Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ



2015-11-27 898 Обсуждений (0)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




В главе рассматриваются основные принципы построения и функционирования институциональной структуры ЕС: единство, сбалансированность, субсидиарность и пропорциональность. Раскрываются их роль и значение в условиях построения правового сообщества

Основные принципы институциональной структуры изначально оказались в центре внимания при построении Европейских Сообществ. Порядок формирования и внутренняя организация институтов, их место и роль в системе, круг полномочий и порядок их осуществления получили закрепление в учредительных договорах и специальных нормативных актах, изданных в их развитие. Среди последних особо важное место занимают внутренние регламенты, структурирующие и регламентирующие деятельность каждого из институтов.

Первый опыт формирования институтов был получен с образованием Европейского объединения угля и стали. Центральная роль в ЕОУС была отведена наднациональному по своей природе институту в лице Высшего руководящего органа. Однако в рамках ЕЭС и Евратома, образованных на основе Римских договоров 1957 г., структура институтов претерпела существенные изменения. Согласно этим договорам институтами Сообщества провозглашались Совет, Комиссия, Парламентская ассамблея и Суд. Главным институтом, наделенным правом принятия решений, стал Совет. С появлением трех Сообществ

1 С 1992 г. именуется «Европейское Сообщество».


140 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

сразу же были объединены такие институты, как Суд и Парламент, а в 1965 г. на основе Договора о слиянии и для всех трех Сообществ созданы единый Совет и единая Комиссия.

ЕЕА добавил к числу институтов Счетную палату. Этим же актом подтверждены существование и деятельность Европейского совета. Договор о ЕС, закрепивший создание Союза, предусмотрел функционирование единой институциональной структуры Сообществ и Союза. Отныне одни и те же институты могли выступать в двух ипостасях. В зависимости от выполняемых функций они действовали либо в качестве институтов Сообществ, либо в качестве институтов Союза. В этих случаях их статус и объем полномочий были неодинаковы. Каждый новый учредительный договор — Амстердамский 1997 г. и Ниццский 2001 г. — вносил определенные изменения в статус и порядок функционирования институтов. Один из наглядных примеров таких изменений дает предусмотренная Ниццским договором реформа судебной системы. Институтом ЕС фактически выступает судебная система ЕС, или суд в широком смысле слова (Cour de justice, Court of justice). Эта система включала Суд ЕС, выполняющий функции верховного, кассационного и конституционного суда; Суд первой инстанции, обретающий статус самостоятельного судебного органа, и специализированные судебные палаты при СПИ.

Дальнейшую реформу институциональной структуры предусматривала Конституция для Европы. Она включала в число институтов Европейский совет и уточняла его полномочия. Из перечня институтов исключалась Счетная палата, менялся порядок принятия решений в Совете, пересматривались состав и структура ЕК, расширялись полномочия Парламента и вводилась в действие парламентская законодательная процедура. Уточнялась судебная система ЕС.

Структура институтов ЕС основывается на некоторых общих началах и принципах. Они определяют их место, роль и назна^ чение в реализации задач и целей интеграции. Европейские интеграционные образования квалифицируются учредительными договорами в качестве правовых сообществ. Они образуют в совокупности пространство свободы, демократии и законности. Соответственно, институты ЕС должны строиться и функционировать согласно этим целям. Первым важнейшим принципом конструирования механизма ЕС становится приоритетность


Глава 9. Общие принципы институциональной системы 141

правовых предписаний и следование нормам европейского права. Учредительные договоры одной из главных целей интеграции и деятельности ее институтов провозглашают необходимость упрочения правового достояния Союза, которое охватывается (единой) общей формулой acquis communautaire. Опора на это правовое достояние должна служить обеспечению «эффективности механизмов и институтов Сообществ» (ст. 2 Договора о ЕС).

Вторым важнейшим принципом построения механизма ЕС является единство и целостность институтов ЕС. Проблема единства институтов возникла еще в 50-е гг. XX в., когда на основе учредительных договоров создавались самостоятельные институциональные системы в рамках каждого из Сообществ. Последующее объединение институтов, осуществленное на основе Договора 1965 г., привело к их слиянию и утверждению организационно единой системы'для всех трех Сообществ. Однако при номинально единых институтах их правовые основания и компетенция оставались различными в зависимости от того, выполняли ли они функции ЕОУС или Европейских Сообществ. В еще большей степени проблему осложнило создание Союза. Договор о ЕС наделял институты Сообществ статусом институтов Союза. Однако ив этом случае правовые основы их деятельности, а соответственно полномочия и компетенция весьма существенно различались в зависимости от того, действовали ли они в рамках Сообществ или ЕС.

Договоры, учредившие Сообщества, в целом определяли статус институтов в рамках Сообществ, их конкретную компетенцию, порядок формирования и принятия решений. Те же институты, функционируя в рамках Союза, обладали иным статусом, иным объемом полномочий. Их решения принимались и реализовались в ином порядке. Таким образом, предусмотренные договорами институты, имеющие одинаковое наименование, различались по своему статусу и роли в системе в зависимости от того, являлись ли они институтами Сообществ или институтами Союза. Проблема возможных коллизий решалась в основном на политическом уровне. Это находило выражение в том, что основные ориентиры деятельности всех институтов определял Европейский совет. И хотя акты этого органа не являются юридически обязательными, на практике директивы, указания и рекомендации Европейского совета становятся тем


142 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

основным политическим стержнем, который позволяет объединить и направить в единое русло деятельность институтов. Поэтому при изучении конкретных институтов, их статуса, порядка деятельности и принятия решений необходимо различать, в каком именно качестве действовал тот или иной институт. Ликвидация существующих правовых различий и достижение реального единства связаны прежде всего с ликвидацией различий в правовом режиме составных частей Союза. Лиссабонский договор ликвидировал систему трех опор, наделил Союз статусом юридического лица, полномочия которого будет осуществлять единая система институтов Союза.

Третий важнейший принцип конструирования механизма ЕС обеспечение сбалансированности институтов и органов межнационального (межгосударственного) и наднационального характера. К числу органов межнационального сотрудничества относятся Европейский совет и Совет ЕС. Они состоят из официальных представителей государств-членов и действуют по их уполномочию. Межнациональные по своей природе органы и институты обеспечивают, с одной стороны, согласование национальных интересов в ходе европейского строительства, с другой — принятие и реализацию таких нормативных предписаний, которые, отвечая интересам европейской интеграции, не ущемляли бы интересы отдельных государств-членов. Характерно, что чем более чувствительные сферы национальных интересов затрагиваются в процессе интеграции, тем в большей степени эти полномочия сосредотачиваются в руках именно межнациональных органов. Достаточно показательна в этом отношении деятельность, осуществляемая в рамках ОВПБи ОПБО.Основные полномочия по ее выработке и реализации сосредоточены в руках Европейского совета и Совета ЕС.

Наднациональными по своей юридической природе являются такие институты, как ЕК, Европейский парламент, Суд ЕС и ЕЦБ. Все названные институты формально независимы от государств-членов. Даже в тех случаях, когда национальные государства сами выдвигают лиц, входящих в состав этих органов (Комиссия, Суд), независимость кандидата считается одним из непременных условий назначения. Даже партийные группы в Европарламенте формируются на политической, а не на национальной основе. В своей деятельности все эти органы обязаны


Глава 9. Общие принципы институциональной системы 143

руководствоваться интересами и правовыми предписаниями интеграционных образований. Государства-члены обязаны воздерживаться от дачи указаний и направления инструкций своим гражданам, занятым в наднациональных органах. Регламентар-ные акты устанавливают ряд правил, призванных гарантировать эту независимость, начиная от принесения соответствующей присяги и кончая досрочным прекращением полномочий. Конечно, на практике независимость носит в значительной мере условный характер. Достаточно указать, что возможность повторного занятия должности судьи или члена Комиссии в большой степени зависит от решения национальных властей. Тем не менее статус соответствующего органа, объем и порядок осуществления им своих полномочий должны способствовать утверждению принципа сбалансированности институтов (например, Совет принимает решение, а его проект разрабатывается и вносится Комиссией, которая обеспечивает его исполнение).

