., Яноушек Я. Основные направления воздействия на совместную деятельность //Общение и оптимизация совместной деятельности. М, 1987. С. 6. [21] См.: Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993. С. 29-30. [22] Экспертами выступили прямые и непосредственные руководители оперативных уполномоченных УИС. [23] Даров Г.В. Психология первичного впечатления о другом человеке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1989., с. 9 [24] Ярков Т.В. Роль проницательности в межличностных отношениях [25] Кустов М.И. Рефлексия поведения в социальной перцепции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Новосибирск., 1984., с. 15 [26] Психогимнастика в тренинге/ под. Ред. Н.Ю, Хрящевой.-СПб, 2004, с. 91-92 [27] Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. [28] Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. – СПб.: Питер, 2002, с.30-32. [29] Перлз Ф. Теория гештальттерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 г., с.6-14. [30] Мейхенбаум Д. Эволюция когнитивно-бихевиоральной терапии: ее истоки, принципы и примеры из клинической практики. //Эволюция психотерапии. Том 2. – М.: Независимая фирма «Класс», 1988, с. 380-396 [31]См.: Защита прав человека в местах лишения свободы (сборник нормативных актов и официальных документов). – М.: Юриспруденция, 2003. [31]Рабочая книга пенитенциарного психолога: Пособие. – М.: 1997. С. 170-172. [32] Баканова А.А. Ресурсы экзистенциального кризиса в местах лишения свободы. / Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения -99») / Под ред. А.А. Крылова. - СПб.: СПБГУ, 1999. - С, 140 -141. [33] Менегетти А. Введение в онтопсихологию. / Пер. с итал. – Пермь: Хортон Лимитед, 1993. – С.15. [34] Плигин А., Герасимов А. Руководство к курсу НЛП-Практик. – М.: КСП+, 2000.- С.44. [35] 2.Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет)/Учебно-методическое пособие. – М. НИИ УИС Минюста России, 2004 г. [36] Корецкий Д.А., Мясникова К.А. Бытовые преступления: прошлое и настоящее: Монография. – Ростов-на-Дону6 Издательство «Омега - Принт». 2004. С.68 [37] Босанец М. Внебрачная семья. М., 1981. С.48 [38] Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 297 [39] Георг Зиммель.Избранное. Созерцание жизни. Том 2. — М.: Юрист, 1996. - 607 с. [40] Плигин А., Герасимов А. Руководство к курсу НЛП-Практик. – М.: КСП+, 2000.- С.44. [41]Описание эксперимента подробно представлено в данном сборнике – статья Черновой Е.А. [42]Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С. 340. [43] Мягких М.И., Шутко Г.В., Колос И.В, Кислов А.Н., Ларионова С.А. Факторы “группы риска” и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в ОВД. М.1999г. [44] Социально - психологическая характеристика суицидального поведения осужденных в местах лишения свободы (теоретические и методические аспекты): Учеб. - метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Авт. - сост.: О.Г. Ковалев, Н.П. Тимонин. Владимир, 2002. -132 с. [45] По данным отчета по форме 53-ПС “О результатах деятельности психологической службы” [46] Лестер Д., Данто Б. “Самоубийство за решеткой. Прогнозирование и предупреждение”. Рязань:Стиль, 1994. - 192с. [47] Еникеев М.И. “Юридическая психология”. М., 2003. - С.40-41. [48] Лестер Д., Данто Б. “Самоубийство за решеткой. Прогнозирование и предупреждение”. Рязань:Стиль, 1994. - 192с.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |