Особенности публичных дискуссий
Подлинно демократические общества прошлого и настоящего всегда вырабатывали традиции публичных обсуждений и широко практиковали их для принятия согласованных решений по всем По мнению американцев, именно практика самого широкого публичного обсуждения острых общественных проблем позволила Америке разрешить острейшие расовые проблемы в 50-60-х гг. XX в., решить проблему неравенства оплаты труда мужчин и женщин, а также резко сократить (на 40%) число курящих американцев. Публичное демократическое обсуждение различных проблем является важнейшим условием самого существования демократического общества, основой его каждодневного функционирования, гарантией общественного одобрения любого важного решения, затрагивающего интересы всего общества или какой-либо его части. Общественное обсуждение - гарантия от неправильных решений, ущемляющих интересы отдельных слоев общества, групп населения. Для современной России необходимость широкого публичного обсуждения общественно значимых проблем также является несомненным фактом. Однако надо признать, что в современном российском обществе практически полностью отсутствует традиция и практика демократического всестороннего публичного обсуждения представляющих общественный интерес проблем в коллективах, дискуссионных клубах, учебных заведениях и в целом на уровне рядовых граждан. Отсутствуют опыт таких обсуждений, общепринятые правила проведения таких мероприятий, единые требования к регламенту выступлений и ответам на вопросы, распределению ролей участников обсуждения и др. Нет традиции соблюдения регламента всеми участниками таких дискуссий независимо от должностного положения, нет опыта уважительного задавания вопросов и ответов на заданные вопросы по существу, нет традиции неукоснительного соблюдения этических и риторических норм ведения дискуссии. Необходимо отметить, что публичные дискуссии на разных уровнях и по разным вопросам с соблюдением цивилизованных риторических норм и процедур должны стать неотъемлемой частью жизни нашего общества.
Дискуссия(лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы, это публичный спор на установление истины. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. У дискуссии, как особого вида спора, есть свои правила. Л.Г. Павлова выделяет следующие. Всякая дискуссия будет успешной лишь в том случае, если четко выделен её предмет, то есть «то, на что направлена мысль, что составляет её содержание или на что направлено какое-нибудь действие» (С.И. Ожегов). Предмет дискуссии – это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления разных мнений. Если в дискуссии не будет четко выделен предмет обсуждения, то человек может оказаться в положении карася-идеалиста из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Карась рассуждает о добре и зле, о мировой гармонии, о прогрессе, но не знает самых элементарных вещей, что такое уха, кто такие щуки: - А тебе видно. Не все равно, каким способом в уху попасть? - В какую такую уху? – удивлялся карась. - Ах, прах тебя побери! Карасем зовется, а об ухе не слыхал! Необходимым условием эффективности дискуссии является определенность позиций, взглядов его участников. Очень точно сказал об этом замечательный композитор Д.Б. Кабалевский: «Если мой собеседник не насилует мою мысль, вызывает меня на размышление и даже на спор – это отлично. Но при этом я хочу видеть у своего собеседника его собственную позицию, ясную и принципиальную…». Если в ходе обсуждения спорной проблемы точка зрения оппонента выражена нечетко, с ним трудно вести дискуссию. Знание данных правил позволит специалисту обеспечить плодотворное ведение дискуссии, помня о том, что каждый человек имеет право высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1309)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |