Тема 2. Эволюция науки управления
I. Задания для самостоятельной работы 1. Законспектировать материалы по теме «Древняя практика – новая наука» [2] (стр. 64-67). 2. Рассмотреть основные подходы к управлению: с позиции выделения различных школ, процессный, системный, ситуационный. 3. Рассмотреть принципы производительности Х. Эмерсона. 4. Изучить возможности использования количественных методов в управлении. 5. Уяснить основы системного подхода в управленческой теории и практике. 6. Рассмотреть особенности российского менеджмента и формирование практической концепции менеджмента в России. 7. Изучить особенности зарубежного опыта менеджмента. 8. Дать анализ периодизации менеджмента и выразить свое отношение к проблемам менеджмента и подходам к их решению.
Подготовить обоснованные письменные ответы на следующие ситуации. Ситуация 1. Вашему вниманию предлагается две наиболее распространенные и известные точки зрения на менеджмент как науку. Внимательно прочитайте и обоснуйте приведенные утверждения: - теория менеджмента не имеет своих объективных законов, так как все знания об управлении включаются в состав «управленческих аспектов разных наук» или в состав «конкретных наук об управлении». - теорию менеджмента невозможно было бы создать только за счет синтеза знаний других наук, так как в управлении есть нечто, чего нет и не может быть у составляющих это знание наук. Постановка задачи. 1.Какую точку зрения вы считаете правильной? Существует ли такая самостоятельная наука, как менеджмент? 2.Что отличает предмет менеджмента от предмета «управленческих аспектов разных наук» и «конкретных наук об управлении»? 3.Каковы составляющие менеджмента как науки? 4.Какова роль менеджмента в современных рыночных условиях? Ситуация 2. Вам предлагается рассмотреть две наиболее распространенные точки зрения на вклад различных научных школ в теорию менеджмента: - все действующие научные школы образуют монистическую, единую, общепринятую и законченную модель теории менеджмента; - создать такую теорию менеджмента невозможно, но нужно учитывать и использовать рациональное содержание позиций всех существующих школ. Постановка задачи. 1.Какую точку зрения вы считаете правильной? 2.Опытный, преуспевающий менеджер часто любит повторять: «У меня своя концепция управления!». Согласны ли вы с этим утверждением? 3. Из каких элементов известных теорий менеджмента вы планируете составить индивидуальную концепцию управления организацией и персоналом.
II. План семинарского занятия Семинар 1 по теме 2«Эволюция науки управления» 1.История управленческой мысли и возникновения научного менеджмента. 2.Классическое направление в менеджменте. 3.Школа человеческих отношений в менеджменте. Семинар 2 по теме 2 «Эволюция науки управления» 1.Системный подход к управлению. 2. Ситуационный подход к управлению. Концепции стратегического управления. Количественные теории управления. 3.Научные взгляды на управление в России.
III. Рекомендации по выполнению заданий И подготовке к семинарскому занятию Материал по истории науки и практики управления рекомендуется изучать по направлениям, «школам» и концепциям менеджмента. Важно учесть, что новые взгляды на проблемы управления производством возникают не стихийно, а вследствие изменений в общественном производстве, экономических отношениях и социальной среде. Эволюция взглядов на управление тесным образом связана с открытиями и изобретениями в области техники и технологии, использованием новых источников энергии, новыми сферами человеческой деятельности, расширением международных связей и т.д. Конспектирование темы «Древняя практика – новая наука» требует акцентировать внимание на истории развития организации и управления и отличиях современной организации по сравнению со «старой» организацией. При уяснении различных подходов к управлению следует определить предметные области каждого подхода и причины его возникновения. При подготовке доклада, содержащего основные проблемные области российского менеджмента, необходимо сравнить их с аналогичными показателями наиболее успешно развивающихся стран. Закономерности системного характера необходимо применить к анализу примера реально действующей системы. При подготовке к семинарскому занятию необходимо самостоятельно изучить отличия основных наиболее эффективно действующих систем управления – японской и американской и возможности применения зарубежного опыта в России. IV. Рекомендуемая литература Основная литература 1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005. 2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005. Дополнительная литература 1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003. 2.Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984. 3.Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Попурри, 2005. 4.Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1999. Тема 3. Организация
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1454)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |