Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура Европейской комиссии



2015-11-27 1163 Обсуждений (0)
Структура Европейской комиссии 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура Комиссии в решающей степени обусловлена ее местом и ролью в институциональной системе ЕС и кругом решаемых ею задач. Соответственно, структура Комиссии приспособлена в значительной мере к осуществлению тех функций


и полномочий, которые диктуются необходимостью выполнения возложенных на нее полномочий во имя достижения целей ЕС.

Комиссия состоит из Председателя, заместителей председателя и членов ЕК. Ни учредительные акты, ни акты вторичного права не содержат постановлений, детально регламентирующих структуру ЕК. Непосредственно в учредительных документах говорится о Председателе Комиссии, порядке его назначения и полномочиях, замещении поста Председателя в случае вакансии, о возможности и порядке назначения заместителей Председателя ЕК и о праве Председателя ЕК распределять полномочия между членами Комиссии. Эти постановления свидетельствуют о заметном возрастании роли Председателя и закреплении его особого статуса непосредственно в учредительных актах. Показательно, что первоначально, с созданием Европейских Сообществ, нормативное закрепление особого положения Председателя полностью отсутствовало. Его влияние на ход дел определялось не столько занимаемой должностью, столько личным авторитетом. Нередко пост Председателя занимали видные политические деятели, оставившие значительный след в развитии европейской интеграции и функционировании интеграционных образований. Так, первым Председателем Высшего руководящего органа ЕОУС (предтечи ЕК) был один из главных архитекторов европейской интеграции Жан Монне.

. Постановления, относящиеся к статусу Председателя, появляются в ДЕС и детализируются в Амстердамском договоре 1997 г. Дальнейшее заметное развитие наметившаяся тенденция получила в Ниццском договоре 2001 г., затем была закреплена в Лиссабонском договоре. Изменения весьма значительны. Во-первых, Председатель выступает в роли политического руководителя ЕК. Он определяет основные направления ее деятельности, формулирует те политические ориентиры, которым должны следовать в своей работе члены ЕК.

Во-вторых, Председатель становится иерархическим главой Г!К. Отныне именно он назначает заместителей Председателя1 (до этого они избирались ЕК) и распределяет обязанности между членами ЕК. Последнее полномочие Председателя имеет весьма существенное значение. В прошлом, как правило, рас-

1 Исключение составляет Высокий представитель по ОИПБ, однако его ндидатура согласовывается с Председателем Комиссии.


170 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза


Глава 12. Европейская комиссия



 


пределение портфелей между членами ЕК являлось предметом острых споров, компромиссов и соглашений между государствами-членами, Конечно, воздействие и влияние государств-членов сохраняется и в настоящее время, однако все большая роль должна принадлежать именно Председателю Комиссии. Если напомнить, что уже на стадии формирования утвержденный кандидат в Председатели участвует в формировании персонального состава ЕК, то это, конечно, подтверждает признание за его главой действенной иерархической власти.

Наконец, в-третьих, Председателю принадлежит право структурирования ЕК. Ни в одном из учредительных актов и даже во внутреннем регламенте ЕК не указывается на то, какие именно подразделения, выступающие как бы в качестве аналога министерств в национальных правительствах, должны быть созданы в обязательном порядке в рамках ЕК. Конечно, в этой области действуют неписаные правила и принципы, однако конкретный перечень, закрепленный в правовых актах, отсутствует. Каждое государство-член сохраняет на данном этапе право предложить одного из своих граждан в состав Комиссии. Новая Комиссия, созданная после парламентских выборов 2004 г., включала 27 членов. Полномочия нынешнего состава Комиссии охватывают период с 2009 по 2014 г.1

Основной блок комиссариатов образуют те из них, которые заняты экономическими вопросами. Вторую по численности группу образуют комиссариаты, ведающие решением административных вопросов и внешними сношениями. И наконец, еще одна группа комиссариатов ведает социальными вопросами и вопросами занятости, образования, культуры, здравоохранения, защиты прав потребителей. Следует отметить, что многие комиссариаты относятся к той или иной категории достаточно условно, потому что могут решать одновременно и

1 Структурные подразделения, образованные в рамках Комиссии, обычно включают: комиссариаты, ведающие следующими вопросами: административной реформой; отношениями с Европейским парламентом, а равно вопросами транспорта и энергетики; конкуренцией; сельским хозяйством и рыболовством; производством и построением информационного общества; внутренним рынком; научными исследованиями; экономикой и финансами; развитием и оказанием гуманитарной помощи; внешними сношениями; торговлей; здравоохранением и защитой прав потребителей; региональными проблемами, а также межправительственными конференциями; образованием и культурой; подготовкой и осуществлением бюджета; окружающей средой; юстицией и внутренними делами; занятостью и социальными проблемами.


экономические, и социальные вопросы или вопросы экономического развития и культурного строительства. Это находит отражение в том, что некоторые из комиссариатов объединяют как бы разнопорядковые элементы, что позволяет по мере расширения численного состава Комиссии такого рода комиссариаты разделить на более узко специализированные. В ведении каждого из членов ЕК находятся соответствующие их профилю генеральные директораты и приравненные к ним службы. В этом аппарате занято 38 тыс. служащих.

Каждый из комиссариатов имеет свой внутренний аппарат. Во-первых, это кабинет комиссара во главе с директором, включающий различного рода экспертов и иной чиновный люд, который играет важную роль в качестве связующего звена между членом Комиссии и теми административными департаментами, которыми он руководит. Кроме того, при каждом члене ЕК помимо его личного кабинета могут функционировать те или иные специализированные службы, которые формируются за счет откомандирования чиновников или экспертов, работающих в различных генеральных директоратах, прежде всего тех, которыми ведает данный член ЕК. Поскольку кабинет каждого комиссара — это его личный штаб, в его состав могут также включаться лица, отобранные самим членом ЕК, не обязательно состоящие на ЕГС. Каждый комиссар несет прямую ответственность за подбор своих сотрудников, отвечает за их поведение и компетентность (в связи с этим можно напомнить, что ставшая достоянием общественности информация о назначении личного дантиста члена Комиссии Эдит Крессон в состав ее кабинета послужила толчком к серии скандальных разоблачений, приведших к отставке ЕК в 1999 г.).

Помимо нормативных постановлений, регулирующих структуру ЕК, существуют также сложившаяся административная практика и обыкновения, которые сказываются на практическом функционировании ЕК и ее подразделений. В частности, в рамках Комиссии возможно создание различных специализированных групп для обсуждения и подготовки соответствующих решений, которые могут включать ряд заинтересованных членов ЕК. Сложилась также практика неформальных встреч между членами ЕК, в ходе которых обсуждаются предварительные решения и решаются вопросы, которые не удалось согласовать на уровне административных служб.


172 Часть П. Институциональная структура Европейского Союза


Глава 12. Европейская комиссия



 


12.3. Организация работы и процедура принятия решений

Процедурные вопросы регулируются внутренним регламентом, который принимает сама Комиссия. Заседания ЕК созываются ее Председателем. Как правило, они проводятся еженедельно, обычно по средам. При необходимости Председатель может собрать чрезвычайное заседание. Все члены ЕК обязаны присутствовать на ее заседаниях. В случае если кто-либо из членов ЕК по тем или иным причинам не может участвовать в заседании, он заблаговременно информирует Председателя. Постановления ЕК принимаются большинством голосов ее членов. В соответствии со ст. 7 внутреннего регламента кворум для принятия решения ЕК составляет присутствие большинства членов.

Только ЕК в целом, действующая на основе принципа коллегиальности, может выносить юридически обязательные решения. Член ЕК собственной распорядительной властью не обладает, и для того, чтобы его предложение или проект были оформлены в виде обязательного решения, он должен представить соответствующее досье на рассмотрение ЕК в целом. Важное юридическое последствие такого порядка состоит в том, что ЕК несет коллективную ответственность за принимаемые ею решения. Иначе говоря, решения ЕК являются коллективными, даже если кто-то из ее членов возражал против такого решения. Суд Европейских Сообществ в постановлении по делу «АКЗО против Европейской комиссии», вынесенном в 1985 г., подтвердил, что принцип коллегиальности влечет положение, согласно которому «все члены коллегии коллективно ответственны в политическом плане за всю совокупность при-ня1ы\ решений».

