В.А. Якобсон. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ
Древний Восток и мировая культура. М., 1985. С. 53-54
Различным аспектам деятельности купцов-тамкаров посвя- щены многие параграфы ЗХ. Наше сообщение посвящено дея- тельности тамкаров и их «разъездных агентов» (ш а м а л л у- м о в) в международной торговле и ее регулированию в этих Законах. Как известно, Месопотамия сильно зависела от меж- дународной торговли, ибо импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло. Не создавая сама по себе прибавочного продукта, торговля служит важным средством его распределения и перераспределения. В древнос- ти международная торговля почти всегда неэквивалентна и перекачивает прибавочный продукт из стран менее развитых в более развитые. К моменту создания ЗХ международная торговля в Месо- потамии имеет уже тысячелетние традиции и четкие организа- ционные формы, что и находит свое отражение в тексте ЗХ. Сначала устанавливается общий принцип партнерства (§ 99): «если два человека вступают в «товарищество», то прибыль и убыток они делят поровну, «перед богом» (т. е. скорее всего, в храме Шамаша, покровителя купцов). Торговое «товарищество» хорошо известно в старовавилонский период. Однако истолкование данного параграфа Драйвером и Майл- тором представляется нс совсем верным. «Товарищество», о ко- тором идет речь в этом параграфе, не обязательно является чем-то вроде «акционерного общества», т. е. предприятия, ку- да оба паптнера вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток сообразно вкладу каждого: «митхариш» означает именно «поровну», а не «пропорционально». Дело, видимо, заключается в том, что один из партнеров участвует в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредст- венно осуществляет коммерческое ппедприятие - труд наем- ный и, как будет видно из дальнейшего, небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращает «вкладчику» его капитал, а прибыль или убыток делится между партнерами пополам. Иначе строятся отношения между тамкаром (куп- цом) и шамаллумом (торговым агентом). Шамаллум был мел- ким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара, крупного «негоцианта». Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые шамаллум и пускал в оборот. Текст § 100 заставляет полагать. что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкар а последний должен был платить шамаллуму «его дни», т. е. очевидно, расходы по путешествию, а также некое жалованье. При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую при- быль и рост по займу... Очевидно, что торговая прибыль под- считывается после того, как «отложат» основной капитал и проценты на него. Именно поэтому в § 100 предусматривается подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде всего он должен возвратить тамкару капитал и рост на него. Затем уже из «чистой» прибыли тамкар рассчитывается с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае да- вать рост (в том числе и деньги, вложенные в «товарищест- во»). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо ша- маллум в любом случае обязан был вернуть тамкару удвоен- ный капитал (§ 101). Величина минимальной торговой прибы- ли считалась, следовательно, равной 100 процентам (макси- мальная прибыль могла превышать эту цифру во много раз. В одном тексте предсказание обещает купцу прибыль в 6000 (!) процентов). И лишь в том случае, если тамкар предостав- лял шамаллуму деньги «в благодеяние» (§ 102), т. е. в виде беспроцентного займа, шамаллум обязан вернуть лишь основ- ную сумму даже в том случае, если он не получил никакой прибыли. Участие в коммерческих операциях было, следова- тельно, куда более выгодным делом, чем просто отдача денег в рост, но зато и гораздо более рискованным. Параграф 103 предусматривает, что шамаллум, сделавшийся во время торго- вой поездки жертвой грабежа, «во имя бога поклянется и бу- дет свободен». В этом случае, очевидно, терялись не только прибыль и рост, но и основной капитал, а нередко и жизнь бедняги-шамаллума. Если грабеж имел место на территории, куда простиралась власть вавилонского царя, в действие всту- пали параграфы 21-24 и можно было рассчитывать на возме- щение. Но торговые поездки были большей частью «загранич- ными». Известны для данного региона (Передняя Азия) меж- дународные договоры о взаимной защите иноземных купцов от грабителей. От старовавилонского периода такие договоры до нас не дошли. Впрочем, о международных отношениях царства Хаммурапи мы вообще знаем мало. Следующие несколько параграфов устанавливают порядок взаимоотношений между тамкаром и шамаллумом. Так, поми- мо денег для коммерческих операций тамкар может дать ша- маллуму любое (движимое) имущество для продажи (§ 104). В этом случае шамаллум обязан вернуть тамкару всю свою выручку и получить от тамкара «документ с печатью». По- скольку здесь ничего не говорится о вознаграждении шамал- лума, возможны два предположения: 1) либо их взаимоотно- шения на этот случай уже предусмотрены 100, 2) либо это – дополнительное поручение шамаллуму, за которое определен- ного вознаграждения не полагалось. Возможно, впрочем, что речь здесь идет не о путешествии, а о продаже на месте. Мож- но предполагать, что все подобного рода торговые операции подлежали общему учету в каруме города, где велся общий для всех купцов баланс. Без такого предположения невозмож- но понять смысл § 105, устанавливающего, что, если шамал- лум по небрежности не взял у тамкара соответствующего до- кумента, «серебро без документа с печатью к счету не будет причислено». Совершенно очевидно, что речь здесь идет не приходно-расходных книгах самих контрагентов: они ведут их сами и вольны записывать или не записывать туда все, что им угодно. Речь, следовательно, идет о каком-то «счете», куда серебро вносится именно по предъявлению документа, а не денег. Такой счет мог вестись только в каруме. Существование карумов в городах Вавилонии хорошо засвидетельствовано документами, но мы, к сожалению, не располагаем текстами, которые освещали бы их структуру и характер их деятельности (подобно документам ассирийских торговых колоний). Изве- стно лишь, что карум обладал в числе прочего судебной властью - возможно, именно потому, что служил своего рода центральной конторой» или «бухгалтерией». Параграфы 106 и 107 как раз и предусматривают случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Если шамаллум, взяв- ший у тамкара серебро, затем «спорит» с ним, тамкар должен изобличить его «перед богом и свидетелями» (судебные засе- дания карума происходили в храме Шамаша), и шамаллум обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере. Драй- вер и Майлс безосновательно полагают, что тамкар в этом случае предъявляет «документ с печатью». Ни в этом парагра- фе, ни в каком-либо другом не содержится упоминаний о ка- ких-либо расписках, выдаваемых шамаллумом тамкару. Во- преки их мнению, не следует также предполагать в этом слу- чае ордалию посредством клятвы. Как уже указывалось, «пе- ред богом» означает просто-напросто суд в храме Шамаша. Вообще в Законах Хаммурапи тот или иной вид «божьего суда» всегда упоминается прямо. Не правы Драйвер и Майлс и в данном ими объяснении большой суммы взимаемого в этом случае штрафа. Дело тут не в «особых отношениях между тамкаром и шамаллумом» и не в «большой прибыли» (хотя она, как уже отмечалось, была действительно очень велика). Такая сложная организация, как карум, в сложных условиях тог- дашней внутренней и особенно международной торговли может нормально функционировать лишь на основе строгого учета в сочетании с безусловной честностью партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось как особо тяжкий проступок и каралось соответственно. Тамкар, совершивший аналогичный проступок в отношении своего шамаллума (§ 107), подвергался еще более тяжкой каре: он должен был отдать спорную сумму в шестикратном размере (процесс велся тем же порядком, что и в § 106). За- конодатель и здесь предоставляет защиту «слабому против сильного». Другой вопрос - насколько удавалось «слабому» в реальной жизни отстоять свои права
КОММЕНТАРИИ
а Старовавилонский период (и употребляемое для этого периода слово- сочетание «старовавилонское общество») охватывает время с 1894 до 1595 г. до н. э., т. е. время правления 1 Вавилонской, или Аморитской, династии. б Оба варианта написания имени вавилонского царя (Хаммурапи и Хаммураби) равноценны. Аккадской клинописи свойственна полифония, по- этому последний слоговой знак в этом имени может произноситься как с глухой, так и со звонкой согласной. в Материалы дискуссий сконцентрированы в книгах: Никифо- ров В. Н. Восток и всемирная история. М" 1977; Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М., 1971. г Амурру, Сури - области к западу от Двуречья, район Сирии. Гу- тиу(м), Элам-области к востоку от Двуречья, на территории соответ- ственно северо-западного и юго-западного Ирана. д Современное чтение термина - энси (глава шумерского города-госу- дарства). е ЗХ-сокращенное общепринятое обозначение Законов Хаммурапи. ж Метэки - в древней Греции чужеземцы, а также рабы-вольноотпу- щенники. Будучи лично свободными, не обладали политическими правами. з Самсуилуна-царь Вавилонии, правил после Хаммурапи, в 1749- 1712 гг. до н. э. и ЗБ-сокращенно Законы Билаламы, царя Эшнуны-периферийного царства в долине р. Днялы. В настоящее время приписываются другому ца- рю-Дадуше. Датируются началом II тыс. до н. э. к Греческий термин для обозначения распространенного на Востоке об- ряда преклонения перед царем. л Перевод параграфов 117-119 ЗХ весьма сложен. В данной статье акад. В. В. Струве обосновывает необходимость перевода с «одушевлением» такого понятия, как «долговое обязательство». Современные исследовате.тн принимают перевод В. В. Струве с небольшими поправками (см.: Законы вавилонского царя Хаммурапи/Пер. и ком. Л. А. Липина, в новой редакция В. А. Якобсона//Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980. Ч. 1. С. 161 и прим. 39 на С. 178). м Иосия (Йошийаху)--царь Иудеи (640-609 гг. до н. э.). н Второзаконие - часть Пятикнижия, важнейшей составной части Вет- хого Завета Библии. о Моав-государство, располагавшееся в древности к юго-востоку от Мертвого моря, граничившее с Иудейским царством и нередко вступавшее с ним во враждебные отношения.
п Куту, или Кута,-город в Вавилонии, центр культа бога Нергала. бога болезней, смерти, войны, отождествлявшегося с планетой Марс (совр Телль-Ибрахим на территории Ирака). Р Аби-Эшух-царь Вавилонии (1711-1684 гг. до н. э.). с Сервитут-правовой термин, означающий закрепление частичных прав и льгот для одного человека в отношении имущества другого. т Принципал - ведущий, главенствующий субъект в правовых взаимо- отношениях двух или более лиц. у 1 бур - мера площади в Двуречье, равна 6,3 га.
Раздел III
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |