Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статус Европейского совета



2015-11-27 499 Обсуждений (0)
Статус Европейского совета 0.00 из 5.00 0 оценок




Одно из важнейших изменений в институциональной системе ЕС — наделение Европейского совета статусом института Союза.

Европейский совет — высший орган политического руководства ЕС. Его статус и назначение определены непосредственно в учредительном договоре. Согласно ст. 4 Договора о ЕС «Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет для него общие политические ориентиры». Европейский совет можно квалифицировать как верховную инстанцию Союза. Он не только принимает решения, ориентирующие развитие Союза, но и разрешает возникающие политические коллизии, в частности между институтами или если решение не было найдено в рамках Совета. Показательна в этом отношении формула, содержавшаяся в ст. 40а Ниццского договора, относящаяся к концепции продвинутого сотрудничества. В ней записано, что член Совета может потребовать передачи спорного вопроса в Европейский совет как высшую инстанцию1. Конечно, речь здесь идет скорее о политическом арбитраже, но использованная формула тем не менее весьма показательна. Особенно если принять во внимание трансформацию статуса Европейского совета в соответствий с ДР.

См.: Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза.


146 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза


Глава 10. Европейский совет



 


Весьма важны структурные изменения. Главное из них — учреждение поста Постоянного председателя Европейского совета. Он избирается членами Европейского совета сроком на два с половиной года с правом однократного переизбрания. Избранным считается кандидат, получивший поддержку квалифицированного большинства голосов. Пост Постоянного председателя не совместим с национальным мандатом. Возможна также досрочная вакансия поста главы Европейского совета. Она имеет место как в силу естественных причин, так и в том случае, если констатируются серьезные упущения в его деятельности. На основе договорных текстов трудно, конечно, судить о реальной роли Постоянного председателя. Тем не менее его уже до ведения в силу Лиссабонского договора стали именовать в литературе главой ЕС. Политическая борьба, развернувшаяся вокруг замещения этого высокого поста, свидетельствует о том, насколько важное значение ему придают государства — члены ЕС.

Полномочия Постоянного председателя определены в учредительном договоре в самой общей форме. Он собирает два раза в семестр очередные сессии Европейского совета. Возможен также созыв внеочередных сессий по инициативе как Председателя, так и государств-членов. Глава Совета председательствует на его заседаниях. Он обеспечивает их подготовку, при этом важно, что эта функция в действительности может иметь очень большое значение для организации работы Европейского совета, поскольку достижение консенсуса при принятии его решений в значительной мере будет зависеть от активности и способностей Постоянного председателя.

Выборы этого высокого должностного лица ЕС состоялись в ноябре 2009 г. Они были закрытыми, хотя позиции отдельных государств и круг кандидатов были определены заранее. В итоге победу одержал представитель Бельгии, занимавший ранее пост премьер-министра этой страны. Пока главной его заслугой посчитали умение находить компромиссные решения по спорным вопросам.

С учетом изменений, предусмотренных Договором о реформе, можно определить состав этого высшего политического органа ЕС. В него входят Постоянный председатель, главы государств и (или) правительств государств — членов ЕС, являющиеся либо носителями исполнительной власти, либо возглавляющие исполнительную ветвь власти. В состав Европейского совета входит также председатель ЕК. Евросовет решает сам, могут ли сопро-


вождать главу государства или правительства министр, ответственный за внешнюю политику или ведающий в составе правительства вопросами ЕС. В работе Европейского совета участвует также Высокий представитель по ИДПБ.

Решение о проведении периодических встреч глав государств и (или) правительств членов Европейских Сообществ было официализировано в 1974 г. на саммите в г. Фонтенбло (Франция). Руководители шести государств-членов решили встречаться не менее трех раз в год для обсуждения наиболее важных вопросов развития Сообществ. Регулярность проведения таких встреч мотивировалась прежде всего необходимостью координации и согласования внешнеполитических усилий, поскольку вопросы внешней политики находились за пределами ведения Сообществ. Решение саммита формально не носило юридически обязательного характера. Принимаемое на основе консенсуса, оно лишь сообщалось в коммюнике о встрече. Такая процедура была использована для придания саммиту особого статуса, исключавшего его инкорпорацию в систему институтов, предусмотренных учредительными актами. Офи-циализация статуса периодических встреч руководителей государств — членов Сообществ и председателя Комиссии была осуществлена в 1986 г. путем включения соответствующего постановления в ЕЕА. Формула ЕЕА была повторена и несколько расширена в Договоре о Европейском Союзе и воспроизведена в консолидированном тексте. Современный статус Европейского совета регулируется положениями ст. 15 ДЕС.

Решения Европейского совета — это формально-юридически обязывающие акты. Однако пока они скорее напоминают директивные указания, которым должны следовать и которыми должны руководствоваться в своей практической деятельности правительства государств-членов и институты ЕС.

Реальные полномочия Европейского совета могут быть определены не столько на базе нормативных текстов, сколько в результате анализа практики его деятельности. Опыт подтверждает, что в рамках Европейского совета принимаются все наиболее важные политические решения по чрезвычайно широкому спектру вопросов. Это относится ко всем сферам ведения Союза. Европейский совет решает вопросы, связанные с переходом к тому или иному этапу развития, принимает решения, необходимые для разработки и введения новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций, рассматри-


148 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза


Глава 10. Европейский совет



 


вает и одобряет (или не одобряет) намечаемые программы развития, решает вопросы, связанные с приемом новых членов, определяет общие ориентиры экономического, социального и финансового развития Союза, осуществляет верховное руководство общей внешней политикой и политикой безопасности, а также общей политикой безопасности и обороны. Именно на уровне Европейского совета принимаются все важнейшие решения по проблемам преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса, разразившегося в 2008 г. Практически Европейский совет может принять к своему рассмотрению любой существенно важный вопрос жизнедеятельности и эволюции Союза. Этому, в частности, способствует формула, согласно которой на рассмотрение Европейского совета передаются все спорные проблемы, возникшие на ином уровне, в том числе на уровне Совета ЕС. Не препятствуют такому порядку строгие правила соблюдения каждым из институтов закрепленной за ним компетенции. Применительно к Европейскому совету она определяется не предметом, а значимостью решаемой проблемы.



2015-11-27 499 Обсуждений (0)
Статус Европейского совета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статус Европейского совета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)