Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические методы управления



2015-11-27 779 Обсуждений (0)
Экономические методы управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономические методы по сравнению с административными пре­доставляют больше вариантов решений, обеспечивающих удовлетворе­ние интересов коллектива и общества. Экономическим методам управле­ния отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отноше­ниями и лежащими в их основе объективными потребностями и интере­сами людей.

Экономические методы — это элементы экономического механиз­ма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие произ-


водства. Они основаны на материальной заинтересованности работни­ков в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельно­сти и принятии на себя ответственности за их результаты.

Экономические методы предполагают, что своевременное и каче­ственное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в макси­мизации реального результата своей деятельности.

Экономические методы способствуют выявлению новых возмож­ностей, резервов, что особенно важно в период перехода к рыночным отношениям. Речь идет об изменении системы материального стимули­рования с учетом экономических интересов всех участников производ­ственного процесса. Однако проблема заключается в том, чтобы создать условия, при которых экономические методы были бы действенны и целе­направленны.

Набор и содержание рычагов экономического воздействия опре­деляются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

Конкретные экономические методы управления по различным ас­пектам деятельности организации включают: внутрифирменное плани­рование; технико-экономическое обоснование выбора вариантов новой продукции, техники и технологии; разработку проектов цен (тарифов) на выпускаемую продукцию; финансирование производственно-хозяй­ственной и социальной деятельности; образование и использование фондов экономического стимулирования; премирование за создание и внедрение новой техники, изобретений и рацпредложений; осуществ­ление своих функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами; контроль за соблюдением платежной дисцип­лины; эффективное использование капитальных вложений в строитель­ство объектов; рациональное использование собственных оборотных средств; применение системы распределения прибыли; использование принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффектив­ности труда на каждом рабочем месте; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий; примене­ние экономических мер воздействия на заказчиков, поставщиков, под­рядчиков, снабженческо-сбытовые, транспортные и другие организации в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам.

Особо важное место среди других методов управления занимает планирование, так как, во-первых, его результаты непосредственно влия-


ют на содержание остальных функций управления, а во-вторых, именно на стадии планирования формируются цели предприятия и определяют­ся средства достижения этих целей.

Таким образом, планирование способствует упрощению достиже­ния целей предприятия путем:

1) устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;

2) сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;

3) достижения эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;

4) облегчения организационной, мотивационной и контролиру­ющей деятельности руководства предприятия.

С помощью планирования определяется программа деятельности предприятия (цеха, участка). После утверждения планов они поступают линейным руководителям для претворения их в действие. Каждое хоз­расчетное подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует работу коллектива.

Важным экономическим методом, используемым на уровне пред­приятия, является коммерческий расчет. Этот метод предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов хозяйственной деятельности.

Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов, или прибыли, при минимальных затратах капи­тала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели тре­бует соизмерения вложенного (авансированного) капитала в производ­ственно-торговую деятельность с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различ­ные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию вы­бора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала; мини­мум денежных расходов и финансовых потерь и др.).

Наиболее чувствительным элементом экономических отношений в организации является, пожалуй, оплата труда. Она всегда являлась денежным мотиватором производственной деятельности. Поэтому пра­вильно выбрать систему оплаты труда — значит во многом повысить выживаемость и конкурентоспособность организации. Уровень оплаты труда работников определяется стоимостью жизни, финансовым состоя­нием предприятия, уровнем заработной платы, которая выплачивается в конкурирующей организации, а также порядком ее государственного регулирования.


Система оплаты труда базируется на нескольких основаниях: уров­не профессиональной квалификации, выслуге лет, объеме и сложности выполняемых работ, мере ответственности, времени приложения труда, продолжительности операций и др. Однако любая система вознагражде­ния должна создавать у работников уверенность и чувство защищенности.

В настоящее время наибольшее распространение получила по­временная и сдельная оплата. Первая форма основана на исполнении долж­ностных обязанностей, а вторая — на нормах выработки. Как та, так и другая не ориентированы на конечные результаты труда и требуют со­вершенствования.

В странах с развитым рынком материальное вознаграждение за труд обычно складывается из двух частей: базовой (фиксированного оклада) и переменной (участие в прибылях).

Базовая оплата достаточна, чтобы привлечь на предприятие работ­ников нужной квалификации, а их продуктивная инициатива и мастер­ство, приводящие к высоким конечным результатам, вознаграждаются путем дополнительных оплат из прибыли предприятия.

Поскольку в оплате труда учитываются квалификация, опыт и ре­зультаты деятельности, возникает необходимость дифференциации это­го материального стимулятора внутри предприятия; естественно, более высокий уровень квалификации, подготовки, сложности решаемых за­дач требует и более высокой оплаты.

Поощрительной формой материального вознаграждения труда явля­ется доплата (надбавка к тарифным ставкам и окладам). Она, в отличие от тарифа, не является обязательным и постоянным элементом заработ­ной платы. Ее главное назначение — стимулировать рост производитель­ности и качества труда, способствовать решению наиболее сложных техни­ческих и управленческих вопросов. Это как бы оплата дополнительных результатов труда или экономическая оценка улучшенного труда.

