Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Невербальная коммуникация: язык без слов



2015-11-27 943 Обсуждений (0)
Невербальная коммуникация: язык без слов 0.00 из 5.00 0 оценок




Часто факторы или причины, носящие временный характер, оказывают сильное влияние на социальное поведение. Перемены настроения, эмоции, усталость, болезнь, прием лекарств — все может влиять на наши мысли и поведение. Например, большинство людей более склонны помогать окружающим, находясь в хорошем настроении, нежели когда они пребывают в плохом настроении (Baron & Bronfen, 1994). Точно так же люди чаще выходят из себя и набрасываются на других с упреками, будучи раздраженными, чем когда они находятся в хорошем расположении духа (Anderson, Anderson & Deuser, 1996).

Из-за того что подобные временные факторы часто оказывают большое влияние на социальное поведение и мышление, мы стремимся их изучить: нам хочется понять, как другие люди чувствуют себя в такие моменты. Как происходит процесс познания? Иногда мы действуем прямо: просто обращаемся к людям с вопросом. К сожалению, эта стратегия часто не приносит ожидаемых результатов, потому что окружающие не хотят или не могут продемонстрировать и объяснить нам свои чувства. В некоторых случаях они утаивают эту информацию или даже пытаются ввести нас в заблуждение относительно своих истинных чувств. Например, участники переговоров часто скрывают свою реакцию на предложения оппонентов, а продавцы обычно проявляют больше симпатии и дружелюбия по отношению к потенциальным клиентам, чем чувствуют на самом деле.

В таких ситуациях мы прибегаем к другому, менее открытому методу получения информации о реакции других людей: мы обращаем

56 Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей

особое внимание на их невербальное поведение — изменение выражения лица, контакт глаз, позы, движения тела и другие средства выражения. Как отмечал ДеПауло (DePaulo, 1992), такое поведение сравнительно трудно контролировать,так что даже если люди пытаются скрыть от нас свои внутренние переживания и истинные чувства, они часто «просачивается» разными путями через невербальные сигналы.

Для наглядности приведем следующий пример: Грегори и Вебстер (Gregory & Webster, 1996) изучали «Шоу Ларри Кинга» в течение периода с апреля 1992 по июль 1993-го и анализировали редко повторяющееся и трудно поддающееся контролю невербальное поведение хозяина и гостей. Исследователи обнаружили, что многие гости изменяли свою манеру речи так, чтобы она соответствовала стилю речи мистера Кинга, в других случаях мистер Кинг подстраивался под особенности речи своих гостей. В дальнейшем ученые просили студентов университета оценить социальный статус, влиятельность и авторитет гостей Кинга, а затем проанализировать, имеется ли связь между этими оценками и изменениями манеры речи. Как и ожидалось, Грегори и Вебстер обнаружили, что гости с низким социальным статусом, не имеющие веса в обществе (например, ушедшие в отставку политики, такие как Дэн Кайл и Джимми Картер), начинали подражать речи мистера Кинга. В свою очередь манера речи мистера Кинга изменялась в зависимости от «повышения» статуса и влиятельности гостя (например, Билла Клинтона, Росса Перо, Барбары Стрейзанд). Следовательно, манера речи может стать сигналом об относительном превосходстве одного из говорящих.

Таким образом, элементы невербального поведения выступают в качестве красноречивого языка без слов. Информация, которую несет невербальный сигнал, и наши интерпретации этого сигнала обычно описываются термином «невербальная коммуникация».Далее мы рассмотрим основные каналы невербальной коммуникации, а затем обратимся к некоторым любопытным данным об индивидуальных особенностях проявления людьми своих чувств — об индивидуальных различиях в эмоциональной экспрессивности(Kring, Smith & Neale, 1994).

Невербальная коммуникация: базовые каналы

Задумайтесь на минуту: ведете ли вы себя по-разному, когда находитесь в приподнятом настроении и когда чувствуете полное уныние? Почти наверняка так и есть. Люди обычно ведут себя по-разному в зависимости от переживаемого ими эмоционального состояния.

Невербальная коммуникация: язык без слов 57

Но все-таки как именно различия вашего внутреннего состояния — ваши эмоции, чувства и настроения — проявляются в вашем поведении? Этот ключевой вопрос исследования невербальной коммуникации обращает нас к теме базовых каналов этой коммуникации. Данные исследований показывают, что фактически информация о нашем внутреннем состоянии проявляется чаще всего пятью основными способами: через выражение лица, контакт глаз, движения тела, позы и прикосновения.

Снимая маску: выражения лица — ключ к пониманию эмоций других людей.Более двух тысяч лет назад римский оратор Цицерон произнес: «Лицо — зеркало души». Этим он хотел сказать, что чувства и эмоции человека часто отражаются на его лице, и их можно определить, «прочитав» эти особые выражения. Современные исследователи предполагают, что Цицерон и многие другие знатоки человеческого поведения были правы: действительно по выражению лица можно многое узнать о настроении и чувствах людей. Оказывается, уже с самого раннего детства шесть основных эмоций человека ясно проявляются на его лице: это гнев, страх, счастье, грусть, удивление и отвращение (Izard, 1991; Rozin, Lowry & Elbert, 1994). Дополнительные данные говорят о том, что к числу основных можно отнести еще одну эмоцию — презрение (например, Ekman & Heider, 1988). Поскольку, однако, эту эмоцию непросто определить вербально, нам сложно представить четкое соотношение между презрением и особым выражением лица. Зато сравнительно легко установить такое соотношение для других эмоций — например, между улыбкой и состоянием счастья (Rosenberg & Ekman, 1995).

Важно понять, что данные, касающиеся относительно небольшого числа базовых лицевых экспрессии, ни в коей мере не подразумевают ограниченной способности людей менять выражение лица. Напротив, эмоции проявляются в различных комбинациях (например, веселье с оттенком печали, удивление со страхом), каждая реакция может отличаться по уровню интенсивности. Таким образом, хотя существует лишь небольшое число основных тем мимических выражений, число комбинаций этих тем огромно (рис. 2.1).

Теперь обратимся к другому важному вопросу: действительно ли выражение лица отражает переживаемые человеком эмоции? Данные исследований подтверждают это мнение (например, Cacioppo и др., 1988). Например, в процессе исследований участников просили подвигать различными частями лица, чтобы изобразить конфигурацию, напоминающую определенное выражение. Им предлагали смор-

58 Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей

Рис. 2.1. Основные выражения лица

Подобные выражения лица дают ценную информацию об эмоциональном состоянии людей. Можете ли

вы определить эмоции, проявляющиеся на этих лицах? (Ответы: начиная с верхней левой картинки, по

часовой стрелке: отвращение, беспокойство, грусть, счастье, удивление, гнев.)

щить нос и открыть рот (выражение, напоминающее отвращение) или же наморщить лоб (как будто нахмуриться). Их не просили изображать счастье, гнев, страх и т. д., а просто двигать частями лица неким особым образом. Результаты показывают, что различные движения лица сопровождаются изменениями психологической активности. Например, выражение страха на лице сопровождается высокой частотой пульса и учащенным дыханием, в то время как выражение счастья связано с низкой частотой пульса и спокойным дыханием. Кроме того — и это ключевой момент — чем больше движения лица напоминают выражения, ассоциируемые с определенными эмоциями, тем чаще участники сообщают о переживании этих эмоций (например, Levenson, Ekman & Friesen, 1990; Levenson и др., 1992). Подобные примеры говорят о том, что действительно существует прямая связь между эмоциональным состоянием и определенными выражениями лица.

Универсальны ли выражения лица?Предположим, что вы посетили отдаленный уголок мира и познакомились с людьми, которые

Невербальная коммуникация: язык без слов 59

никогда раньше не встречали представителей чужой культуры. Будут ли выражения их лиц в различных ситуациях напоминать ваши собственные? Будут ли они улыбаться, когда случится что-нибудь приятное, хмуриться, когда что-то рассердит их, и так далее? Сможете ли вы распознать эти различные выражения так же легко, как если бы вы видели их на лицах людей, принадлежащих к вашей культуре? Данные исследований говорят о том, что в основном ответом на эти вопросы будет «да» — хотя мы должны отметить, что не все социальные психологи принимают этот вывод (например, Russell, 1994). Другими словами, люди, живущие в совершенно разных географических зонах, по-видимому, демонстрируют сходные выражения лица в сходных эмоционально-возбуждающих ситуациях, и эти выражения могут быть легко и, главное, правильно распознаны людьми, не принадлежащими к данной культурной группе (Ekman, 1989).

Несмотря на то что люди во всем мире демонстрируют в целом очень сходные выражения лица, в разных культурах существуют правила, часто противоречащие друг другу, касающиеся того, когда и как следует выражать разные эмоции (они известны как правила демонстрации{display rules)). Например, во многих азиатских странах считается невежливым открыто проявлять несогласие с человеком или неодобрение его слов и поступков. В европейской и североамериканской культурах, напротив, открытое несогласие или неодобрение считаются вполне допустимыми и выражаются во время переговоров, встреч и т. д. Точно так же во многих культурах считается невежливым открыто радоваться победе над оппонентом; по этой причине выражение радости в подобных ситуациях может подавляться (Friedman & Miller-Herringer, 1991). И все же, когда правила демонстрации не являются помехой, связь между эмоциями и выражением лица оказывается достаточно универсальной.

Сходные заключения были сделаны и в отношении возможности распознавания выражений лица: они также достаточно универсальны. Систематические исследования подтверждают, что, когда людям из совершенно разных стран показывают фотографии чужеземцев, изображающих гнев, страх, счастье, грусть, удивление и отвращение, они достаточно точно определяют переживаемые эмоции этих людей (например, Ekman, 1989). Таким образом, оказывается, что во всем мире улыбка действительно интерпретируется как признак счастья, нахмуренные брови — как признак гнева и т. д. (Rosenberg & Ekman, 1995).

Взгляды: контакт глаз как невербальный сигнал.Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, носящим очки с зеркальными лин-

60 Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей

зами? Если да, то вы понимаете, как это некомфортно. Поскольку вы не можете видеть глаз собеседника, вам трудно точно определить его реакцию. Отмечая важность смысловой нагрузки взглядов других людей, античные поэты часто описывали глаза как «окна души». Они верно подметили важную особенность: мы часто узнаем многое о чувствах человека по его глазам. Например, мы интерпретируем пристальные взгляды другого человека как знак симпатии или дружелюбия (Kleinke, 1986). Наоборот, если человек избегает контакта глазами, мы можем заключить, что он недружелюбен, мы ему не нравимся, или он просто застенчив (Zimbardo, 1977).

Вто время как высокий уровень зрительного контакта с другими людьми обычно интерпретируется как знак симпатии или положительных чувств, существует одно важное исключение из этого общего правила. Если человек смотрит на нас непрерывно и поддерживает этот контакт независимо от того, что мы делаем, то говорят, что он смотрит пристально.Пристальный взгляд часто интерпретируется как знак гнева или враждебности — как в выражении «холодный пристальный взгляд» — и большинство людей стараются свести к минимуму воздействие на себя этого особого невербального сигнала (Ellsworth & Carlsmith, 1973). Мы стараемся побыстрее прекратить общение с таким человеком и даже уйти. В свете приведенных данных становится очевидно, что пристальный взгляд — это одна из форм невербального поведения, которую во многих ситуациях следует использовать очень осторожно.

Язык тела: жесты, позы, движения.Выполните следующие простые упражнения.

Сначала вспомните какой-нибудь случай, который вас сильно разозлил — чем больше злобы он в вас вызвал, тем лучше. Подумайте о нем немного. Теперь попытайтесь вспомнить случай, который заставил вас грустить — и снова, чем более печальна история, тем лучше.

Сравните свое поведение в этих двух ситуациях. Изменялась ли ваша поза, или движения рук или ног по мере того, как ваши мысли переходили от одного события к другому? Вполне вероятно, что да, так как наше текущее настроение или эмоции часто отражаются на положении, позе и движениях нашего тела. В целом такое невербальное поведение называется языком тела,и оно также может давать нам полезную информацию о других людях. Большое число движений — особенно те, где одна часть тела делает что-то с другой частью (касание, трение, чесание) — предполагают эмоциональное возбуж-

Невербальная коммуникация: язык без слов 61

дение. Чем больше частота таких движений, тем выше уровень возбуждения или нервозности (Harrigan et al, 1991).

Формы движений, включающих все тело, также могут быть информативными. Такие фразы, как «она приняла угрожающую позу» и «он встретил ее с распростертыми объятиями», предполагают, что различные положения тела или позы могут указывать на разные эмоциональные реакции. Например танцоры балета, исполняющие роли тех, кто приносит беду, угрожает или извещает об опасности (например, Макбет, Ангел Смерти), принимают более угловатые позы и чаще движутся по диагонали, в то время как танцоры, исполняющие страстные или вызывающие сочувствие роли (например, Джульетта, Ромео), — обычно мягкие, округленные позы (Aronoff, Woike & Ну-man, 1992). Линн и Миньер (Lynn & Mynier, 1993) проводили исследование в оживленном ресторане; они просили официантов и официанток стоять либо прямо, либо склонившись к клиентам во время приема заказа. Линн и Миньер предположили, что наклон будет рассматриваться как знак дружелюбия, потому что в этой позе официант и клиент имеют более тесный контакт глаз и физически находятся ближе друг к другу. Согласно их ожиданиям, в результате официанты, которые принимали заказ склонившись, получат больше чаевых, чем те, кто этого не делал. Предположение оправдалось: независимо от пола официанты действительно получали больше чаевых, если наклонялись к клиентам.

И наконец мы должны добавить, что более специфическая информация о чувствах других людей обычно передается с помощью жестов. Жесты делятся на несколько категорий, но самыми важными, вероятно, являются эмблемы— телодвижения, несущие особую информацию в данной культуре. Например, в некоторых странах рука с вытянутым вверх большим пальцем является знаком «ОК». Точно так же зажимание носа большим и указательным пальцами указывает на недовольство или отвращение. Эмблемы значительно отличаются в разных культурах, но любое общество имеет по крайней мере несколько сигналов такого типа для приветствия, прощания, оскорбления и описания многих других физических состояний.

Прикосновение: самый интимный невербальный сигнал.Предположим, что в течение короткого разговора ваш собеседник дотрагивается до вас. Как вы отреагируете? Какую информацию выражает его действие? Ответ на оба вопроса: «Это зависит от...» И зависит это от нескольких факторов, связанных с тем, кем является касающийся вас человек (другом или незнакомцем, человеком вашего пола

62 Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей

или противоположного); какова природа этого физического контакта (краткий или долгий, мягкий или грубый, какой части тела коснулись); каков контекст происходящего (деловое или дружеское окружение, кабинет доктора). В зависимости от этих факторов прикосновение может означать любовь, сексуальный интерес, превосходство, заботу или даже агрессию. Несмотря на подобные сложности, имеющиеся данные указывают на то, что если прикосновение считается приемлемым, оно часто вызывает положительную реакцию (например, Smith, Gier & Willis, 1982). Этот факт подтверждается еще одним оригинальным исследованием, проведенным в ресторанах. Исследователи (Crusco & Wetzel, 1984) попросили официанток, работающих в двух разных ресторанах, вести себя при расчете с клиентами одним из трех способов: постараться не дотрагиваться до этих людей, слегка прикасаться к их руке либо задержать руку, прикоснувшись к их плечу. Размер чаевых, оставленных официантке, служил критерием оценки. Результаты были показательны: и легкое прикосновение к руке (примерно 0,5 секунды), и более длительное касание плеча (1,0-1,5 с) значительно увеличивали размер чаевых по сравнению с условием «не прикасаться». Согласно другим данным, прикосновение в безобидной, неугрожающей манере, по-видимому, вызывает у человека скорее положительную, чем отрицательную реакцию. Конечно, так бывает не всегда. Если прикосновение воспринимается как демонстрация социального статуса или власти или же происходит в том контексте, когда оно рассматривается как недопустимое, эта форма невербального поведения может вызвать беспокойство, гнев и другую негативную реакцию (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Прикосновение: потенциально опасный невербальный сигнал Прикосновение может передавать много разных посланий. Как вы думаете, что передается на левой

фотографии? А на правой?

