Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постигая социальное поведение: введение



2015-11-27 569 Обсуждений (0)
Постигая социальное поведение: введение 0.00 из 5.00 0 оценок




Robert A. Baron, Donn Byrne, Blair T. Johnson

Exploring Social Psychology

Fourth edition

Allyn and Bacon

Р. Бэрон • Д. Бирн • Б. Джонсон

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

Е издание

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара

Киев ■ Харьков • Минск

ББК 88.95 УДК 316.6 Б97

Б97 Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн,

Б. Джонсон. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-318-00577-2

Предлагаемая книга — сжатое, но вместе с тем исчерпывающее изложение темы, дающее представление об основополагающих знаниях социальной психологии и отражающее текущее состояние науки. Живой язык, обзор широкого спектра социально-психологических и общепсихологических теорий и гипотез, богатство иллюстративного и экспериментального материала —■ несомненные достоинства данного учебного пособия. Оно дает четкое и ясное представление о степени интеграции и разнообразии областей социальной психологии. Книга адресована студентам, аспирантам факультетов и отделений психологии вузов, а также социологам, философам, конфликтологам, политологам, социальным работникам и педагогам.

ББК 88.95 УДК 316.6

© 1998, 1988, 1982, 1979 by Allyn and Bacon ISBN 0-205-27112-Х (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 ISBN 5-318-00577-2 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Оглавление

Введение ............................................. 8

Глава 1. Постигая социальное поведение: введение...........15

Социальная психология: рабочее определение.............18

Происхождение и развитие социальной психологии........25

Как социальная психология собирает информацию.........31

Особенности использования данной книги................48

Выводы и обзор ......................................51

Ключевые термины ...................................52

Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей........53

Невербальная коммуникация: язык без слов ..............55

Атрибуция: понимание причин поведения других людей .... 67 Формирование впечатлений и управление впечатлениями: комбинирование и использование социальной

информации.......................................81

Связи: интеграция социальной психологии ...............88

Выводы и обзор ......................................90

Ключевые термины ...................................92

Глава 3. Социальное познание: понимание социального мира... 93

Схемы и их влияние...................................95

Эвристика: разум выбирает кратчайшие пути.............100

Потенциальные источники ошибки: что мешает нам

рассуждать рационально............................106

Взаимодействие эмоций и познания ....................118

Природа эмоций: сравнение взглядов

и недавних открытий ..............................121

Связи между эмоциями и познанием:

интересные результаты.............................123

Связи: интеграция социальной психологии ..............129

Выводы и обзор .....................................130

Ключевые термины...................................133

Глава4. «Я»...........................................134

Я:компоненты личности..............................135

Самоконтроль и самоэффективность....................149

Пол как ключевой аспект личности.....................156

6 Оглавление

Связи: интеграция социальной психологии ..............170

Выводы и обзор .....................................172

Ключевые термины...................................173

Глава 5. Социальные установки: оценивая социальный мир. ... 174

Формирование социальных установок: как мы развиваем

собственные взгляды...............................177

Когда и как установки влияют на поведение? ............186

Убеждение: использование сообщений для изменения

социальных установок .............................195

Связи: интеграция социальной психологии ..............212

Выводы и обзор .....................................213

Ключевые термины...................................215

Глава 6. Предубеждение и дискриминация.................216

Природа предубеждения и дискриминации...............218

Истоки предубеждения: различные точки зрения .........225

Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы......239

Предубеждение, основанное на половых различиях:

его природа и влияние .............................246

Связи: интеграция социальной психологии ..............257

Выводы и обзор .....................................258

Ключевые термины...................................260

Глава 7. Межличностная аттракция: дружба, любовь

и взаимоотношения...................................261

Начальные факторы процесса аттракции ................262

Близкие взаимоотношения: друзья

и романтические партнеры..........................280

Супружеские отношения.....................'.........297

Связи: интеграция социальной психологии ..............305

Выводы и обзор .....................................307

Ключевые термины...................................309

Глава 8. Социальное влияние: изменение поведения других

людей..............................................310

Конформизм: влияние группы в действии ...............312

Уступчивость: иногда просить — значит получать.........328

Подчинение: социальное влияние по требованию .........337

Связи: интеграция социальной психологии ..............347

Выводы и обзор ......................................348

Ключевые термины...................................350

Оглавление 7

Глава 9. Оказание помощи и причинение вреда:

природа просоциального поведения и агрессии...........351

Природа просоциального поведения ....................353

Природа агрессии....................................369

Связи: интеграция социальной психологии ..............392

Выводы и обзор .....................................394

Ключевые термины...................................397

Глава 10. Группы и индивиды: последствия принадлежности. . . 398

Группы: их природа и функционирование.................399

Группы и выполнение задач ...........................406

Групповое принятие решений..........................416

Лидерство: схемы влияния внутри группы ...............426

Связи: интеграция социальной психологии ..............436

Выводы и обзор .....................................438

Ключевые термины...................................440

Глава 11. Применение социально-психологических Знаний

в сферах права, работы и здоровья......................441

Социальная психология и правосудие...................442

Социальная психология и работа.......................457

Социальная психология и здоровье .....................473

Связи: интеграция социальной психологии ..............491

Выводы и обзор.....................................493

Ключевые термины...................................495

Предметный указатель..................................496

Джессике, унаследовавшей оптимизм своего отца!

Р. А. Б. Кевину Синлстон Бирн, Робин Линн Бирн, Линдси Келли Бирн, Ребекке Бирн Келли — четырем моим

лучшим творениям.

ДБ.

Мэри Роуз, за блестящее преподавание искусства

социальной психологии.

Б. Т. Дж.

Введение

Социальная психология: интегрированный взгляд

Работая над четвертым изданием данной книги, мы обратили внимание на очевидную аналогию между поведением человека и отпечатками его пальцев. Отпечатки пальцев — неотъемлемая характеристика каждого человека, притом что двух идентичных отпечатков в мире не существует. Точно так же многие люди ведут себя порой практически одинаково, хотя в следующий момент они могут действовать совершенно по-разному. В процессе физического взаимодействия с окружающими предметами все люди оставляют отпечатки пальцев на их поверхности, обычно даже не замечая этого. Они часто производят неизгладимое впечатление на окружающих своими поступками и внешним видом, порой непреднамеренно.

При более близком знакомстве с данной книгой вы заметите «следы» предыдущих ее изданий, а также результаты наших попыток подать материал в максимально сжатой, но всеобъемлющей форме. Вместе с тем мы должны признать, что это издание — нечто большее, чем просто пересмотренный вариант предыдущих: оно является принципиально новым по сравнению с ними. Кроме того, оно имеет отнюдь не случайное сходство с самым последним изданием книги Бэ-рона и Бирна Social Psychology: работа над книгой, которую вы сейчас держите в руках, была завершена через 15 месяцев после выхода в свет восьмого издания Social Psychology. В результате чего прослеживается некоторое сходство в подаче материала в этих двух книгах, хотя данное издание отличается более сжатой формой изложения и включает сведения о новых социально-психологических исследованиях, проведенных за прошедший год и не вошедших в более подробную Social Psychology.

Введение 9

Изменения в содержании книги: отражение современных тенденций во взглядах на социальную психологию

При написании этой книги мы стремились создать сжатый, но вместе с тем исчерпывающий текст, отражающий текущее состояние науки и дающий представление об основополагающих знаниях социальной психологии. Поэтому по сравнению с третьим изданием, опубликованным 10 лет назад, мы многое изменили. На наш взгляд, одной из наиболее значимых тенденций последних лет было стремление науки к некоторой степени интеграции (объединению, связности и взаимному обогащению ее различных областей), которой социальной психологии недоставало с первых дней ее появления. Теории и принципы, разработанные в различных областях этой науки, все больше проникают друг в друга, а исследователи, ранее специализировавшиеся на различных темах, все больше сближаются со своими коллегами, работающими в других областях психологии.

Что является основой этого движения к интеграции? По-видимому, следует учитывать роль нескольких факторов. Первым, как мы полагаем, является атмосфера когерентности во всех областях науки. Границы между традиционными областями продолжают размываться, а объем исследований, требующих совместной работы ученых из различных областей, продолжает расти. Социальная психология как научная дисциплина подверглась влиянию этих тенденций и в результате пришла к значительной внутренней интеграции.

Другим фактором является быстрый прогресс социальной психологии, наблюдавшийся в последние шесть десятилетий. В течение этого времени с поразительной четкостью проявились основные принципы социального поведения и социального мышления. Более того, по сравнению с положением, господствовавшим в прошлом, многие из этих принципов стали применяться чаще и к большему числу различных ситуаций, а также ко многим формам социального взаимодействия. Таким образом, они помогли связать ранее обособленные зоны нашей науки.

И наконец, социальные психологи попытались, и не без успеха, проанализировать, являются ли их принципы в равной степени применимыми к объяснению поведения представителей культурно и этнически различных групп. Во многих случаях принадлежность к этим группам не имеет отношения к поведению, но иногда эта взаимосвязь прослеживается. Мы объединили эти два обособленных кри-

10 Введение

терпя, чтобы показать степень интеграции и разнообразие областей социальной психологии.

Интеграция: принципы и понятия, используемые одновременно в нескольких областях науки

Поскольку мы рассматриваем быстрое движение к интеграции как очень важный для социальной психологии факт, мы приложили максимум усилий, чтобы представить его в этой книге соответствующим образом. Фактически мы сделали интеграциюосновной темой четвертого издания. Для того чтобы сфокусировать внимание на внутренних связях, мы включили в это издание специальные приложения трех типов.

1. Принципы интеграции.В каждой главе мы освещаем основные принципы интеграции социальной психологии — принципы, сформулированные в результате специфических исследований, но применимые ко многим различным областям нашей науки. Называя каждый принцип,мы привлекаем внимание читателя и к другим темам нашей книги, с которыми данный принцип также связан. (Смотрите примеры из книги.)

2. Связи: интеграция социальной психологии.Для того чтобы проиллюстрировать связь исследований одной области социальной психологии с исследованиями в другой ее области, непосредственно за текстом глав следуют специальные таблицы, озаглавленные «Связи: интеграция социальной психологии». Эти таблицы указывают на соотношение тем, раскрытых в текущей главе, с темами других глав. Таблицы выполняют две основные функции. Во-первых, они представляют некий глобальный обзор, напоминая читателям о темах, уже освещенных в книге. Во-вторых, они подчеркивают тот факт, что многие аспекты социального поведения и социального мышления тесно взаимосвязаны — они не существуют в изоляции друг от друга. (Например, возвращение к главе 2-й от 11-й.)

3. Размышления о связях.За каждой таблицей «Связи» излагается материал, который мы рассматриваем как дополнительный, но крайне важный: это вопросы, призванные побудить читателя задуматься о связях, описанных в предшествующей таблице. Вопросы, названные «Размышления о связях», фокусируют внимание

Введение 11

читателя на особом типе связи между различными аспектами социального поведения и социального мышления. Другими словами, они еще раз подчеркивают важность интеграции внутри нашей науки. (Например, возвращение к главе 2-й от 11-й.)

Все вместе «Принципы интеграции», таблицы «Связи» и вопросы «Размышления о связях» помогают нам передать суть социальной психологии как интегрированной науки с множеством связей между различными областями ее исследований.

Социальное разнообразие: критический анализ

В настоящее время важной тенденцией внутри социальной психологии является возрастающее значение межкультурного аспекта. Этот аспект касается различий между этническими группами внутри определенного общества или различий между разными культурами. В нашей книге мы попытались уделить особое внимание исследованию этого вопроса. В частности, в каждую главу мы включили специальный раздел, названный «Социальное разнообразие: критический анализ». В этих разделах ключевые аспекты социального поведения и мышления, тесно связанные с содержанием главы, рассматриваются с точки зрения разнообразия культур. Несколько примеров.

• Культурные различия в отношении к весу (глава 4).

• Как возрастные стереотипы в разных культурах влияют на сохранение памяти в старости (глава 6). »

• Любовь и близость: индивидуалистическая или коллективистская точка зрения (глава 7).

• Половые различия в социальном влиянии: скорее кажущиеся, чем реальные (глава 8).

• Различия в понятии «культура чести» в разных районах Соединенных Штатов Америки (глава 9).

• Как жители Азии и Америки реагируют на болезнь (глава 11).

Важно отметить, что мы объединили многие темы, ранее рассматривавшиеся в специальных разделах. Это также согласуется с нашим интересом к возрастающей интеграции как внутри науки в целом, так и между ее областями. Результатом проведенных нами изменений стало уменьшение количества специальных разделов и, как мы полагаем, менее «тяжеловесная» структура книги.

12 Введение

Изменения в содержании: отражение результатов последних исследований

В дополнение к основным изменениям, упомянутым выше, мы попытались идти в ногу с прогрессом и описать новые направления исследований. В результате в книгу вошли многие темы, не затрагивавшиеся в ее третьем издании, такие как:

• как взаимосвязаны форма лица и восприятие честности;

• типы поведения, которые люди пытаются объяснить;

• контрфактические размышления (размышления о том, что могло бы быть);

• автоматически возникающие результаты социальных суждений и поведения;

• плюралистическое невежество (ошибки в восприятии мнения групп);

• нейропсихологический взгляд на эмоции;

• мотивы самооценки;

• автоматическое изменение личности, основанное на примерах из окружения;

» влияют ли мысли о смерти на социальные суждения;

• принципы эволюционной социальной цсихологии: их связь с различными типами поведения;

• генетическое влияние на социальные установки;

• влияние мотивов защиты, точности и создания впечатления на обработку информации;

• влияние формы сообщений на их восприятие;

• «ошибка предельной атрибуции» при суждении о человеке на основании его принадлежности к какой-либо группе;

• роль эмоций и чувств в создании стереотипов;

• роль ориентации на социальное превосходство в ситуациях, связанных с работой;

• как необходимость быть точным влияет на подчинение ложным мнениям группы;

• культурное влияние на социальное подчинение;

• влияние давления группы на мнение человека;

• роль эмиатии в процессе оказания помощи заклейменным людям;

Введение 13

• роль восприимчивости к нуждам других людей при сексуальной агрессии;

• культурные различия в агрессии.

Преемственность:

что осталось без изменения

Как мы уже отметили выше, в содержании четвертого издания действительно много нового. При этом мы сохранили несколько важных особенностей и аспектов предыдущих изданий. Во-первых, мы попытались быть эклектичными, точными и современными, насколько это возможно, в нашем изложении социальной психологии. Мы осознаем, что наша задача заключается в объективном описании современного состояния этой науки, без привнесения наших собственных мнений или интересов.

Во-вторых, как и в предыдущем издании, мы попытались изложить в книге наиболее значительные принципы нашей науки, сохраняя при этом краткость повествования. Эта особенность книги должна привлечь к ней внимание преподавателей, потому что книгу можно использовать как дополнительное внеклассное чтение, либо тех, кто считает, что более сжатая форма изложения больше подходит для студентов или людей, не располагающих свободным временем.

В-третьих, стиль написания и изложения остался без изменений. Как и раньше, мы стремились к ясности, то там, то тут, смягченной юмором. Исследования показывают, что нечаянная улыбка может оказать огромную помощь в процессе обучения (как и во многих других ситуациях), поэтому мы сохранили юмор как основу нашего подхода к изложению материала.

Признательность

В подготовке четвертого издания нашей книги нам оказывали помощь многие трудолюбивые, талантливые люди. Наша первая благодарность за замечательное искусство оформителей мы выносим дизайнерской компании Нэйли Джонсона; старшие дизайнеры Хэйли А. Джонсон и Ричард Войнтон, ассистент по производству Жерар д'Амур, и ассистент-исследователь Пипен д'Амур прекрасно справились с работой, передав в графике сущность социальной психологии. Мы также хотим поблагодарить Кэролин О. Меррилл, нашего редактора в издательстве Allyn and Bacon, за ее советы и поддержку в ходе написания этой книги.

14 Введение

ч

Наша особая признательность — компании Omegatype Typography за редакцию рукописи и дизайн завершенной книги.

Мы выражаем благодарность Эми Голдмахер за помощь в координировании нашей работы. И наконец, Джорджу И. Шриру из Государственного коллежда в Плимуте за подготовку превосходного учебника для преподавателей и Тому Джэксону из Государственного университета Ft. Hayes за подготовку обширного банка тестов.

Всем этим выдающимся людям — наше сердечное «спасибо»!

Заключительный комментарий

Мы надеемся, что вы, наши коллеги и читатели, найдете изменения в четвертом издании полезными для себя. Мы не жалели сил, работая над новым изданием. Хотя сейчас, как и раньше, мы уверены, что нам еще есть над чем работать. Следовательно, мы были бы очень признательны, если бы вы поделились с нами своими впечатлениями и замечаниями. Мы уделяем большое внимание обратной связи и всегда считаем ее полезной.' Поэтому без колебаний посылайте нам свои комментарии и предложения настолько часто, насколько хотите и считаете возможным.

Blair Т. Johnson

Department of Psychology 430 Huntington Hall Syracuse University Syracuse, NY 132442-340 Phone: 315/4433-087 Fax: 315/4434-085 E-mail: [email protected]

Donn Byrne

Department of Psychology

University at Albany, SUNY

Albany, NY 12222

Phone: 518/4424-827

Fax: 518/4424-867

E-mail: [email protected]

Наш сайт в Интернете:http://web.syr.edu/~bjohnson

Robert A. Baron

315 Lally

Rensselaer Polytechnic Institute

Troy, NY 121803-590

Phone: 518/2762-864

Fax: 518/2768-661

E-mail: [email protected]

Постигая социальное поведение: введение

• Почему люди влюбляются или перестают любить? Что способствует продолжению или прекращению отношений?

• Действительно ли первое впечатление так важно, как думают многие? Если это так, что нужно делать, чтобы убедиться, что вы на самом деле производите на окружающих хорошее впечатление?

• Действительно ли некоторым людям суждено стать лидерами просто потому, что они обладают особыми чертами характера? Что делает некоторых лидеров харизматическими: что дает им удивительную способность осуществлять контроль над своими последователями?

• Является ли агрессия врожденной частью человеческой природы и можно ли ее уменьшить? Почему в одних обществах намного больше жестокости, чем в других?

• Как лучше всего влиять на других людей - изменяя их отношение или их поведение? Почему мы способны вполне успешно и довольно долго сопротивляться попыткам в чем-то убедить нас?

Если вы когда-нибудь задавали себе подобные вопросы, добро пожаловать: наша книга — то, что вам нужно. Эти вопросы, как и сотни им подобных, формируют ядро социальной психологии — области, которую вы собираетесь изучать.

Социальная психология — это отрасль психологии, которая, как свидетельствует ее название, сосредоточивает свое внимание на социальном поведении:она изучает то, как люди влияют друг на друга и что

16 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

они думают о других. Это означает, что любая форма социального поведения или социального мышления, включая даже столь необычные, как показано на рис. 1.1, оказывается в пределах ее интересов. Поскольку окружающие нас люди и наши отношения с ними являются очень важной частью нашей жизни, мы уверены, что социальная психология также очень важна. Мы бы даже не возражали против утверждения, что во многих отношениях социальная психология является для нас центральной частью психологии в целом. В конце концов, неужели наука, изучающая все: от любви, сотрудничества и по-

Рис. 1.1. Социальное поведение: фокус социальной психологии

Как показано в этом комиксе, социальное поведение чрезвычайно сильно варьирует

по форме и часто бывает очень удивительным!

Глава 1. Постигая социальное поведение: введение 17

мощи, с одной стороны, до предубеждений, конфликтов и жестокости, с другой стороны, не является действительно важной?

«Хорошо, — можем мы услышать от вас, — социальное поведение — это интересно, кто же спорит? Но можете ли вы мне сказать о нем что-нибудь такое, чего я еще не знаю? В конце концов, я всю свою жизнь общаюсь с другими людьми». Наш ответ на этот вопрос касается сущности современной социальной психологии — ее фундаментальной природы, если хотите. И в этом отношении существует два ключевых момента.

1. Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накопленной мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Рассмотрим, например, следующую пару хорошо известных выражений: «Разлука усиливает любовь» и «С глаз долой, из сердца вон». Могут ли они оба быть истиной, и если да, то почему? Здравый смысл часто ставит нас перед такими дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека.

2. Если это так, рассуждают социальные психологи, почему бы не использовать научные методы, чтобы получить ответы на извечные вопросы о социальной стороне человеческой жизни? Эти методы работали очень хорошо, помогая нам понимать другие аспекты человеческого поведения, например как работает память и как можно облегчить психические расстройства (депрессию и т. п.); так почему бы не применить их и к социальному поведению?

Социальные психологи работали в рамках этой научной схемы с первых дней появления данной области, и результаты были, как мы видим, очень впечатляющими. С помощью систематического исследования социальные психологи обнаружили массу интересной и полезной информации практически обо всех аспектах социального поведения человека. Однако, перед тем как обратиться к этому ценнейшему материалу, имеет смысл поговорить о происхождении, природе и методах социальной психологии. Почему это важно? Потому, что данные психологических исследований указывают на то, что люди намного лучше понимают, запоминают и используют новую информацию, если сначала им предлагают схему ее организации. Именно в этом и состоит задача вводной главы: предоставить вам схемы для интерпретации и понимания социальной психологии. Итак, мы используем оставшуюся часть этой главы для выполнения трех предварительных задач.

18 Глава 1. Постигая социальное поведение: введение

Во-первых, мы дадим более четкое и полное определениесоциальной психологии. Каждая область науки имеет ряд основных исходных положений, и для нас важно распознать их и сделать явными. Это поможет вам понять, почему социальная психология выбрала определенные темы для интенсивного изучения и почему изучение проводилось именно так, а не иначе.

Во-вторых, мы дадим краткий обзор историисоциальной психологии — как она возникла, как развивалась и на какой стадии находится сейчас. Никакая научная деятельность не происходит изолированно: наоборот, она опирается на предшествующие ей работы. Социальная психология не является исключением, поэтому знание истории данной области может помочь вам понять суть исследований, которые проводят социальные психологи в настоящее время.

И наконец, мы рассмотрим некоторые методы, используемые социальными психологами в процессе поиска ответов на вопросы о социальном поведении. Знание этих методов исследованияпоможет вам осознать и критически оценить дальнейшие дискуссии об отдельных исследовательских проектах, а также понять, как были получены сведения и сделаны выводы, о которых мы рассказываем в этой книге.



2015-11-27 569 Обсуждений (0)
Постигая социальное поведение: введение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постигая социальное поведение: введение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)