Доплаты за дополнительные результаты труда обычно выплачи­ваются: за совмещение профессий и должностей, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство, высокие трудовые достижения и даже за стаж работы на предприятии. В этих случаях раз­мер надбавки устанавливается индивидуально, в зависимости от вклада каждого работника в конечные результаты работы.

Еще одним видом материального вознаграждения является премия. Рассмотрим ее природу. Особенность премии состоит в том, что она имеет неустойчивый характер (может быть увеличена, уменьшена или не на­числена вообще), но должна быть непосредственно связана с конечны­ми результатами труда и выплачиваться только в случае превышения фактических объемов деятельности над планируемыми. Поэтому премия


не начисляется за результаты той деятельности работника, которая явля­ется для него обязательной и оплачивается по тарифной ставке или окла­дом. Если предприятие практикует частое премирование, незначитель­ное по размерам, но широкое по охвату работников, то это, как правило, скоро превращается в привычную форму доплат и перестает быть стиму­лом в работе. Для того чтобы премия действительно стимулировала труд и поддерживала нормальные отношения в трудовом коллективе, необ­ходима продуманная система премирования, включающая выбор показа­телей премирования, его условия (источники выплаты премий), размеры премий и состав (круг) премируемых.

Важнейшим рычагом экономического управления является цено­образование. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потреби­тельским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги. Раньше ценообразование находилось в ведении государства в лице вышестоящего органа управления. Часть прав ценообразования и сегодня остается за государством, и это понятно, ведь оно распоряжа­ется средствами производства. Новым же является то, что предприятие приобретает в вопросах ценообразования свое слово. Ему предоставля­ется право под контролем государства устанавливать цены по договорен­ности с потребителем (так называемые договорные цены) на ряд основ­ных видов продукции, а в некоторых случаях делать это самостоятельно.

Особое значение в условиях рыночной экономики приобретает цено­образование для вновь образуемых малых предприятий, основанных на общественной и частной собственности. В отличие от единой стабиль­ной государственной системы цен, построенной на традиционном за­тратном принципе, здесь в силу вступает рыночный механизм ценообразо­вания, основанный на учете спроса и предложения на товары или услуги, свободной конкуренции и на других факторах, характерных для товар­ного производства.

Цены на выпускаемую продукцию непосредственно влияют на раз­меры прибыли и дохода предприятия. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимо­сти выпускаемой продукции. Поэтому в цехах, на участках, в бригадах в условиях хозяйственного расчета необходимо применять четкую сис­тему материального стимулирования за изыскание резервов по сниже­нию себестоимости продукции и реальные результаты в этом направле­нии. За экономию сырья, материалов и других ресурсов может быть направлено на премирование до 50% суммы экономии, полученной кол­лективом.

Благополучие предприятия зависит от состояния его финансов. Финансы нужны предприятию для его производственного и социального


развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще боль­ше денег, т.е. получить прибыль (доход). Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли для общества работу делает данный завод или фабрика, эффективно и экономно ли производство. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само должно повышать качество продукции и услуг, снижать их себестои­мость, наращивать производительность труда, совершенствовать обору­дование и приемы работы. Финансовая самостоятельность предприя­тия, иначе говоря самофинансирование, предусматривает не только права руководителя, но и высокую финансовую ответственность его перед трудовым коллективом и государством.

Необходимо обеспечить также своевременные денежные выплаты поставщикам, подрядчикам и другим партнерам.

Вместе с тем финансовая самостоятельность означает и то, что воз­мещение убытков, причиненных предприятием государству и другим организациям, придется теперь выплачивать исключительно за собствен­ный счет — из дохода трудового коллектива.

Для того чтобы строить финансовые, денежные отношения, пред­приятию нужно прежде всего эти деньги иметь. Источником денежных средств является доход предприятия от реализации товаров и услуг. Однако этого дохода, особенно в начале деятельности предприятия, может оказаться недостаточно для того, чтобы развивать производство, ускорять научно-технический прогресс. В этих случаях приходится брать деньги взаймы — получать кредит.

В условиях коммерческого расчета и самофинансирования кредит начинает реализовывать свои возможности — на кредитные деньги можно многое сделать, не ожидая появления своих средств. Но, для того чтобы кредит стал действенным рычагом экономического управления, он дол­жен обрести свои главные качества: обеспеченность (выдача под залог имущества предприятия или его гаранта), целевой характер, срочность (давать не навсегда, а на время), возвратность (использовал — верни), платность (процент под ссуду). Кредитование дает возможность оказы­вать помощь предприятиям, помогая им становиться на ноги, экономи­ческим путем направлять их деятельность в нужное русло, стимулиро­вать выпуск тех видов продукции, оказания тех услуг, которые сегодня нужны стране и ее населению.



2015-11-27 779 Обсуждений (0)
Экономические методы управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические методы управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)