Невербальная коммуникация: язык без слов 63

Индивидуальные различия при выражении эмоций

Вспомните всех людей, с которыми вы когда-либо встречались. Можете ли вы припомнить кого-то, кто щедро использовал жесты, совершал много телодвижений, чьи чувства легко бы читались на лице? И наоборот, можете ли вы вспомнить кого-нибудь, кто почти не использовал подобные невербальные сигналы? Вероятно, вам не составит труда вспомнить примеры того и другого рода, поскольку опыт свидетельствует, что люди сильно различаются по своей эмоциональной экспрессивности— готовности демонстрировать свои эмоции окружающим (Kring, Smith & Neale, 1994). В целом женщины более эмоционально открыты, чем мужчины. Люди, живущие в южных регионах, более экспрессивны, чем живущие в северном климате, а те, кто живет в странах Нового Света (например, США, Австралия), более экспрессивны, чем жители стран Старого Света (например, Германия, Шотландия; см. Pennebaker, Rime & Blankenship, 1996).

Играют ли эти различия какую-либо роль в социальном поведении? Данные исследований подтверждают это. Например, несколько лет назад Фридман и его коллеги (Friedman et al., 1980) проводили тест на эмоциональную экспрессивность среди нескольких сотен студентов университета. Затем студентам задавались вопросы об их личной жизни, например: «Вы когда-нибудь выступали с лекцией?», «Вас когда-нибудь избирали в управление какой-нибудь организации?» и «Вы когда-нибудь исполняли главную роль в спектакле?» Фридман и его коллеги предположили, что студенты, которые наберут много очков в тесте на экспрессивность, с большей вероятностью ответят положительно на эти вопросы, и результаты подтвердили это предсказание. В дополнительном исследовании та же группа исследователей связывала результаты теста на экспрессивность с достижением успеха в определенных занятиях. Они обнаружили, что врачи с высокими результатами в тесте на экспрессивность были более популярны у больных, чем врачи с низкой оценкой экспрессивности. Исследуя продавцов автомобилей, они обнаружили, что те, у кого оценка экспрессивности была высокой, действительно продавали больше машин!

Эмоциональная экспрессивность также связана с психологической адаптацией, но не в простой или прямой форме. По-видимому, решающим фактором здесь является не то, насколько высокую оценку экспрессивности получает человек, а то, насколько велико его переживание по поводу возможности или допустимости выражения сво-

64 Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей

их эмоций. Следовательно, люди, которые хотели бы выражать свои эмоции открыто, но не могут сделать этого, и люди, которые выражают свои эмоции открыто, но предпочли бы держать их при себе, имеют одинаково высокий уровень амбивалентности, или внутренней противоречивости. Те же, кто не испытывает таких чувств, напротив, имеют низкий уровень амбивалентности (King & Emmons, 1991). Данные исследований показывают, что в зависимости от уровня амбивалентности, связанной с выражением эмоций, люди могут испытывать различные психологические затруднения. Например, Кац и Кэмпбел (Katz & Campbell, 1994) обнаружили, что чем больше уровень амбивалентности, тем больший стресс переживают испытуемые, тем хуже их настроение и ниже психологическое самочувствие (больше вероятности возникновения депрессии). Эти данные указывают на то, что нет однозначно определяемого «преимущества» высокой или низкой экспрессивности: оба невербальных стиля могут иметь преимущества и недостатки, в зависимости от специфичного социального контекста, в котором они проявляются. Однако чем больше амбивалентность, испытываемая человеком по поводу реально допустимого выражения эмоций, тем больше вероятность того, что он столкнется с негативными последствиями.

Невербальные сигналы и обнаружение обмана

Согласитесь, грустно осознавать, что ложь стала неотъемлемой частью нашей жизни. Например, в одном исследовании (Kashy & De-Paulo, 1996) выяснилось, что студенты университета лгут примерно в трети всех случаев своих взаимоотношений с окружающими! Несмотря на то что люди иногда лгут, чтобы защитить достоинство своего собеседника, намного чаще ложь приносит выгоду самому лжецу ( рис. 2.3). Социальные психологи проводили множество исследований для того, чтобы проанализировать процесс «раскрытия обмана».Эти исследования опирались на тот факт, что существует множество различных каналов невербальной коммуникации и что практически невозможно использовать и контролировать все эти каналы одновременно — даже таким искусным лгунам, как продавцы и люди, ведущие переговоры (DePaulo, 1992). Например, если лжец основное внимание сосредоточит на контроле за выражением лица и контактом глаз, то ложь можно выявить по телодвижениям и позе или по таким невербальным аспектам речи, как тон голоса. В работах по раскрытию обмана был выделен ряд важных моментов, помогающих определить, лжет человек или нет.

