ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ГАЗОВОМ ТОПЛИВЕ
Перечень работ ТО и TP ГБА, работающих на СНГ и КПГ, имеет много общего. Вместе с тем техническая эксплуатация автомобилей, переоборудованных для работы на компримированном газе, требует большего внимания из-за высокого давления в баллонах, равного 20 МПа. При эксплуатации ГБА должны иметь:
При отрицательных температурах пуск двигателя на газе
Заправка ГБА сжиженным газом производится на Работы по ТО и TP ГБА
Основные неисправности ГБА связаны
Основные отказы и неисправности редуктора высокого давления (РВД)
Отказы газового клапана связаны
Работоспособность редуктора низкого давления (РНД)
При длительной работе автомобилей на газообразном топливе встречаются уже характерные для этих автомобилей неисправности в бензиновой топливной системе. К ним относятся:
Для обеспечения безопасной и надежной работы ГБА в процессе эксплуатации для них предусмотрены дополнительные операции технического обслуживания.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) осмотром проверяют
При первом техническом обслуживании (ТО-1) кроме работ, выполняемых при ЕО, дополнительно
При втором техническом обслуживании (ТО-2) кроме работ, выполняемых при ЕО и ТО-1, проверяют
При сезонном обслуживании (СО)
Текущий ремонт элементов газового оборудования
3.8 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Аккумуляторная батарея На автомобиль устанавливается аккумуляторная батарея типа 6СТ-55 или 6СТ-55АЗ. Аккумуляторная батарея 6СТ-55АЗ в отличие от батареи 6СТ-55 поставляется на завод, залитая электролитом и полностью заряженная, и в процессе эксплуатации не требует доливки дистиллированной воды.
Проверка технического состояния аккумуляторной батареи Состояние аккумуляторной батареи характеризуется степенью ее заряженности. Степень заряженности аккумуляторной батареи необходимо проверить автомобильным ареометром, путем измерения плотности электролита, приведенной к температуре 15 °С. Если при измерении плотности электролита его температура отличается от 15 °С, то в величину плотности необходимо внести поправки, связанные с изменением плотности электролита в зависимости от температуры. При температуре электролита выше 15 °С поправку необходимо прибавлять к показаниям ареометра, а при температуре ниже 15 °С — вычитать. Плотность электролита в отдельных элементах исправной батареи не должна отличаться больше, чем на 0,01 г/см3. Проверка уровня электролита Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепаратором. Для облегчения контроля уровня электролита заливные горловины батареи имеют специальные отверстия-тубусы, находящиеся ниже резьбового отверстия под пробки. Для определения уровня электролита в аккумуляторах вывернуть пробки заливных горловин. Уровень электролита считается достаточным, если он касается нижнего торца тубуса горловины. Если уровень электролита ниже указанного, то следует долить дистиллированную воду. Электролит необходимо доливать только в тех случаях, когда известно, что его уровень понизился в результате выплескивания. Если уровень электролита выше нормы, его избыток можно уменьшить с помощью резиновой груши, так как чрезмерное количество электролита может привести к его выплескиванию и коррозии выводов и деталей крепления батареи.
Устранение течи электролита При просачивании электролита через трещины и отслоения заливочной мастики устранить течь, используя разогретую металлическую лопатку, которую надо прикладывать в зоне просачивания электролита. При необходимости разогретой мастикой можно заполнить зазоры между крышками и стенками блока. При наличии трещин и отслоений мастики, которые не удается устранить разогретой металлической лопаткой, их следует устранять, оплавляя в соответствующем месте мастику слабым пламенем. При этом, во избежание взрыва газа, необходимо предварительно принять меры предосторожности: разрядить батарею, вылить из нее электролит и продуть все элементы сжатым воздухом. Генератор
Стартер
Проверка и ремонт стартера Осмотр, проверку и ремонт стартера производить в следующем порядке. 1. Осмотреть корпус стартера, удалить грязь и медно-графитовую пыль с внутренней поверхности. 2. Проверить состояние изоляции катушек обмотки возбуждения, а также отсутствие в них обрывов и замыканий. Снятие и замену неисправностей катушек обмотки возбуждения производить в следующем порядке: • отвернуть с помощью пресс-отвертки четыре полюсных винта и вынуть полюса, предварительно отметив на полюсах и корпусе места их расположения; • вынуть катушки возбуждения из корпуса. Установку новых катушек возбуждения необходимо производить в обратном порядке с учетом следующего: • опустить полюсные винты перед установкой в натуральную олифу; • установить полюса с катушками строго по меткам и, разведя их по диаметру, закрепить полюсными винтами; • установить и зачеканить винты по шлицу после затяжки винтов. 3.Проверить состояние щеток и легкость их перемещения в щеткодержателях. Щетки, имеющие высоту 6-7 мм, заменить. 4.Осмотреть и проверить состояние обмотки якоря и рабочей поверхности коллектора. Загрязненный коллектор очистить мелкой шлифовальной шкуркой, после чего продуть стартер сжатым воздухом. При значительной шероховатости коллектора и выступании слюды между его пластинами проточить коллектор на токарном или специальном станке. После проточки зачистить поверхность коллектора мелкой шлифовальной шкуркой. Слюду между пластинами коллектора стартера не подрезать, так как медная щеточная пыль с грязью набьется в канавки; что может нарушить нормальную работу стартера. Биение коллектора по отношению к цапфам вала не должно превышать 0,05 мм. 5.Проверить усилие прижатия щеток пружинами. Усилие прижатия щеток проверять динамометром. Оно должно быть в пределах 10-14 Н (1,0-1,4 кгс). Регулировку производить закручиванием или раскручиванием пружины. Повышенное усилие приводит к преждевременному износу щеток, а пониженное — к зависанию щеток и потере мощности стартера. 6.Проверить состояние контактов тягового реле стартера. При значительном подгаре контактов зачистить их мелкой шлифовальной шкуркой. При износе в месте соприкосновения с контактным диском развернуть контакты на угол 180°. 7.Осмотреть привод и при наличии забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифовать тонким шлифовальным кругом малого диаметра. Сборка и регулировка стартера Сборку стартера производить в порядке, обратном разборке, с учетом того что резьбу шейки вала якоря стартера, по которой перемещается привод, перед сборкой следует промыть бензином или керосином, протереть и смазать моторным маслом. При включении стартер привод должен перемещаться по резьбе вала якоря без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. Шестерня привода должна свободно от руки проворачиваться по часовой стрелке на валу якоря, а при обратном вращении должна вращаться вместе с валом якоря. После сборки стартера проверить и отрегулировать осевой зазор якоря. Осевой зазор якоря устанавливается с помощью регулировочных шайб, расположенных на шейке вала со стороны коллектора, и должен быть не более 0,7 мм.
