Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как социальная психология собирает информацию



2015-11-27 777 Обсуждений (0)
Как социальная психология собирает информацию 0.00 из 5.00 0 оценок




Теперь, когда вы знаете, что такое социальная психология и как она развивалась, самое время обратиться к другому существенному вопросу: как социальные психологи ищут ответы на вопросы о социальном поведении и социальном мышлении? Как они расширяют круг своих знаний? Чтобы вы могли с пользой для себя составить общее представление об этом процессе, мы рассмотрим три связанных с этим вопроса. Во-первых, мы опишем два основных метода исследования

ч

32 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

в социальной психологии.Затем мы рассмотрим роль теориив таких исследованиях. И наконец мы проанализируем некоторые сложные этические вопросы,которые поднимаются в социально-психологических исследованиях и которые являются в некоторой степени уникальными для таких исследований.

Экспериментальный метод

Поскольку материал нашей области очень разнообразен, социальные психологи используют в своих исследованиях множество различных методов. Однако два метода используются чаще других: экспериментальный методисследования и корреляционный методисследования. Социальные психологи в большинстве случаев предпочитают экспериментальный метод, поэтому мы начнем именно с этого мощного инструмента понимания социального поведения, а затем обратимся к корреляционному методу.

Опыт работы с собственными студентами показывает нам, что многие рассматривают экспериментальный метод(или для краткости — экспериментирование)как нечто загадочное и сложное. В действительности, по своей внутренней логике, он достаточно прост. Чтобы помочь вам понять принципы использования этого метода в социально-психологических исследованиях, мы для начала опишем основную природу экспериментирования, а затем прокомментируем два условия, существенных для его успешного использования.

Экспериментирование: его сущность.Исследователь, который решает использовать экспериментирование (или экспериментальный метод), обычно начинает с постановки четкой задачи: определить, влияет ли (и насколько) какой-нибудь отдельный фактор (переменная) на некий аспект социального поведения. Чтобы выяснить это, исследователь 1) систематически изменяет наличие и силу воздействия этого фактора и 2) пытается определить, имеют ли эти изменения какое-нибудь влияние на исследуемый аспект социального поведения или мышления. Центральная идея, стоящая за этими процедурами, такова: если изменяемый фактор вызывает такие последствия, то люди, подвергавшиеся различной силе (уровню) воздействия этого фактора, должны проявлять различные модели поведения. Слабое воздействие фактора должно вызывать один уровень или одну модель поведения, сильная степень и многократность воздействия — другую модель поведения и т. д.

Обычно фактор, систематически изменяемый исследователем, называется независимой переменной,в то время как изучаемый аспект

Как социальная психология собирает информацию 33

поведения называется зависимой неременной.В простом эксперименте участники разных групп подвергаются контрастным уровням воздействия независимой переменной (низкий, средний, высокий). Затем исследователь тщательно сравнивает поведение людей в разных группах (иногда называемых условиями), чтобы определить, действительно ли поведение изменяется в соответствии с различным уровнем воздействия независимой переменной. Если это происходит — и если два других условия, описанные ниже, также удовлетворяются, — исследователь может в порядке рабочей гипотезы заключить, что независимая переменная действительно влияет на изучаемый аспект поведения или познания.

Вероятно, конкретный пример поможет вам лучше понять сущность этого процесса. Давайте рассмотрим эксперимент, созданный для проверки гипотезы(еще не подтвержденного предположения) о зависимости между хорошим настроением человека и его желанием и готовностью помогать другим людям. В этом исследовании независимой переменной будет некий фактор, способствующий возникновению хорошего настроения — например, появление неожиданного подарка. Зависимой переменной будет оценка желания помогать другим людям — например, готовность потратить личное время на исследователя, который просит помочь и поучаствовать в эксперименте в качестве неоплачиваемых добровольцев. Как будет проходить такое исследование? Примерно так.

1. Участники приходят на место проведения исследования по одному и затем, в продолжение процедуры, либо получают небольшой подарок (например, маленький пакетик конфет), либо никакого подарка. Последнее условие используется как контрольное условие,поскольку в нем отсутствует переменная, которая предположительно должна повлиять на поведение участников. Контрольные условия создают основу для сравнения результатов различных уровней воздействия независимой переменной.

2. После получения или неполучения подарка участники совершают различные действия; например, они могут решать головоломки или заполнять анкеты.

3. Как часть этих процедур им также дается возможность помочь одному или нескольким людям. Например, их может попросить о помощи партнер по эксперименту, или исследователь может обратиться к ним с просьбой посвятить какую-то часть времени другому исследованию. Возможность оказать помощь в равной степе-

2 Зак. 121

34 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

ни предоставляется участникам обоих экспериментальных условий — тем, кто получил маленький подарок, и тем, кто не получил никакого подарка. Ответ участника («да» или «нет»), а также величина предложенной (оказанной) им помощи играют роль зависимых переменных — оценки их желания помочь другим людям. 4. Если гипотеза была правильной, результаты должны выглядеть примерно так, как показано на рис. 1.4: участники, получившие подарок, отвечали «да» гораздо чаще и высказывали готовность потратить больше своего времени, чем те, кто остался без подарка (те, кто входил в контрольную группу). Для проверки правильности выдвинутой гипотезы исследователи обычно используют статистические данные. Исследование, очень похожее на наш гипотетический эксперимент, проводилось в действительности, и его результаты на самом деле напоминают те, что показаны на рис. 1.4 (Clark, 1991). Мы рассмотрим подобное исследование в главе 9.

Мы должны отметить, что этот пример описывает крайне простой случай — самый простой тип эксперимента, который когда-либо проводился социальными психологами. Во многих случаях исследователи ставят перед собой задачу проанализировать влияние нескольких независимых переменных одновременно. Например, в только что описанном исследовании они могли бы рассмотреть не только влияние

Без подарка Подарок

Получение подарка

Рис.1.4. Экспериментирование: простой пример Здесь приведены результаты эксперимента, в процессе которого участникам одной группы давался небольшой подарок - процедура, призванная улучшить настроение человека, - перед тем как к ним обращались за помощью. Напротив, участники контрольной группы перед просьбой о помощи подарка не получали. Результаты показывают, что те испытуемые, которые получили подарок, чаще отвечали «да» и посвящали исследованию больше своего времени. Этот результат подтверждает гипотезу о том, что люди в хорошем настроении с большим желанием помогают окружающим.

Как социальная психология собирает информацию 35

настроения на оказание помощи, но также возможное влияние прилагаемых усилий. Нам кажется, что хорошее настроение может увеличить желание оказать помощь другим людям, но это происходит только в том случае, когда требуемые усилия невелики. Когда требуются значительные усилия, даже ощущение «на седьмом небе от счастья» может быть недостаточным, чтобы усилить желание оказать помощь. Как же изучить пределы этой возможности? Это можно сделать, изменяя масштаб просьбы о помощи. При условии «небольшое усилие»исследователь объясняет, что помощь подразумевает заполнение простых анкет. При условии «большое усилие»,напротив, исследователь может сказать, что помощь предполагает выполнение более сложного (и потенциально более трудного) задания, например звонить людям по телефону и просить у них денег. Включение в эксперимент двух и более переменных позволяет получить больше информации об интересующей нас теме. Ведь в реальных социальных ситуациях на наше поведение и мышление обычно одновременно влияет не один, а несколько различных факторов. И что более важно, вусловиях эксперимента можно исследовать потенциальное взаимодействиепеременных — мы можем определить, зависит ли каким-либо образом влияние одной независимой переменной от одной или нескольких других переменных. Например, рассмотрим степень предполагаемых для оказания помощи усилий: усиливает ли хорошее настроение желание оказать помощь независимо от степени предполагаемых усилий? Или это происходит только когда усилия сравнительно невелики?