Невербальная коммуникация: язык без слов 65

Рис.2.3. Раскрытие обмана

Часто ложь раскрывается потому, что потенциальная жертва владеет достаточной информацией, чтобы избежать обмана; в других, более трудных, случаях могут понадобиться невербальные сигналы.

• Признаком обмана могут быть быстроменяющиеся выражения лица, известные как микровыражения.Такие реакции длятся лишь долю секунды и появляются непосредственно после события, вызвавшего эмоцию. Их сложно подавить, и, наблюдая за ними, можно попытаться раскрыть истинные чувства и эмоции других людей (Ekman, 1985). Поэтому, когда у вас есть причины подозревать другого человека во лжи, скажите ему что-нибудь, что, как вы считаете, может удивить или огорчить его, а затем очень внимательно следите за его лицом. Если одно выражение быстро сменится другим, отличающимся от первого, это может означать, что вас пытаются обмануть.

• Вторым невербальным сигналом лжи является наличие межканальныхнесоответствий. Поскольку проявление эмоций трудно

3 Зак. 121

66 Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей

контролировать по всем каналам одновременно, несовместимость невербальных сигналов, передаваемых по разным каналам, может указывать на намерение обмануть вас. Например, подсудимая, давая показания, может контролировать выражение своего лица и сохранять высокий уровень контакта глазами с присяжными, но сделает такое телодвижение, которое раскроет высокий уровень испытываемого ею эмоционального возбуждения.

• Третий момент касается невербальных аспектов речи, которые иногда называются паралингвистическими.Когда люди лгут, высота их голоса часто повышается (Zuckerman, DePaulo & Rosenthal, 1981) и они начинают говорить медленнее и менее плавно. Они допускают больше исправленийв предложениях— начинают предложение, прерывают его, а затем начинают вновь.

• Четвертый невербальный показатель связан с контактом глазами. Часто люди, которые лгут, моргают с большей частотой, а зрачки их глаз более расширены, чем у людей, говорящих правду. Также они могут избегать контакта глазами или — что удивительно — значительно увеличивать длительность этого контакта, поскольку пытаются притворяться честными, глядя прямо в глаза собеседнику (Kleinke, 1986).

• Пятым и последним сигналом лжи является преувеличенное проявление эмоций, например слишком широкая улыбка или выражение глубокой печали, более эмоциональное, чем обычно требуется в данной ситуации.

Особое внимание к этим невербальным сигналам поможет вам определить, что человек лжет. В ряде исследований было показано, что люди, которые много улыбаются, привлекательны, имеют симметричные или детские черты лица с большими глазами, обычно воспринимаются как честные (Zebrowitz, Voinescu & Collins, 1996); например, человек, который улыбается, когда лжет, вызывает больше доверия, даже если тот, кому лгут, не верит в искренность улыбки (Zuckerman, DePaulo & Rosenthal, 1981). В подтверждение этих данных, другие исследования показывают лишь небольшую связь, или вообще ее отсутствие, между воспринимаемой честностью и действительной честностью (Zebrowitz и др., 1996). В разделе «Социальное разнообразие» обсуждается восприятие невербальных сигналов политиков в разных культурах. К анализу этих интерпретаций, или атрибуций, мы обратимся позже.

Атрибуция: понимание причин поведения других людей 67

Принципы интеграции

1. Невербальные сигналы часто несут ценную информацию о чувствах, настроении и эмоциях других людей.

2. Люди во всем мире легко распознают выражение лица других людей.

3. Невербальные сигналы играют важную роль во многих формах социального взаимодействия, включая межличностную привлекательность (глава 7), социальное влияние (глава 8), помощь и агрессию (глава 9), реакцию на болезнь (глава 11).



2015-11-27 943 Обсуждений (0)
Невербальная коммуникация: язык без слов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Невербальная коммуникация: язык без слов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)