Тем не менее практика знает ряд исключений из установленной процедуры. Таковы, в частности, две процедуры, которые применимы практически вне рамок официальных заседаний коллегии в целом. Это, во-первых, так называемая письменная процедура и, во-вторых, принятие решений по уполномочию ЕК. В соответствии с письменной процедурой соглашение, принимающее форму решения, может быть констатировано путем выдвижения кем-либо из членов ЕК или группой членов ЕК предложения, которое получает общую поддержку других членов ЕК. В том случае, если это предложе-


ние не вызвало никаких возражений и получило общее согласие, оно оформляется в виде решения ЕК. Такое согласие также подразумевается в том случае, если внесенное предложение или проект в течение определенного срока не встретили никаких возражений или поправок со стороны других членов ЕК.

Нередко применяется также специальная процедура, в силу которой члены ЕК или руководители административных служб могут наделяться полномочиями по принятию решений от имени ЕК. Согласно внутреннему регламенту процедура уполномочия не должна наносить ущерб принципу коллегиальности и может применяться только при условии строгого ограничения рамок уполномочия и четкости самого решения. Работа ЕК носит весьма закрытый характер. Внутренние документы и дебаты ЕК не подлежат разглашению и не публикуются, а сами сведения о работе ЕК носят конфиденциальный характер.

Подготовка документов и проектов, вносимых на обсуждение и утверждение ЕК, осуществляется двумя видами органов. Это генеральные директораты и группа общих служб, которые фактически действуют на правах генеральных директоратов. Таковы, например, Объединенный исследовательский центр, Управление по вопросам гуманитарной помощи, Европейское управление по борьбе с мошенничеством и ряд других.

Не менее важную роль в организации работы ЕК и процедуре подготовки и осуществления решений играет Генеральный секретарь и возглавляемый им секретариат. Ему принадлежат полномочия по осуществлению координационных функций и окончательной подготовке досье, выносимых на рассмотрение ЕК. Глава секретариата принимает участие в заседаниях ЕК, обеспечивает ведение протоколов, которые подписывает совместно с Председателем. Практически именно Генеральный секретарь осуществляет надзор за подготовкой и согласованием предлагаемых решений и докладывает об их готовности Председателю в целях включения в повестку дня заседаний ЕК.

Другая группа служб, обеспечивающих подготовку решений, — это кабинеты, создаваемые каждым из членов ЕК. Через посредство кабинета указания и инструкции курирующего комиссара доводятся до сведения генеральных директоратов и общих служб, находящихся в его ведении.

К внутреннему регламенту ЕК приложен Кодекс надлежащего осуществления административных функций персоналом ЕК. Этот документ определяет как общие начала и критерии


174 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

---------------------------------------------------------------------

надлежащей деятельности администрации ЕК, так и ее взаимоотношения с другими службами и общественностью.

В Кодексе содержится требование мотивации принимаемых администрацией решений. Это особенно важно в тех случаях, когда подобные решения не устраивают заинтересованные стороны и могут служить основанием для принесения жалоб в судебном порядке. Важно также и то, что при мотивировании решений администрацией должны быть указаны пути и возможности обжалования принятого решения как в административном, так и в судебном порядке.

Далеко не все решения ЕК публикуются в «Официальном вестнике Европейского Союза». Значительная часть, если не большинство решений нотифицируются, т. е. сообщаются только ограниченному числу официальных или заинтересованных лиц.

Исполнение решений, принимаемых ЕК, является задачей как администрации, так и самих государств-членов. Обязательства, установленные учредительными договорами о лояльном сотрудничестве, требуют исполнения решений, особенно принимаемых в форме нормативных правовых актов, всеми субъектами права ЕС, т. е. государствами-членами, институтами ЕС, а равно физическими и юридическими лицами, находящимися под юрисдикцией государств-членов. Практика свидетельствует о том, что значительная часть исков, предъявляемых ЕК, связана с неисполнением (или недолжным исполнением) обязательств государствами-членами.



2015-11-27 1163 Обсуждений (0)
Структура Европейской комиссии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура Европейской комиссии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)