Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологические методы управления



2015-11-27 1411 Обсуждений (0)
Социально-психологические методы управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри


его. Эти методы предполагают два направления воздействия на поведе­ние работников и повышение их трудовой активности:

1. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки.

2. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореали­зации человека в трудовой деятельности.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их по­мощью целенаправленно воздействовать на сотрудников помогает руко­водителю сформировать коллектив, имеющий единые цели и задачи. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его про­фессиональных знаний, то на 85% — от умения работать с людьми.

Умение работать с людьми в значительной мере зависит от личных качеств менеджера, его способности выявить индивидуальные особен­ности характера каждого сотрудника и осознания того факта, что конеч­ный результат деятельности в коллективе в огромной мере зависит от стиля общения руководителя и подчиненного. Важное значение имеют такие факторы, как сила убеждения, уважительный тон беседы, обста­новка, в которой происходит деловой разговор, учет индивидуальных особенностей собеседника и т.п.

Зная особенности поведения, характера отдельного человека, мож­но прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направле­нии. В этой связи важным является выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения всего коллектива в целом. Эта работа должна систематически прово­диться каждым менеджером как самостоятельно, так и с привлечением специалистов — социологов и психологов — на основе таких способов анализа, как анкетирование, тестирование, наблюдение, опросы, интервью.

Получаемая при этом информация, умение учитывать ее позволит менеджеру целенаправленно воздействовать на отдельных сотрудников и коллектив в целом, а также создать благоприятные условия труда, сформировать здоровый морально-психологический климат в кол­лективе.

Морально-психологический климат коллектива — это устойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном на­строе коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.

Влияние трудового коллектива на личность зависит от того, каков характер сложившихся отношений между членами этого коллектива. На


результаты деятельности людей большое влияние оказывает их настрое­ние. Умение создать хорошее настроение в трудовом коллективе — одна из важнейших задач управленческой системы, так как это равносильно умножению производительной силы труда. Настроение людей зависит и от самих членов коллектива, от их отношений друг с другом. В коллек­тиве с нормальным морально-психологическим климатом все его члены, как правило, отличаются доброжелательным, товарищеским отношени­ем к коллегам по работе. Уважение и доверие, оптимистическая предвари­тельная оценка, желание и умение увидеть лучшее в человеке в таком коллективе являются правилом. Нормальный морально-психологиче­ский климат на производстве способствует высокой производительно­сти труда, поскольку поддерживает положительный эмоциональный на­строй коллектива, предупреждает возникновение конфликтных ситуаций.

Японские социологи утверждают, что от настроения, желания чело­века работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза.

Человеческий труд всегда осуществляется в зависимости от функ­ционирования психики человека, т.е. мышления, воображения, внимания и других элементов. Поэтому естественно, что психологическое состоя­ние человека в тот или иной период времени оказывает непосредствен­ное воздействие не только на его личные результаты деятельности, но и на результаты деятельности всего предприятия. Недостаточное внима­ние к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производитель­ность труда и удовлетворенность сотрудников своей работой.

Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результа­тивным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности каждого сотрудника, социально-психологические характе­ристики отдельных производственных групп, но и осуществлять соот­ветствующее руководство. Способность найти и применить средства воздействия на коллектив, на каждого работника в целях возникнове­ния потребности трудиться эффективно — наиболее ответственная и сложная задача менеджера. Здесь особое значение приобретает его желание акцентировать внимание на результатах, достигнутых каждым сотрудником, способность проявить заботу, выразить благодарность за достигнутый результат, обеспечить материальные и моральные стимулы к труду.

Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеж­дая, руководитель должен максимально полно учитывать природу чело­веческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной


деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и акти­визации коллектива. Объектом же социально-психологического руко­водства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работни­ков, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

Необходимость использования в практике управления организа­цией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потреб­ности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются под­готовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Целый ряд социально-психологических методов прямо или кос­венно направлен на повышение творческой активности и инициативы всех работающих в организации. Это развертывание и всемерное поощре­ние изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие позитив­ных традиций и обычаев данного коллектива.

Главным в менеджменте становится побуждение работников к раз­витию их способностей для более интенсивного продуктивного труда. Задача менеджера не приказывать своим подчиненным, а ориентировать их на проблемы, стоящие перед организацией, ранжируя их по значимо­сти; помогать раскрытию способностей сотрудников; концентрировать их на самом главном; формировать вокруг себя единомышленников и на­правлять их усилия на решение общих задач всего производственного коллектива.

Важнейшим социально-психологическим методом управления является изучение и направленное формирование мотивов трудовой дея­тельности работников и учет их в управлении. Важное значение здесь имеет рациональное использование различных форм коллективного и индивидуального морального стимулирования. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, от­дельных работников, достигших высоких трудовых показателей. Разли­чают коллективное и личное моральное стимулирование (почетные звания, почетные знаки, знамена, ордена, медали, благодарности, грамоты, доска почета и т.д.).

Важно проявлять знаки внимания к сотрудникам, благодарить их за хорошую работу. Иногда бывает полезно особо отметить индивиду­альный вклад отдельного сотрудника, а не всей группы или отдела.


К методам морального стимулирования труда можно отнести сис­тематическое развитие и обучение персонала, планирование деловой карьеры работников, проведение различных конкурсов и соревнований на звание лучших по профессии и т.п.

Раскрытию потенциала работающих способствует вовлечение их в управление деятельностью организации. С этим неразрывно связана работа по развитию у всего персонала организации демократических на­выков управления: гласности, культуры ведения конструктивных дис­куссий, смелости критики, терпимости к инакомыслию, поощрения плю­рализма мнений.

Социально-психологические методы управления используются обычно в сочетании с экономическими и организационно-распоряди­тельными методами, что повышает эффективность их воздействия.

Таким образом, методы управления используют и формируют экономические интересы, взаимоотношения между людьми и их право­вые отношения. В управлении недопустимо ставить вопрос о постоян­ном приоритете тех или иных методов управления. В различных обстоя­тельствах при решении конкретных задач на передний план могут выдвигаться как те, так и иные методы и занимать преобладающее значе­ние. Удельный вес методов находится в постоянной динамике. Руко­водитель должен безупречно владеть всеми методами управления в их единстве, в системе. Это означает, что он должен обладать высокой эконо­мической культурой, профессионализмом в области правовых отноше­ний и быть высококомпетентным психологом и воспитателем.



2015-11-27 1411 Обсуждений (0)
Социально-психологические методы управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологические методы управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)