Система зажигания
Установка момента зажигания Для проверки установки момента зажигания имеются три метки 1, 2 и 3 (см. рис. 1). Совмещение меток 1 и 2 соответствует ВМТ поршня в первом и четвертом цилиндре. Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа в следующем порядке: • соединить зажим «плюс» стробоскопа с зажимом Б катушки зажигания, а затем «массы» — с неокрашенной частью кузова проверяемого автомобиля; • вставить между проводом свечи первого цилиндра и свечой переходник для подключения стробоскопической лампы и обозначить мелом для большей видимости метку на шкиве коленчатого вала; • пустить двигатель, направляя мигающий поток света стробоскопа на метку на шкиве; если момент зажигания установлен правильно, при холостом ходе двигателя видимая метка 1 должна находиться против метки 3. Если момент зажигания установлен неправильно, следует остановить двигатель, ослабить гайку крепления распределителя и повернуть его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения — по часовой стрелке. Затем снова проверить установку момента зажигания. Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установку момента зажигания, руководствуясь инструкцией на стенде. После проверки на стенде снятый с двигателя распределитель зажигания необходимо устанавливать на место следующим образом: • снять крышку с распределителя, проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя; • провернуть коленчатый вал до начала такта сжатия в первом цилиндре, а затем, продолжая проворачивать коленчатый вал, совместить метку 1 с меткой 3; • провернуть ротор в такое положение, при котором его наружный контакт будет направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке распределителя; • удерживая вал распределителя от проворачивания, вставить его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы произошло сцепление валика с приводной шестерней; • закрепить распределитель на блоке цилиндров, установить крышку, присоединить провода, проверить и отрегулировать установку момента зажигания. Распределитель зажигания Проверка и регулировка распределителя зажигания Для проверки и регулировки параметров распределителя зажигания использовать контрольный стенд для проверки приборов системы зажигания, позволяющий изменять скорость вращения валика распределителя зажигания до 3000 мин-1. Проверка УЗСК прерывателя. Для проверки необходимо установить частоту вращения валика распределителя зажигания, равную (1000±100) мин"1, и определить величину угла по показанию стрелочного указателя. При несоответствии УЗСК технической характеристике его регулировку производить в следующем порядке: • ослабить винты, крепящие контактную стойку к подвижной пластине прерывателя; • вставить отвертку в паз на стойке и увеличить (или уменьшить) УЗСК приближением (или удалением) контакта стойки к (от) контакту на рычажке прерывателя; • по окончании регулировки затянуть винты, крепящие контактную стойку. В эксплуатации при отсутствии специального стенда для проверки УЗСК допускается проверять и регулировать вместо угла зазор между контактами прерывателя. Проверка зазора между контактами прерывателя. Проверку производить в следующем порядке: • провернуть валик распределителя до положения, когда текстолитовая подушка рычажка прерывателя встанет на выступ грани кулачка, при этом зазор между контактами будет наибольшим; • проверить зазор между контактами щупом и при необходимости отрегулировать его. Регулировку зазора производить в том же порядке, в каком регулируется УЗСК. После регулировки УЗСК или зазора между контактами прерывателя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора проверить и, если необходимо, отрегулировать установку момента зажигания. Проверка характеристики центробежного регулятора распределителя. Проверку производить при постепенном увеличении частоты вращения валика распределителя зажигания. В контрольных точках зафиксировать величины углов опережения зажигания, устанавливаемые центробежным регулятором. При необходимости регулировку производить рихтовкой стоек грузиков в следующем порядке: • стойку грузиков, на которой крепится тонкая пружина, следует рихтовать при регулировке центробежного регулятора на малой частоте вращения; • на частоте вращения более 1000 мин"1 необходимо подгибать стойку, на которой крепится толстая пружина. Проверка характеристики вакуумного регулятора распределителя. Для проверки установите частоту вращения валика распределителя выше частоты, при которой центробежный регулятор раскрывается на максимальный угол. Проверку необходимо производить в следующем порядке: • создать в камере вакуумного регулятора разрежение, используя для этого вакуумный насос; • измерить величины углов опережения зажигания сначала плавным увеличением разряжения, затем его плавным уменьшением. При необходимости характеристику вакуумного регулятора можно