Принцип сбалансированности предполагает, однако, не только распределение полномочий или компетенции между теми или иными институтами, создавая подобие системы сдер-жек и противовесов. Важнейшее значение имеет сотрудничество между ними. Практика подтверждает, что эффективность принятия и осуществления решений во многом зависит от взаимодействия органов и институтов наднационального и межнационального характера.

Четвертый принцип, которому уделяется особое внимание при построении и деятельности институтов ЕС, — это принцип пропорциональности и субсидиарности. Он закреплен непосредственно в учредительных договорах, а также в специальном Протоколе о принципе пропорциональности и субсидиарности, который приложен к Амстердамскому договору 1997 г. Показательно, что этот Протокол в редакции 2007 г. прилагается также и к тексту ДР. Принцип пропорциональности имеет два существенно важных аспекта. Во-первых, согласно этому принципу ЕС должен осуществлять свои полномочия для достижения тех целей и задач, которые перед ним стоят и которые закреплены в учредительных договорах. Второй важнейший аспект заключается в том, что каждый из институтов ЕС обязан действовать строго в пределах своей компетенции, определяемой учредительными актами и нормами вторичного


144 Часть 11. Институциональная структура Европейского Союза

права. Нарушение компетенции является безусловным основанием для признания ничтожности принятого акта.

Принцип субсидиарности, который неразрывно связан с принципом пропорциональности, позволяет решать другую не менее важную проблему. Практически его назначение — обеспечить большую гибкость решения проблем, возникающих в процессе европейской интеграции. Принцип субсидиарности применяется только вне сферы исключительного ведения Союза. Суть его состоит в том, что в тех случаях, когда решение той или иной проблемы с большим успехом может быть достигнуто на уровне национальных государств-членов, интеграционные объединения должны воздержаться от вмешательства в решение возникших проблем. И напротив, в тех случаях, когда та или иная проблема более эффективно, с большим успехом может быть решена на уровне ЕС и практически непосильна для отдельных государств-членов, ее решение должно быть передано на уровень европейских интеграционных образований. Применяемая в этом случае процедура зависит от того, о какой именно области деятельности ЕС идет речь.

В ходе практического функционирования институционального механизма были выработаны и закреплены еще ряд принципов. К ним относится, например, коллегиальность в обсуждении и принятии решений, особенно если речь идет о мерах законодательного порядка. Общая тенденция, наблюдаемая в целом ряде сфер ведения ЕС, состоит в постепенном переходе к принятию ответственных решений квалифицированным большинством голосов. Расширяется, хотя и очень медленно и далеко не всегда последовательно, применение принципа большей открытости и прозрачности в принятии решений. Закрепляется требование мотивирования принимаемых решений. Активизируется участие в принятии решений и осуществлении контрольных полномочий со стороны представительных органов. Все это свидетельствует о некотором расширении демократических начал в формировании и функционировании институтов ЕС.

Вместе с тем на сегодняшний день степень бюрократизации аппарата, находящегося в ведении институтов ЕС, и прежде всего ЕК, остается чрезвычайно высокой. В работе этого аппарата еще существует немало сбоев и упущений, а сам аппарат нередко работает в условиях закрытости, строгой секретности и недопущения представителей общественности к контролю за


 

Глава 10. Европейский совет

его деятельностью. Критическое отношение к «евробюрокра-тии» весьма широко распространено в общественном мнении стран — членов ЕС. С этим связано зачастую неприятие многих инициатив «со стороны Брюсселя» и определенный скептицизм по отношению к ЕС.

 


2015-11-27 898 Обсуждений (0)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (898)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)