Успешное экспериментирование: два основных требования.Ранее мы упомянули, что перед тем, как делать вывод о том, что независимая переменная действительно влияет на определенную форму поведения, нужно выполнить два условия. Понимание этих условий существенно для оценки практической пригодности любого эксперимента.

Первое условие включает в себя то, что обычно называется случайным распределением участников по группам.В соответствии с этим принципом каждый человек, участвующий в исследовании, должен иметь равные шансы подвергнуться любому уровню воздействия независимой переменной. Причина этого правила проста: если участники разбиваются на группы не случайно, может оказаться невозможным определить, порождены ли различия в поведении, проявляющиеся в процессе исследования, различиями, изначально присущими участникам, или влиянием независимой переменной, или же обеими

36 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

причинами. Например, продолжая наше исследование зависимости между настроением и готовностью оказать помощь, предположим, что большинство участников, которые получили небольшие подарки, участвуют в эксперименте вечером, когда они уже устали и немного раздражены после сидения на четырех-пяти занятиях. Напротив, участники, не получившие подарка, участвуют в эксперименте днем, сразу после обеда. Теперь предположим, что результаты не показывают никаких различий между этими двумя группами с точки зрения оказания помощи. Значит ли это, что на готовность оказать помощь не влияет настроение? Возможно; но это также может отражать тот факт, что люди, которые участвовали в эксперименте вечером, были настолько уставшими и раздраженными, что маленького подарка было недостаточно, чтобы улучшить их настроение, или, по крайней мере, недостаточно, чтобы улучшить его до той степени, когда настроение влияет на готовность помогать другим людям. Таких проблем можно избежать, если люди, участвующие в исследовании и днем и вечером, одинаково распределяются по группам в соответствии с двумя условиями (с подарком, без подарка). Итак, как вы видите, решающее значением имеет тот факт, что все участники эксперимента имеют равные шансы попасть в ту или иную экспериментальную группу.

Второе условие можно сформулировать следующим образом: все факторы, которые могут повлиять на поведение участников, кроме независимой переменной, должны по возможности оставаться неизменными. Чтобы понять, почему это необходимо, рассмотрим, что бы произошло, если бы в исследовании зависимости между настроением и готовностью оказать помощь данные собирали два разных исследователя, значительно отличающиеся друг от друга по степени личной привлекательности. Более того, представим, что более привлекательный исследователь обеспечивает условие «с подарком», в то время как менее привлекательный — условие «без подарка». Теперь предположим, что результаты показывают большее желание помогать у тех участников, которые получили подарок. Какова причина этих результатов? Подарок? Высокая привлекательность исследователя? Обе причины? Очевидно, что в этой ситуации невозможно точно ответить на поставленный вопрос. В этом случае независимая переменная (получение небольшого подарка) смешивается с другой переменной — привлекательностью исследователя. Когда возникает такое смешение,оказывается невозможным определить причину различного воздействия условий эксперимента. В результате полученные

Как социальная психология собирает информацию 37

данные почти не поддаются интерпретации. (В нашем примере смешения можно было бы избежать, удостоверившись, что оба исследователя обеспечивают оба экспериментальных условия.)

Корреляционный метод

Ранее мы отмечали, что экспериментирование является более популярным методом исследования в социальной психологии (дальше мы увидим почему). Однако существует две причины, приводящие к тому, что использование экспериментов оказывается невозможным. Во-первых, в некоторых случаях экспериментатор просто не может контролировать систематическое изменение некоторых интересующих нас факторов. Например, представим, что исследователь утверждает, что политики, которые используют в своих выступлениях определенные методы убеждения, имеют больше шансов выиграть выборы, нежели те, кто их не использует. Очевидно, что было бы очень сложно убедить одну группу кандидатов использовать эти методы, а другую — воздержаться от их использования, для того чтобы исследователи могли определить, сколько кандидатов из каждой группы выиграют выборы.