изменить, сместив его относительно корпуса по горизонтальной оси регулятора. Кроме того, характеристику вакуумного регулятора можно изменить, нажав на кольцевую поверхность его штампованного кожуха. Проверка усилия прижатия контактов прерывателя. Проверку необходимо производить в следующем порядке: • подключить «+» источника через автомобильную лампу напряжением 12 В к его низковольтному зажиму; • замкнуть контакты прерывателя поворота валика распределителя до загорания контрольной лампы; • измерить динамометром натяжение пружины прерывателя в момент размыкания контактов. Момент размыкания контактов определяется прекращением свечения лампы. Усилие динамометра прикладывать по оси контактов. Проверка бесперебойности искрообразования распределителя. Проверку бесперебойности искрообразования производить на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с искровым промежутком 7 мм при частоте вращения валика до 3000 мин"1. При проверке выводы высокого напряжения соединить высоковольтными проводами с разрядниками. Напряжение постоянного тока на зажимах первичной цепи катушки зажигания (при замкнутых контактах прерывателя) должно быть 12-12,3 В. При постепенном повышении частоты вращения валика распределителя от 200 мин"1 до максимальной частоты вращения не должно быть заметных на глаз (и на слух) перебоев в искрообразовании. Проверку отклонения в чередовании искр (асинхронизм) производить при частоте вращения валика распределителя не более 100 '1. Катушка зажигания Проверка катушки зажигания Проверка катушки зажигания на двигателе. Для проверки исправности катушки зажигания на автомобиле надо снять крышку с распределителя зажигания и, проворачивая коленчатый вал двигателя, установить контакты прерывателя в замкнутое состояние. Включить зажигание. Высоковольтный провод, идущий от катушки зажигания, нужно подвести к массе двигателя на расстояние 5-7 мм и периодически размыкать контакты прерывателя рукой. При исправной катушке зажигания (заряженной аккумуляторной батарее и исправном конденсаторе) каждое размыкание контактов должно сопровождаться бесперебойной искрой. Проверка катушки зажигания на стенде. Проверку максимальной частоты вращения валика распределителя, при которой катушка зажигания обеспечивает бесперебойное ис-крообразование, производить на стенде для проверки приборов системы зажигания, оборудованном трехэлектродными игольчатыми разрядниками с искровым промежутком 7 мм. Свечи зажигания На двигателе устанавливаются свечи А20Д11 (А20Д2) или FE85P. Свеча зажигания состоит из керамического изолятора 5 (рис. 68), внутри которого находится центральный электрод 2, выполненный из жаростойкого сплава, и металлического корпуса 4, к которому приварен боковой электрод 1. Для герметичности соединения свечи с головкой цилиндра на свечу устанавливается уплотнительное кольцо 3. Осмотр и проверка свечей зажигания После снятия свечи с двигателя убедитесь в отсутствии каких-либо механических повреждений теплового конуса изолятора и электродов свечи. При наличии копоти на тепловом конусе изолятора надо очистить свечу на пескоструйном ап-
парате, промыть щеткой в чистом бензине и продуть сжатым воздухом. Затем следует проверить зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,8+015 мм. При регулировке зазора нельзя нажимать на центральный электрод, так как это может привести к поломке носика изолятора. Проверку исправности свечи надо производить на специальном приборе под давлением. В исправных свечах при давлении (834±49) кПа [(8,5±0,5) кгс/см2] должно обеспечиваться бесперебойное искрообразование между электродами. При давлении (1031±49) кПа [(10,5±0,5) кгс/см2] новая свеча должна быть герметичной — воздух не должен проходить в местах соединения центрального электрода с изолятором и корпуса с изолятором.
Система управления ЭПХХ Система управления ЭПХХ содержит блок управления ЭПХХ, микропереключатель, электромагнитный клапан и соединительные провода. Экономичность работы двигателя, а также уровень токсичности его отработавших газов зависят от работоспособности системы управления ЭПХХ. При проверке системы обратить внимание на состояние контактных соединений, в частности, соединителей (разъемов) блока управления, микропереключателя и электромагнитного клапана. Нарушение контактных соединений системы может вызвать перебои в работе двигателя. Принцип работы ЭПХХ заключается в том, что на режимах принудительного холостого хода отключается подача топлива в двигатель (в тех случаях, когда педаль управления дроссельной заслонкой отпущена, а частота вращения коленчатого вала повышена по сравнению со значением на режиме холостого хода). Отключение подачи топлива производит пневмоклапан ЭПХХ, входящий в состав карбюратора. Управление пневмоклапаном осуществляет электромагнитный клапан, на который воздействует блок управления и микропереключатель.
(0.011 сек.) |