Во-вторых, этические ограничения могут не позволить исследователю провести какую-то часть эксперимента. Другими словами, можно было бы изменить некоторые интересующие нас факторы, но это противоречило бы этическим нормам, принятым в научной среде или в обществе в целом. Предположим, что исследователь считает, что определенные факторы увеличивают вероятность насилия в интимных отношениях: например, просмотр большого числа фильмов, содержащих насилие такого рода. В этом случае, хотя исследователь может разработать способы, обеспечивающие проверку этой гипотезы, их использование будет неэтичным. Очевидно, что исследователи не имеют права помещать испытуемых в условия, которые могут увеличить шансы проявления по отношению к ним насилия. Конечно, ни один нравственный социальный психолог не решится на проведение подобного исследования, а тот, кто проведет такой эксперимент, подвергнется осуждению со стороны коллег.

Сталкиваясь с подобными проблемами, социальные психологи часто выбирают альтернативный метод исследования, известный как корреляционный метод.В рамках этого подхода исследователи не пытаются изменить одну или несколько переменных с целью наблюдать влияние этих изменений на другую переменную. Вместо этого они просто наблюдают естественно происходящие изменения инте-

38 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

ресующих их переменных, чтобы узнать, связаны ли изменения одной с изменениями в другой. Такие ассоциации называются корреляциями,и чем сильнее связь, тем выше корреляция. (Корреляции колеблются между -1,00 и +1,00, и чем больше удаление от 0, тем сильнее отношение между рассматриваемыми переменными.)

Чтобы проиллюстрировать корреляционный метод, давайте снова обратимся к нашему исследованию зависимости между настроением и готовностью оказать помощь. Исследователь, желающий проанализировать эту проблему с помощью корреляционного метода, может поступить следующим образом. Он может встать рядом с человеком, собирающим пожертвования на благотворительность, и просить прохожих оценивать их собственное настроение. Исследователь может просто спрашивать: «Как вы можете оцепить свое настроение по шкале от 1 до 7, где 1 — значит "грустный", а 7 — "счастливый"?» Если готовность оказать помощь связана с настроением, то можно обнаружить положительную корреляцию между настроением, о котором сообщили люди, вероятностью, что они сделают пожертвование, и суммой, которую они пожертвуют. Отметим, что в этом случае для определения наличия связи между переменными исследователь не пытается изменить настроение прохожих; он просто получает информацию о двух переменных — ощущаемым настроением прохожих и уровнем их щедрости.

Корреляционный метод имеет несколько преимуществ. С одной стороны, социальные психологи могут использовать его для исследования поведения в условиях реальной жизни. Полученные данные могут послужить основой для более качественных лабораторных исследований. С другой стороны, этот метод часто оказывается высокоэффективным и может предоставить большой объем интересных данных за короткое время. Более того, его можно расширить, включив в него множество различных переменных одновременно. Так, в примере, описанном выше, можно получить не только информацию о том, сделают ли люди пожертвования, но также об их поле и возрасте. С помощью статистической процедуры, называемой анализом регрессии,можно определить, насколько каждая из переменных связана с желанием — и, следовательно, предсказывает его — оказать помощь.

Однако, к сожалению, корреляционный метод имеет один большой недостаток: в противоположность экспериментированию, полученные таким путем данные почти всегда оказываются неоднозначными по отношению к ассоциациям «причина—результат». Тот факт, что изменения в одной переменной происходят вместе с изменения-

Как социальная психология собирает информацию 39

ми в другой, никак не гарантирует, что между ними существует причинная связь — что изменения в одной вызывают изменения в другой. Скорее одновременное увеличение или уменьшение двух переменных свидетельствует о том, что на обе переменные влияет третья. Например, у мужчин уменьшение годового дохода негативно влияет на количество волос на голове. Значит ли это, что благосостояние и облысение взаимосвязаны? Едва ли. Напротив, очевидно, что обе переменные зависят от третьего фактора — возраста. Чем больше возраст, тем меньше волос, в то время как опыт и зарплата обычно увеличиваются. Вероятно, этот ключевой момент в понимании корреляций можно лучше всего пояснить несколькими дополнительными примерами. Они приведены в табл. 1.1. Сможете ли вы определить третий фактор, который, возможно, лежит в основе отношений, показанных в таблице? (Варианты ответов приводятся.)

Таблица 1.1

Корреляция не подразумевает причинность:

несколько примеров

Все показанные здесь корреляции наблюдались в действительности. Однако ни одна из них не доказывает, что между двумя факторами есть причинно-следственная связь. Можете ли вы предложить наличие одного или нескольких дополнительных факторов, которые могли бы лежать в основе каждого приведенного здесь отношения? (Несколько возможных ответов приведены ниже.)
Наблюдаемая корреляция Возможная причина
Чем больше зарабатывают люди, тем меньше детей они обычно имеют. Чем больше население в городах, тем выше показатель преступности. Люди с большим размером ноги имеют более высокий IQ.  
Ответы 1. Чем больше люди зарабатывают, тем выше уровень их образования и тем более эффективные методы контроля над рождаемостью они обычно используют. Или: Чем больше люди зарабатывают, тем выше вероятность, что они могут позволить себе использовать дорогостоящие эффективные средства контроля над рождаемостью. 2. Чем больше население, тем больше бедных, а бедность связана с преступностью. Или: Чем больше население, тем больше людей находится на улицах, поэтому больше число потенциальных жертв. 3. Дети имеют меньший размер ноги, чем взрослые, и их IQ ниже.

I

40 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

Теперь ключевой момент корреляции должен быть для вас ясен. Существование даже сильной корреляции между двумя факторами не является точным указанием на существование причинно-следственной связи. Вывод об этом можно делать только при наличии дополнительных подтверждающих доказательств.

Проблемы интерпретации исследовательских данных и доверия к ним

Давайте вновь обратимся к уже знакомому нам исследовательскому вопросу: усиливает ли хорошее настроение готовность помогать окружающим? Предположим, что мы провели тщательный эксперимент и получили очень четкие результаты: участники, на которых было оказано воздействие с целью'поднятия их настроения, действительно предлагали больше помощи, чем те, кто не подвергался такому воздействию. Можем ли мы на основании этих результатов заключить, что наша гипотеза подтвердилась?

Очень заманчиво ответить «да», но социальные психологи придерживаются другого мнения. Они согласятся, что положено хорошее начало и что предварительные данные действительно согласуются с гипотезой. Однако прежде, чем сделать вывод о том, что гипотеза отражает истину— т. е. точно описывает социальный мир, они потребуют дополнительных доказательств. Социальные психологи захотят, чтобы идругие исследователи также подтвердили эти результаты в своих работах. Другими словами, они будут настаивать на том, чтобы данные, полученные в ходе первых исследований, были бы повторены(воспроизведены) снова и снова — предпочтительно в исследованиях, использующих широкий круг методов, различные оценки масштаба оказанной помощи, различные показатели настроения и с участием представителей различных социальных групп. Так, например, прежде чем принять гипотезу о том, что хорошее настроение усиливает готовность оказать помощь, они захотели бы убедиться, что эти данные повторяются не только в различных лабораторных исследованиях, но в «реальном мире» — в том, что социальные психологи обычно называют естественными условиями.

Здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой: очень редко результаты исследования определенного вида поведения дают полностью согласующиеся между собой данные. Гораздо чаще одни исследования подтверждают рассматриваемую гипотезу, в то время как другие не могут этого сделать. Почему это происходит? Частично из-за того, что разные исследователи используют разные методы. Например,

Как социальная психология собирает информацию 41

некоторые пытаются повысить настроение участников эксперимента, делая им небольшие подарки, в то время как другие стремятся достичь этой цели с помощью похвалы за их участие в работе. Возможно, что разные методы в различной степени улучшают настроение и что только тогда, когда настроение достигает какого-то определенного уровня, желание помогать окружающим усиливается. Это лишь один пример; существует множество других причин, по которым результаты исследования могут варьироваться от эксперимента к эксперименту. Какова бы ни была причина, такое несовпадение результатов ставит важные вопросы, которые должны быть рассмотрены.

Интерпретация разных результатов: роль синтеза исследований.Что делают социальные психологи, когда результаты различных исследований, проводимых для проверки одной и той же гипотезы, не согласуются? В недавнем прошлом они рассмотрели бы все полученные результаты и затем, опираясь на то, что лучше всего можно описать как инсайт и личное мнение, попытались бы прийти к некоторому заключения о значении этих разнообразных результатов. Другими словами, они попытались бы достаточно простым, неформальным способом определить, действительно ли большинство исследований, с которыми они ознакомились, показывали сходные результаты. Этот подход, использующий то, что иногда называют обзором литературы,очевидно, оставлял желать лучшего.

К счастью, в настоящее время существуют более совершенные способы справиться с подобной ситуацией — комбинирование результатов независимых исследований для того, чтобы сделать заключение о гипотезах, которые они призваны оцепить. Этот метод известен как синтез исследований:процедура систематического комбинирования результатов множества различных исследований, проводимая для того, чтобы оцепить направлениеи размервлияний независимых переменных в этих исследованиях.

Другими словами, после проведения соответствующего синтеза результатов исследований социальный психолог может сделать заключение о том, повлияла ли и насколько определенная переменная на интересующий его аспект социального поведения в ходе множества различных исследований. Поскольку этот тип исследования, также известный как метаанализ, опирается на математические процедуры, многие социальные психологи уверены, что его результаты более убедительны, чем те, что получены в неформальных литературных обзорах (например, Johnson & Eagly, в печати). Таким образом, синтез исследований является важным средством оценки результатов

42 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

социально-психологических исследований, а следовательно, понимания социального поведения и социального мышления.

Не только перепроверка: конвергентные операции в социальной психологии.Ранее мы отмечали, что простого факта повторения данных исследований — воспроизведения их в тех же условиях — не достаточно для того, чтобы преодолеть научный скептицизм. Перед тем как социальные психологи сочтут открытие обоснованным, им необходимо, чтобы те же результаты были получены в других условиях и при других обстоятельствах, которые, несмотря на отличие от первоначального контекста, были бы логически с ним связаны. Этот принцип известен как конвергентные операции(converging operations) и часто используется социальными психологами. Говоря кратко, он предполагает, что если определенная переменная влияет на некий аспект социального поведения, воздействуя на изучаемый психологический механизм (например, повышение настроения), то другие переменные, влияющие на тот же психологический механизм, должны вызывать такой же результат, даже если они кажутся отличными от первичной переменной.

Чтобы проиллюстрировать значение конвергентных операций, давайте снова обратимся к гипотезе о том, что люди в хорошем настроении больше склонны помогать окружающим, чем люди в нейтральном настроении. Предположим, что в первичных экспериментах, проводимых для проверки этой гипотезы, исследователи стремились поднять настроение некоторых участников, делая им небольшой подарок. До сих пор все хорошо. Но если эта гипотеза действительно точна, должно ли желание оказать помощь усилиться в ответ на любую переменную, которая повышает настроение людей? Другими словами, отношение «настроение — оказание помощи» не должно ограничиваться условием преподнесения небольшого подарка. Эта связь должна быть очевидной также в тех случаях, когда, например, участников хвалят за работу или показывают очень смешной комедийный фильм. Если данные исследования указывают, что это действительно так, то доверие к точности гипотезы возрастает.

Роль теории в социальной психологии

В течение многих лет наши студенты часто спрашивали: «Как социальные психологи придумывают такие интересные идеи для своих исследований?» Здесь нет простого ответа. Некоторые исследовательские проекты возникают из неформальных наблюдений за окружающим нас социальным миром. Социальные психологи обращают

Как социальная психология собирает информацию 43

внимание на некоторые странные аспекты социального поведения или социального мышления и планируют свои исследования таким образом, чтобы наиболее точно понять их природу. В других случаях идея для исследовательского проекта базируется на результатах более ранних исследований. Удачные эксперименты в социальной пси.-хологии не просто отвечают на вопросы — они также поднимают новые вопросы (Wegner, 1992). Однако важнейшей базой для возникновения исследовательских направлений в социальной психологии являются, вероятно, формальные теории.

Говоря простыми словами, теории олицетворяют стремление ученых ответить на вопрос почему? Теории предполагают попытки понять, почему определенные события или процессы происходят так, а не иначе. Теории выходят за рамки простых наблюдений или описаний аспектов социального поведения; они пытаются объяснить их. Развитие всеобъемлющих, тщательно разработанных теорий является первичной целью всех наук, и социальная психология не стала исключением (Schaller, Crandall, Stangor & Neuberg, 1995). Таким образом, большая часть исследований в нашей области связана с попытками создать, проверить и усовершенствовать теоретическую основу. Но что такое теории и как они используются в социально-психологических исследованиях?

Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе, что социальный психолог заинтересовался следующим вопросом: почему люди в хорошем настроении больше склонны помогать окружающим, чем люди в нейтральном настроении? Проанализировав существующую литературу, исследователь обнаруживает, что имеются несколько вероятных причин. Возможно, например, что люди в хорошем настроении хотят, чтобы «хорошее дело продолжалось», и, поскольку помощь другим обычно возбуждает в нас приятные чувства, они с охотой помогают другим. Следующая возможная причина состоит в том, что хорошее настроение заставляет людей позитивно думать о себе; и поскольку «хорошие люди» помогают другим людям, когда тем нужна помощь, этот фактор также может повлиять на усиление желания оказывать помощь, когда люди пребывают в хорошем настроении. Однако исследователь может также обнаружить некоторые данные, свидетельствующие о том, что такое влияние наблюдается только тогда, когда подразумеваемые усилия в оказании помощи не слишком велики.

Суммируя эти идеи, социальный психолог формулирует предварительную теорию: люди в хорошем настроении помогают другим,

44 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

чтобы поддерживать свое хорошее настроение и положительное представление о самих себе. Однако они будут поступать так только тогда, когда требующиеся от них усилия не слишком велики.

В таких областях науки, как физика и химия, теории часто формулируются в форме математических уравнений. В социальной психологии они обычно представляют собой вербальные утверждения или предположения, как это показано выше. Независимо от того, как сформулирована теория, она состоит из двух основных частей: 1) несколько основополагающих понятий (в этом примере настроение, оказание помощи, поддержание настроения, представление о самом себе, цена оказания помощи) и 2) утверждения, касающиеся отношений между этими понятиями («Люди в хорошем настроении пытаются сохранить его, оказывая помощь другим людям, когда цена усилий не слишком высока»).

Формулирование теории — это лишь первый шаг в долгом процессе; обычно за ним следуют следующие процедуры. Во-первых, на основании теории делаются предположения. Они формулируются в соответствии с основными принципами логики и известны как гипотезы. Например, одна гипотеза из теории, которую мы только что описали, будет такой: если люди в хорошем настроении могут поддерживать свое настроение каким-то другим образом, нежели оказанием помощи окружающим, и эта альтернатива требует меньших усилий, они будут не более склонны к оказанию помощи, чем люди в нейтральном настроении.

Затем гипотезы проверяются в реальных исследованиях. Если они подтверждаются, доверие к теории возрастает. Если же они не подтверждаются, доверие к теории уменьшается. Затем теория может быть изменена таким образом, чтобы можно было создать новые гипотезы. Они также подвергаются проверке, и процесс продолжается. Если модифицированные гипотезы подтверждаются, доверие к усовершенствованной теории возрастает; если они не подтверждаются, теория может изменяться вновь или в конце концов быть отвергнутой. Рисунок 1.5 суммирует этот процесс.

Подтверждающие доказательства, полученные в результате тщательного исследования, являются важнейим свидетельством истинности и возможности практического применения теорий, к какой бы научной области она ни принадлежала. Кроме того, удачные теории, а для ученых это означает полезность с точки зрения практического применения, характеризуются и другими чертами. Во-первых, они помогают организовывать и объяснять широкий круг полученных

Как социальная психология собирает информацию 45

Рис. 1.5. Теория: важная основа для исследования в социальной психологии

Когда теория сформулирована, предположения, возникающие на ее основе, проверяются в процессе исследовании. Если они подтверждаются, доверие к теории возрастает.

данных. Например, вышеописанная теория могла бы объяснить, почему люди в хорошем настроении больше склонны помогать другим в одних ситуациях (когда требуемые усилия невелики), но не очень склонны к этому в других ситуациях (когда требуемые усилия велики). Во-вторых, удачные теории могут быть распространены на более широкий круг явлений. Например, получившая признание теория, связанная с тем, как текущее настроение влияет на желание оказывать помощь, может в конечном счете заняться изучением влияния [и плохого настроения.

И напоследок еще два замечания: во-первых, теории никогда не являются окончательно доказанными. Наоборот, они всегда открыты для проверки и принимаются с большей или меньшей степенью доверия в зависимости от убедительности имеющихся доказательств. Во-вторых, исследование предпринимается не для того, чтобы доказать или проверить теорию: оно проводится для того, чтобы собрать доказательства, касающиеся теории. Если исследователь намеревается «доказать», что его излюбленная теория точна, это будет серьезным нарушением научного скептицизма!

46 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

Баланс между поиском знания и правами участников исследований

Социальные психологи, используя эксперимент и систематическое наблюдение, а также в своем стремлении к теоретическим обобщениям не отличаются от исследователей многих других областей. Однако один метод исследования в социальной психологии действительно уникален: обман.Этот метод подразумевает попытки исследователей умалчивать и скрывать информацию о целях исследования от участников эксперимента. Причина использования этой процедуры проста: многие социальные психологи считают, что если участники узнают истинную цель исследования, их поведение изменится. Тогда в результате исследования невозможно будет получить достоверную информацию.

Действительно, некоторые виды исследования требуют использования временного обмана. Например, представим себе, что в исследовании, проводимом с целью изучения влияния физической привлекательности на первое впечатление, участникам сообщили об этой цели. Будут ли они реагировать на очень привлекательного незнакомца иначе, чем в случае, когда они не владеют этой информацией? Возможно, теперь они постараются продемонстрировать, что на них внешность других людей не оказывает никакого влияния. В этом и во многих других случаях социальные психологи вынуждены прибегать в своих исследованиях к временному обману (Suls & Rosnow, 1998).

Однако использование обмана поднимает важные этические вопросы, которые нельзя игнорировать. Во-первых, разумеется, существует шанс, хотя и небольшой, что обман может нанести вред тому человеку, который подвергается этому обману (Baumrind, 1985). Людей могут расстраивать, тревожить используемые процедуры или собственная реакция на них. Например, во многих ранних исследованиях поведения, направленного на оказание помощи (тема, которую мы рассмотрим в главе 9), участники оказывались в инсценированной, но близкой к реальной, чрезвычайной ситуации. Например,



2015-11-27 777 Обсуждений (0)
Как социальная психология собирает информацию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как социальная психология собирает информацию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)